Файл: Повышение рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов сб. науч. тр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СКОРОСТНЫХ

КОРПУСОВ ПЛУГА

і

ИВАНОВ Г. В., ЛАВРУХИН В. А.

 

(ВНИИМЭСХ)

Для обоснования параметров скоростного корпуса плуга по разработанной во ВНИИМЭСХе методике (см. статью В. А. Лаврухина, Г. В. Иванова «Проекти­ рование рабочей поверхности скоростного корпуса плу­ га» в настоящем сборнике) были спроектированы и со­ вместно с заводом Алтайсельмаш изготовлены шесть ти­ пов экспериментальных корпусов (таблица).

Основные параметры экспериментальных и серийного корпусов*

Параметр

Стандарт­ ный

со

00

СТ)

СО

Э-13

Э-44

Э-58

Э-73

LO

СО

d)

и

" п

Угол постановки

к

стенке

 

 

 

 

 

 

 

 

борозды,

град:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лезвия

отвала

 

 

42

38

42

45

45

38

42

45

крыла

 

 

47

28

32

35

40

33

37

40

Угол наклона ко дну бо­

 

 

 

 

 

 

 

 

розды, град:

 

 

 

 

30

23

23

23

23

26

26

23

лемеха

 

 

 

 

 

последней

касательной

115

103

100

118

110

112

плоскости

поверхности

 

31,5

35,5

38,5

42,0 34,5 38,0

 

Угол охвата пласта

 

отва­

лом до образующей, рас­

 

 

 

 

 

 

положенной

в

плоскости,

 

 

 

 

 

 

 

 

перпендикулярной

дну бо­

 

 

 

 

 

 

 

 

розды, град

 

 

 

кри­

17,0

21,0

21,0

21,0

21,0 21,0 21,0 23,5

Вылет

направляющей

вой,

см

 

высота

кор­

46

44

44

44

44

44

44

43

Максимальная

пуса,

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Расчетная ширина захвата всех корпусов 35 см, расчетная глубина пахоты 27 см

12 Заказ 6827

353


Агрономические и энергетические показатели работы экспериментальных скоростных корпусов сравнивали со

стандартным корпусом

и КСЭ-35, который

принимали

в качестве эталонного

скоростного корпуса.

Результаты

лабораторно-полевых исследований должны были вы­ явить приемлемость разработанной методики для проек­ тирования скоростных корпусов.

Сравниваемые корпуса устанавливали на раму плу­ га «Труженик», который был переоборудован в 4-корпус- ный и агрегатировался с трактором-макетом Э-151.

Опыты проводили при вспашке поля из-под озимой пшеницы на глубину 20—22 см со скоростью 6, 8, 10

и 12 км/ч, а на глубину 25—27 см — 6, 8,

10 и 11 км/ч.

Почва опытного участка—предкавказский

карбонатный

чернозем влажностью 12—13%, твердостью

в горизонте

20—30 см — 34—41 кг/ом2 .

 

При оценке качества работы плуга со сравниваемы­ ми корпусами определяли устойчивость хода плуга по глубине обработки и ширине захвата, крошение пласта, глыбистость поверхности пашни, степень заделки расти­ тельных остатков, дальность отброса пласта, тяговое со­ противление.

Эти показатели качества работы корпусов, за исклю­ чением дальности отброса пласта, определяли и обраба­ тывали по ГОСТу 2911—54. Дальность отброса пласта устанавливали путем замера длины траектории полета частиц пласта от первого корпуса плуга в направлении, перпендикулярном стенке борозды.

Результаты опытов по определению устойчивости хо­ да плуга по глубине обработки показали, что при вспаш­ ке на глубину 25—27 см работа плуга со всеми корпу­ сами удовлетворяет агротехническим требованиям. Ве­

личина

среднеквадрэтического отклонения находится

в пределах 0,89—1,91 см. Работа плуга

на глубине 20—

22 см

была неустойчивой, среднеквадратическое

откло­

нение

во всех опытах

превышало 2 см

(2,34—4,96 см).

Устойчивость хода

плуга по ширине

захвата

с кор­

пусами всех типов на скоростях 6—12 км/ч в основном удовлетворяла агротехническим требованиям при глу­ бине обработки 20—27 см (отклонения средней ширины захвата от конструктивной не превышали 10%).

Установлено, что

крошение почвы

при работе

плуга

со всеми корпусами

на глубину 20—22 см практически

одинаково— 59—72%. При вспашке

на глубину

25—


27 см несколько лучшее качество крошения пласта на­

блюдалось после прохода

плуга

с корпусами

КСЭ-35

и Э-73 (67,2—73,2%); при

работе

остальных

корпусов

этот показатель изменялся

в пределах 63,2—70,6%.

