Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 41

Ведомость учета грузооборота складов (склада), тонно-суток и сроков

 

хранения грузов

(за январь 197

г.)

 

 

 

 

Остаток

Поступле­

Грузообо­

Сумма суточ­

Сроки

Род груза

ных остатков

на 00 ч

ние за

рот скла­

на складах,

хранения,

 

 

1/1 т

январь, т

дов,

т

тонно-сутки

сутки

Экспорт

 

 

 

 

 

 

 

Мешковый

. . . . . .

10 000

20 000

20 000

600000

30

Бочковый

..........................

10 000

310 000

31

Ящичный ..........................

 

5 000

25 000

30 000

450 000

15

И т о го ..........................

 

15 000

45000

60 000

1360000

22,6

Импорт

 

 

 

 

 

 

 

Мешковый

. . . . . .

15 000

2000

17 000

170000

10

Киповый ...............................

 

10 000

3 000

13 000

195 000

15

Ящичный ..........................

 

5 000

10000

15000

75000

5

И т о го ..........................

 

30 000

15 000

45 000

440 000

9,7

П олезная площадь

складов

Fnол определяется при проектиро­

вании:

 

 

 

 

 

 

 

крытых складов — путем вычета из строительной площади пло­ щадей, занятых строительными конструкциями, служебными поме­ щениями, стационарным оборудованием и железнодорожными путями, входящими иногда в крытые склады;

открытых складов — путем вычета из общей площади терри­ тории, отведенной для складов, площадей, занятых под крановыми и железнодорожными путями, автодорогами и стационарным обо­ рудованием и служебными помещениями.

Площадь непосредственного хранения FxР определяется путем вычета из полезной площади площадей поперечных, продольных проездов и проходов между штабелями и проходов, оставляемых вдоль стен складов.

Коэффициент использования полезной площади К га определя­

ется отношением площади непосредственного хранения к полезной площади:

К„ = p L .

(20)

Уровень использования полезной площади зависит от числа и ши­ рины поперечных и продольных проездов и проходов между шта­ белями. Количество проездов устанавливается исходя из условий технологических процессов, оно также регламентируется требова­ ниями пожарной безопасности при хранении отдельных грузов (во­ локнистых и др.). Ширина проездов зависит от характеристик ав­ топогрузчиков, условий технологического процесса и от требований пожарной безопасности. Количество и ширина проходов между штабелями и вдоль стен зависят главным образом от партионности

261


и специфических свойств грузов. Чем крупнее партии грузов, тем меньше число проходов между штабелями. Для отдельных грузов устанавливаются проходы шириной 0,5— 1 м. Если требуется уси­ ленная циркуляция воздуха, проходы должны быть больше, для отдельных грузов штабеля устанавливают плотно и с минималь­ ными проходами.

Коэффициент использования полезной площади достигает при­ мерно 0,50—0,70.

Эксплуатационные нагрузки в тонно-силах на 1 м2 определяют по каждому виду груза по формуле

Р=уК

(21)

где у — объемная масса груза,

т/м3;

 

h — максимальная высота

складирования

данного груза, м.

Эксплуатационные нагрузки зависят от состояния тары, физи­ ко-химических свойств грузов, условий внешней среды (влажность и температура воздуха), длительности хранения и условий техники безопасности. В настоящее время нет вполне обоснованных нор­ мативов для эксплуатационных нагрузок, за исключением «Пра­ вил по технике безопасности и охране труда при погрузочно-раз­ грузочных работах в морских портах», которыми регламентирует­ ся высота складирования некоторых грузов. Поэтому к определе­ нию максимально возможной высоты складирования для различ­ ных грузов должен быть индивидуальный подход. В каждом порту должны быть установлены эксплуатационные нагрузки с учетом местных климатических условий и других факторов, влияющих на качественное состояние грузов. Определяя высоту складирова­ ния грузов, надо исходить из того, что эксплуатационные нагрузки не должны превышать допускаемых технических норм нагрузок.

Средняя эксплуатационная нагрузка для склада или группы складов определяется по формуле

 

 

р

b hi< h + b ^ 2 - \ ------- Н пК Я п

(22)

 

 

1 Ср

ЗЧ+З'гЧ------

 

 

 

 

где <7i,

q-i,

qn — количество однородного груза по каждому ви­

?i,

?2>

ду,

т;

 

у„ — объемная масса каждого вида груза, т/м3;

 

hu

h2,

hn— высота складирования грузов, м.

 

Емкость склада представляет собой максимальное количество

грузов, которое можно разместить на полезной площади

склада,

и определяется по формулам:

 

для однородного груза

 

Е F полР К f п t

(23)

для разнородных грузов

 

E = FполР ср^Сгп •

(24)

Емкость всех складов (отдельно закрытых и открытого хране­ ния) определяется суммой емкостей отдельных складов.

262


Пропускная способность складов представляет собой действую­ щую производственную мощность складов, которая характеризу­ ется возможностью складов пропустить за определенный период (обычно за год) максимальное количество грузов при среднепро­ грессивных исходных показателях, на основе передовой технологии складских работ и применения современных подъемно-транспорт­ ных машин и оборудования. Она определяется по формуле (в т)

 

H =

F Т

 

(25)

~

ГхР

где 7 — годовой период.

 

Пропускная способность складов является одним из важных элементов пропускной способности порта. Для обеспечения безус­ ловного выполнения плана перевалки грузов через порт и своевре­ менной обработки судов пропускная способность складов должна быть несколько большей или равняться плановому грузообороту складов:

n ^ > Q c.

