Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Способы присоединения

плугов к гусеничным тракторам.

на незначительный угол. Двухточечный способ присоединения навесных и полунавесных плугов к гу­ сеничным тракторам (рис. 1,д) приводит к измене­ нию положения плуга в горизонтальной плоскости при любом угле поворота трактора. Способы, пред­ ставленные на рисунках 1,е, ж, з, приводят к зна­ чительному изменению по­ ложения плуга при не­ больших поворотах трак­ тора или к полной неуп­ равляемости агрегата (способ з ) . П р и небольших углах поворота трак-

т о р а ( д 0 5°) наилучшим

является трехточечный способ присоединения навесных и полунавесных плугов, при котором продолжения линий нижних продольных тяг механизма навески пересекаются в центре давления трактора или близко от него (рис. 1,в).

В дальнейшем будут рассматриваться только двухто­ чечный и трехточечный способы.

При двухточечном способе присоединения плуга на трактор во время работы действуют продольные и попе­ речные составляющие усилий в нижних тягах механиз­ ма навески. В связи с тем, что при двухточечной налад­ ке механизма навески нижние продольные тяги сходятся

в одной

точке на

тракторе,

при центральном положении

нижних

тяг (без

смещения)

продольные

составляющие

усилий

не

будут

участвовать

в создании

отклоняющего

момента, который в этом случае будет:

 

 

 

 

 

Мотк == (NB — Nnp)

Ь cos р sin

а,

 

(1)

где Na,

iVnp — усилия в левой

и правой тягах навески;

 

Ь

—расстояние от нижней поперечной оси

ме­

 

 

ханизма навески до мгновенного центра

 

а,

вращения трактора (центра давления);

 

 

р — горизонтальный

и вертикальный

углы

на­

 

 

клона продольных тяг механизма

навески.


Поскольку для

каждого

конкретного

случая

о, $

и b — постоянные

величины,

отклоняющий

момент

при

двухточечном способе навески зависит только от разно­

сти усилий в левой

и правой тягах

механизма навески

и примет нулевое значение только

при их равенстве.

Следует, кроме того,

отметить, что

с увеличением угла

наклона р нижних тяг в вертикальной плоскости откло­ няющий момент уменьшается.

При трехточечном способе присоединения плугов в создании отклоняющего момента участвуют и продоль­ ные составляющие усилий в нижних продольных тягах, причем этот момент противоположен моменту, создавае­

мому поперечными

составляющими:

 

 

 

Мотк

= (/Ул

Nnp)

cos

р {-^- cos

а — b sin aj

,

(2)

где а — расстояние

между передними

концами

нижних

продольных

тяг механизма

навески.

 

 

 

При равенстве третьего

сомножителя уравнения

(2)

нулю ^ - j cos

a — b sin

a = 0J

отклоняющий момент

бу­

дет отсутствовать. Этот сомножитель не зависит от сил, действующих на плуг, от его ширины захвата, глубины пахоты и др. При определенном положении мгновенного центра вращения трактора, известной длине продольных тяг механизма навески и расстоянии между точками присоединения на плуге всегда можно найти величину а, при которой отклоняющий момент будет равен нулю.

Для определения значений отклоняющих моментов графическим методом [2] был проведен расчет сил, дей­ ствующих на трактор Т-150 при его работе с различны­

ми

плугами — навесным

ПЛН-5-35

и

полунавесными

ПЛП-5-35 и

ПЛП-6-35.

 

 

 

 

 

 

 

Удельное

сопротивление

почвы

принято

равным

0,6

кг/см2 , глубина пахоты 21, 26 и 30 см при

различном

наклоне продольных тяг

механизма

навески

трактора

в

вертикальной плоскости. Из

силового

многоугольника

в

горизонтальной плоскости

найдены

 

усилия

в левой

и правой тягах механизма навески трактора и по приве­ денным формулам рассчитаны отклоняющие моменты, действующие на трактор. Из этого же силового много­ угольника определено усилие, действующее на полевые доски плуга при различной глубине пахоты и различном смещении точек присоединения на плуге.


 

 

 

 

 

Изменение

отклоняющего

 

 

 

 

 

момента

при

двухточечном

 

 

 

 

 

способе присоединения

плуга

 

 

 

 

 

к трактору и различном сме­

 

 

 

 

 

щении

механизма

 

навес­

 

 

 

 

 

ки

показано

на

рисунке

2.

