Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
|
|
Рис. |
1. Совмещенные тяговые характеристики тракторов Т-4 |
||||
А — стерня |
озимой |
пшеницы; |
Б — поле, подготовленное |
под посев; |
/ — 6-корпус- |
||
4—6-корпусный |
плуг; а=25—27 |
см; 5—6-корпусный |
плуг; |
а=20—22 |
см; 6—ЛД-20, |
||
9-4КПГ-4; |
/0-БД-1О, а=21°; |
7/ - БДТ - 7, а=18°; |
/2-21БЗС-1; /З^СУК - 24; 14- |
||||
ты; а —угол |
установки батарей). |
|
|
|
стандартные тяговые характеристики тракторов на соот ветствующих для данных технологических операций поч
венных фонах из координат v, NKp, |
GT , б = |
/ ( Р К р ) пере |
страивали в координаты PKV, GT , NKp, |
8=f(v). |
В этих же |
координатах были построены кривые тяговых сопротив
лений сельскохозяйственных машин (рис. 1). |
|
|
Точки пересечения |
кривых тяговых сопротивлений |
|
машин-орудий с тяговыми характеристиками |
трактора |
|
на разных передачах |
определяют возможные |
режимы |
работы агрегатов: скорость, тягу на крюке и буксование трактора, а также часовой расход топлива двигателем. Учитывая неравномерность тягового сопротивления ма шин-орудий, трактор рекомендуется загружать с таким расчетом, чтобы тяговое усилие в рабочем режиме не
( |
), ТМ-250 |
( |
) и сельскохозяйственных машин: |
|
||
ный плуг; |
а—30—32 |
см; 2—6-корпусный плуг, а —28—30 |
см; З—ЛД-20, |
а=35°; |
||
а=30°; 7—8-корпусный |
плуг, |
а=20—22 см; |
8—8-корпусный |
плуг, а=25—27 см: |
||
21БЗСС-1; |
15 — БДТ-7, |
а = 15°; |
16 — 6СЗП-3.6; |
17 — БД-10, а=18° (а—глубина |
пахо- |
превышало 91—93% ос развиваемого при максимальной крюковой мощности на данной передаче.
При определении режимов работы МТА средние зна чения удельных тяговых сопротивлений сельскохозяй ственных машин-орудий и коэффициенты прироста тя гового сопротивления в зависимости от скорости прини мали на основании данных испытаний, проведенных ВИМом, КНИИТИМом, ВИСХОМом с тракторами клас са 3 т (табл. 1). На основании этих данных по методике, разработанной ВИМом [1], были определены производи тельность за час сменного времени и погектарный расход топлива, что дало возможность провести предварительную оценку технико-экономической эффективности внедрения трактора ТМ-250.
Эксплуатационные показатели скоростного и серийного агрегатов
Операция |
Агрегат |
Удельное
тяговое
сопротив
ление сельско хозяйст венных машин, кг/м
Тяговое сопротив ление агрегата, кг |
Передача |
Скорость, км/ч |
Ширина захвата, м |
Производител ь- ность чистая, га/ч |
Коэффициент ис пользования вре мени смены |
Производитель ность сменная, га/ч |
Расход топлива, кг/ч |
Расход топлива, кг/га |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Пахота на глубину, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
см: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20-22 |
ТМ-250+ПЛП-8-35 |
1300 |
4100 |
IV |
11,0 |
2,8 |
3,06 |
0,82 |
2,51 |
37,5 |
14,9 |
|
Т-4+ПЛП-6-35 |
1300 |
3000 |
VI |
7,0 |
2,1 |
1,47 |
0,85 |
1,25 |
17,5 |
14,0 |
25—27 |
ТМ-2504-ПЛП-8-35 |
1600 |
4700 |
III |
9,5 |
2,8 |
2,66 |
0,82 |
2,18 |
38,0 |
17,4 |
|
Т-4+ПЛП-6-35 |
1600 |
3500 |
V |
6,2 |
2,1 |
1,30 |
0,85 |
1,10 |
17,0 |
15,5 |
28-30 |
ТМ-250 +П ЛП-6-35 |
1800 |
4250 |
VI |
11,0 |
2,1 |
3,31 |
0,82 |
1,89 |
37,5 |
19,7 |
|
Т-4+ПЛП-6-35 |
1800 |
3800 |
IV |
5,0 |
2,1 |
1,05 |
0,85 |
0,89 |
16,0 |
18,0 |
30-32 |
ТМ-250+ПЛП-6-35 |
1900 |
4500 |
IV |
10,9 |
2,1 |
2,29 |
0,82 |
1,88 |
38,0 |
20,2 |
|
Т-4+ПЛ П-6-35 |
1900 |
4050 |
IV |
4,9 |
1,8 |
0,91 |
0,85 |
0,77 |
16,5 |
21,4 |
Лущение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дисковое |
ТМ-250+ЛД-20 (а=30°) |
190 |
4000 |
IV |
11,1 |
20,0 |
22,20 |
0,83 |
18,40 |
36,0 |
2,0 |
|
Т-4+ЛД-20 (а=35°) |
190 |
3600 |
IV |
5,0 |
20,0 |
10,00 |
0,85 |
8,50 |
16,0 |
1,9 |
корпусное |
ТМ-250+ГІПЛ-10-25 |
