Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 4. Зависимость отклоняющего мо­ мента от расстояния а между передни­ ми концами продольных тяг механиз­ ма навески при трехточечной схеме присоединения плуга. (Обозначения
те же, что на рис. 2.)

Так, реакция на по­ левые доски 6-корпус- ного плуга увеличи­ вается на 38—42% по

сравнению с сущест­

nnn-S-35

вующим положением точек присоединения, а плугов ПЛП-5-35 и ПЛН - 5 - 35 - на 16—24%.

Увеличение давле­ ния на полевые доски, кроме увеличения об­ щего тягового сопро­ тивления плуга, требует установки на плуг по­ левых досок большего размера. Таким обра­ зом, и второй способ уменьшения отклоняю­ щего момента не при­ водит к желаемому ре­ зультату без дополни­ тельных затрат энергии и металла.

Проведенный графическим методом расчет сил, дей­ ствующих на трактор Т-150 при трехточечном способе присоединения к нему плуга, показал (рис. 4), что от­ клоняющий момент трактора со всеми плугами равен нулю при расстоянии между передними концами ниж­ них продольных тяг механизма навески 560 мм.

Следует отметить, что и при трехточечном способе присоединения плуга к трактору давление на полевые доски увеличивается по сравнению с симметричным при­ соединением по двухточечной схеме, но незначительно: 2—5% при различной глубине h пахоты для всех плу­ гов.

Отклоняющий момент определялся только при прямо­ линейном движении пахотного агрегата. Но при пахоте под действием различных факторов приходится воздейст­ вовать на органы управления для выравнивания трактора, поворачивая его на определенный угол. Для определения

сил, действующих на трактор, были рассмотрены

кинема­

тика его поворота вокруг центра вращения на

угол

до

5° и взаимное расположение элементов механизма

на-

вески

и плуга

при

двух-

 

 

 

 

и трехточечном

способах

 

 

 

 

присоединения. В резуль­

WOO

 

 

 

тате

было

установлено

 

 

 

(рис. 5), что малейшее из­

 

 

 

 

менение положения

трак­

 

 

 

 

тора

при

двухточечном

1500

 

 

 

способе

 

присоединения

 

 

 

 

влечет

за

собой

боковое

1000

 

 

 

смещение

плуга

в ту

или

 

 

 

иную

сторону. Это увели­

 

 

 

 

чивает момент сопротивле­

 

 

 

 

ния

повороту,

который

 

 

 

 

в 1,5—3

раза

на

каждый

 

 

 

 

градус

поворота

трактора

 

 

 

 

превышает

отклоняющий

 

 

 

 

момент, возникающий при

Рис. 5. Зависимость

отклоняющего

прямолинейном

движе­

нии.

 

 

 

 

 

 

момента от

угла поворота

трак­

 

 

 

 

 

 

 

тора:

 

 

При трехточечном

спо­

 

 

 

/ — д в у х т о ч е ч н а я с х е м а ; Я —трехто­

собе

присоединения

поло­

чечная с х е м а ;

см;

ft=30

с м ;

жение

плуга

не

меняется

=2б

ft=

21 см .

 

 

 

 

и хотя момент сопротивле­ ния с увеличением угла поворота возрастает, по величине

он в 2,5—5 раз меньше, чем при таком же угле поворота и двухточечном способе присоединения.

Таким образом, трехточечный способ присоединения плуга к трактору наиболее оптимален с точки зрения уменьшения отклоняющего момента без дополнительных

затрат энергии

и металла. Этот способ

по сравнению

с двухточечным

значительно сокращает

момент сопро­

тивления повороту при необходимости изменять направ­

ление движения трактора во время

работы. Кроме го-

го,

применение трехточечного способа

присоединения

исключает переналадку

механизма

навески трактора,

так как двухточечная схема навески

применяется

только

на

пахоте.

 

 

 

 

 

Для подтверждения теоретических выводов были про­

ведены экспериментальные исследования,

целью

кото­

рых явилось определение

оптимального положения

меха­

низма навески трактора при работе с различными плуга­ ми с точки зрения улучшения его управляемости.

