Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
Эффективность эксплуатации тракторных агрегатов в большой степени зависит от надежности машин. Меж ду тем надежность машин новых марок чаще всего ни же, чем машин старых конструкций, особенно в первые
годы постановки на производство |
(табл. 10). |
|
|||
|
|
|
|
Т а б л и ц » 10 |
|
Структура отказов тракторов ДТ-75 и МТЗ-50 по группам |
|||||
|
сложности, % (по данным НАТИ) |
|
|
||
Трактор |
Год выпуска |
Группа |
сложнрсти |
||
I |
П |
I I I |
|||
|
|
||||
ДТ-75 |
1964 |
100 |
100 |
100 |
|
МТЗ-50 |
1967 |
77 |
33 |
12 |
|
1964 |
100 |
100 |
100 |
||
|
1967 |
89 |
67 |
59 |
Интересно отметить, что при контрольных испытани ях на М И С значения коэффициента эксплуатационной надежности (к. э. н.) достаточно высоки. Однако в хо зяйственных условиях при наличии простоев в ожидании запасных частей этот коэффициент значительно меньше. Так, по данным МИС , к. э . н. тракторов ДТ-75 состав лял 0,97—0,98, а в хозяйственных условиях в лучших случаях — 0,89.
Характеристикой надежности служит также средняя наработка на отказ (табл. 11).
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
И |
Значения наработки на отказ скоростных тракторов, |
|
||||
мото-час (по данным тракторных |
заводов) |
|
|
||
Группа сложности |
К-700 |
Т-4 |
ДТ-75 |
МТЗ-50 |
.'• |
I |
332 |
511 |
430 |
216 |
|
II |
216 |
152 |
180 |
600 |
|
III |
3180 |
398 |
1065 |
3000 |
|
Следует отметить, что среди отказов тракторов Т-4 преобладают отказы I I и I I I сложности, т. е. не мелкие, а серьезные дефекты. Эти данные показывают, насколь ко низка надежность тракторов, что не может не снизить их производительности.
Важную роль в поддержании технической готовности
тракторного |
парка |
имеет |
техническое |
обслуживание. |
|||||||
Наибольший |
объем |
работ |
приходится на |
технические |
|||||||
уходы (табл. 12). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
|
Трудоемкость |
технических уходов |
за тракторами, |
чел-ч |
|
|||||||
Технический |
уход |
|
K-700 |
|
Т-4 |
ДТ-75 |
|
МТЗ-50 |
|
||
Ежесменный |
|
|
1,0 |
|
1,1 |
0,5 |
|
0,5 |
|
||
№ 1 |
|
|
3,8—5,4 |
3,4 |
2,3 |
|
2,0 |
|
|||
№ 2 |
|
|
5,4-7,4 |
13,9 |
8,5 |
|
7,0 |
|
|||
№ 3 |
|
|
27—48 |
|
54,5 |
20 |
|
|
17 |
|
|
Из-за высокой трудоемкости каждого |
|
ухода |
агрега |
||||||||
ты простаивают, допускаются пропуски |
операций ТУ, |
||||||||||
что приводит к преждевременным |
износам и отказам. По |
||||||||||
данным ЦелинГОСНИТИ, |
при уходе не выполняется |
до |
|||||||||
30—50% |
операций, |
предусмотренных |
|
технологией |
|||||||
(табл.13). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
13 |
|
Полнота технического ухода при проведении его силами |
|||||||||||
|
|
|
|
трактористов |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Фактически |
выполнено операций, % от |
|
предусмотренных |
|
||||
Трактор |
|
|
|
|
технологией проведения ТУ |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТУ № 2 |
|
|
|
ТУ № 3 |
|
||
МТЗ-50 |
|
|
|
68 |
|
|
|
42 |
|
|
|
ДТ-75 |
|
|
|
56 |
|
|
|
36 |
|
|
Необходимо отметить, что новые тракторы хуже обес печены запасными частями по сравнению с тракторами старых марок, что еще более увеличивает их простои по техническим причинам. Поставка запасных частей всег да запаздывает по отношению к поставке тракторов.
