Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дегазация — проводится с целью удаления вредных газов' (в том числе и после фумигации).

Указанные мероприятия осуществляются специальными отря­ дами санитарного и ветеринарного надзора.

Важным средством предохранения грузов от порчи является регулярный санитарный надзор за складами и очистка их.

В процессе эксплуатации складские помещения и открытые площадки систематически загрязняются сметками, остающимися от хранящихся грузов, а также грязыо и иылыо, вносимыми на обуви людьми. Кроме того, мусор заносится различными видами транспорта, а также ветром через открытые двери и окна. Сметки от грузов растительного и животного происхождения, разлагаясь, создают благоприятную почву для жизнедеятельности различных микроорганизмов и плесеней. Сметки от большинства грузов ми­ нерального происхождения, а также грязь и пыль, заносимые извне, вредно влияют на здоровье людей и загрязняют грузы. Смесь сметок некоторых химических грузов может давать взрыво­ опасные и воспламеняющиеся химические соединения, а также вы­ делять опасные для здоровья газы.

Поэтому все складские помещения и площадки надо периоди­ чески очищать. Существуют различные способы очистки складских помещений (сухая, влажная, мойка водой).

Для сухой очистки используют пылесосы или мягкие раститель­ ные веники и щетки. Такую очистку надо делать в хранилищах ежедневно после окончания работ.

Влажную очистку производят моечными машинами, швабра­ ми после сухой очистки в тех случаях, когда хранилище после пыльных грузов должно быть занято чистыми непродовольствен­ ными грузами.

Мойку водой из брандспойтов применяют после сухой очистки. Необходимо промывать помещения после удаления из них пыль­ ных, остропахнущих и загрязняющих грузов, если эти помещения предназначены для продовольственных или других чистых грузов.

Как правило, перед дезинфекцией, дезинсекцией, дератизацией или фумигацией производится по требованию органов саннадзора какой-либо способ очистки склада.

Способы и порядок очистки складских помещений зависят от видов груза. Продовольственные складские помещения требуют особого ухода. Здесь необходимо ежедневно производить механи­ ческую сухую уборку, а также систематически протирать полы влажными швабрами. Один раз в месяц надо делать генеральную уборку: сначала тщательную сухую очистку, а затем влажную про­ тирку полов и стен. Рекомендуется весной и осенью промывать полы и стеллажи чистой водой, а затем раствором 40%-ного едкого натрия (2 стакана 40°/0-ного едкого натрия на ведро воды). Стены, потолки и столбы в продовольственных складах необходимо систе­

матически белить

известковым

раствором следующего

состава:

1 кг негашеной извести

и 50 г

медного купороса на ведро воды.

Различный мусор,

пыль

и сметки после сухой и влажной

механи­

252


ческой очистки следует складывать в специальные мусорные ящи­ ки с крышками и хлорировать.

Площадки для хранения лесоматериалов, особенно пиленого

леса, нужно систематически очищать от гниющих веществ расти­

тельного происхождения (травы, опилок, коры), так как эти остат­

ки способствуют заражению древесины различными грибками.

Помимо механической очистки, на лесных площадках необходимо

периодически производить дезинфекцию. Центральный научно-ис­

следовательский институт механической обработки древесины ре­

комендует следующий порядок химической обработки лесных пло­

щадок: участки площадок взрыхляют железными граблями, затем

почву поливают

5%-ным раствором хлорной извести из расчета

5 л на 1 м2. Через 10—20 мин участок поливают 5%-ным раствором

серной кислоты.

В результате химической реакции выделяется

свободный хлор, который является сильным ядом для грибков.

В складах, предназначенных для волокнистых грузов, жела­ тельно производить влажную механическую очистку, чтобы предо­ хранить их от пыли. В складах химических грузов способ очистки необходимо согласовать со специалистами, так как одни химические грузы являются опасными при воздействии влаги, а другие, напри­ мер бертолетова соль, опасны при обычной сухой очистке.

Вскладах рыбной продукции, особенно тузлучной, надо при­ менять сухую очистку; перед укладкой груза пол посыпают опилками, с которыми легко удаляют тузлук. Помимо сухой очист­ ки, полы в рыбных складах необходимо окатывать водой с хими­ ческими растворами, аналогично применяемыми в продовольствен­ ных складах.

Вскладах кожсырья рекомендуется влажная очистка и перио­ дическое окатывание полов и стен водой с раствором каустической соды или других антисептиков; стены и столбы необходимо белить известковым раствором.