Проведенные лабораторно-полевые исследования по­ казали (таблица), что производительность трактора


Результаты лабораторно-полевых исследований работы пахотных агрегатов с трактором Т-150

 

 

 

 

Число

 

Произво­

Расход

 

Производи­

Расход

 

Способ

присоедине­

Величина

Скорость,

дитель­

Буксо­

тельность,

топлива,

Плуг

оборотов

ность

топлива,

% к нуле­

% к

нуле­

ния

к трактору

смещения,

двигателя,

км/ч

вание, %

вому сме­

вому

сме­

 

 

 

мм

об/мии

 

(приведен­

кг/га

 

 

 

 

 

 

 

ная), га/ч

 

 

щению

щению

ПЛП-6-35

ПЛП-5-35

ПЛН-5-35

П-5-35МГА •(прицепной)

Трехточечный

0

2147

8,35

1,796

16,31

4,63

103,0

97,6

 

2104

8,15

1,743

16,70

4,94

100,0

100,0

Двухточечный

60

2120

8,18

1,709

17,42

5,01

98,1

104,3

 

120

2119

8,09

1,655

18,04

5,56

95,0

108,0

Трехточечный

0

2120

9,26

1,687

17,12

3,21

104,2

96,2

 

2071

9,06

1,620

17,80

4,36

100,0

100,0

Двухточечный

60

2075

8,86

1,588

18,40

4,58

98,0

103,4

 

120

2087

8,97

1,534

19,11

4,82

94,7

107,4

Трехточечный

0

2137

9,41

1,657

17,68

3,04

102,1

98,1

 

2096

9,20

1,622

18,02

3,10

100,0

100,0

Двухточечный

60

2060

9,18

1,600

18,20

3,26

98,6

101,0

 

120

2042

9,15

1,587

18,41

3,35

97,2

102,2

 

Центральное

2124

9,33

1,685

15,70

3,53

100,0

100,0

отверстие

2121

9,32

1,651

16,12

3,64

98,0

102,7

60

 

120

2110

9,23

1,604

16,83

4,31

95,2

107,2


Т-150 и погектарный расход топлива изменяются в зави­ симости от способа присоединения плуга. Показатели пахотного агрегата при трехточечном способе присоеди­ нения наилучшие: производительность на 2,1—4,2% вы­ ше, а расход топлива на гектар на 1,9—3,8% ниже по сравнению с двухточечным способом присоединения при центральном положении механизма навески. Смещение механизма навески на тракторе вправо приводит при работе со всеми плугами к снижению производительно­ сти агрегата, увеличению расхода топлива на гектар и буксования.

ВЫ В О Д Ы

1.Существующий в настоящее время двухточечный способ присоединения навесных и полунавесных много­ корпусных плугов к трактору приводит к созданию по­ стоянного отклоняющего момента, воздействующего на трактор и ухудшающего его работу.

2. Смещение

навески на тракторе вправо

на 60

и 120 мм (в целях

удаления трактора от стенки

бороз­

ды) резко увеличивает отклоняющий момент, стремя­ щийся повернуть трактор в сторону борозды.

3. Смещение точек присоединения на плуге влево в целях уменьшения отклоняющего момента и удаления

трактора от борозды приводит

к увеличению усилий,

действующих

на полевые доски,

на 16—24% (ПЛП-5-35

и ПЛН-5-35)

и на 38—42% (ПЛП-6-35), а также к необ­

ходимости создания приспособлений, улучшающих вож­ дение трактора на значительном расстоянии от стенки борозды.

4. Оптимален в смысле уменьшения отклоняющего момента трехточечный способ соединения плуга с трак­ тором. Величина расстановки передних концов нижних продольных тяг механизма навески для каждого тракто­

ра

и плуга может быть определена из зависимости ^

tg

а.

 

5. Момент сопротивления повороту при двухточечном

способе присоединения плуга увеличивается в 1,5—3 ра­ за на каждый градус поворота трактора по сравнению

спрямолинейным движением.

6.Момент сопротивления повороту при трехточечном способе присоединения плуга в 2,5—5 раз меньше, чем

9 Заказ 6827

257


при таком же угле поворота трактора и двухточечном способе присоединения плуга.

7. Производительность трактора Т-150 и погектарный расход топлива при работе с плугами ПЛП-6-35, ПЛП-5-35, ПЛН-5-35 и П-5-35МГА зависят от способа присоединения плуга к трактору и величины смещения точки присоединения на тракторе.

8. Трехточечный способ присоединения плуга к трак­ тору увеличивает производительность трактора на 2,1—

4,2%

и уменьшает

расход топлива

на гектар

на

1,9—

3,8%

по сравнению

с двухточечным

способом

присоеди­

нения.

 

 

 

 

 

 

 

У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

 

 

1. К у з н е ц о в

Ю. И. Исследование сил,

действующих

на

пахот­

ный агрегат

при несимметричной крюковой нагрузке. Труды ВИМ,

т. 46. М., 1971.

2.С и н е о к о в Г. Н. Проектирование почвообрабатывающих машин. М., «Машиностроение», 1965.

