Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
этих работ. Подъем и переноска одним человеком грузов весом более 80 кг воспрещается. При весе одного места свыше 50 кг подавать груз и снимать его со спины грузчика должны специально выделенные укладчики.
Глава IX
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДСКИХ РАБОТ
§ 38. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Система показателей складских работ необходима для разработки проектов строительства складов, для составления годовых, квартальных и месячных планов складских работ, а так же для учета и анализа использования складов.
Система показателей содержит исходные технические и экс плуатационные данные, которые служат исходной базой для оп ределения основных экономических показателей, характеризующих окончательные результаты работы складов.
Совокупность показателей и методы различных расчетов, при меняемых при проектировании строительства складов, отличают ся от методов планирования, учета и анализа работы действую щих складов. Указанные различия связаны с тем, что при проек тировании многие исходные данные являются большей частью ориентировочными, прогнозными. Некоторые из них принимаются как заданные (грузооборот) либо определяются расчетным способом или исчисляются на основе статистических данных за много лет и принимаются как усредненные или укрупненные величины. На мор ском транспорте действуют Нормы технологического проектирова ния морских портов ', содержащие также и усредненные исходные нормативы и методы расчетов' основных параметров и показателей закрытых и открытых складов. Усредненные, условные нормати вы могут значительно отличаться от фактических данных, скла дывающихся в конкретных условиях различных портов.
Показатели, применяемые для планирования работы дейст вующих складов, устанавливаются на основании более достоверных данных. Например, известен состав грузооборота, сроки поступления грузов, размеры складов и открытых площадей, эксплуатацион ные нагрузки и др. При этом для квартальных и месячных пла нов состав грузооборота наиболее точен, поскольку грузоотпра вители представляют Министерству морского флота уточненные заявки на перевозку грузов морем.1
1 Разработаны Государственным проектно-конструкторским научно-иссле довательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект», 1967.
17 Б, Г. Приходько |
257 |
Анализ работы складов строится на основе отчетных фактиче ских данных, и поэтому отчетные показатели наиболее точно отра жают результаты работы складов.
Система показателей складских работ, как и всякая система учета и отчетности, должна отвечать определенным требованиям, а именно:
минимальная совокупность показателей, обеспечивающая наиболее полное отражение результатов работы складов с мини мальными затратами труда плановых и учетных работников;
простота системы показателей и доступность понимания ее экономической сущности работниками портов;
возможность применения всех показателей для практических целей оперативного руководства складскими работами, имея в ви ду принятие своевременных мер по устранению недостатков и обеспечению выполнения планов.
В нашей стране ведется линия на всемерное упрощение перечня производственных показателей за счет исключения трудно учиты ваемых и не нужных для целей производства.
Совокупность взаимосвязанных показателей складских работ действующих складов отражает два основных направления:
а) данные, характеризующие уровень использования складов и открытых площадей, составляющих производственные мощно сти, необходимые для хранения грузов;
б) данные, характеризующие скорость и интенсивность движе ния грузов через склады.
Продукцией складов является само перемещение грузов через склады, а основным показателем этой специфической продукции является грузооборот складов, который составляет определенную часть перевалочного грузооборота порта.
Коэффициент складочности, или коэффициент хранения грузов в порту, определяется отношением грузооборота складов Qc к пе
ревалочному грузообороту порта Qn: |
|
*■ «=■ £• |
е е ) |
Рост этого коэффициента указывает на возрастание объемов хранения грузов, проходящих через порт, что вызывает излишние перевалки и задержку грузов в портах, а следовательно, повы шает стоимость перевозки грузов и замедляет скорость движения товарных масс от отправителей до получателей.
В последние годы в морских портах в содружестве с желез ными дорогами развивается прогрессивное движение за макси мальную перевалку грузов по прямым вариантам вагон — судно, судно — вагон.
Важным средством роста перевалки грузов по прямым вариан там является хорошо организованная контейнерная транспортная система, в самой идее которой заложен принцип ускорения движе ния грузов и переработки их в портах по прямым вариантам.
