Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этих работ. Подъем и переноска одним человеком грузов весом более 80 кг воспрещается. При весе одного места свыше 50 кг подавать груз и снимать его со спины грузчика должны специально выделенные укладчики.

Глава IX

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДСКИХ РАБОТ

§ 38. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Система показателей складских работ необходима для разработки проектов строительства складов, для составления годовых, квартальных и месячных планов складских работ, а так­ же для учета и анализа использования складов.

Система показателей содержит исходные технические и экс­ плуатационные данные, которые служат исходной базой для оп­ ределения основных экономических показателей, характеризующих окончательные результаты работы складов.

Совокупность показателей и методы различных расчетов, при­ меняемых при проектировании строительства складов, отличают­ ся от методов планирования, учета и анализа работы действую­ щих складов. Указанные различия связаны с тем, что при проек­ тировании многие исходные данные являются большей частью ориентировочными, прогнозными. Некоторые из них принимаются как заданные (грузооборот) либо определяются расчетным способом или исчисляются на основе статистических данных за много лет и принимаются как усредненные или укрупненные величины. На мор­ ском транспорте действуют Нормы технологического проектирова­ ния морских портов ', содержащие также и усредненные исходные нормативы и методы расчетов' основных параметров и показателей закрытых и открытых складов. Усредненные, условные нормати­ вы могут значительно отличаться от фактических данных, скла­ дывающихся в конкретных условиях различных портов.

Показатели, применяемые для планирования работы дейст­ вующих складов, устанавливаются на основании более достоверных данных. Например, известен состав грузооборота, сроки поступления грузов, размеры складов и открытых площадей, эксплуатацион­ ные нагрузки и др. При этом для квартальных и месячных пла­ нов состав грузооборота наиболее точен, поскольку грузоотпра­ вители представляют Министерству морского флота уточненные заявки на перевозку грузов морем.1

1 Разработаны Государственным проектно-конструкторским научно-иссле­ довательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект», 1967.

17 Б, Г. Приходько

257



Анализ работы складов строится на основе отчетных фактиче­ ских данных, и поэтому отчетные показатели наиболее точно отра­ жают результаты работы складов.

Система показателей складских работ, как и всякая система учета и отчетности, должна отвечать определенным требованиям, а именно:

минимальная совокупность показателей, обеспечивающая наиболее полное отражение результатов работы складов с мини­ мальными затратами труда плановых и учетных работников;

простота системы показателей и доступность понимания ее экономической сущности работниками портов;

возможность применения всех показателей для практических целей оперативного руководства складскими работами, имея в ви­ ду принятие своевременных мер по устранению недостатков и обеспечению выполнения планов.

В нашей стране ведется линия на всемерное упрощение перечня производственных показателей за счет исключения трудно учиты­ ваемых и не нужных для целей производства.

Совокупность взаимосвязанных показателей складских работ действующих складов отражает два основных направления:

а) данные, характеризующие уровень использования складов и открытых площадей, составляющих производственные мощно­ сти, необходимые для хранения грузов;

б) данные, характеризующие скорость и интенсивность движе­ ния грузов через склады.

Продукцией складов является само перемещение грузов через склады, а основным показателем этой специфической продукции является грузооборот складов, который составляет определенную часть перевалочного грузооборота порта.

Коэффициент складочности, или коэффициент хранения грузов в порту, определяется отношением грузооборота складов Qc к пе­

ревалочному грузообороту порта Qn:

 

*■ «=■ £•

е е )

Рост этого коэффициента указывает на возрастание объемов хранения грузов, проходящих через порт, что вызывает излишние перевалки и задержку грузов в портах, а следовательно, повы­ шает стоимость перевозки грузов и замедляет скорость движения товарных масс от отправителей до получателей.

В последние годы в морских портах в содружестве с желез­ ными дорогами развивается прогрессивное движение за макси­ мальную перевалку грузов по прямым вариантам вагон — судно, судно — вагон.

Важным средством роста перевалки грузов по прямым вариан­ там является хорошо организованная контейнерная транспортная система, в самой идее которой заложен принцип ускорения движе­ ния грузов и переработки их в портах по прямым вариантам.

£58


Грузооборот складов представляет собой сумму грузооборотов отдельных грузов, прошедших через склады за отчетный период (месяц, квартал, год),

Qc= Qi + (j2+ • • •+<?"•

( 17)

Грузооборот отдельного вида груза q исчисляется как сумма ос­ татка груза на складе на первое число отчетного периода плюс количество поступившего на склад груза за отчетный период с моря на сушу и обратно:

 

 

 

9= <7ост + <7пост.