Влитературе встречаются различные определения производст­ венных мощностей вообще. Иногда производственные мощности подразделяют на технические (проектные), действующие, плано­ вые и фактические (отчетные).

Проектные мощности определяются на стадии проектирова­ ния на основании средних или расчетных исходных данных. Если все проектные исходные данные близки к фактическим условиям работы вновь построенного или реконструированного порта, то действующая пропускная способность после определенного пе­ риода освоения нового порта будет приближенно равной проект­ ной.

Вдействительности фактические исходные данные подверга­

ются значительным

изменениям,

и в частности изменяется состав

и структура (доля

отдельных

грузов) грузооборота складов, а

следовательно, изменяются такие показатели, как эксплуатацион­ ные нагрузки, использование полезных площадей, средние сроки хранения и др.

За период освоения проектной производственной мощности возрастает производительность труда, что достигается за счет внедрения новых, более производительных перегрузочных машин, прогрессивных технологических процессов, повышения трудовых навыков и мастерства рабочих, развития социалистического со­ ревнования, улучшения условий труда. Поэтому действующие производственные мощности после определенного периода освое­ ния будут всегда больше проектных, их необходимо периодически корректировать и приводить в соответствие с новыми технически­ ми достижениями и совершенствованием форм и методов эксплуа­ тационной работы.

Плановой производственной мощности практически не сущест­ вует, а то, что иногда вкладывают в это понятие, есть не что иное,

263


как плановое задание, а для складов — плановый грузооборот. Плановые объемы производства устанавливаются в соответствии с уровнем действующей производственной мощности, планы не мо­ гут быть выше или ниже их.

То, что называется фактической производственной мощностью, есть не что иное, как фактический объем продукции, а для скла­ дов — фактический грузооборот.

Коэффициент использования пропускной способности характери­ зует уровень использования производственной мощности складов и определяется отношением грузооборота к действующей пропускной

способности складов:

 

* = - £ •

(26)

Применение этого коэффициента

целесообразно только при

анализе работы складов за отчетный год и в том случае, если произведены проверочные расчеты пропускной способности скла­ дов и ее уровень приведен в соответствие с фактическими усло­ виями работы порта.

Оборачиваемость складов (то же, оборачиваемость грузов) ха­ рактеризует интенсивность перемещения грузов через склады порта за определенный период (число оборотов груза).

Эта величина определяется по формулам: для отдельного склада

п =

(27;

для группы складов

(28)

Оборачиваемость складов — важнейший показатель, по которо­ му можно судить о скорости движения грузов. Этот показатель одновременно определяет уровень производительности складов. Чем больше число оборотов груза, гем производительнее работают склады, тем меньшие сроки задерживаются грузы на складах.

На специализированных складах навалочных грузов отдельных портов, между которыми установлено регулярное движение судов с частыми их приходами, оборачиваемость складов достигает в ме­ сяц 10 раз и более, а следовательно, сроки хранения не превыша­ ют трое суток. На некоторых морских нефтебазах, в частности Но­ вороссийской, нефтяные емкости оборачиваются в месяц до 17 раз.

Коэффициент использования емкости склада определяет степень заполнения емкости склада по времени и определяется отношением суммы тонно-дней хранения к потенциально возможному коли­ честву тонно-дней:

а

Tqt

(29)

 

Т е

Показатель учитывает неравномерность загрузки склада, кото­ рая может возникнуть по следующим причинам:

Ш


из-за отсутствия грузов, когда часть свободной площади скла­ да периодически остается незаполненной;

когда фактические нагрузки на единицу площади склада мень­ ше предельно допустимых эксплуатационных нагрузок;

когда проезды и проходы оставляются большей ширины, чем ширина, регламентированная соответствующими требованиями.

Этот показатель меньше единицы. Снижение его свидетельст­ вует об ухудшении использования складов. Естественно, что боль­ ше единицы он не может быть, поскольку это может случиться при превышении норм и несоблюдении правил хранения грузов. В луч­ шем случае он может быть равен единице, когда соблюдены пла­ новые нормативы складирования и когда освобождающиеся складские площади заполняются немедленно другими грузами.

Производительность труда работников, занятых на складских работах, можно определить отношением грузооборота к численно­ сти всех складских работников и подсобных рабочих, закреплен­ ных за складами (в т/чел),

(30)

Себестоимость хранения представляет собой важный результа­ тивный экономический показатель работы складов, который опреде­ ляется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ, к количеству тонно-суток хранения (коп/т-сутки):

5 =

р

(31)

Y,qt

 

 

Себестоимость можно определить как среднюю величину по всем складам, а если имеется учет расходов по группам складов или по отдельным группам грузов, то ее можно определить но отдельным складам или грузам.

Доходы складов исчисляются исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам грузов за тонно-сутки хране­ ния.

Средняя доходная ставка также определяется на основе ставок сборов за хранение грузов.

§ 39. ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКЛАДСКИХ РАБОТ

Совокупность показателей складских работ применя­ ется при планировании и анализе производственной деятельности складов. Планирование складских работ направлено на определе­ ние показателей, рассчитанных на максимальное использование складских емкостей, при котором обеспечивается бесперебойное выполнение заданного порту грузооборота. В процессе разработ­ ки плана уточняется также, насколько пропускная способность

265