 

 

 

 

 

Из приведенных данных вид­

 

 

 

 

 

но, что даже при централь­

 

 

 

 

 

ном

положении

механизма

 

 

 

 

 

навески на трактор в агре­

 

 

 

 

 

гате со всеми плугами уже

 

 

 

 

 

действует

отклоняющий

мо­

 

 

 

 

 

мент. Причем

отклоняющий

 

 

 

 

 

момент

возрастает

с увели­

 

 

 

 

 

чением

глубины

h

пахоты,

120

60

0

60

1 мм

количества

корпусов,

веса

 

 

 

 

 

плуга и

величины

смещения

Рис. 2.

Зависимость

отклоняю­

механизма

навески

на

трак­

щего момента

Мот к от смеще­

торе. Существующая

конст­

ния /

механизма навески

на

рукция

плугов

 

позволяет

тракторе при двухточечном спо­

трактору

 

при

центральном

собе

присоединения плуга:

 

Л=30 см;

 

.— /і=26

см;

положении механизма

навес­

 

 

/1=21

см.

 

ки двигаться

с

нормальным

 

 

 

 

 

захватом переднего корпуса

плуга на расстоянии 140 мм от кромки правой гусеницы до стенки борозды. При наличии отклоняющего момента этого расстояния недостаточно, тем более, что скорость увеличена до 8—12 км/ч и, следовательно, время реакции тракториста на сохранение прямолинейности движения пахотного агрегата значительно сокращается. Отсюда стремление увеличить расстояние от стенки борозды до кромки правой гусеницы путем смещения механизма на­ вески на тракторе на 60 и 120 мм вправо. Но, как пока­ зывают данные расчета, это резко увеличивает откло­ няющий момент, стремящийся повернуть трактор в сто­ рону борозды. С увеличением момента возрастает коли­ чество воздействий на органы управления, что снижает скорость движения, а следовательно, и производитель­ ность агрегата. Уменьшить отклоняющий момент до ну­ ля можно путем смещения механизма навески на тракто­ ре не вправо от центрального положения, а влево. Но такое смещение неприемлемо по двум причинам: во-пер­ вых, для каждого плуга необходима своя величина сме­ щения, что увеличивает количество регулировок; во-вто-


рых,

приближение

трак­

 

 

КГЦ

 

 

 

 

тора

к

стенке

борозды

кг

 

 

 

 

 

(уменьшение

расстояния

1000

 

 

 

 

 

 

от

правой

гусеницы

до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стенки

борозды)

в

ре­

 

 

\

\ у

 

 

 

зультате

смещения

 

уве­

 

 

 

 

 

личивает

опасность

спол­

 

 

зоо

 

 

 

 

W-5-3s\

зания

трактора

в борозду

 

 

%

 

 

 

3 5 ^ . ^

и буксование правой гусе­

 

 

 

 

 

ьоо

 

 

 

 

ницы, так как она движет­

•У"

і

 

\

 

 

 

ч

 

ся по более

разрушенному

 

 

т \

^ \ ъПЛП-6-35

слою

почвы.

 

 

 

 

 

 

В последнее время

все

т

 

 

 

\

 

большее применение нахо­

 

-гПЛП-5-35

\

 

 

 

 

дит

 

способ

уменьшения

 

 

Ш - 5 - . s

\

 

отклоняющего

 

момента

 

 

 

S

путем

смещения

точек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W

 

200

 

300

присоединения

на

плуге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

влево

от

существующего

Рис. 3.

Зависимость

отклоняющего

положения.

 

 

Смещение

момента Мотк от смещения L при­

производится на

величину,

цепа на плуге влево при двухто­

при

которой

направление

чечной

схеме

присоединения.

равнодействующей

 

всех

(Обозначения те же, что на рис. 2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сил, действующих на плуг,

 

 

 

 

 

 

 

 

совпадало

бы

с

продольной

осью

симметрии трактора.

В этом случае усилия

в левой и правой тягах

механизма

навески равны и, следовательно, отклоняющий момент отсутствует.

Проведенный графический расчет показал (рис. 3), что смещение точек присоединения на плуге влево, при котором отклоняющий момент равен нулю, соответству­ ет движению трактора на расстоянии 420 мм от стенки борозды при работе с плугом ПЛП-6-35 и на расстоянии 260 мм при работе с плугами ПЛП-5-35 и ПЛН-5-35. Вождение трактора на таком расстоянии от стенки бо­ розды весьма затруднительно, необходимы дополнитель­ ные приспособления, улучшающие вождение трактора на пахоте, в частности следоуказатели или маркерная ли­ ния. Применение следоуказателей при движении на большой скорости малоэффективно, а создание маркер­ ной линии требует дополнительных затрат энергии и ме­ талла. Кроме того, как показали расчеты, при смещении точек присоединения на плуге значительно увеличивает­ ся реакция Fn на полевые доски.