£58
Грузооборот складов представляет собой сумму грузооборотов отдельных грузов, прошедших через склады за отчетный период (месяц, квартал, год),
Qc= Qi + (j2+ • • •+<?"• |
( 17) |
Грузооборот отдельного вида груза q исчисляется как сумма ос татка груза на складе на первое число отчетного периода плюс количество поступившего на склад груза за отчетный период с моря на сушу и обратно:
|
|
|
9= <7ост + <7пост. |
|
|
(18) |
|
Например, на 1 января на складе было 800 т, поступило за январь с моря |
|||||||
2600 т и с |
железной дороги 500 т. Грузооборот составит 3900 |
т. |
3200 т |
||||
В |
том |
случае, если |
остаток на |
1-е число на |
складе был, |
например, |
|
и за |
отчетный период |
поступлений |
не было, то |
грузооборот |
будет 3200 |
т. |
Грузы, которые перерабатываются перегрузочными устройст вами складов, но проходят транзитом по прямым вариантам, в грузообороте склада не учитываются.
Тонно-сутки хранения qt — это показатель, характеризующий суммарную работу складов за отчетный период. На основании стоимости тонно-суток хранения производятся расчеты с клиен турой. В общем виде тонно-сутки хранения представляют про изведение количества тонн отдельной партии груза на количество суток ее хранения на складе. Учет каждой партии груза— прак тически не осуществимая работа, он связан с огромными затра тами труда:
qt —<71^1 + 9 2 ^2 + • • . + q n tn . |
(19) |
Тонно-сутки и грузооборот надо учитывать только по основным сходным видам грузов (мешковым, бочковым, ящичным, углям, руде, лесу и т. п.) и по отдельным видам перевозок (каботажные, импортные, экспортные). В этом случае тонно-сутки определяют ся как сумма ежесуточных остатков отдельных видов грузов на складах. Количество тонно-суток по каждому виду грузов за от четный период можно взять из складских книг, в которых выво дятся остатки грузов на каждые сутки, или из суточной ведомости движения грузов, которая составляется по форме табл. 40.
Тонно-сутки являются важным исходным показателем, на основе которого определяются такие показатели, как сроки хра нения и производительность складов.
Увеличение тонно-суток хранения должно идти за счет ускоре ния движения грузов, т. е. за счет более быстрого роста грузообо рота.
Сроки хранения определяют среднюю продолжительность хра нения отдельных видов грузов на складах, выраженную в сутках. Этот показатель исчисляется как частное от деления тонно-суток на грузооборот складов:
17* |
259 |
|
Т а б л и ц а 40 |
Суточная ведомость движения экспортных |
грузов на складе № 1 2-го района |
за 1 января |
197. г. |
Вид груза
|
|
|
Поступило за |
|
на |
|
|
|
до |
Числилось |
00 ч 1/1 |
моря |
реки |
железной роги |
1/1
!
С
автотранспор та
&
О
S
Убыло за 1/1 |
на |
|
|
реку |
железную дорогу |
автотранспорт |
Остаток на 24.00 ч. 1/1 |
Мешковый . . |
100 500 |
100 |
600 |
|
Бочковый . . |
200 |
— |
— |
|
Ящичный . . |
150 |
— |
— |
400 |
|
|
|
|
—
—
300
200
|
300 |
|
400 |
— — |
— |
500 |
|
— |
— |
— |
350 |
И т о го |
. . 450 |
500 |
100 1000 |
— |
500 — |
300 |
— |
1250 |
Сроки |
хранения |
надо |
учитывать |
по |
отдельным |
видам |
грузов |
и видам перевозок по той же системе, что и для тонно-суток и грузооборота. Сроки хранения определяют скорость движения грузов и являются одним из основных показателей работы складов.
Скорость продвижения грузов через склады зависит от многих обстоятельств.
Грузы исходящих грузопотоков (на море) обычно задержива ются на складах дольше, чем входящих грузопотоков, что нередко связано с более длительным пагкоплением грузов, особенно на круп нотоннажные суда. При этом экспортные грузы хранятся значи тельно дольше каботажных.
Массовые грузы, входящие в напряженные устойчивые грузо потоки, задерживаются меньше, чем мелкопартионные, выходящие на море распыливающимися потоками.
Главнейшая задача портовых складов состоит в том, чтобы си стематически снижать сроки хранения грузов, что приводит к со кращению сроков перемещения грузов на транспорте и ускорению оборачиваемости оборотных средств промышленности.
Ускорение продвижения грузов через портовые склады сокра щает относительные потребности развития складских площадей. Совершенствование методов эксплуатационной работы флота — линейное плавание, движение судов по расписанию, организация работы портов в оптимальном режиме, широкое развитие контей нерных транспортных систем — являются основными путями со кращения сроков хранения грузов на складах.
На основании суточных ведомостей движения грузов на скла дах можно составить сводную ведомость и рассчитать грузооборот, тонно-сутки хранения и средние сроки хранения по каждому скла ду или группе складов, роду груза и виду сообщения по форме табл. 41.
2 6 0