Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

затрат времени на последующие поперечные обработки поля (обычно это боронование и культивация), так как на невыровненном поле при переезде через свальные гребни и разъемные борозды тракторист вынужден сни­

жать скорость. Расчеты

затрат времени

движения на

все

три

операции — пахоту, боронование

и

культива­

цию— показывают, что во I I и I I I вариантах

они мень­

ше,

чем

в I . Поэтому

рекомендуются

прогрессивные

приемы

вспашки свального гребня и заделки

разъемной

борозды, несмотря на кажущиеся дополнительные затра­ ты времени при вспашке. Оптимальная ширина загонок

может быть принята

следующей:

 

Длина

гона,

Ширина загонки, м

500

70—

80

1000

75—

85

1500

85—100

2000

100—125

В зоне Ростовской области на пахоте в основном ис­ пользуются пахотные агрегаты в составе плуга, воло­ куши и катка. Визуальная оценка качества вспашки на высоких скоростях показала, что выровненность (слит­ ность) пашни получается удовлетворительной и без во­ локуши.

Специально проведенными исследованиями по оценке качества вспашки с волокушей, катком и без них было установлено, что волокуша не дает улучшения качества пашни, а увеличивает энергоемкость операции (табл. 2). Поэтому рекомендованы для работы на скоростях агре­ гаты в составе плуга и катка.

Т а б л и ц а

Сравнительные энергетические и агротехнические показатели пахотных агрегатов

Орудие, агрегатируемое

страктором Э-151

 

1

s

Содержание, %, почвенных

га Я

 

фракций, см

X и

|

g я

25 и

 

^

f- я

 

6-10 10-15 15-25 более

 

ч а о

 

л е с

 

Плуг

26,47

0,555

14,17

4,35

2,86

0,87

0,20

8,28

Плуг-(-воло­

26,92

0,596

14,77

4,31

2,75

0,95

 

8,01

куша

 

 

 

 

 

 

 

 

Плуг + каток

26,73

0,571

15,45

3,60

0,86

0,40

 

5,06

Плуг+воло­

26,96

0,585

15,75

4,12

0,88

0,05

5,05

куша -f-ка -

 

 

 

 

 

 

 

 

ток


Лабораторно-полевыё исследования, контрольные смены и хозяйственная проверка пахотных агрегатов показали, что с тракторами-макетами Э-151 целесооб­ разно использовать 6-корпусные плуги, которые позво­ ляют по сравнению с 5-корпусными плугами повысить производительность на 15—17% и снизить погектарный расход топлива на 10% при глубине вспашки 20—22 см. Захват 6-корпусного плуга более 2 м, поэтому он не может агрегатироваться с катками КК-2. Для работы в хозяйственных условиях пришлось увеличить ширину захвата катка до 2,3 м. Однако при массовом внедре­ нии в производство 6-корпусных плугов для агрегати­ рования как со скоростными, так и с серийными трак­ торами (Т-4М) необходимо выпускать специальные кат­ ки с такой шириной захвата.

Выполнение боронования почвы на высоких скоро­ стях обычными агрегатами (сцепка С-18+ЗБЗС-1) было невозможно, так как схема присоединения трех звеньев борон через штельваги не обеспечивала их ус­ тойчивого хода. Поэтому была проверена и рекомендова­ на схема индивидуального присоединения борон двумя параллельными тягами, что позволило увеличить ско­ рость движения до 12—13 км/ч. Однако и при такой скорости загрузка трактора была недостаточной из-за малой ширины захвата. Поэтому потребовалось увели­ чить ее до 28—35 м, что и было выполнено при созда­ нии специальной бороновальной сцепки СГ-35.

Существенным недостатком этой сцепки явилась сложность перевода ее в транспортное положение. Этот недостаток может быть компенсирован организацией использования бороновальных агрегатов. Необходимое по графику количество этих агрегатов вывозится весной на поля. Агрегаты без перевода в транспортное положе­ ние обслуживают в течение всего сезона группу близле­ жащих полей. Поэтому вполне приемлемо для зоны применение бороновальных агрегатов захватом до 35 м, которые позволяют повысить производительность трак­ тора, уменьшить количество проходов агрегата по полю. Если применение таких широких сцепок ограничивается определенными условиями, следует использовать сцеп­ ку СГ-21, перевод которой в транспортное положение осуществляет один тракторист в течение 25 мин.