Вхранилищах, предназначенных для непродовольственных чи­ стых тарно-упаковочных грузов, необходимы регулярная сухая очистка и периодическая тщательная влажная очистка.

§ 36. СКЛАДСКОЙ ИНВЕНТАРЬ

Кроме специальных механизмов, на складах необхо­ димо иметь мелкий погрузочный и хозяйственный инвентарь, а также различные руководящие пособия и документы. Перечень складского перегрузочного инвентаря зависит от характера рабо­ ты склада и номенклатуры проходящих грузов. На складах массо­ вых грузов он менее разнообразен, чем на складах общего назна­ чения.

Сходни предназначены для прохода рабочих в вагон, на шта­ бель и обратно. Длина сходней должна быть такой, чтобы при установке в наклонном положении уклон не превышал 1 :3. Шири­ на сходней установлена следующая: для прохода без груза — не меньше 250 мм; для прохода с грузом в одну сторону — не меньше

253


1 м; для одновременного прохода с грузом и порожнем — не меньше 1,5 м. Количество сходней зависит от интенсивности рабо­ ты склада. Козелки служат для установки сходней к вагонам и штабелям, подкрепления сходней при перекатке тяжелых грузов, устройства мостков к штабелю на уровне порога вагонов. Козелки должны быть жесткой конструкции и выдерживать нагрузку не меньше 1 тс.

Ломы обыкновенные и роликовые (4—6 на склад) необходимы для кантовки тяжелых ящиков и перекатки вагонов.

Рифленое железо в виде листов шириной 1 м, длиной 1,5 м и толщиной до 5 мм служит для перекрытия сопряжений рампы склада с порогом вагона илй концов сходней с полом склада.

Все штучные грузы, особенно продовольственные и промыш­ ленные (органического происхождения), независимо от того, из какого материала сделан пол склада, надо укладывать на подто­ варники. Высота подтоварника в зависимости от рода груза, ха­ рактера пола и уровня стояния грунтовых вод колеблется в пре­ делах от 10 до 35 см. Подтоварники должны быть прочно сколо­ чены, без выступающих гвоздей; обычно их изготовляют длиной до 3 м и шириной до 70 см. Подтоварниками могут служить пилома­ териалы или соломенные и другие растительные маты.

Сепарационным материалом служат доски и брусья, которыми перевязывают штабеля груза для устойчивости, а также проклад­ ки между рядами груза для предохранения тары от повреждения. Брезенты и мешковина необходимы для укрытия груза на откры­ тых площадках, для подстилки под транспортеры, в местах ук­ ладки подъемов, для сбора россыпи груза, просушки подмоченных грузов и т. п.

Плотничный инструмент (пила, топор и т. д.), а также гвозди должны быть на каждом складе; они необходимы для установки козелков, сходней и других работ по оборудованию вагонов и по­ чинке тары. Починочный материал (шпагат, мешковина, фанера, тес, контрольные ленты и угольники, ушивальные иглы) необходим для починки поврежденной тары.

Кисти, краски, ведерки, трафареты (цифровые и буквенные) служат для маркировки и перемаркировки грузов. Для каждой двери склада нужно иметь надежный замок. Кроме того, на скла­ де должны быть пломбы и пломбир для опломбирования всех дверей после работ. Для систематической уборки на складе необ­ ходимо иметь пылесосы, мягкие веники и швабры.

На складе надо иметь электролампы мощностью не свыше 35 Вт со шнурами. Количество их зависит от числа единовременно обрабатываемых вагонов. На складах, где хранятся огнеопасные грузы, пользоваться переносными электролампами и фонарями не разрешается.

Кроме перечисленного инвентаря и материалов, на складе дол­ жна быть аптечка — набор необходимых для первой помощи меди­ каментов и перевязочных материалов. Она пополняется по указа­ нию санинспекции Водздравотдела.

254


Для нормальной бесперебойной работы на каждом складе не­ обходимо иметь:

книги для учета движения грузов и вахтенные журналы для регистрации приема и сдачи дежурств;

достаточное количество бланков, которые оформляются скла­ дом;

подробный табель складского инвентаря (вывешивается на сте­ не в конторе склада);

табель противопожарного инвентаря; таблицу технически допустимых норм нагрузки для каждого

склада (отдельно по этажам) и таблицу удельных норм нагрузки; таблицу основных размеров каждого склада (ширина, длина,

общая и полезная площадь); технологические карты со схемами формирования штабелей и

их размещения, способов укладки грузов на поддонах и размеще­ ния контейнеров на площадках;

инструкцию по противопожарной безопасности; плакаты, транспаранты и инструкцию по технике безопасности;

папки со всеми распоряжениями и инструкциями, касающимися складских работ.

