Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
Для определения расхода топлива скоростных МТА относительно серийных на разных видах работ формула (15) примет вид:
|
2 ЛАС, |
|
|
|
|
A G = _ ± z 2 |
f |
|
(16) |
|
2 |
Pi |
|
|
где |
AGi — перерасход (—) или экономия |
( + ) |
топли |
|
ва, %• |
|
|
|
|
Расчеты показывают, что на обработку |
1 га |
гусенич |
||
ные |
тракторы Э-151 расходуют |
топлива меньше, чем се |
||
рийные тракторы Т-74, — AG{=1,5% . Наоборот, |
колес |
ные тракторы МТЗ-80 с двигателем СМД-14 менее эко номичны по сравнению с тракторами МТЗ-50. Перерас
ход топлива составляет |
6,8°/о-. |
В общем балансе |
механизированных работ в сель |
ском хозяйстве БССР на семь-восемь видов их приходит ся 70—90% энергозатрат тракторов.
Большими потенциальными возможностями резкого увеличения производительности обладают скоростные агрегаты в условиях освоенных мелиорированных торфя- но-болотных почв.
Общая площадь мелиорированных земель в Б С С Р равна 1231,4 тыс. га, в том числе 525,1 тыс. га составляет пашня. На площади около 800 тыс. га возделываются раз личные сельскохозяйственные культуры и травы.
Механизированные работы на торфяниках в БССР со ставляют 13—14% всех энергозатрат тракторов.
С учетом работы скоростных МТА в условиях освоен ных мелиорированных торфяно-болотных почв повыше ние производительности их по сравнению с серийными аг регатами составит в целом для колесных тракторов 36, гусеничных — 40 %.
Скоростные гусеничные тракторы расходуют в сред нем примерно столько ж е топлива на 1 га обработанного поля, сколько и серийные. Колесные тракторы МТЗ-80 по топливу менее экономичны — на 9—10%.
Расчет, экономической эффективности скоростных МТА выполнен с условием, что внедрение скоростной техники в сельское хозяйство республики будет происходить на базе ее полного перевооружения. Срок окупаемости но вой техники принят равным 4 года.
Экономический эффект определяется по разности при веденных затрат для серийных и новых скоростных МТА.
Верхний лимит цены новых тракторов, при котором замена серийных тракторов новыми энергонасыщенными сохраняет неизменной величину приведенных затрат, получен равным 3750 руб. для гусеничных тракторов Т-150 и 3500 руб. — для колесных тракторов МТЗ-80.
У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. В р у б л е в с к и й В. Э. Сравнительная эффективность исполь зования различных видов транспорта на сельскохозяйственных пе ревозках. Труды ЦНИИМЭСХ, т. I I I . Минск, 1964.
2.В о л о д и н Б. Г., Г а н и н М. П., Д и н е р И. Я. и др. Руковод ство для инженеров по решению задач теории вероятностей. Л., Судпромгиз, 1962.
ИТОГИ РАБОТ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИИ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ
(до 9—15 км/ч)
УЛИЦКИЙ Е. Я.
(ВИМ)
Исследования условий труда при повышении рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов до 9—15 км/ч
были начаты в |
1963 |
г. В работах принимали |
участие |
||
ГОСНИТИ (до |
1968 |
г.), ВИМ (с 1968 г.), Саратовский |
|||
институт сельской гигиены, |
Московский |
Н И И |
гигиены |
||
им. Ф. Ф. Эрисмана, |
НАТИ, |
тракторные |
заводы и ряд |
||
других организаций. |
|
|
|
|
Так как к началу работ конкретных данных по усло виям труда на тракторах было недостаточно, а методики оценки условий труда практически отсутствовали, то на первом этапе работ внимание было сконцентрировано на разработке методик и оценке условий труда на серийных машинах и тракторах-макетах Э-151 и МТЗ-80.
Условия труда механизаторов характеризуются уров нем шума, величиной низкочастотных случайных колеба ний, температурой рабочей зоны, загрязненностью рабо чей среды пылью и газами и эргономическими показате лями. Охарактеризуем вкратце каждую из указанных опасностей на серийных машинах.
Шум. Ни один из выпускаемых серийно в настоящее время тракторов и комбайнов не отвечает действующим санитарным нормам. Допустимый уровень шума на от дельных частотах превышает 15—20 дб.
Низкочастотные случайные колебания (НСК). При действующих нормах от 0,05 до 0,12 g, в зависимости от направления колебаний и полосы частот, колебания на выпускаемых машинах достигают 0,35 g и более.
Микроклимат. По действующим нормам, температура в кабинах машин не должна превышать температуру на ружного воздуха, а при наличии кондиционера не превы шать ее более чем на 2—3°, но не должна быть выше 28°.
Фактически температура воздуха в кабинах машин до стигает 40—45°.
