Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как уже отмечалось выше (§ 7 и 2), термические сопротивления на поверхностях конструкции можно учитывать и иным путем — непосредственно по формуле (17) или (8).

Методику исследования также можно упростить при моделиро­

вании конструкций с симметричными профилями набора.

 

Линия симметрии конструкции АВ (см. рис. 17, а) является

вместе

с тем линией симметрии тепловой сетки и линией теплового

потока.

Поверхность тока тепла можно рассматривать как нетеплопровод­ ную поверхность. Отсюда следует, что полную электрическую модель можно разрезать по линии симметрии на две одинаковые части и ограничиться исследованием только одной половины модели (рис. 17, б). Полную модель можно считать состоящей из двух оди­ наковых частей, соединенных параллельно.

При параллельном соединении проводников

Следовательно, измерив электрическое сопротивление половины модели R'w, сопротивление полной модели RM легко вычислить по формуле

Rn-

(83)

Таким образом, для полной конструкции решение можно получить теоретическим путем. Поскольку линии обрезания модели точно сов­ падают с линиями тока в конструкции, такое упрощение методики моделирования не вносит никаких искажений в картины строения полей и в точность вычислений.

§ 23 Электропроводная бумага и клей

В настоящее время наиболее подходящим материалом для изго­ товления моделей является электропроводная бумага повышенной однородности, предназначенная специально для этих целей [15]. Бумага существенно упрощает технику моделирования задач тепло­ проводности, в особенности для неоднородных изоляционных кон­ струкций, моделирование которых при иных материалах вызывает значительные технические трудности. Соответствующий набор бумаг позволяет моделировать практически любую плоскую задачу тепло­ проводности.

Электропроводную бумагу получают путем введения в бумажную массу различного количества полупроводниковых наполнителей — газовой сажи или графитного порошка. Сажевая бумага имеет чер­ ный цвет, а графитная — серый.

Электрическое сопротивление проводника постоянного попереч­

ного сечения / = и длины

/

 

 

H - p J -

- 8 - " J

ом.

(84)

 

 


Сопротивление бумаги R измеряют перед изготовлением модели. С этой целью к мосту для измерения сопротивлений вместо модели подключают (с помощью шин, зажимов и пр.) лист бумаги прямо­ угольной формы. После измерения сопротивления R бумагу отклю­ чают от моста и измеряют ширину прямоугольного листа b и расстоя­ ние / между вмятинами от шин. Зная сопротивление R, из фор­ мулы (84) можно найти

R6 = -|- = R -j- ом.

Электропроводную бумагу можно изготовить с чрезвычайно широ­ ким диапазоном сопротивлений — от единиц омов до десятков мег­ омов. Чем больше сопротивление R6, тем обычно легче добиться боль­ шей однородности бумаги при ее изготовлении.

Бумага является проводящей во всем объеме. Проводимость ее — электронная.

При прохождении тока бумага нагревается. С увеличением тем­ пературы сопротивление ее незначительно понижается (т. е. тем­ пературный коэффициент сопротивления бумаги отрицательный, как у полупроводников). Во избежание нагревания модели напряжение источника питания следует брать низким — приблизительно от 2 до 5 в.

При механических повреждениях (вмятины при отметке опытных точек и т. п.) сопротивление бумаги незначительно возрастает.

Контактная разность потенциалов между медными шинами и моделью ничтожна и на результаты измерений практически не влияет. К достоинствам бумаги относится еще легкость и простота механи­ ческой обработки и изготовления моделей.

Единственным недостатком бумаги является ее некоторая элек­ трическая неоднородность и анизотропность (непостоянство зна­ чений б и р в различных точках листа).

Чтобы уменьшить влияние анизотропности бумаги на точность вычислений, электрическое сопротивление каждого листа следует измерять в двух взаимно перпендикулярных направлениях и в ка­ честве окончательного значения R6 брать среднее арифметическое. При этом сопротивление бумаги усредняется. Для изготовления мо­ делей необходимо отбирать только те листы бумаги, у которых рас­ хождение между средним значением R6 и сопротивлениями, изме­ ренными во взаимно перпендикулярных направлениях, не превос­ ходит +(2—4)%.

Плоскую модель с областями различной проводимости составляют из соответствующих (по сопротивлению) сортов электропроводной бумаги, из которых вырезают заготовки для модели, геометрически подобные различным областям конструкции. Надежный электри­ ческий контакт по внутренним линиям соприкосновения отдельных областей обеспечивается электропроводным клеем. Отдельные за­ готовки для модели соединяют внакладку (с перекрытием стыков на 0,5—1,0 мм). Для этой цели применяют клей, например, следующего состава [92, 91 ] : дистиллированной воды — 64%; фотографического


желатина

— 10%; медицинского глицерина— 1%; газовой

(ацети­

леновой)

просеянной

сажи — 5%;

спирта

96°

этилового — 20%.

