Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
!і
\
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА ДТ-75
ХОРОШЕНКОВ В. К. (ВИМ)
В целях повышения степени использования мощности двигателя и производительности агрегата была разра ботана система автоматического регулирования загруз ки (САРЗ) двигателя трактора ДТ-75 (рис. 1), воздейст вующая на увеличитель крутящего момента (УКМ).
Система работает следующим образом. На вход тран смиссии / поступает момент сопротивления М (t), функ ционально связанный с тяговым сопротивлением орудия и силами сопротивления на перекатывание агрегата. Мо мент М, трансформируясь в М\ (t), поступает на вход двигателя 2. Ввиду динамических характеристик двига
теля изменяется число оборотов вала двигателя сої |
(t), |
|||||||
ЧТО, |
естественно, ВЫЗОВеТ Изменение |
ЧИСЛа |
оборОТОВ 0)2 |
|||||
(t) |
на входе регулятора 4 топливного |
насоса. Регулятор |
||||||
передвинет |
рейку топливного |
насоса |
3, |
в |
соответствии |
|||
с чем изменится цикловая подача топлива. Сигнал h |
чув |
|||||||
ствительного элемента |
5, зависящий |
как |
от |
положения |
||||
рейки h(t) |
топливного |
насоса, |
так и |
от |
числа оборотов |
|||
m{t) |
центробежного регулятора, поступает |
на вход |
уси |
лительно-преобразовательного устройства 6 (логического блока). Выходной сигнал h управляет работой исполни тельных устройств 7 и 8, которые, в свою очередь, воздей ствуют на механизм изменения передаточного отноше ния і, трансформируя крутящий момент на валу двигателя.
Согласно функциональной схеме, были определены принципиальная схема САРЗ (рис. 2), а также парамет ры отдельных звеньев. Затем в результате аналитических исследований системы, а также лабораторных и стендо вых исследований элементов и всей системы в целом бы ли проведены полевые исследования САРЗ двигателя СМД-14 трактора ДТ-75 с плугом П-5-35.
Стендовые и полевые исследования агрегата прове дены в опытном хозяйстве ВНИИМЭСХа в июле — авгу сте 1969 г.
/lit). |
—-f— |
и), |
і |
г , |
|
|
|
|
Щр) |
W2(P) |
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
\OJ2(t) |
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Wjp)' |
|
|
|
|
|
|
htUl \U)3tt) |
||
|
U |
W7(p) |
h |
|
ЩР) |
w5(py |
|
|
W8<P) |
|
|
||||
Рис. |
1. Функциональная |
схема |
системы автоматического |
регу |
|||
|
лирования загрузки |
двигателя. |
|
|
|||
Агрегат был оборудован необходимыми для регист |
|||||||
рации |
параметров датчиками, |
|
показания |
с |
которых |
||
через |
цепь связи передавались в |
тензометрическую ла |
бораторию НАТИ, оборудованную на базе автомобиля ЗИЛ-157.
Тензолаборатория была оснащена двумя осциллогра фами Н-700, двумя усилителями 8АНЧ-7М, блоками пи тания усилителей и всей аппаратуры как от сети напря жением 220 в, так и от аккумулятора 24в.
Пульт управления тензолаборатории позволял легко осуществлять коммутацию измеряемых процессов, коди рованных в электрические сигналы. Связь между трак тором и тензолабораторией поддерживалась через много жильный кабель.
При стендовых исследованиях на гидравлической тор
мозной установке |
была снята |
скоростная характеристи |
ка двигателя на |
регуляторе. |
После этого с помощью |
усилительно-преобразовательного устройства (УПУ) бы ло отрегулировано включение УКМ (порог срабатыва ния) при 105%-ной загрузке и выключение (петля возвра та) при 85%-ной загрузке.
Для проведения полевых исследований на зачетной делянке длиной 100 м были провешены колышки через интервал 1 м. После того как тракторист, исходя из про изводительности трактора, подобрал приемлемую переда-
Рис. 2. Схема устройства автоматического регулирования скоростных и загрузочных режимов тракторов.
(Обозначения те же, что на рис. 1).