Глыбистость поверхности пашни при работе плуга со всеми типами корпусов на глубине 20—22 см практиче­ ски одинакова —18—30%. При вспашке на глубину 25—27 см сравнительно большая общая глыбистость по­ верхности пашни (26,7—43,6%) отмечена при работе плуга с корпусами Э-3, Э-8 и Э-13, с остальными корпу­ сами она находилась в пределах 21,8—33,1%. Значитель­ ный процент общей глыбистости при работе первых кор­ пусов можно объяснить пологой постановкой крыла от­ вала к стенке борозды, а также большой глубиной обработки.

Данные опытов говорят о том, что повышение скоро­ сти вспашки с 6 до 12 км/ч в основном приводит к умень­ шению общей глыбистости поверхности пашни.

Определение

качества

заделки растительных остат­

ков и дальности

отброса

пласта показало, что при рабо­

те плуга с корпусами всех типов на глубине 20—27 см основная часть растительных остатков (94—96%) за­

делывается

на глубину

12—15 см. Что касается

дально­

сти отброса

пласта, то наибольшая ее величина

(ПО—

130 см) получена при пахоте плугом с корпусами Э-44

и КСЭ-35, наименьшая

(61—87 см) — с корпусами Э-3.

На дальность отброса пласта существенно влияют ско­

рость вспашки и угол

постановки крыла отвала

к стен­

ке борозды.

 

 

 

По результатам опытов подобрана эмпирическая фор­

мула

для расчета максимальной дальности

отброса

Lym3X

пласта:

l

v 2

 

 

1Утх=

— + у S i n T 2 )

 

где

1 — коэффициент,

м2 /сек;

 

 

 

v — скорость движения, м/сек;

 

g— ускорение свободного падения, м/сек2 ;

 

7 2 — угол постановки крыла

отвала к стенке

борозды,

 

град.

 

 

 

Расчет по этой формуле показал хорошее совпадение расчетных данных с опытными, причем для большинст­ ва случаев разница не превышала ± 10 см.

Наименьшее удельное тяговое сопротивление получе­ но при работе плуга с корпусами Э-58 (рис. 1). Так, если

12*

355

 



10 У,км/ч
Рис. 1. Зависимость удельного тягового со­ противления к корпусов плуга от скорости движе­ ния при различной глу­
бине вспашки:

Х.кг/смг 0,6 - а

0,5

0.4

 

— • —

 

 

0,7

5

 

0,5

 

 

У

 

 

 

 

у'

0,5

-

S

 

о,з

0,2

принять удельное тяговое со­ противление плуга с корпуса­ ми КСЭ-35 на всех скоростях движения за 100%, то удель­ ное сопротивление плуга с корпусами Э-58 при вспашке на глубину Я = 20—22 см на 5—8%, а на глубину й = 25-г- 4-27 см на 13—22% ниже, чем с КСЭ-35. Наибольшее удель­ ное тяговое сопротивление от­ мечено при работе плуга со стандартными корпусами.

Данные опытов свидетель­ ствуют о том, что повышение скорости вспашки приводит к увеличению удельного тягового сопротивления при работе плу­ га со всеми корпусами на глу­ бине обработки 20—27 см.

а — й=20—22

см;

б — fi=

Тяговое сопротивление плу­

25—27 см;

 

стан­

га

со всеми корпусами изменя­

дартные корпуса;

 

КСЭ-35;

 

Э-58.

ется в пределах 20—32% при

 

 

 

глубине вспашки 20—22 см и

19—26%—при

25—27 см.

 

Анализ

показал, что удельное тяговое сопротивление

плуга зависит от угла

охвата

пласта отвалом при вспаш­

ке на глубину 20—27 см на скоростях 11—12 км/ч, когда траектория движения пласта приближается к геодезиче­

ской линии поверхности

(рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Тяговое

сопротивление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плуга со скоростными кор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пусами при работе на ско­

 

 

 

 

 

 

 

* — —'

 

 

 

 

 

 

X

 

рости

12 км/ч не должно

0,6

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

быть

больше,

чем плуга

0.5

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со стандартными корпуса­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

ми при скорости 7 км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

OA

 

X

 

 

 

 

 

 

Энергозатраты

плуга

с

 

30

32

34

36

38

 

Ь0й,град

корпусами

Э-58 на скоро­

Рис.

2. Зависимость

удельного

стях

10—11,5

км/ч

бы­

тягового сопротивления

корпусов

ли примерно

такими

же,

от угла 0 охвата пласта отвалом

как со стандартными кор­

при различных

глубине

вспашки

 

и

скорости

движения:

пусами

на

скорости

 

 

 

 

/1=20—22

см;

y-YL

км/ч;

7 км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й=25—27

см,

и = П

км/ч.