Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективность эксплуатации тракторных агрегатов в большой степени зависит от надежности машин. Меж­ ду тем надежность машин новых марок чаще всего ни­ же, чем машин старых конструкций, особенно в первые

годы постановки на производство

(табл. 10).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц » 10

Структура отказов тракторов ДТ-75 и МТЗ-50 по группам

 

сложности, % (по данным НАТИ)

 

 

Трактор

Год выпуска

Группа

сложнрсти

I

П

I I I

 

 

ДТ-75

1964

100

100

100

МТЗ-50

1967

77

33

12

1964

100

100

100

 

1967

89

67

59

Интересно отметить, что при контрольных испытани­ ях на М И С значения коэффициента эксплуатационной надежности (к. э. н.) достаточно высоки. Однако в хо­ зяйственных условиях при наличии простоев в ожидании запасных частей этот коэффициент значительно меньше. Так, по данным МИС , к. э . н. тракторов ДТ-75 состав­ лял 0,97—0,98, а в хозяйственных условиях в лучших случаях — 0,89.

Характеристикой надежности служит также средняя наработка на отказ (табл. 11).

 

 

 

 

Т а б л и ц а

И

Значения наработки на отказ скоростных тракторов,

 

мото-час (по данным тракторных

заводов)

 

 

Группа сложности

К-700

Т-4

ДТ-75

МТЗ-50

.'•

I

332

511

430

216

 

II

216

152

180

600

 

III

3180

398

1065

3000

 

Следует отметить, что среди отказов тракторов Т-4 преобладают отказы I I и I I I сложности, т. е. не мелкие, а серьезные дефекты. Эти данные показывают, насколь­ ко низка надежность тракторов, что не может не снизить их производительности.


Важную роль в поддержании технической готовности

тракторного

парка

имеет

техническое

обслуживание.

Наибольший

объем

работ

приходится на

технические

уходы (табл. 12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

12

Трудоемкость

технических уходов

за тракторами,

чел-ч

 

Технический

уход

 

K-700

 

Т-4

ДТ-75

 

МТЗ-50

 

Ежесменный

 

 

1,0

 

1,1

0,5

 

0,5

 

№ 1

 

 

3,8—5,4

3,4

2,3

 

2,0

 

№ 2

 

 

5,4-7,4

13,9

8,5

 

7,0

 

№ 3

 

 

27—48

 

54,5

20

 

 

17

 

Из-за высокой трудоемкости каждого

 

ухода

агрега­

ты простаивают, допускаются пропуски

операций ТУ,

что приводит к преждевременным

износам и отказам. По

данным ЦелинГОСНИТИ,

при уходе не выполняется

до

30—50%

операций,

предусмотренных

 

технологией

(табл.13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

Полнота технического ухода при проведении его силами

 

 

 

 

трактористов

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактически

выполнено операций, % от

 

предусмотренных

 

Трактор

 

 

 

 

технологией проведения ТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТУ № 2

 

 

 

ТУ № 3

 

МТЗ-50

 

 

 

68

 

 

 

42

 

 

ДТ-75

 

 

 

56

 

 

 

36

 

 

Необходимо отметить, что новые тракторы хуже обес­ печены запасными частями по сравнению с тракторами старых марок, что еще более увеличивает их простои по техническим причинам. Поставка запасных частей всег­ да запаздывает по отношению к поставке тракторов.

На результаты использования скоростных тракторов в значительной мере влияет неправильное агрегатирова­ ние. Например, для тракторов класса 3 т в определенных условиях необходимы 6-корпусные полунавесные плуги. В Нечерноземной зоне тракторы ДТ-75 работают с лу­

щильником ЛД - 5 , поскольку переезды с участка

на уча-

2і

35


сток затруднены, хотя в этих условиях рационально ис­ пользование лущильника ЛДГ-10, обеспечивающего лег­ кий перевод в транспортное положение. На сплошной культивации и посеве в этой зоне тракторы ДТ-75 рабо­ тают с одной машиной, хотя могли бы работать с двумя при наличии маневренных гидрофицированных сцепок.