815 |
2700 |
V |
10,8 |
2,5 |
2,70 |
0,82 |
2,22 |
37,5 |
16,9 |
|
Т-4+ППЛ-10-25 |
685 |
2130 |
VII |
5,0 |
2,5 |
1,25 |
0,85 |
1,06 |
17,5 |
16,5 |
Боронование: |
ТМ-250+БД-10 (<х=18°) |
315 |
3850 |
V |
12,5 |
10,0 |
— |
— |
— |
44,0 |
— |
дисковыми |
|||||||||||
орудиями |
Т-4+БД-10 (а=21°) |
315 |
3150 |
V |
5,9 |
10,0 |
|
|
|
17,5 |
|
зубовыми бо |
ТМ-250 4-СГ-21+БЗСС-1 |
100 |
2850 |
VI |
14,9 |
21,0 |
31,38 |
0,89 |
28,30 |
30,0 |
1,1 |
ронами |
Т-4+С-Ї8А+21БЗС-1 |
100 |
2350 |
VII |
8,2 |
21,0 |
17,20 |
0,90 |
15,50 |
16,0 |
1,0 |
Культивация |
ТМ-250+СП-20+4КПГ-4 |
250 |
4450 |
IV |
10,7 |
16,0 |
17,11 |
0,78 |
13,40 |
40,0 |
3,0 |
сплошная |
Т-4+СП-16+4КПГ-4 |
250 |
370 |
IV |
4,9 |
16,0 |
7,84 |
0,80 |
6,24 |
17,5 |
2,8 |
Посев зерновых |
ТМ-250+СП-20+ |
130 |
3500 |
V |
12,7 |
21,6 |
27,43 |
0,70 |
19,20 |
42,0 |
2,2 |
|
|||||||||||
|
+6СЗП-3.6 |
120 |
2100 |
VII |
8,3 |
14,4 |
11,90 |
0,75 |
8,90 |
17,5 |
2,0 |
|
Т-4+СП-16+4СУК-24А |
||||||||||
Стягивание соломы |
ТМ-250+ВТ-10 |
— |
|
VI |
15,0 |
4,9 |
7,35 |
0,50 |
3,68 |
35,0 |
9,5 |
|
Т-4+ВТ-10 |
|
VII |
8,5 |
4,9 |
4,16 |
0,50 |
2,08 |
17,0 |
8,2 |
|
[ р и м е ч а н и е . Удельное тяговое сопротивление |
сельскохозяйственных машин с серийными рабо' |
|
|||||||||
принято при скорости движения МТА 6 км/ч, а со скоростными-9 км/ч. |
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что трактор-макет |
ТМ-250 обес |
||||||||||
печивает |
работу |
на основном |
комплексе |
|
сельскохозяй |
||||||
ственных операций в диапазоне скоростей |
9,5—13 км/ч, |
||||||||||
что |
соответствует |
максимальному |
значению |
тягового |
|||||||
к. п. д. этого трактора. Повышение |
производительности |
||||||||||
по |
сравнению |
с |
|
трактором Т-4 |
составляет |
75—115% |
|||||
при |
увеличении |
|
погектарного |
расхода |
топлива на 3— |
||||||
17%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет |
экономической эффективности |
от |
внедрения |
|||||||
скоростного трактора ТМ-250 |
проведен |
в |
условиях мо |
||||||||
дельного отделения, типичного для зоны |
Северного Кав |
||||||||||
каза (табл. 2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
||
|
Структура |
посевных площадей |
модельного |
||||||||
|
|
|
|
|
отделения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура |
Посевная |
площадь культур по |
|||||||
|
|
отношению к общей площади, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
Зерновые |
|
|
|
|
|
50-53 |
|
|
||
|
Кукуруза: |
|
|
|
|
|
9—10 |
|
|
||
|
|
на Зерно |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
на силос |
|
|
|
|
4 - |
5 |
|
|
|
|
Подсолнечник |
|
|
|
|
7—10 |
|
|
|||
|
Сахарная свекла |
|
|
9—10 |
|
|
|||||
|
Многолетние |
травы |
|
|
3 - |
6 |
|
|
|||
|
Прочие |
|
|
|
|
|
5— 6 |
|
|
||
|
Общая |
посевная площадь |
отделения |
составляет |
|||||||
3050 га. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работы проводили в следующем объеме, га: |
|
|||||||||
|
Вспашка на глубину, см: |
|
|
|
|
|
1440 |
||||
|
20—22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
25—27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1540 |
|
|
28—30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
300 |
|
|
30—32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
330 |
|
|
Лущение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
650 |
|
|
корпусное |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
дисковое |
сплошная |
|
|
|
|
|
2070 |
|||
|
Культивация |
|
|
|
|
|
3480 |
||||
|
Боронование |
почвы |
|
|
|
|
|
6700 |
|||
|
Посев озимых |
колосовых |
|
|
|
|
|
1500 |
|||
|
Стягивание соломы |
|
|
|
|
|
• 1500 |
В расчет включены 10 основных работ. В комплекс машин с трактором ТМ-250 включены плуги ПЛП-8-35, лущильники корпусные ППЛ-10-25, лущильники дисковые
Э,ру5.
