Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Рис.

1. Совмещенные тяговые характеристики тракторов Т-4

А — стерня

озимой

пшеницы;

Б — поле, подготовленное

под посев;

/ — 6-корпус-

4—6-корпусный

плуг; а=25—27

см; 5—6-корпусный

плуг;

а=20—22

см; 6—ЛД-20,

9-4КПГ-4;

/0-БД-1О, а=21°;

7/ - БДТ - 7, а=18°;

/2-21БЗС-1; /З^СУК - 24; 14-

ты; а —угол

установки батарей).

 

 

 

стандартные тяговые характеристики тракторов на соот­ ветствующих для данных технологических операций поч­

венных фонах из координат v, NKp,

GT , б =

/ ( Р К р ) пере­

страивали в координаты PKV, GT , NKp,

8=f(v).

В этих же

координатах были построены кривые тяговых сопротив­

лений сельскохозяйственных машин (рис. 1).

 

Точки пересечения

кривых тяговых сопротивлений

машин-орудий с тяговыми характеристиками

трактора

на разных передачах

определяют возможные

режимы

работы агрегатов: скорость, тягу на крюке и буксование трактора, а также часовой расход топлива двигателем. Учитывая неравномерность тягового сопротивления ма­ шин-орудий, трактор рекомендуется загружать с таким расчетом, чтобы тяговое усилие в рабочем режиме не


(

), ТМ-250

(

) и сельскохозяйственных машин:

 

ный плуг;

а—30—32

см; 2—6-корпусный плуг, а —28—30

см; З—ЛД-20,

а=35°;

а=30°; 7—8-корпусный

плуг,

а=20—22 см;

8—8-корпусный

плуг, а=25—27 см:

21БЗСС-1;

15 — БДТ-7,

а = 15°;

16 — 6СЗП-3.6;

17 — БД-10, а=18° (а—глубина

пахо-

превышало 91—93% ос развиваемого при максимальной крюковой мощности на данной передаче.

При определении режимов работы МТА средние зна­ чения удельных тяговых сопротивлений сельскохозяй­ ственных машин-орудий и коэффициенты прироста тя­ гового сопротивления в зависимости от скорости прини­ мали на основании данных испытаний, проведенных ВИМом, КНИИТИМом, ВИСХОМом с тракторами клас са 3 т (табл. 1). На основании этих данных по методике, разработанной ВИМом [1], были определены производи­ тельность за час сменного времени и погектарный расход топлива, что дало возможность провести предварительную оценку технико-экономической эффективности внедрения трактора ТМ-250.

Эксплуатационные показатели скоростного и серийного агрегатов

Операция

Агрегат

Удельное

тяговое

сопротив­

ление сельско­ хозяйст­ венных машин, кг/м

Тяговое сопротив­ ление агрегата, кг

Передача

Скорость, км/ч

Ширина захвата, м

Производител ь- ность чистая, га/ч

Коэффициент ис­ пользования вре­ мени смены

Производитель­ ность сменная, га/ч

Расход топлива, кг/ч

Расход топлива, кг/га

 

|

 

 

 

 

 

 

 

Пахота на глубину,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20-22

ТМ-250+ПЛП-8-35

1300

4100

IV

11,0

2,8

3,06

0,82

2,51

37,5

14,9

 

Т-4+ПЛП-6-35

1300

3000

VI

7,0

2,1

1,47

0,85

1,25

17,5

14,0

25—27

ТМ-2504-ПЛП-8-35

1600

4700

III

9,5

2,8

2,66

0,82

2,18

38,0

17,4

 

Т-4+ПЛП-6-35

1600

3500

V

6,2

2,1

1,30

0,85

1,10

17,0

15,5

28-30

ТМ-250 +П ЛП-6-35

1800

4250

VI

11,0

2,1

3,31

0,82

1,89

37,5

19,7

 

Т-4+ПЛП-6-35

1800

3800

IV

5,0

2,1

1,05

0,85

0,89

16,0

18,0

30-32

ТМ-250+ПЛП-6-35

1900

4500

IV

10,9

2,1

2,29

0,82

1,88

38,0

20,2

 

Т-4+ПЛ П-6-35

1900

4050

IV

4,9

1,8

0,91

0,85

0,77

16,5

21,4

Лущение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дисковое

ТМ-250+ЛД-20 (а=30°)

190

4000

IV

11,1

20,0

22,20

0,83

18,40

36,0

2,0

 

Т-4+ЛД-20 (а=35°)

