Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Т а б л и ц а 4

Повышение

производительности

и изменение расхода

топлива по основным

видам работ

 

 

 

Прирост

Перерасход

 

 

( —) или

 

 

произво­

Вид работы

Агрегат

экономия

дительно­

 

 

сти, %

( + ) топли­

 

 

ва, %

 

 

 

Пахота

Сплошная культи­ вация

Лущение

Посев зерновых

Боронование

Разбрасывание ор­

ганических и ми­ неральных удоб-

рспии

Транспортные ра­ боты

Прикатывание

МТЗ-80+ПНС-3-30

24,0

—13

Э-151+П-5-35МГА-1

38,5

+ 2

МТЗ-80+КПГ-4

27,4

+ 11

Э-151+2КПГ-4

27,4

+ 10

МТЗ-80+ЛДГ-5

29,3

— 8

Э-151+ЛД-10

15,0

+20

МТЗ-80+СЗП-24

20,8

- 2 2

Э-151+2СЗП-24

32,2

+ 6

МТЗ-80+бороны «Зигзаг»

18,5

— 5

Э-151+бороны «Зигзаг»

10,0

—20

МТЗ-80-f-навозоразбрасыва­

10,0

— 6

тель

 

 

МТЗ-80+2ПТС-4

83,9

Э-151+2ПТС-5

63,6

МТЗ-80+2КВБ-1.5

30,0

—17

Э-151+ЗКВБ-1.5

50,0

—15

Предел рабочих скоростей серийных МТА в этих же условиях на 25—50% ниже. На полях, засоренных кам­ нями, рабочие скорости скоростных МТА снижаются до уровня серийных и не превышают 8 км/ч.

Используя данные об увеличении производительности скоростных МТА по отдельным видам работ, определим

общий

прирост

производительности

скоростных

МТА

с тракторами классов

1,4 и 3 т. Для этого составим

таб­

лицу распределения

общего

объема

работ по

видам

и

маркам тракторов (табл. 5).

 

 

 

 

 

Тракторные

транспортные

работы

составили

45%

от

общего

объема

тракторных

работ, из них 40%

выпол­

няли гусеничные, 60%

колесные тракторы.

 

 

 

Из полевых сельскохозяйственных работ наибольший

объем составляет вспашка, выполняемая на 60%

гусе­

ничными и лишь на 40% колесными тракторами.

 

 

Боронование

в основном

выполняется при подготов­

ке почвы к посеву. Чтобы сократить сроки посева, на бо­

роновании используются гусеничные тракторы. Этот

вид

4і

99


Т а б л и ц а 5

Распределение полевых работ, %

По классам и маркам

По видам работ внутри

тракторов

класса

Вид работы

3 т

1,4 т

Т-74, ДТ-75

ДТ-54

МТЗ

прочие тракторы Т-74, ДТ-75, ДТ-54

3 т

 

Т-74, ДТ-75

ДТ-54

0,9-

1,4 т

МТЗ, Т-40

0,6 т

-РСДТДТ -- 0,9,20,14

іі

Вспашка

 

35

25

37

3

41,0

45,4

35,9

22,9

14,3

Боронование

 

27

22,5

25

25,5

6,5

6,6

6,4

3,3

12,2

Сплошная культивация 35

25

40

6,3

5,9

6,6

4,4

Прикатывание

 

43

57

—,

1,0

1,7

1,3

Дискование

 

34,5

25,5

40

6,0

6,5

5,4

4,2

Внесение минеральных

52

48

 

0,1

0,4

удобрений

орга­

92,3

7,7

11,1

3,1

Разбрасывание

нических удобрений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посев:

 

29,5

24,5

37

8,5

3,8

4,4

3,2

3,0

2,2

зерновых

 

льна

 

100

0,4

кукурузы

свеклы

33

67

1,6

4,0

3,0

0,2

сахарной

73

27

0,7

Посадка картофеля

42

48,5

9,5

2,4

4,2

2,9

Междурядная

обра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ботка:

 

44,5 55,5

0,5

2,0

кукурузы

 

картофеля

свеклы

50,5 49,5

2,5

7,8

сахарной

55

45

0,5

1,3

Теребление льна

28,5 47,5

24

1,3

2,7

0,2

0,4

Косьба:

 

28

37

35

 

 

 

 

 

трав

 

4,4

 

9,2

1,6

5,4

зерновых

 

63,5 36,5

 

Уборка:

 

35,5

39

25,5

1,5

3,2

1,8

3,6

картофеля

свеклы

сахарной

29

32

39

U

2,2

1,5

1,8

кукурузы

и люпи­

20

26

54

2,2

0,5

—"

на на силос

54

46

3,4

3,5

Опрыскивание

 

Транспортные работы

25

15

50

10

19,5 25,4

13,8 27,2

33,6

Прочие работы

20

20

50

10

3,6

1,9

1 3,2 3,0

6,0

В с е г о

1

 

 

 

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

 

 

 

полевых работ равномерно распределяется между гусе­ ничными и колесными тракторами.