Электропроводный

клей наносят

только

по периметру заготовки

в виде узкой полоски шириной 1—2

мм. Толщина бумаги б увеличи­

вается в

местах нанесения клея всего на 3—5%.

Так как

области

с различной проводимостью склеивают только по периметру и доля общей площади модели, приходящаяся на места нанесения клея, не­ велика, то заметного влияния на точность вычислений клей не ока­ зывает.

§ 24

Изготовление моделей

Основой модели служит лист электропроводной бумаги, имити­ рующей изоляционный материал. К этому основному листу при­ клеивают все прочие элементы модели, воспроизводящие стальной набор, деревянные бруски и зашивку.

Подобие физических условий однозначности достигают подбором

сопротивлений

листов бумаги для прямых моделей по соотноше­

нию (67), а для

обратных — по равенству (80). Некоторые области

модели составляют и склеивают из нескольких слоев бумаги разного или одинакового сопротивления. При этом эквивалентное сопротив­ ление нескольких листов бумаги, соединенных параллельно, вычис­ ляют по формуле (82).

Подобие

геометрических условий однозначности обеспечивают,

соблюдая полное геометрическое подобие прямой и обратной

моделей

и тепловой

конструкции. Модели следует изготовлять в

средних

масштабах — примерно от 1 : 1 до 1 : 5. Численное значение высоты набора h у модели удобно принимать равным приблизительно 80— 170 мм.

На тех краях модели, где должны поддерживаться постоянные потенциалы, оставляют поля шириной 2—3 мм под зажимы для шин. Эти поля должны выходить за пределы исследуемой области. Такие

края модели не склеивают,

так как контакт между слоями

бумаги

в этих местах создается

с помощью зажимов для шин.

После

склеивания и сушки под прессом на модели мягким карандашом вычерчивают линии укладки шин АС и BD (см. рис. 15, б) или EF и GH (см. рис. 15, в).

Подобие граничных условий однозначности для прямых моделей

обеспечивается

поддержанием постоянных потенциалов на грани­

цах АС и BD,

соответствующих теплопроводным границам конструк­

ции, и путем соприкосновения с диэлектриком (воздухом и картоном) границ АВ и CD, соответствующих нетеплопроводным границам кон­ струкции; для обратных моделей, наоборот, — путем простого обре­ зания модели по линиям EG и FH и поддержания постоянных по­ тенциалов вдоль границ EF и GH.

Вдоль линий АС и BD (см. рис. 15, б), EF и GH (рис. 15, в) укла­ дывают шины, предназначенные для подключения модели к измери-


тельной установке. Шинами служат оголенные медные провода диа­ метром 0,5—0,7 мм. Гибким проводам легко можно придать нуж­ ную форму, соответствующую контуру любых заданных границ мо­ дели. Шины обладают ничтожно малым электрическим сопротивле­ нием по сравнению с сопротивлениями материалов модели, что по­ зволяет поддерживать вдоль шин постоянный электрический потен­ циал. Шины прижимают к модели специальными зажимами.

Готовую модель накладывают на плотный картон, для того чтобы она не прокалывалась во время опытов. Края модели вместе с карто­ ном заводят в зажимы для шин, после чего укладывают сами шины.

Зажимы для шин состоят из двух параллельных пластин, скреп­ ляемых винтами с гайками. Между ними и вставляют край модели на картоне и шину. Нижнюю пластину зажима обычно изготовляют из карболита или текстолита, а верхнюю — делают прозрачной (из плексигласа), чтобы можно было видеть шину и точно наложить ее на линию укладки, вычерченную на модели.

Чтобы модель не провисала между зажимами, под нее подкладывают жесткие подкладки из обрезков карболита, текстолита или фанеры, толщина которых равна толщине нижних пластин зажимов. Картон и подкладки придают жесткость модели и исключают по­ вреждения ее при проведении опытов.

Шины подключают к измерительной установке ЭТА их обоими свободными концами (см. рис. 19). При такой подаче тока к шине электрический потенциал по длине линии контакта шины с моделью будет одним и тем же и шины можно принять за линии равного по­ тенциала.

В работах [72, 42, 94, 19—21, 117 и др.] принималось допущение, что коэффициент теплопроводности стали 1 с бесконечно велик по сравнению с коэффициентом А,и (т. е. Хс = оо) и вследствие этого температура во всех точках стального профиля набора равнялась температуре наружной стальной обшивки судна. Таким образом, в упомянутых работах падение температуры в теле профиля не учи­ тывалось.