190

3600

IV

5,0

20,0

10,00

0,85

8,50

16,0

1,9

корпусное

ТМ-250+ГІПЛ-10-25

815

2700

V

10,8

2,5

2,70

0,82

2,22

37,5

16,9

 

Т-4+ППЛ-10-25

685

2130

VII

5,0

2,5

1,25

0,85

1,06

17,5

16,5

Боронование:

ТМ-250+БД-10 (<х=18°)

315

3850

V

12,5

10,0

44,0

дисковыми

орудиями

Т-4+БД-10 (а=21°)

315

3150

V

5,9

10,0

 

 

 

17,5

 

зубовыми бо­

ТМ-250 4-СГ-21+БЗСС-1

100

2850

VI

14,9

21,0

31,38

0,89

28,30

30,0

1,1

ронами

Т-4+С-Ї8А+21БЗС-1

100

2350

VII

8,2

21,0

17,20

0,90

15,50

16,0

1,0

Культивация

ТМ-250+СП-20+4КПГ-4

250

4450

IV

10,7

16,0

17,11

0,78

13,40

40,0

3,0

сплошная

Т-4+СП-16+4КПГ-4

250

370

IV

4,9

16,0

7,84

0,80

6,24

17,5

2,8

Посев зерновых

ТМ-250+СП-20+

130

3500

V

12,7

21,6

27,43

0,70

19,20

42,0

2,2

 

 

+6СЗП-3.6

120

2100

VII

8,3

14,4

11,90

0,75

8,90

17,5

2,0

 

Т-4+СП-16+4СУК-24А

Стягивание соломы

ТМ-250+ВТ-10

 

VI

15,0

4,9

7,35

0,50

3,68

35,0

9,5

 

Т-4+ВТ-10

 

VII

8,5

4,9

4,16

0,50

2,08

17,0

8,2

[ р и м е ч а н и е . Удельное тяговое сопротивление

сельскохозяйственных машин с серийными рабо'

 

принято при скорости движения МТА 6 км/ч, а со скоростными-9 км/ч.

 

 

 

 

 


Из таблицы видно, что трактор-макет

ТМ-250 обес­

печивает

работу

на основном

комплексе

 

сельскохозяй­

ственных операций в диапазоне скоростей

9,5—13 км/ч,

что

соответствует

максимальному

значению

тягового

к. п. д. этого трактора. Повышение

производительности

по

сравнению

с

 

трактором Т-4

составляет

75—115%

при

увеличении

 

погектарного

расхода

топлива на 3—

17%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет

экономической эффективности

от

внедрения

скоростного трактора ТМ-250

проведен

в

условиях мо­

дельного отделения, типичного для зоны

Северного Кав­

каза (табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

Структура

посевных площадей

модельного

 

 

 

 

 

отделения

 

 

 

 

 

 

 

Культура

Посевная

площадь культур по

 

 

отношению к общей площади,

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

Зерновые

 

 

 

 

 

50-53

 

 

 

Кукуруза:

 

 

 

 

 

9—10

 

 

 

 

на Зерно

 

 

 

 

 

 

 

 

на силос

 

 

 

 

4 -

5

 

 

 

Подсолнечник

 

 

 

 

7—10

 

 

 

Сахарная свекла

 

 

9—10

 

 

 

Многолетние

травы

 

 

3 -

6

 

 

 

Прочие

 

 

 

 

 

5— 6

 

 

 

Общая

посевная площадь

отделения

составляет

3050 га.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы проводили в следующем объеме, га:

 

 

Вспашка на глубину, см:

 

 

 

 

 

1440

 

20—22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25—27

 

 

 

 

 

 

 

 

1540

 

28—30

 

 

 

 

 

 

 

 

300

 

30—32

 

 

 

 

 

 

 

 

330

 

Лущение:

 

 

 

 

 

 

 

 

650

 

корпусное

 

 

 

 

 

 

 

 

дисковое

сплошная

 

 

 

 

 

2070

 

Культивация

 

 

 

 

 

3480

 

Боронование

почвы

 

 

 

 

 

6700

 

Посев озимых

колосовых

 

 

 

 

 

1500

 

Стягивание соломы

 

 

 

 

 

• 1500

В расчет включены 10 основных работ. В комплекс машин с трактором ТМ-250 включены плуги ПЛП-8-35, лущильники корпусные ППЛ-10-25, лущильники дисковые


Э,ру5.

1000

ООО

600 WO 200

-200 -WO -600 -

Рис. 2. Экономическая эффективность Э трактора ТМ-250 в зависимости от его оптовой цены С.