На результаты использования скоростных тракторов в значительной мере влияет неправильное агрегатирова ние. Например, для тракторов класса 3 т в определенных условиях необходимы 6-корпусные полунавесные плуги. В Нечерноземной зоне тракторы ДТ-75 работают с лу
щильником ЛД - 5 , поскольку переезды с участка |
на уча- |
2і |
35 |
сток затруднены, хотя в этих условиях рационально ис пользование лущильника ЛДГ-10, обеспечивающего лег кий перевод в транспортное положение. На сплошной культивации и посеве в этой зоне тракторы ДТ-75 рабо тают с одной машиной, хотя могли бы работать с двумя при наличии маневренных гидрофицированных сцепок.
На юге Омской области и в Алтайском крае тракто ры Т-74 работают на посеве с четырьмя сеялками СУ-24 при дневной выработке 80—90 га на агрегат. В то же время в других степных районах (Поволжье, Северный Кавказ и Украина) сеют 3-сеялочными агрегатами. В ре зультате теряется не менее 10—12% производительно сти. Во многих случаях агрегаты составляют неправиль но из-за отсутствия необходимых прицепных и навесных машин. Так, тракторы МТЗ-50 и М.ТЗ-5ЛС неудовлетво рительно обеспечены сеноуборочной техникой, не хвата ет самосвальных прицепов. По данным ЦНИИМЭСХа, в Б С С Р прицепами обеспечены менее 50% тракторов. Особенно мало прицепов грузоподъемностью 6 т, их по ставляют всего в количестве 7% от поставки тракторов класса 1,4 т. Трактор класса 4 т, выпускаемый с 1965 г., не был укомплектован б-корпусными плугами и 15-мет ровыми лущильниками и использовался с машинами для класса 3 т.
Недовыполнение сменных норм скоростными тракто рами объясняется также недостатками в организации работ. По данным Центральной российской сельскохо зяйственной нормативно-исследовательской станции (па хота и культивация) и ВИМа (посев зерновых и посад ка картофеля), при равных условиях эксплуатации орга низационные простои высокопроизводительной техники относительно больше (табл. 14).
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
Удельный |
вес простоев в структуре смен, |
||
|
% от времени |
смены |
|
Вид работы |
Т-4 |
Т-74, ДТ-75 |
ДТ-54 |
Пахота |
12,0 |
9,8 |
6,1 |
Культивация |
13,3 |
10,0 |
9,0 |
Посев зерновых |
|
42,0 |
32,0 |
Посадка картофеля |
|
44,0 |
36,0 |
Поэтому при работе скоростных агрегатов особенно необходимы меры по сокращению затрат вспомогатель ного времени на загрузку семян и удобрений, выгрузку продукции и т. д.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что скоростные тракторы (5—9 км/ч) в настоя щее время составляют большинство парка страны, их внедрение дало существенный прирост производительно сти, однако потенциальные возможности их не исполь^ зованы в полной мере. Это обусловлено главным обра зом организационными и техническими причинами.
К организационным причинам следует отнести недо статочную подготовленность кадров; низкий уровень ор ганизации использования техники и как следствие этого большие потери времени на переезды, подготовку к ра боте, ожидание транспорта из-за необеспеченности не обходимыми вспомогательными средствами; простои при техническом обслуживании и по другим причинам; сни жение скорости при групповой работе из-за неправиль ной комплектации групп; плохое техническое состояние тракторов вследствие производственных недостатков, низкого качества технического обслуживания и подготов ки техники к работе. Кроме того, оснащение хозяйств единичными образцами приводит к неполноценному их использованию и, в частности, из-за неправильного нор мирования и учета в производственных подразделениях колхозов и совхозов.
Организационные факторы влияют на показатели скоростной техники через сокращение чистого времени работы за счет увеличения различных потерь времени.
К техническим причинам относятся низкая надеж ность техники и нестабильность ее показателей, особенно по мощности и топливной экономичности.
Следует отметить, что низкая надежность техники яв ляется одним из наиболее сильных отрицательных фак торов, ибо если техника ненадежна, то нормальную ор ганизацию производства наладить нельзя.
Нестабильность и недостаточная мощность приводят к прямым потерям производительности, поскольку ос новным фактором повышения производительности ско ростной техники является большая энергонасыщенность, т. е. большая мощность, а если мощность падает, то со ответственно снижаются и потенциальные возможности тракторов.