К ВЫБОРУ ТИПА ПЛУГА ДЛЯ ТРАКТОРА Т-150

КОВАЛЬЧУК Б. И. (ВНИИМЭСХ)

Пахота является одним из наиболее трудоемких про­ цессов в растениеводстве и составляет 38—48% от обще­ го объема работ, выполняемых гусеничными тракторами. Поэтому очень важно в каждой зоне страны для тракто­ ра каждой марки в соответствии с его тяговыми и дина­

мическими показателями

подобрать тип плуга, при агре­

гатировании

с которым

трактор на основных

видах па­

хоты может

обеспечить

наиболее высокую

производи­

тельность при минимальном погектарном расходе топ­ лива.

В настоящее время готовится к постановке на произ­ водство энергонасыщенный трактор Т-150 класса 3 т, предназначенный для работы на скоростях 9—15 км/ч. С этим трактором могут агрегатироваться три типа 5—6- корпусных плугов: прицепные, навесные и полунавесные.

Выбор типа

плуга

к трактору

проводится

с учетом

следующих основных

показателей:

тяговых,

удельного

сопротивления

почвы

при пахоте,

глубины

обработки

почвы и процентного соотношения мелкой и глубокой па­ хоты.

На основании анализа тяговых показателей и харак­ тера их изменения в зависимости от скорости (рисунок)

можно сделать следующие выводы.

 

 

 

Трактор

мощностью 150 л. с. на I передаче при тяго­

вом усилии

4050—4300

кг и скорости

движения

8,1—

7,2 км/ч имеет максимальную крюковую мощность

120—

121,2 л. с. На всех последующих более

высоких переда­

чах крюковая мощность

снижается: на

I I , I I I , IV пере­

дачах на 3,5; 7 и 10% по сравнению

с I. Из этого следует,

что производительность

пахотных

агрегатов, составлен­

ных для работы на I I — I

передачах, на 7—10%

выше,

чем на I I I и IV, при меньшем погектарном расходе топ­ лива. Таким образом, для обеспечения высокой произво­ дительности пахотных агрегатов нужна такая ширина

захвата, чтобы их тяговое

сопротивление находилось

в пределах 3200—3700 кг.

 

9*

259


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энергооценка

скоростных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пахотных

агрегатов

 

с трак­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торами-макетами

Э-151, про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

веденная

 

во

ВНИИМЭСХе,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показала,

что

на скоростях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8—12 км/ч удельное

сопро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тивление

 

плугов

со

скорост­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными корпусами

увеличива­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ется на 3—4% на километр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в час повышения скорости и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составляет

для

данного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровня

 

скоростей

 

0,56—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,69 кг/см2 . Из рисунка

вид­

 

 

8

9

10

///.км/ч

но,

что с

6-корпусным

плу­

 

 

гом

обеспечивается

лучшая

Совмещенные

тяговые

 

харак­

загрузка

 

трактора

по тяге.

 

С этим

плугом

при

пахоте

теристики

тракторов

Т-150 и

на глубину 20—22 см трак­

 

 

 

плугов:

 

 

 

 

 

 

по данным

КНИИТИМа;

тор может работать

в основ­

по

данным

расчетная;

 

 

— . —

ном на I I I передаче с частич­

ВНИИМЭСХа;

/, 3—

6-корпусные

плуги

при

ft=25—27

см

ным

переходом

на

 

I I

при

и ft=20—22

см;

2, 4

5-корпусные

повышении удельного

сопро­

плуги

при

ft=25—27

см

и

ft=

 

 

 

-20-22 см.

 

 

 

 

тивления до 0,65—0,69 кг/см2 ,,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

глубине

пахоты

25—

27 см — на I I передаче с переходом на I .

 

 

 

 

 

 

 

С 5-корпусным плугом

трактор

будет

 

работать

на

IV — V

передачах

при глубине пахоты

20—22

см

и

на

I I I

передаче при глубине пахоты 25—27 см. Это вызыва­

ет

снижение

производительности

на 8—10%

и повыше­

ние расхода топлива на 1,2—1,7 кг/га.

 

 

 

 

 

 

 

 

В хозяйствах Ростовской

области

в соответствии с ре­

комендуемой

агротехникой

возделывания

сельскохозяй­

ственных

культур

пахота на глубину

 

20—22 см

состав­

ляет 40—45%), на глубину 25—27 см—25—30% и глубо­ кая (27—30 см и более) —30% от общей площади еже­ годной пахоты. В этих условиях с тракторами Т-150 наи­ более эффективны унифицированные полунавесные 6-

корпусные плуги. Ими можно обрабатывать

не

менее

60% всей

площади,

а сняв один-два

корпуса,

выполнять

глубокую пахоту.

 

 

 

 

 

Несмотря на то, что вес полунавесного

6-корпусного

плуга-

на

350

кг

больше, чем

5-корпусного

(1100

и 750 кг), общая

металлоемкость вспашки

при использо­

вании

6-корпусных

плугов на 4—5% ниже.