Для выполнения малоэнергоемкой операции прикатывания агрегаты обычно составляют из трех трехзвен-

ных катков с присоединением центрального на удлини­ теле. Такой агрегат захватом 18 м не позволял эффек­ тивно использовать тракторы класса 3 т. Поэтому была проверена и рекомендована схема соединения катков, состоящая из трех трехзвенных и двух однозвенных кат­ ков между ними, соединенных в шеренгу без удлините­ лей. Это дало возможность увеличить ширину захвата на 20%, что соответственно повысило и производитель­ ность агрегата.

Для проведения дискового лущения серийные трак­ торы класса 3 т нельзя агрегатировать с лущильниками шириной захвата более 10 м, так как на поворотах рабо­ чие органы их не выключаются, и трактор сильно буксует. Появление гидрофицированных лущильников позволяет увеличить ширину захвата: на повороте рабочие органы выключаются, а принудительная догрузка их в работе позволяет повысить скорость движения. Поэтому со ско­ ростными тракторами класса 3 т хорошо агрегатировать лущильник ЛДГ-15, тяговое усилие которого при скоро­

сти

8—10 км/ч составляло на

разных

фонах

2300—

2900 кг при глубине обработки

5—7 см. Быстрый

пере­

вод

его в транспортное положение одним

трактористом

и высокая транспортная скорость (до 15 км/ч) делают его вполне приемлемым для работы с энергонасыщен­ ными тракторами.

Выполнение сева зерновых на высоких скоростях по­ требовало создания надежных маркеров, обеспечиваю­

щих строгое

и прямолинейное

вождение

агрегата без

огрехов и пересевов.

Выпускаемый

к сцепкам СП-15

и

СП-16 маркер со

следоуказателем

применим только

на

тракторе

К-700.

Поэтому при работе использовались

самодельные

жесткие

маркеры,

которыми

на

повороте

управляли вручную, что увеличивало

время

поворота.

Задача была решена СКВ завода «Красный Аксай» со­ зданием самоустанавливающихся маркеров, конструкция которых обеспечивала автоматический перевод их из рабочего положения в нерабочее и обратно при поворо­ те агрегата. Этот маркер сразу был признан механиза­ торами, использовавшими его на посеве зерновых сеял­ ками в агрегате с тракторами-макетами Э-151. Такой маркер необходимо рекомендовать для включения в си­ стему машин к скоростным тракторам, в том числе и к

К-700,


К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СКОРОСТНЫХ МАШИННОТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ

ПЕТРОВ Е. В., БОРИСОВ Е. В.

(Армавирская опытная станция ВИМ)

В производственных условиях при существующем уровне организации машиноиспользования удается ре­ ализовать всего лишь половину потенциальных возмож­ ностей повышения производительности скоростных (9— 15 км/ч) машинно-тракторных агрегатов. Исследования­ ми установлено, что с переходом на рабочий диапазон скоростей 9—15 км/ч непроизводительные затраты вре­ мени смены по сравнению с диапазоном б9 км/ч воз­ растают на 11—19% и составляют 47—59% в общем ба­ лансе времени смены [4].

Основные причины непроизводительных

затрат вре­

мени при использовании скоростных тракторов

связаны

с техническими неисправностями агрегатов

и

организа­

цией их использования. Считая затраты времени на уст­ ранение неисправностей при установившемся уровне механизации ремонтных работ величиной постоянной, суммарное время восстановления работоспособности аг­ регата можно сократить, уменьшив время с момента поломки до начала восстановления, которое включает время доведения информации о поломке до руководите­

ля

технической службы

первичной

производственной

единицы

(бригады или отделения) или центральных ре­

монтных

мастерских и время транспортировки тракто­

ра

(сельскохозяйственной

машины)

в мастерские или

доставки

ремонтных средств к агрегату.

В целях сокращения элементов времени смены в опыт­ ном хозяйстве Северо-Кавказской МИС [2] была исполь­ зована полевая телефонная связь, которая позволила не­ сколько сократить непроизводительные затраты времени и повысить производительность агрегатов. Однако из-за неудобства использования такого телефона, возможности повреждения уложенного в грунте кабеля и высокой


стоимости телефонизации опыт МИС не нашел практиче­ ского применения.