Учитывая большое влияние реальных условий на эф фективность использования машинно-тракторного парка, был проведен эксперимент по опытному внедрению пер спективной скоростной техники (9—15 км/ч) с исполь зованием макетных и опытных тракторов и сельскохозяй ственных машин. В 1965 г. в трех зонах страны в произ водственных отделениях колхозов и совхозов обычная техника была заменена перспективной скоростной: совхоз «Новоуральский» Омской области (СибНИИСХоз), сов хоз «Кагальницкий» Ростовской области (ВНИИМЭСХ) и колхоз им. В. И. Ленина Новокубанского района Крас нодарского края (Армавирская опытная станция В И М ) . В каждом хозяйстве было организовано по одному от делению, оснащенному скоростной техникой (табл. 15).
Т а б л и ц а 15
Условия проведения эксперимента по опытному внедрению перспективной скоростной техники (9—15 км/ч)
|
|
|
Количество тракторов |
|||
|
|
|
|
для |
выполнения |
|
|
|
|
|
полевых |
работ |
|
|
|
|
обыч |
перспектив |
||
Хозяйства, |
в которых |
|
ных |
скорост |
||
|
ных |
|
ных |
|||
были организованы |
|
|
||||
модельные |
отделения |
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
« |
класса т3 |
класса 1,4т |
|
|
5ЙЄО |
|
|||
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
| |
ь |
|
|
|
Колхоз им. В. И. Ле І3050 |
8 |
10 |
5 |
8 |
||
нина Новокубанско |
|
|
|
|
|
|
го района |
Красно |
|
|
|
|
|
дарского |
края |
3260 11 |
12 |
6 |
7 |
|
Зерносовхоз «Кагаль |
||||||
ницкий» Ростов |
|
|
|
|
|
|
ской области |
5600 15 |
12 |
8 |
8 |
||
•Совхоз «Новоураль |
ский» Омской области
|
|
Е- |
Я |
• |
Общий вес |
|
|
|
|
комплекса |
ш |
с: Е- |
||
сельско |
|
о |
||
хозяйствен |
°н Sк |
2 |
||
ных машин, |
|
|
|
|
|
т |
sggri |
||
|
|
|||
чныхобы |
скорост- |
о |
и |
л |
lias |
||||
|
|
« |
X |
и и |
198 142 100375
349 208 71995
135 65 21529
Исследования балансов времени смены и общего фон д а рабочего времени показали, что организация работы скоростной техники и надежность ее имеют большее зна чение, чем обычной. Это следует, во-первых, из того, что число скоростных тракторов существенно (на 25—30%)
меньше, чем обычных. К примеру, если в 6-м отделении колхоза им. В. И. Ленина остановился бы один из вось ми обычных тракторов, то семи оставшимся пришлось бы выполнить только 7в общего объема работ; при останов ке энергонасыщенного скоростного трактора надо выполнить уже Ve часть (20%)- Каждый час простоя ско ростной техники приводит в среднем к потерям, в 1,5 ра за большим, чем обычной, а на таких работах, как пахо та, культивация и т. п., потери при простоях скоростной техники будут больше в 1,7—2 раза. Производительность скоростного агрегата на пахоте составляет примерно 1,2—1,4 га/ч, а обычного — только 0,6—0,7. Баланс ис пользования рабочего времени агрегатов со скоростны ми тракторами несколько отличается от баланса, харак терного для обычных тракторов. В первом случае чистое время используется более эффективно, а это значит, что относительные потери времени на повороты, заправки, выгрузку и другие вспомогательные операции возрас тают.
Материалы широкого опытного внедрения скорост ных агрегатов убедительно показывают, что новая, бо лее производительная техника требует более совершен ной организации ее использования. Из примерного соотношения потенциальных возможностей техники и дей ствительного прироста производительности, который она может дать, следует, что эффект, получаемый в хозяйст вах, будет всегда ниже, чем определенный при проведе нии контрольных смен. Потери времени на повороты, заправки, переезды, по организационным причинам и другие неизбежны. Они могут оказаться столь велики, что внедрение скоростной техники вообще не даст ника кого эффекта или даже приведет к убыткам. Поэтому эти потери необходимо существенно сократить.