Моделирование с использованием электропроводной бумаги впер­ вые позволило учесть конечное значение коэффициента Яс (т. е. при­ нять, что Кс =h оо) и также впервые дало возможность исследовать падение температуры в теле профиля. Следовательно, в настоящей работе температуры в теле стального профиля, непосредственно со­

единенного со стальной обшивкой, не навязаны

равными

тем­

пературе

обшивки.

 

 

 

 

 

 

 

Значения коэффициентов теплопередачи къо,

вычисленных при

ре­

альных

 

значениях

кс = 50 ккал/м -ч-0С,

естественно,

оказываются

всегда

меньше

коэффициентов

k^,

полученных

при А,с = сю. Расхо­

ждение

между

k5o

и ka, возрастает

при

уменьшении

относительной

шпации

S =

slh,

приведенных

толщин

изоляционных

слоев Мп

=

= mjh,

 

Nn

=

nnlh,

L n = IJh

и увеличении относительной ширины

полки набора В

 

=

blh.

 

 

 

 

 

 

Исследование строения температурных полей, проведенное авто­

ром, показывает

(см. § 44), что в случае

нормальных

изоляционных

7 Ю. Ф . Н е с т е р о в

97


конструкций относительная разность температур Тп

= =

~ -

между

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hi

 

средней температурой тела профиля / п и температурой

внутренней

поверхности конструкции tB колеблется приблизительно

от

1,00 до

0,95—0,85 и ниже. При

этом

относительное

падение температуры

в теле

профиля

А Т П = 1 — Т п

составляет

5—15%

общего темпера­

турного

перепада в конструкции tn

tB (и может доходить до 25%).

Для нормальных изоляционных конструкций в диапазоне раз­

меров, встречаемых наиболее часто (S

=

2ч-4;

М п

---

1,2-М,5; В —

= 0,25-^0,75),

расхождение

 

между

коэффициентами

теплопере­

дачи

5 0

и kw

составляет примерно

 

3—10%

(при

этом

отношение

kso/kco =

0,97 — 0,90) и

может

достигать

20%

при малой

шпации

(S > 1),

широкой

полке

—* 1) и

высоком

наборе

п

> 1). На

соотношение /г50/&со наиболее сильно влияет размер

S,

слабее — раз­

мер

Мп

 

и совсем

слабо — размер

В. При

относительной

шпации

S >

4 практически

k50/kco

=

1.

Величина

Тп

зависит

в основном от

толщины

изоляционного

слоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае обходных изоляционных конструкций температура в теле

набора

падает очень сильно. Поэтому

при моделировании

изоляции,

обходящей набор, совершенно недопустимо принимать Хс = оо, так

как такое допущение привело бы к завышению коэффициента тепло­

передачи на 7—30% и более. Для

обходной изоляции k50l'km

умень­

шается с уменьшением размеров S,

Mn,

L n , Nn

и с увеличением раз­

мера В. Шпация S на величину Тп

практически не

влияет.

Влияние

остальных размеров

на

Тп

такое

же, как

и на

отношение

k5Q/km.

 

Практические значения коэффициентов теплопроводности изоля­

ционных материалов Хя,

применяемых

в судостроении,

изменяются

от

0,03

до 0,08,

а

коэффициентов

теплопроводности стали

Хс — от

40

до

50 ккал/м-ч-°С;

поэтому отношение

ХСИ

может

колебаться

в широких пределах — от 500 до 1500. Высокие значения

Хя = 0,06-^-

•н-0,08

ккал/м -ч-°С

и,

следовательно,

низкие

значения

Хся =-

=

500-^800 характерны

для изоляционных

конструкций отапливае­

мых помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В исследованиях автора при изготовлении электрических моделей

поддерживалось

наиболее

распространенное

на

судах

отношение

Хся =

800-Н-1200. Условие

физического подобия

XJXK

==

R&JRe.c

нет необходимости соблюдать более точно, так как коэффициент Хс все же резко (в сотни раз) отличается от коэффициента Хи и, кроме того, область стали занимает незначительную долю от общей пло­ щади модели. Анализируя условия опытов, а также структуру фор­ мул (69) и (70), нетрудно установить, что если значение Хи будет больше (или соотношение XJXK — меньше), чем принятое в опытах, то значение k, даваемое диаграммами, получится завышенным, но незначительно — всего на 1—2%, и наоборот. Отсюда следует, что результаты опытов, систематизированных в виде диаграмм (см. гл. V), можно употреблять практически при любых значениях Х„ и XJXH, встречаемых в судостроительной практике.

За последние годы в судостроении начали применять алюминие­ вые сплавы [43]. Коэффициент теплопередачи судовых изолиро-