На юге Омской области и в Алтайском крае тракто­ ры Т-74 работают на посеве с четырьмя сеялками СУ-24 при дневной выработке 80—90 га на агрегат. В то же время в других степных районах (Поволжье, Северный Кавказ и Украина) сеют 3-сеялочными агрегатами. В ре­ зультате теряется не менее 10—12% производительно­ сти. Во многих случаях агрегаты составляют неправиль­ но из-за отсутствия необходимых прицепных и навесных машин. Так, тракторы МТЗ-50 и М.ТЗ-5ЛС неудовлетво­ рительно обеспечены сеноуборочной техникой, не хвата­ ет самосвальных прицепов. По данным ЦНИИМЭСХа, в Б С С Р прицепами обеспечены менее 50% тракторов. Особенно мало прицепов грузоподъемностью 6 т, их по­ ставляют всего в количестве 7% от поставки тракторов класса 1,4 т. Трактор класса 4 т, выпускаемый с 1965 г., не был укомплектован б-корпусными плугами и 15-мет­ ровыми лущильниками и использовался с машинами для класса 3 т.

Недовыполнение сменных норм скоростными тракто­ рами объясняется также недостатками в организации работ. По данным Центральной российской сельскохо­ зяйственной нормативно-исследовательской станции (па­ хота и культивация) и ВИМа (посев зерновых и посад­ ка картофеля), при равных условиях эксплуатации орга­ низационные простои высокопроизводительной техники относительно больше (табл. 14).

 

 

 

Т а б л и ц а 14

Удельный

вес простоев в структуре смен,

 

% от времени

смены

 

Вид работы

Т-4

Т-74, ДТ-75

ДТ-54

Пахота

12,0

9,8

6,1

Культивация

13,3

10,0

9,0

Посев зерновых

 

42,0

32,0

Посадка картофеля

 

44,0

36,0


Поэтому при работе скоростных агрегатов особенно необходимы меры по сокращению затрат вспомогатель­ ного времени на загрузку семян и удобрений, выгрузку продукции и т. д.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что скоростные тракторы (5—9 км/ч) в настоя­ щее время составляют большинство парка страны, их внедрение дало существенный прирост производительно­ сти, однако потенциальные возможности их не исполь^ зованы в полной мере. Это обусловлено главным обра­ зом организационными и техническими причинами.

К организационным причинам следует отнести недо­ статочную подготовленность кадров; низкий уровень ор­ ганизации использования техники и как следствие этого большие потери времени на переезды, подготовку к ра­ боте, ожидание транспорта из-за необеспеченности не­ обходимыми вспомогательными средствами; простои при техническом обслуживании и по другим причинам; сни­ жение скорости при групповой работе из-за неправиль­ ной комплектации групп; плохое техническое состояние тракторов вследствие производственных недостатков, низкого качества технического обслуживания и подготов­ ки техники к работе. Кроме того, оснащение хозяйств единичными образцами приводит к неполноценному их использованию и, в частности, из-за неправильного нор­ мирования и учета в производственных подразделениях колхозов и совхозов.

Организационные факторы влияют на показатели скоростной техники через сокращение чистого времени работы за счет увеличения различных потерь времени.

К техническим причинам относятся низкая надеж­ ность техники и нестабильность ее показателей, особенно по мощности и топливной экономичности.

Следует отметить, что низкая надежность техники яв­ ляется одним из наиболее сильных отрицательных фак­ торов, ибо если техника ненадежна, то нормальную ор­ ганизацию производства наладить нельзя.

Нестабильность и недостаточная мощность приводят к прямым потерям производительности, поскольку ос­ новным фактором повышения производительности ско­ ростной техники является большая энергонасыщенность, т. е. большая мощность, а если мощность падает, то со­ ответственно снижаются и потенциальные возможности тракторов.