Исследования показывают, что при удвоении мощно сти двигателей увеличение производительности, которое надежно может быть получено в хозяйствах, в среднем по всем работам составляет примерно 40—50%. Однако эта величина в значительной мере зависит от техниче ских решений, заложенных в конструкции машин, от ор ганизации работ и ряда других факторов, связанных с эксплуатацией скоростной техники (табл. 16).
Факторы, влияние которых можно уменьшить путем совершенствования конструкций машин, нашли свое от ражение в агротехнических требованиях.
Вид по терь
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
Структура и пути сокращения потерь производительности перспективной |
скоростной техники |
||||
|
при работе в хозяйственных условиях |
|
|||
|
|
|
Возможные пути |
уменьшения потерь |
|
Характер потерь (причина) |
совершенствование |
техно |
улучшение |
организации |
|
|
совершенствование конструкции |
||||
|
логии выполнения |
работ |
использования техники |
|
Повороты |
|
|
Разбивка и |
подготовка |
|
|
|
|
|
полей; выбор лучшей |
||
Технологические |
|
|
|
схемы движения |
||
Забивание рабочих орга Подготовка |
полей |
|||||
|
нов |
|
|
Определение |
и |
подго |
|
|
|
|
|||
|
Загрузка |
продукта |
товка мест |
погрузки |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Рациональное располо |
||
|
Выгрузка |
продукта |
жение мест выгрузки. |
|||
|
Разгрузка |
на |
ходу |
|||
|
|
|
|
|||
Технические |
1 |
|
регулиров- |
|
|
|
Подготовка, |
|
|
|
|||
|
Технические |
уходы |
|
|
|
Уменьшение радиуса пово рота, автоматизация подъ ема секций, создание кон струкций, обеспечиваю щих повышение скоростей на повороте
Разработка самоочищаю щихся рабочих органов Создание загрузчиков, уве личение емкостей на ма
шинах Создание накопителей,тран
спортных средств с авто сцепками, устройств для выгрузки на ходу
Создание группы мастеров- |
Снижение |
затрат времени |
|
наладчиков. Оснащение |
на ТУ. Применение под |
||
спецоборудованием и ин |
шипников |
постоянной |
|
струментом |
смазки |
и т. п. |
|
Создание службы машин- |
Упрощение регулировок и на- |
Организационные
ка и комплектование агрегатов
Простои из-за разрегу лировок механизмов и устранения дефек тов (мелкий ремонт)
Ремонт техники, ожида ние деталей
Недоиспользование ра бочего времени меха- -.иизатора (утомляе мость, пересмена, дли тельный обед) и т. п. Ожидание подготовки
поля Ожидание заправки, пе
реезды на заправку и пр.
Ожидание транспорта
Невыход тракторов на работу
ного |
двора. |
Разработка |
весок |
машин. |
Введение |
||||||||
плана подготовки машин |
автосцепок, |
универсали |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
зация |
машин |
|
|
|
|
|
Введение |
|
диспетчерской |
Повышение |
надежности |
ма |
||||||||
связи |
с |
агрегатами, |
соз |
шин. Упрощение |
монтажа |
||||||||
дание |
запаса |
сменных |
и демонтажа |
узлов, |
обе |
||||||||
узлов |
|
|
|
|
|
|
спечение |
саморегулируе |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
мости механизмов |
|
|
||||
Организация |
|
агрегатного |
Повышение надежности тех |
||||||||||
ремонта, создание необхо |
ники, унификация |
конст |
|||||||||||
димого |
запаса |
узлов и |
рукций |
и запчастей. Уп |
|||||||||
деталей |
|
|
|
|
|
рощение замены агрегатов |
|||||||
Введение |
|
рационального |
Улучшение |
условий |
труда |
||||||||
режима |
дня, |
|
организа |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ция питания |
и пересмен, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
введение |
|
гигиенической |
|
|
|
|
|
|
|
||||
зарядки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Диспетчерская |
|
связь |
и |
Расчет |
емкости |
бака |
на |
||||||
служба. Оперативное пла |
полную |
смену |
|
работы, |
|||||||||
нирование |
и |
управление |
создание |
производитель |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ных средств |
заправки |
|||||
Оперативное |
планирование • |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
и управление |
работой |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
техники. Повышение |
за |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
интересованности механи |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
заторов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|