1000
ООО
600 WO 200
-200 -WO -600 -
Рис. 2. Экономическая эффективность Э трактора ТМ-250 в зависимости от его оптовой цены С.
ЛД-20, культиваторы КПГ-4, сеялки СЗП-3,6, сцепки СП-20 и СГ-21, волокуши ВТ-10, бороны БЗСС-1.
В комплексе машин с эталонным трактором Т-4 ис
пользовали плуги ПЛП-6-35, лущильники |
корпусные |
ППЛ-10-25, лущильники дисковые ЛД-20, |
культива |
торы КПГ-4, сеялки СУК-24А, сцепки СП-16 и С-18А, во локуши ВТ-10, бороны БЗС-1.
Годовая загрузка тракторов Т-4 и ТМ-250 на выпол нении указанных объемов работ составляет 1100 ч. При расчете экономической эффективности (табл. 3) взяты те цены трактора Т-4 и всех серийных машин, по которым
эта |
техника |
продается сельскому |
хозяйству, а цена |
|||
С трактора-макета |
ТМ-250 принята |
равной 6000 руб. |
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
Показатели экономической эффективности, |
руб. |
||||
|
|
Показатель |
|
Комплексы |
с трактором |
|
|
|
|
Т-4 |
ТМ-250 |
||
|
|
|
|
|
||
Капиталовложения: |
|
|
35 500 |
33 300 |
||
в |
тракторы |
|
|
|
||
в |
машины |
к трактору |
|
18 515 |
12 698 |
|
общие |
|
|
|
54 015 |
49 998 |
|
Оплата труда и ГСМ |
|
издержки |
9 509 |
8 186 |
||
Прямые эксплуатационные |
24 297 |
20 692 |
||||
Приведенные затраты (при |
эффективно |
37 800 |
32 191 |
|||
сти |
капиталовложений |
0,25) |
|
|
||
Годовой экономический |
эффект: |
|
5 609 |
|||
всего |
|
|
|
— |
||
на 1 трактор |
|
|
— |
1 122 |
Зависимость экономической эффективности трактора ТМ-250 от его цены представлена на рисунке 2, из кото-
рого видно, что лимитная цена на трактор ТМ-250 рав на 8950 руб.
Таким образом, предварительный расчет экономиче ской эффективности, выполненный на основе результа тов сравнительных тяговых испытаний тракторов Т-4 и ТМ-250, показывает возможность получения достаточ
но |
высокого экономического |
эффекта |
при |
внедрении |
|
в |
сельскохозяйственное |
производство |
энергонасыщен |
||
ных гусеничных тракторов |
классов 4—5 |
т для |
выполне |
||
ния работ на скоростях 9—15 |
км/ч. |
|
|
У К А З А Т Е Л Ь Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. С о л о в е й ч и к А. Г., П е й с а х о в и ч Б. И. Методика обосно вания оптимальных параметров и режимов работы машинно-трак торных агрегатов. В сб.: Актуальные вопросы эксплуатации ма шинно-тракторного парка. М., БТИ ГОСНИТИ, 1969.
О ПРЕДЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ ПОВОРОТА ПРОПАШНЫХ АГРЕГАТОВ ПРИ МЕЖДУРЯДНОЙ ОБРАБОТКЕ ХЛОПЧАТНИКА
БАЗАРОВ С. (САИМЭ)
В комплексе работ по механизации производствен ных процессов в хлопководстве важная роль отводится междурядной обработке, которая выполняется 4—6-ряд- ными пропашными агрегатами. Анализ использования пропашных агрегатов показывает, что сменная выра ботка их значительно ниже технических возможностей.
Повышение производительности пропашных агрега тов возможно за счет сокращения затрат времени на повороты в конце гона путем увеличения скорости дви жения или уменьшения длины поворота. Значительное уменьшение длины пути поворота невозможно без из менения конструкции пропашных тракторов. Поэтому наиболее реально увеличение скорости движения за счет использования рациональных способов поворота.
Увеличение скорости движения агрегата при пово ротах сопровождается рядом отрицательных факторов:
снижением |
запаса |
поперечной устойчивости агрегата |
||
и увеличением динамических |
напряжений |
в его узлах; |
||
ухудшением |
условий |
труда |
тракториста; |
увеличением |
длины траектории поворота и ширины поворотной поло сы, повреждением растений хлопчатника. На опреде ленных скоростях движения эти факторы могут возра сти настолько, что работа тракторного агрегата станет затруднительной или даже невозможной.
Следовательно, целесообразно такое сочетание скоро стного режима рабочих ходов и холостых поворотов, при котором возможно получение наивысших агротехниче ских и экономических показателей без нарушения попе речной устойчивости и плавности хода агрегата на пово ротах.
Тракторный агрегат при обработке междурядий хлопчатника совершает повороты на полосе, где нареза ны поливные борозды глубиной 15—17 см и картовые оросители глубиной 40—45 см, являющиеся препятстви ями для трактора.