Загрязнение |
рабочей |
среды. По действующим нормам, |
•содержание |
пыли в 1 м 3 |
воздуха не должно превышать |
10 мг. Фактически в кабинах тракторов запыленность достигает 80—100 мг/м3 . При норме 0,2 мг/л содержание С О фактически в 2—4 раза больше.
Эргономические показатели. Так как конструкторы тракторов не учитывали ранее эргономические показате ли, то при работе на подавляющем большинстве тракто ров, особенно гусеничных, трактористы находятся в ста тически напряженной позе.
Следует также отметить, что санитарные нормы, рег ламентирующие условия труда, вызывают серьезные сомнения, так как они не учитывают воздействия на че ловека комплекса производственных опасностей.
На первом этапе были также отработаны методики оценки условий труда по отдельным показателям. Весьма плодотворным оказалось сотрудничество врачей и инже неров, позволившее решать вопросы комплексно. При этом медицинские показатели являлись критериями для оценки тех или иных инженерных решений.
Второй этап работ состоял в разработке инженерных мероприятий, направленных на решение конкретных за дач, обеспечивающих нормальные условия труда.
Снижение низкочастотных случайных колебаний яв ляется весьма важной технической задачей, однако реше ние ее встречает значительные трудности. Эти трудности определяются прежде всего несовершенством действую щих норм [2] . Кроме этого, до последнего времени методы измерений НСК не позволяли получить сопоста
вимых данных. |
|
|
||
В |
целях |
разработки |
оптимального метода |
измерений |
Н С К |
был |
проведен |
анализ существующих |
методов. |
В частности, были проанализированы методы получения спектральной плотности с осциллограмм и кинограмм, снятых с помощью длиннофокусной оптики; была также проведена телеметрическая запись колебаний на магнит ную пленку. Установлено, что наиболее полную характе ристику процесса дает спектральный анализ ускорений НСК в третьоктавных или октавных полосах, результаты которого можно сравнивать с рекомендациями JSO TK-108.
Для получения спектров колебаний была разработана
методика измерений, основанная на магнитной записи сигналов с последующим транспонированием частот.
С помощью разработанного виброизмерительного тракта был проведен ряд измерений, которые позволили оценить эффективность отдельных мероприятий по сниже нию колебаний (например, эффективность амортизаторов сидений, упругих элементов ходовой части и т. д.).
Тракторные заводы стали широко применять упругую подвеску тракторных сидений. Это позволяет на 15—35%,; снизить уровень колебаний, однако не обеспечивает ком фортных условий механизатору.
Дальнейшие пути снижения уровня колебаний сле дующие: уменьшение входного воздействия путем улуч шения рельефа;
создание оптимальной системы подвески тракторов, (как остова, так и сиденья или их сочетания).
Возможности улучшения рельефа ограничены техно логией выполнения работ. Но в целях выравнивания рельефа представляется перспективным разработать в ряде случаев новые технологические приемы обработки почвы.
Системы подвески можно разделить на линейные и не линейные в зависимости от того, описывается или нет их динамическая реакция системой линейных дифференци альных уравнений. Далее, системы можно разделить на активные и пассивные в зависимости от того, требуется или нет внешняя энергия изолятору для выполнения его функций.
В результате проведенных анализа и синтеза вибро- и ударноизолирующих систем, а также сравнения типов подвески трактора можно сказать, что линейная пассив ная система подвески практически исчерпала свои воз можности. Несколько более перспективны системы подвески с нелинейной статической характеристикой. Однако нелинейные амортизаторы, достаточно хорошо изолирующие вибрацию, не изолируют в такой же степени ударные воздействия, часто встречающиеся при движе нии трактора. Стремление ослабить вибрацию неизбежно влечет за собой ухудшение изолирующей способности против ударных воздействий и наоборот.
Активная подвеска исключает многие недостатки пас сивных систем и позволяет добиться очень низкой собст венной частоты сиденья, минимального смещения его и минимального ускорения на сиденье тракториста.
Таким образом, наиболее перспективным средством снижения НСК является применение активных систем
подвесок тракторных |
сидений, минимизирующих ускоре |
|
ния при нулевом статическом прогибе. При |
этом наи |
|
более перспективна |
электрогидравлическая |
подвеска |
с обратной связью по ускорению и смещению. |
|
При исследовании шумовых характеристик машин были поставлены задачи определения акустической ак тивности отдельных узлов и выявления путей прохожде ния шума. Был применен корреляционный метод исследо вания шума с использованием соответствующего математического аппарата и методики, разработанной СибВИМом на базе полярного электронного коррелятора типа КВПШ-8М. Эта методика позволила по полученным взаимным корреляционным функциям определить соотно шение между шумом, проходящим по металлическим кон струкциям, и шумом, передающимся по воздуху. Было установлено, что на тракторе Э-151 большая часть шума двигателя поступает в кабину по металлическим конструк циям. Представилось возможным определить относитель ную акустическую активность отдельных узлов тракторов.
Аналогичным методом были выявлены вторичные источники шумов и определена их роль в формировании шума на рабочем месте.