Внесение органических и минеральных удобрении, опрыскивание, некоторые виды посева, междурядная об­ работка пропашных культур и косьба выполняются в ос-


новном колесными тракторами. При этом на посеве льна, свеклы и кукурузы, на разбрасывании органических удоб­ рений используются исключительно тракторы класса 1,4 т. Примерно половина таких работ, как внесение мине­ ральных удобрений, междурядная обработка пропашных культур, косьба, уборка кукурузы и люпина на силос, оп­ рыскивание, выполняется колесными тракторами других классов (0,9 и 0,6 т) .

Из анализа распределения тракторных работ по клас­ сам и маркам тракторов следует, что сложившаяся прак­ тика использования МТА экономически целесообразна,

за

исключением использования

трактора

класса 3 т

на

бороновании.

 

 

 

 

Однако результаты обработки статистических данных

распределения

тракторных

работ

по видам

(см. табл.5)

сгруппированы

с учетом

того,

что некоторые клас­

сы и марки тракторов в ближайшее время могут быть или будут заменены одним классом или маркой трак­ торов.

Работы, выполняемые тракторами класса 3 т (Т-74 и ДТ-75), менее разнообразны. Они больше всего исполь­ зуются на вспашке (45%) и транспорте (25,4%). Около 20% объема работ приходится на подготовку поля к по­ севу и сев зерновых культур. Тракторы ДТ-54 исполь­ зуются на большем количестве операций. Существует тенденция использования их на менее энергоемких рабо­ тах.

При замене гусеничных тракторов ДТ-54 и ДТ-55 (око­ ло 10 тыс. шт.) скоростными Э-151 (Т-150) действитель­ ная производительность тракторных работ будет выше расчетной примерно на 3—3,5%.

Колесные тракторы разделены на две группы в соот­ ветствии с видами выполняемых работ. Тракторы первой группы (МТЗ-50, МТЗ-5, МТЗ-2, Т-40 и ДТ-24) могут быть или будут в перспективе заменены тракторами МТЗ-80 (МТЗ-82). Поэтому при определении эффективности трак­ торов МТЗ-80 относительно МТЗ-50 необходимо учесть повышение производительности МТЗ-50 на 5—10% по сравнению с тракторами МТЗ-2, Т-40, ДТ-24.

Действительная производительность тракторов МТЗ-80 будет выше расчетной на 2,5—5%.

Тракторы МТЗ-5 и МТЗ-2 выполняют такие же виды работ, как и тракторы МТЗ-50, за исключением энерго­ емких.



Тракторами Т-40 выполняются работы по вспашке, разбрасыванию органических удобрений, междурядной обработке пропашных культур и транспортные работы. Этот трактор отличается наименьшей универсальностью применения.

Тракторы класса 0,6 т широко используются на транс­ порте (33,6%), Две трети их перевозок составляет прифермский грузооборот. Работа на пахоте (в садах, ого­ родах) составляет 14,3, на бороновании —12,2%. Трак­ торы успешно применяются на междурядной обработке

пропашных культур

(11%), опрыскивании

(9,5%) и кось­

бе трав и зерновых

(5,4%). По универсальности они при­

равниваются к тракторам класса 1,4 т.

 

Тракторы этого класса не будут заменены в ближай­

шем будущем. Допускается также, что

производитель­

ность их останется на прежнем уровне.

 

Произведение

величины приращения

производитель­

ности

тракторов

(см. табл. 4) на долю данного вида ра­

боты

(табл. 6), отнесенное к средней годовой выработке

 

 

п

 

\

одного трактора ^ Р г , будет соответствовать повышению г=і

производительности на данном виде работы скоростных МТА в БССР — см. формулу (15).

Т а б л и ц а 6

Повышение производительности скоростных МТА на обработке минеральных почв и транспортных работах, %

 

Вид работы

Э-151 (T-150)

МТЗ-80

Пахота

 

15,8

5,5

Боронование

 

0,6

0,6

Сплошная культивация

1,7

1,2

Прикатывание

 

0,5

0,4

Лущение (дискование)

0,9

2,1

Посев зерновых

1,7

1,4

Транспортные

работы

12,4

17,3

Разбрасывание

органических и минеральных

1,2

удобрений

 

 

 

Суммарное повышение производительности:

33,7

29,6

расчетное

 

действительное

36,9

33,4