В 1968 г. в 6-м отделении колхоза им. В. И. Ленина Новокубанского района Краснодарского края, оснащен­ ном перспективной скоростной техникой, была введена диспетчерская служба с использованием средств ра­ диосвязи (РСВ-1), установленных непосредственно на

работающих

агрегатах и на обслуживающей отделение

автопередвижной мастерской ГОСНИТИ-2 [1].

 

Одним из

недостатков работы диспетчерского

пунк­

та отделения

является необходимость постоянного

при­

сутствия диспетчера у пульта связи, который лично до­ водит до исполнителей всю поступающую на пункт ин­

формацию, на что затрачивается

1,5—2

часа в

смену.

Во время

отсутствия диспетчера

у

пульта связи

(при

доведении

поступающей информации

до

исполнителей)

происходит утечка информации, что значительно снижа­ ет эффективность диспетчеризации в целом.-

Вцелях сокращения времени доведения информации до исполнителя, полного учета и реализации поступаю­ щей от агрега'тов информации в 1969 г. в систему дис­ петчерской службы была введена внешняя громкогово­ рящая связь, состоящая из усилителя (МОНО-25) и мик­ рофона, установленных на столе диспетчера, и двух гром­ коговорителей, установленных на территории бригадного стана. Использование внешней громкоговорящей связи позволило диспетчеру доводить информацию до исполни­ телей, не оставляя рабочего места.

Вслучае отсутствия диспетчера у пульта связи радио­ станция переключалась на микрофон и вызовы трансли­ ровались по внешней громкоговорящей связи.

Результаты исследований 1969 г. подтвердили эф­

фективность диспетчерской службы с установкой средств радиосвязи непосредственно на работающих агрегатах, а введение внешней громкоговорящей связи позволило значительно сократить время на доведение информации до исполнителя (до 5 мин на каждый вы­ зов) и исключить потери поступающей от агрегатов ин­ формации.

В результате накопления опыта диспетчерского управления, введения дополнительных организационнотехнических мероприятий, разработанных на основе ана­ лиза потока информации и совершенствования диспет­ черской службы, в 1969 г. по сравнению с 1968 г. про-


стой агрегатов

по техническим

неисправностям сокра­

тились в 1,3—3

раза

(рис. а),

а в

целом по

комплек­

су выполняемых

полевых работ — в

1,6—1,8 раза. Полу­

чен

дополнительный

прирост

 

производительности,

составивший на

уборке сахарной

свеклы 57%,

кукурузы

на

силос 33%, междурядной обработке пропашных 13%

(рис. б).

 

 

 

 

 

Сравнивая показатели распределения потоков ин­ формации, полученные в 1968 г. [1], с 1969 г. (таблица), следует отметить, что с внедрением внешней громкого­ ворящей связи наблюдается увеличение количества вы­

зовов в целом. Возросло количество

вызовов сварочно­

го агрегата и вызовов по доставке к

агрегатам запас­

ных частей и узлов. Значительно увеличилось количест­ во вызовов, адресованных механику и техническим службам отделения для решения организационных во­ просов и выполнения регулировочных работ. Несколько

сократилось

количество

вызовов агронома в поле, что

 

5170

 

 

 

 

34,10

 

ЕЯ 2700

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

1

 

ш

 

65

 

 

 

100

100 99

 

,

100

00

 

 

7

йт

 

 

ш

ш

ш

 

 

 

 

 

гтть-,

 

 

 

24

12

 

 

 

 

іг

До Внедрения диспетчерской службы

После первого года бнедртя

§§) Пост бторого года 1;едрения

Затраты времени (мин) на полевой ремонт тракторов и сельскохо­ зяйственных машин, отнесенные к выработке 100 га (а), и произ­ водительность (га/смена) машинно-тракторных агрегатов (б)

на основных сельскохозяйственных операциях:

I— MT3-8Q+-K.C-2,ft 2- МТЗ-88+СКД-3; S— MT3-80 + KKX-3; 4—МТЗ-80 + КНР-5.6.