 

 

(18)

Например, на 1 января на складе было 800 т, поступило за январь с моря

2600 т и с

железной дороги 500 т. Грузооборот составит 3900

т.

3200 т

В

том

случае, если

остаток на

1-е число на

складе был,

например,

и за

отчетный период

поступлений

не было, то

грузооборот

будет 3200

т.

Грузы, которые перерабатываются перегрузочными устройст­ вами складов, но проходят транзитом по прямым вариантам, в грузообороте склада не учитываются.

Тонно-сутки хранения qt — это показатель, характеризующий суммарную работу складов за отчетный период. На основании стоимости тонно-суток хранения производятся расчеты с клиен­ турой. В общем виде тонно-сутки хранения представляют про­ изведение количества тонн отдельной партии груза на количество суток ее хранения на складе. Учет каждой партии груза— прак­ тически не осуществимая работа, он связан с огромными затра­ тами труда:

qt —<71^1 + 9 2 ^2 + • • . + q n tn .

(19)

Тонно-сутки и грузооборот надо учитывать только по основным сходным видам грузов (мешковым, бочковым, ящичным, углям, руде, лесу и т. п.) и по отдельным видам перевозок (каботажные, импортные, экспортные). В этом случае тонно-сутки определяют­ ся как сумма ежесуточных остатков отдельных видов грузов на складах. Количество тонно-суток по каждому виду грузов за от­ четный период можно взять из складских книг, в которых выво­ дятся остатки грузов на каждые сутки, или из суточной ведомости движения грузов, которая составляется по форме табл. 40.

Тонно-сутки являются важным исходным показателем, на основе которого определяются такие показатели, как сроки хра­ нения и производительность складов.

Увеличение тонно-суток хранения должно идти за счет ускоре­ ния движения грузов, т. е. за счет более быстрого роста грузообо­ рота.

Сроки хранения определяют среднюю продолжительность хра­ нения отдельных видов грузов на складах, выраженную в сутках. Этот показатель исчисляется как частное от деления тонно-суток на грузооборот складов:

17*

259


 

Т а б л и ц а 40

Суточная ведомость движения экспортных

грузов на складе № 1 2-го района

за 1 января

197. г.

Вид груза

 

 

 

Поступило за

на

 

 

 

до­

Числилось

00 ч 1/1

моря

реки

железной роги

1/1

!

С

автотранспор­ та

&

О

S

Убыло за 1/1

на

 

реку

железную дорогу

автотранспорт

Остаток на 24.00 ч. 1/1

Мешковый . .

100 500

100

600

Бочковый . .

200

Ящичный . .

150

400

 

 

 

 

300

200

 

300

 

400

— —

500

350

И т о го

. . 450

500

100 1000

500

300

1250

Сроки

хранения

надо

учитывать

по

отдельным

видам

грузов

и видам перевозок по той же системе, что и для тонно-суток и грузооборота. Сроки хранения определяют скорость движения грузов и являются одним из основных показателей работы складов.

Скорость продвижения грузов через склады зависит от многих обстоятельств.

Грузы исходящих грузопотоков (на море) обычно задержива­ ются на складах дольше, чем входящих грузопотоков, что нередко связано с более длительным пагкоплением грузов, особенно на круп­ нотоннажные суда. При этом экспортные грузы хранятся значи­ тельно дольше каботажных.

Массовые грузы, входящие в напряженные устойчивые грузо­ потоки, задерживаются меньше, чем мелкопартионные, выходящие на море распыливающимися потоками.

Главнейшая задача портовых складов состоит в том, чтобы си­ стематически снижать сроки хранения грузов, что приводит к со­ кращению сроков перемещения грузов на транспорте и ускорению оборачиваемости оборотных средств промышленности.

Ускорение продвижения грузов через портовые склады сокра­ щает относительные потребности развития складских площадей. Совершенствование методов эксплуатационной работы флота — линейное плавание, движение судов по расписанию, организация работы портов в оптимальном режиме, широкое развитие контей­ нерных транспортных систем — являются основными путями со­ кращения сроков хранения грузов на складах.

На основании суточных ведомостей движения грузов на скла­ дах можно составить сводную ведомость и рассчитать грузооборот, тонно-сутки хранения и средние сроки хранения по каждому скла­ ду или группе складов, роду груза и виду сообщения по форме табл. 41.

2 6 0