Эти исследования позволили еще в 1963 г. выдвинуть конкретные требования по снижению шума на тракторах: создание замкнутых кабин-капсул, амортизация опор двигателя, устранение жесткой связи кабин .с остовом трактора, установка эффективных звукопоглощающих покрытий на полу и передней стенке кабин, ужесточение панелей и ограждений кабин, установка глушителей воз душного шума.
Результаты проведенных исследований позволили разработать мероприятия, которые обеспечили снижение уровня шума на перспективных тракторах до действую щих норм.
Дальнейшие пути снижения шума на рабочих местах машин — акустическое совершенствование рабочего про цесса двигателей и введение акустического контроля дви гателей и тракторов на заводах-изготовителях.
До последнего времени микроклимат в кабинах ма шин и загрязнения воздуха пылью и газом создавали весьма тяжелые условия труда для механизаторов, так как конструкция кабин не обеспечивала защитных функ-
ций и способствовала значительному повышению темпе ратуры в кабине.
Естественным путем снижения запыленности и зага зованности воздуха в кабинах была бы их герметизация, но она неизбежно приводит к резкому повышению темпе ратуры. Поэтому главным путем улучшения этих показа телей является нормализация микроклимата. Расчеты показывают, что улучшение микроклимата за счет сниже ния теплопритоков в кабину трактора не решает вопроса его нормализации. Самый радикальный путь — конди ционирование воздуха. Установлено, что потребная холодопроизводительность кондиционера должна лежать в пределах 1000—2000 ккал/ч в зависимости от объема тракторной кабины.
В последние годы на зарубежных тракторах и ком байнах («Вагнер», «Кейс», «Джон-Дир» и др.) стали по являться фреоновые кондиционеры. Проведено исследо вание кондиционера на тракторе «Вагнер» и кондиционе ра КТ-3, разработанного по техническому заданию ГОСНИТИ и ХТЗ. Кондиционер КТ-3, установленный на тракторе Т-125, показал вполне удовлетворительные ре зультаты. Однако высокая стоимость и сложность фрео новых кондиционеров не позволяют в ближайшее время надеяться на оснащение ими тракторов. Поэтому была поставлена задача изыскать более простые и деше вые средства нормализации микроклимата в кабинах машин.
В целях изыскания новых путей создания комфортных условий ВИМом совместно с НАТИ, НИИАвтоприбором и Московским Н И И гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана был поставлен ряд опытов по исследованию локального охлаждения тракториста потоком охлажденного воздуха, который подается на голову и грудь. Проведенные в кли матической камере опыты показали перспективность этого метода. Для осуществления локального охлажде ния на тракторе был применен охладитель конструкции НИИАвтоприборов, выполненный на полупроводниковых элементах. Исследования, проведенные на тракторах раз личных марок, также показали перспективность локаль ного охлаждения. Перепады температур в зоне дыхания механизатора составляли 8—12° относительно окружаю щего воздуха. Физиологическими исследованиями уста новлено, что при работе с охладителем физиологические функции механизатора нормализуются.
Несомненную перспективность имеет применение на тракторах кондиционеров испарительного типа. Дешевые и конструктивно простые испарительные кондиционеры, созданные ГПКТБМ (г. Ташкент), ХТЗ, ВгТЗ и другими организациями, начинают находить применение.
Совместно с Саратовским институтом сельской гигие ны представителями ХТЗ и К Н И И Т И М а были проведены испытания испарительного кондиционера на тракторе Т-150. В процессе испытаний испарительный кондиционер обеспечивал снижение температуры в кабине по сравне нию с наружной на 3—5°.
Следует, однако, заметить, что главным недостатком испарительных кондиционеров является зависимость их холодопроизводительности от внешних условий (влажно сти и температуры наружного воздуха). Это ограничива ет область их применения зонами невысокой влажности. Другим недостатком кондиционеров испарительного типа является повышение влажности воздуха в кабинах.
Главной задачей исследований эргономических пока зателей на рабочих местах тракторов и других машин является согласование их конструкции с рабочими харак теристиками человека, выражающееся в рациональной компоновке рабочего места, обеспечивающей минимум энергозатрат и максимум комфортности.
Анализ компоновки рабочих мест на различных трак торах показал разнобой в их геометрических параметрах. В результате биомеханического анализа рабочей позы тракториста, проведенного совместно с Саратовским институтом сельской гигиены, установлено, что тракто рист на серийных машинах работает в статически напряженной рабочей позе, что вызывает преждевремен ное утомление его. Кроме того, нерациональная рабо чая поза не обеспечивает трактористу необходимого об зора.
В целях определения оптимальных геометрических параметров рабочего места и рационального расположе ния органов управления был спроектирован специальный стенд, который позволял изменять геометрические пара метры сиденья, расположение органов управления и уси лия, действующие на них.
К работе на стенде были привлечены сотрудники Саратовского института сельской гигиены, которые путем физиологических тестов исследовали на стенде группу механизаторов, задавая им программу манипуляций
по