Чтобы точно знать, в каком месте склада размещена та или иная партия груза, необходимо площадь склада разделить на сек­ ции. Каждой секции рекомендуется присвоить постоянный номер; проставлять его надо на видном месте — на столбах, на стенке склада или на полу. Границами секций склада обычно служат главный проезд, идущий вдоль склада (посередине), и поперечные проезды, расположенные против дверей.

После приема груза в соответствующую секцию заведующий складом записывает в книгу учета наряду е другими данными о партии груза также и номер секции, в которой она помещена.

§ 37. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА СКЛАДАХ

Техника безопасности и охрана труда предусматри­ вают изучение и разработку способов труда, наиболее безопасных для рабочих; внедрение безопасного оборудования, механизмов и рабочих приспособлений; разработку оздоровительных санитарногигиенических мероприятий и правильное трудовое использование персонала.

В портах данными вопросами занимается инженер по тех­ нике безопасности, подчиненный главному инженеру, который про­ водит в жизнь все мероприятия по технике безопасности и охра­ не труда. Независимо от этого ответственность за охрану труда ра­ бочих возложена на руководителей хозяйственных и производст­ венных единиц, а также на командный и руководящий состав, не­ посредственно отвечающий за организацию рабочего места.

Основные вопросы техники безопасности и охраны труда, свя­ занные с организацией различных складских операций, сле­ дующие.

255


Состояние складских помещений. Все складские помещения должны полностью отвечать основным правилам безопасности тру­ да. Двери должны быть подвешены на надежных приспособлени­ ях и легко открываться и закрываться одним человеком или меха­ нически. Окна должны быть исправные, стекла в них необходимо содержать в чистоте для лучшего естественного света, фрамуги окон должны закрываться свободно. Полы склада не должны иметь выбоин, проломов или прогибов. В ночное время нужно обеспечивать достаточную освещенность рабочих мест.

Поверхность территории открытых складов должна быть ров­ ной, без хлама и посторонних предметов, препятствующих свобод­ ному движению рабочих и средств подвижной механизации. Во

время работы на складах нельзя допускать

сквозняков. Необхо­

димо иметь

бачки

с кипяченой водой.

Во

время заморозков и

в сырую

погоду

трапы,

сходни

и

проходы

надо посыпать

песком.

 

 

 

 

 

 

 

Штабелирование

грузов.

Высота

и ширина

штабелей зависят

от рода упаковки и массы одного места. При укладке механиче­ скими подъемниками высота штабелей может быть максимально допустимой.

Для устойчивости штабелей необходимо применять прокладки. Категорически запрещается укладывать штабеля любого груза в тех местах, где деревянный пол дает пружинящие прогибы и пе­ рекосы. Штабеля надо укладывать уступами. Не разрешается оставлять в штабелях места, лежащие в неустойчивом положении. Ширина штабелей ящичных, мешковых и киповых грузов зависит от состояния тары и во всех случаях должна обеспечивать надеж­

ную устойчивость

штабеля.

 

Различные металлы в чушках (чугун, олово, свинец, медь,

алюминий) следует укладывать в правильные клетки высотой до

1

м на жесткий

непрогибающийся настил или непосредственно

на

землю.

 

 

Длинномерные грузы (трубы, рельсы, сортовые металлы, круг­

лый лес и т. п.)

категорически запрещается укладывать .навалом

с подпором вертикальными стойками. Такие грузы укладывают ровными рядами, с поперечными прокладками между каждым рядом.

Баллоны с газами и сжатым воздухом хранят в вертикальном положении пробкой вверх. Грузы неправильной геометрической

формы

складируют в

один слой. Верхние

места штабелей

не

должны

приближаться

к электропроводам ближе чем на 2,2

м,

а к пусковым рубильникам — ближе чем на

1 м.

 

Штабеля, перекосившиеся и грозящие обвалом, необходимо не­ медленно переложить; категорически запрещаетсяподпирать их различными распорками. При укладке мешковых грузов начало штабеля должно иметь опорную клетку, уложенную «тройником» или «пятериком».

К перегрузочным операциям допускаются только -мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, физически пригодные для выполнения

256