Учитывая большое влияние реальных условий на эф­ фективность использования машинно-тракторного парка, был проведен эксперимент по опытному внедрению пер­ спективной скоростной техники (9—15 км/ч) с исполь­ зованием макетных и опытных тракторов и сельскохозяй­ ственных машин. В 1965 г. в трех зонах страны в произ­ водственных отделениях колхозов и совхозов обычная техника была заменена перспективной скоростной: совхоз «Новоуральский» Омской области (СибНИИСХоз), сов­ хоз «Кагальницкий» Ростовской области (ВНИИМЭСХ) и колхоз им. В. И. Ленина Новокубанского района Крас­ нодарского края (Армавирская опытная станция В И М ) . В каждом хозяйстве было организовано по одному от­ делению, оснащенному скоростной техникой (табл. 15).

Т а б л и ц а 15

Условия проведения эксперимента по опытному внедрению перспективной скоростной техники (9—15 км/ч)

 

 

 

Количество тракторов

 

 

 

 

для

выполнения

 

 

 

 

полевых

работ

 

 

 

обыч­

перспектив­

Хозяйства,

в которых

 

ных

скорост­

 

ных

 

ных

были организованы

 

 

модельные

отделения

 

 

 

 

 

 

 

я

 

«

класса т3

класса 1,4т

 

 

5ЙЄО

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

|

ь

 

 

 

Колхоз им. В. И. Ле­ І3050

8

10

5

8

нина Новокубанско­

 

 

 

 

 

го района

Красно­

 

 

 

 

 

дарского

края

3260 11

12

6

7

Зерносовхоз «Кагаль­

ницкий» Ростов­

 

 

 

 

 

ской области

5600 15

12

8

8

•Совхоз «Новоураль­

ский» Омской области

 

 

Е-

Я

Общий вес

 

 

 

комплекса

ш

с: Е-

сельско­

 

о

хозяйствен­

°н Sк

2

ных машин,

 

 

 

 

т

sggri

 

 

чныхобы

скорост-

о

и

л

lias

 

 

«

X

и и

198 142 100375

349 208 71995

135 65 21529

Исследования балансов времени смены и общего фон­ д а рабочего времени показали, что организация работы скоростной техники и надежность ее имеют большее зна­ чение, чем обычной. Это следует, во-первых, из того, что число скоростных тракторов существенно (на 25—30%)


меньше, чем обычных. К примеру, если в 6-м отделении колхоза им. В. И. Ленина остановился бы один из вось­ ми обычных тракторов, то семи оставшимся пришлось бы выполнить только 7в общего объема работ; при останов­ ке энергонасыщенного скоростного трактора надо выполнить уже Ve часть (20%)- Каждый час простоя ско­ ростной техники приводит в среднем к потерям, в 1,5 ра­ за большим, чем обычной, а на таких работах, как пахо­ та, культивация и т. п., потери при простоях скоростной техники будут больше в 1,7—2 раза. Производительность скоростного агрегата на пахоте составляет примерно 1,21,4 га/ч, а обычного — только 0,60,7. Баланс ис­ пользования рабочего времени агрегатов со скоростны­ ми тракторами несколько отличается от баланса, харак­ терного для обычных тракторов. В первом случае чистое время используется более эффективно, а это значит, что относительные потери времени на повороты, заправки, выгрузку и другие вспомогательные операции возрас­ тают.

Материалы широкого опытного внедрения скорост­ ных агрегатов убедительно показывают, что новая, бо­ лее производительная техника требует более совершен­ ной организации ее использования. Из примерного соотношения потенциальных возможностей техники и дей­ ствительного прироста производительности, который она может дать, следует, что эффект, получаемый в хозяйст­ вах, будет всегда ниже, чем определенный при проведе­ нии контрольных смен. Потери времени на повороты, заправки, переезды, по организационным причинам и другие неизбежны. Они могут оказаться столь велики, что внедрение скоростной техники вообще не даст ника­ кого эффекта или даже приведет к убыткам. Поэтому эти потери необходимо существенно сократить.