ЛД-20, культиваторы КПГ-4, сеялки СЗП-3,6, сцепки СП-20 и СГ-21, волокуши ВТ-10, бороны БЗСС-1.

В комплексе машин с эталонным трактором Т-4 ис­

пользовали плуги ПЛП-6-35, лущильники

корпусные

ППЛ-10-25, лущильники дисковые ЛД-20,

культива­

торы КПГ-4, сеялки СУК-24А, сцепки СП-16 и С-18А, во­ локуши ВТ-10, бороны БЗС-1.

Годовая загрузка тракторов Т-4 и ТМ-250 на выпол­ нении указанных объемов работ составляет 1100 ч. При расчете экономической эффективности (табл. 3) взяты те цены трактора Т-4 и всех серийных машин, по которым

эта

техника

продается сельскому

хозяйству, а цена

С трактора-макета

ТМ-250 принята

равной 6000 руб.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

Показатели экономической эффективности,

руб.

 

 

Показатель

 

Комплексы

с трактором

 

 

 

Т-4

ТМ-250

 

 

 

 

 

Капиталовложения:

 

 

35 500

33 300

в

тракторы

 

 

 

в

машины

к трактору

 

18 515

12 698

общие

 

 

 

54 015

49 998

Оплата труда и ГСМ

 

издержки

9 509

8 186

Прямые эксплуатационные

24 297

20 692

Приведенные затраты (при

эффективно­

37 800

32 191

сти

капиталовложений

0,25)

 

 

Годовой экономический

эффект:

 

5 609

всего

 

 

 

на 1 трактор

 

 

1 122

Зависимость экономической эффективности трактора ТМ-250 от его цены представлена на рисунке 2, из кото-


рого видно, что лимитная цена на трактор ТМ-250 рав­ на 8950 руб.

Таким образом, предварительный расчет экономиче­ ской эффективности, выполненный на основе результа­ тов сравнительных тяговых испытаний тракторов Т-4 и ТМ-250, показывает возможность получения достаточ­

но

высокого экономического

эффекта

при

внедрении

в

сельскохозяйственное

производство

энергонасыщен­

ных гусеничных тракторов

классов 4—5

т для

выполне­

ния работ на скоростях 9—15

км/ч.

 

 

У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. С о л о в е й ч и к А. Г., П е й с а х о в и ч Б. И. Методика обосно­ вания оптимальных параметров и режимов работы машинно-трак­ торных агрегатов. В сб.: Актуальные вопросы эксплуатации ма­ шинно-тракторного парка. М., БТИ ГОСНИТИ, 1969.

О ПРЕДЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПОВОРОТА ПРОПАШНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ МЕЖДУРЯДНОЙ ОБРАБОТКЕ ХЛОПЧАТНИКА

БАЗАРОВ С. (САИМЭ)

В комплексе работ по механизации производствен­ ных процессов в хлопководстве важная роль отводится междурядной обработке, которая выполняется 4—6-ряд- ными пропашными агрегатами. Анализ использования пропашных агрегатов показывает, что сменная выра­ ботка их значительно ниже технических возможностей.

Повышение производительности пропашных агрега­ тов возможно за счет сокращения затрат времени на повороты в конце гона путем увеличения скорости дви­ жения или уменьшения длины поворота. Значительное уменьшение длины пути поворота невозможно без из­ менения конструкции пропашных тракторов. Поэтому наиболее реально увеличение скорости движения за счет использования рациональных способов поворота.

Увеличение скорости движения агрегата при пово­ ротах сопровождается рядом отрицательных факторов:

снижением

запаса

поперечной устойчивости агрегата

и увеличением динамических

напряжений

в его узлах;

ухудшением

условий

труда

тракториста;

увеличением

длины траектории поворота и ширины поворотной поло­ сы, повреждением растений хлопчатника. На опреде­ ленных скоростях движения эти факторы могут возра­ сти настолько, что работа тракторного агрегата станет затруднительной или даже невозможной.

Следовательно, целесообразно такое сочетание скоро­ стного режима рабочих ходов и холостых поворотов, при котором возможно получение наивысших агротехниче­ ских и экономических показателей без нарушения попе­ речной устойчивости и плавности хода агрегата на пово­ ротах.

Тракторный агрегат при обработке междурядий хлопчатника совершает повороты на полосе, где нареза­ ны поливные борозды глубиной 1517 см и картовые оросители глубиной 40—45 см, являющиеся препятстви­ ями для трактора.