чу, были проведены контрольные проходы агрегата Для проверки работы измерительных цепей. При включенной САРЗ двигателя измеряли время прохождения гона и на осциллограф записывали параметры энергетических процессов, связанных с работой агрегата. Затем на этом же гоне агрегат работал с включенной САРЗ двигателя Из результатов исследований видно (табл. 1), что сред-
Т а б л и ц а 1
Относительное увеличение скорости агрегата при использовании САРЗ двигателя
|
|
Время прохождения гона агрегатом, сек |
|
|||||
|
при движении туда |
|
при движении обратно |
|||||
Длина гона, м |
без |
с |
относитель |
без |
с |
относитель |
||
|
ное увели |
ное увели |
||||||
|
САРЗ |
САРЗ |
чение ско |
САРЗ |
САРЗ |
чение ско |
||
|
|
|
рости, % |
|
|
рости, % |
||
200 |
115 |
98 |
17,5 |
105 |
90 |
|
14,5 |
|
(первый участок) |
113 |
90 |
108 |
92 |
|
|||
|
|
|
|
|||||
380 |
251 |
215 |
14,9 |
255 |
212 |
|
11,1 |
|
(второй участок) |
243 |
210 |
252 |
218 |
|
|||
|
|
|
|
|||||
няя скорость агрегата |
повысилась более чем на 11% - Ос |
|||||||
новные исследования проводились |
на I I передаче; |
иссле |
||||||
довано также функционирование |
САРЗ на |
I — I V |
пере |
|||||
дачах. Установлено, что повышение |
рабочей |
передачи |
приводит к более частому включению САРЗ. Частота включения f и длительность Т позволяют судить о степени загрузки агрегата, т. е. являются своего рода системой контроля. При большой частоте (/>0,3 гц) или малой ча стоте и большой длительности работы с включенным УКМ (20—50 сек) агрегат перегружен и, следовательно,
необходимо понизить передачу. При малой частоте |
( / < |
|
0,2 гц) и небольшом периоде |
включения ( Г < 5 ^ - 6 |
сек) |
загрузка агрегата уменьшена |
и для ее повышения |
целе |
сообразно увеличить передачу. |
|
|
Исследования изменения скорости агрегата показали, что с увеличением загрузки скорость агрегата существен но снижается, а спустя некоторый момент после включе ния УКМ (порядка 0,2 сек) повышается на 14—20%. При этом разгон агрегата происходит за 0,5 сек и более. Время работы агрегата с включенным УКМ зависит от внешних воздействий, а также от передачи, на которой
работает агрегат. Так как возмущения носит случайный характер, то время работы агрегата с включенным УКМ также случайно и подчиняется экспоненциальному рас пределению (табл . 2):
|
fx (/)= |
11 е ~Х ('~'о) |
П Р И t |
> 'о! |
|
|
|
|
\ 0 |
при — оо < t < t0. |
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Коэффициенты |
аппроксимируемых |
функций распределения |
||||
|
продолжительности работы |
САРЗ |
двигателя |
|
||
Передача |
|
Режим работы |
X, |
1/сек |
t0, сек |
|
II |
С выключенным УКМ |
|
1,1 |
0,55 |
||
|
С включенным УКМ |
|
1,8 |
0,36 |
||
III |
С выключенным УКМ |
2,0 |
0,15 |
|||
С включенным УКМ |
|
0,5 |
0,30 |
|||
При |
работе |
агрегата |
на I I передаче |
скорость |
убыва |
ния функции плотности распределения продолжительно сти работы системы с включенным УКМ больше, чем без него:
с включенным УКМ
/ , ( / ) = 1 ^ - 1 , 8 ( ^ - 0 , 3 6 ) .
свыключенным УКМ
/я ( * ) = 1,16-1.1^-0.55).
Таким образом, наиболее вероятное время работы системы лежит в узком диапазоне. Работа тракториста в таком режиме невозможна, что еще раз подтверждает необходимость автоматизации загрузки агрегата.
ОТКЛОНЯЮЩИЙ МОМЕНТ, ДЕЙСТВУЮЩИЙ НА ТРАКТОР ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПЛУГА
КОВАЛЬЧУК Б. И. (ВНИИМЭСХ)
Повышение рабочих |
скоростей |
движения |
на |
пахоте |
до 8—12 км/ч предъявляет новые требования |
к |
устойчи |
||
вости прямолинейного |
движения |
пахотных |
агрегатов. |
|
Устойчивость движения |
пахотного |
агрегата зависит в ос |
новном от наличия отклоняющего момента, действующе го на трактор, а величина момента, в свою очередь, за висит от типа, веса и ширины захвата плуга, глубины пахоты, удельного сопротивления почвы и способа при
соединения плуга к трактору. Как показали |
исследова |
||||||
ния [1], нарушение прямолинейного движения |
гусенич |
||||||
ного самохода начинается при любых сколь |
угодно |
ма |
|||||
лых возмущающих |
воздействиях. |
|
|
|
|
||
В задачу настоящих исследований входило определе |
|||||||
ние отклоняющего |
момента, |
действующего |
на |
трактор |
|||
при различных способах присоединения плуга, |
а также |
||||||
различном смещении механизма навески на |
тракторе |
||||||
и точек прицепа на плуге. |
|
|
|
|
|
||
Как |
известно, |
влияние |
отклоняющего |
момента |
на |
||
трактор |
будет отсутствовать, если |
равнодействующая |
|||||
всех сил плуга проходит через центр давления |
трактора |
||||||
или близко от него. В этом отношении |
наилучшим явля |
ется «маятниковый способ» присоединения плуга к трак тору (рис. 1, а) и способ, при котором точка прицепа плуга к трактору движется по радиусу при изменении положения плуга или трактора (рис. 1, б). Радиус при цепа в этом случае равен расстоянию от центра давления до прицепа. Однако эти способы технически невыполни мы при агрегатировании с навесными и полунавесными плугами.
Существующий в настоящее время способ присоеди нения прицепных плугов к гусеничным тракторам (рис. 1, г) позволяет за счет двух шарниров уменьшить воздействие трактора на плуг при поворотах трактора