Исследования показывают, что при удвоении мощно­ сти двигателей увеличение производительности, которое надежно может быть получено в хозяйствах, в среднем по всем работам составляет примерно 40—50%. Однако эта величина в значительной мере зависит от техниче­ ских решений, заложенных в конструкции машин, от ор­ ганизации работ и ряда других факторов, связанных с эксплуатацией скоростной техники (табл. 16).

Факторы, влияние которых можно уменьшить путем совершенствования конструкций машин, нашли свое от­ ражение в агротехнических требованиях.

Вид по терь

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

Структура и пути сокращения потерь производительности перспективной

скоростной техники

 

при работе в хозяйственных условиях

 

 

 

 

Возможные пути

уменьшения потерь

Характер потерь (причина)

совершенствование

техно­

улучшение

организации

 

 

совершенствование конструкции

 

логии выполнения

работ

использования техники

 

Повороты

 

 

Разбивка и

подготовка

 

 

 

 

полей; выбор лучшей

Технологические

 

 

 

схемы движения

Забивание рабочих орга­ Подготовка

полей

 

нов

 

 

Определение

и

подго­

 

 

 

 

 

Загрузка

продукта

товка мест

погрузки

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональное располо­

 

Выгрузка

продукта

жение мест выгрузки.

 

Разгрузка

на

ходу

 

 

 

 

Технические

1

 

регулиров-

 

 

 

Подготовка,

 

 

 

 

Технические

уходы

 

 

 

Уменьшение радиуса пово­ рота, автоматизация подъ­ ема секций, создание кон­ струкций, обеспечиваю­ щих повышение скоростей на повороте

Разработка самоочищаю­ щихся рабочих органов Создание загрузчиков, уве­ личение емкостей на ма­

шинах Создание накопителей,тран­

спортных средств с авто­ сцепками, устройств для выгрузки на ходу

Создание группы мастеров-

Снижение

затрат времени

наладчиков. Оснащение

на ТУ. Применение под­

спецоборудованием и ин­

шипников

постоянной

струментом

смазки

и т. п.

 

Создание службы машин-

Упрощение регулировок и на-

Организационные

ка и комплектование агрегатов

Простои из-за разрегу­ лировок механизмов и устранения дефек­ тов (мелкий ремонт)

Ремонт техники, ожида­ ние деталей

Недоиспользование ра­ бочего времени меха- -.иизатора (утомляе­ мость, пересмена, дли­ тельный обед) и т. п. Ожидание подготовки

поля Ожидание заправки, пе­

реезды на заправку и пр.

Ожидание транспорта

Невыход тракторов на работу

ного

двора.

Разработка

весок

машин.

Введение

плана подготовки машин

автосцепок,

универсали­

 

 

 

 

 

 

 

зация

машин

 

 

 

 

Введение

 

диспетчерской

Повышение

надежности

ма­

связи

с

агрегатами,

соз­

шин. Упрощение

монтажа

дание

запаса

сменных

и демонтажа

узлов,

обе­

узлов

 

 

 

 

 

 

спечение

саморегулируе­

 

 

 

 

 

 

 

мости механизмов

 

 

Организация

 

агрегатного

Повышение надежности тех­

ремонта, создание необхо­

ники, унификация

конст­

димого

запаса

узлов и

рукций

и запчастей. Уп­

деталей

 

 

 

 

 

рощение замены агрегатов

Введение

 

рационального

Улучшение

условий

труда

режима

дня,

 

организа­

 

 

 

 

 

 

 

ция питания

и пересмен,

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

гигиенической

 

 

 

 

 

 

 

зарядки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование работ

 

 

 

 

 

 

 

 

Диспетчерская

 

связь

и

Расчет

емкости

бака

на

служба. Оперативное пла­

полную

смену

 

работы,

нирование

и

управление

создание

производитель­

 

 

 

 

 

 

 

ных средств

заправки

Оперативное

планирование •

 

 

 

 

 

 

 

и управление

работой

 

 

 

 

 

 

 

техники. Повышение

за­

 

 

 

 

 

 

 

интересованности механи­

 

 

 

 

 

 

 

заторов