Файл: Нестеров Ю.Ф. Теория и расчет судовой тепловой изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ванных стенок с набором, выполненным из алюминиевых сплавов, можно рассчитывать по тем же диаграммам (построенным для сталь­ ного набора).

§ 25

Измерительная установка и техника проведения измерений

Приборы для измерения сопротивлений и специальные уста­ новки ЭТА работают по принципу мостовой схемы (моста Уитстона), позволяющей измерять электрические величины методами сравне­ ния. При этом обычно исследуют стационарное потенциальное элек­ трическое поле постоянного тока в проводящей среде.

Для вычисления коэффициентов теплопередачи и построения рас­ четных диаграмм в опытах необходимо измерять электрические со­ противления листов бумаги R6 и моделей RM [см. формулы (53) и (59) ]. Для измерения сопротивлений можно использовать любой мост. К нему подключают листы электропроводной бумаги прямоугольной формы, а затем модель, изготовленную из этих листов. Погрешность показаний мостов обычно не превышает 0,1—0,2%.

В результате опытов, предназначенных для построения расчет­ ных диаграмм, находят ряд значений критерия формы Ф. Влияние относительных размеров изоляционной конструкции на критерий Ф обычно изучают по частям, для чего при проведении опытов изме­ няют лишь один какой-либо размер модели; значения же всех про­ чих размеров оставляют постоянными. Такой порядок исследования позволяет производить на отдельной модели не один опыт, а серию их, последовательно подрезая края бумажной модели и перемещая шины (рис. 18). На этом рисунке линии укладки шин изображены тонкими линиями.

Прежде всего измеряют сопротивление RM при максимальном значении варьируемого размера. Затем использованную часть мо­ дели отрезают, шину переносят на следующую линию укладки и вновь измеряют Ru при уменьшенном значении рассматриваемого размера и т. д. Последний замер производят при минимальном зна­ чении варьируемого размера.

Для того чтобы в процессе опытов можно было менять ширину полки набора В = blh, при изготовлении модели слой электропро­ водной бумаги, имитирующий полку, не приклеивают, а прижимают к основному листу модели (рис. 18, б и г). Для этого модель покры­ вают электроизоляционной прокладкой (например, калькой), на ко­ торую поверх полки укладывают тяжелый груз. Сопротивления каждой модели RM измеряют при различных значениях В (макси­ мальном, уменьшенных и минимальном). При минимальной вели­ чине Ы2 = f/2 или В = F вся полка оказывается срезанной и остается только стенка набора толщиной /72, приклеенная к основному листу модели, имитирующему теплоизоляционный материал. Следова­ тельно, профиль набора для полной симметричной конструкции

7*

99


г) ill

til

ж

л

1)

І) si1

ill

Рис. 18. Последовательность перемещения шин и подрезания моделей при проведе­ нии на одной модели серии измерений, предназначенных для построения диаграмм:

аи б — изменение размеров т и b у нормальных конструкций; в, г, д и е — измене:

ние размеров т, b, I и п обходных конструкций


представляет собой тавр во всей серии опытов, за исключением по­ следнего опыта, для которого тип профиля — полоса. В случае мо­ делей для обходных изоляционных конструкций одновременно с отре­ занием использованных участков полки подрезают и основной лист

АВ

мс,

я,

V

Р.2

Рис. 19. Схема измерительной установки ЭТА

модели таким

образом, чтобы размер я оставался неизменным

(см. рис. 18,

г).

Для построения изолиний на прямых и обратных моделях не­ обходимо монтировать специальную измерительную установку ЭТА. Схема наиболее простой установки изображена на рис. 19. Прямые модели подключают к такой установке после измерения их сопро­ тивлений R,. мостом.

Модель М подключают к установке при помощи шин (электродов)

Шх и Д / 2

с электрическими потенциалами vB и ин . В качестве источ­

ника

постоянного тока обычно применяют аккумуляторную бата­

рею

АБ.

При напряжении батареи

2—5 в модели не нагреваются,

даже

при длительном нахождении

их под током. При этом в цепи

аккумуляторной батареи сила тока составляет от 0,3 лшдля прямых моделей до 40 ма для обратных моделей.

Для включения схемы служит ключ К.

Электрическая схема установки ЭТА состоит из питательной и измерительной цепей. В питательную цепь входят аккумуляторная батарея АБ, модель М, реостат Рамперметр А и ключ К- Измери­ тельная цепь включает делитель напряжения Д, состоящий из двух магазинов сопротивлений МСХ и МС2, гальванометр Г и измеритель­ ную иглу (зонд) И.

Модель М и делитель напряжения Д (сдвоенный магазин сопро­ тивлений) подключены к источнику питания параллельно. От точки соединения магазинов к модели переброшен мостик, представляющий собой гибкий провод, заканчивающийся подвижной контактной иглой И. В мостик последовательно включен нулевой прибор — точный гальванометр Г.

Модели, выполненные из электропроводной бумаги, обладают большими сопротивлениями — от десятков тысяч омов для прямых моделей до десятков омов для обратных моделей. Поэтому в качестве образцового делителя напряжения лучше использовать два магазина сопротивлений M C j и МС2 с рычажным переключающим устройством (а не агометр или реохорд). Каждый магазин сопротивлений дол­ жен содержать не менее четырех декад, чтобы он позволял определять соответственно четыре значащих цифры электрического сопротивле­ ния (и относительной разности потенциалов). Кроме того, магазины сопротивлений должны допускать хотя и скачкообразные, но очень небольшие (не более 0,1 ом) изменения сопротивления при уравно­ вешивании моста. Требуемое сопротивление набирают рукоятками декадных переключателей. Магазины сопротивлений должны иметь класс точности 0,1—0,2.

В качестве нулевого указателя равновесия моста служит чувстви­ тельный стрелочный гальванометр Г магнитоэлектрической системы, обеспечивающий высокую точность измерений. Мост желательно уравновешивать в возможно короткий срок. Чтобы гальванометр был пригоден для работы на всех участках модели, чувствительность его необходимо регулировать в широком диапазоне. Для плавного изменения чувствительности параллельно с гальванометром вклю­ чают шунт переменного сопротивления, представляющий собой про­ волочный реостат Р 2 (рис. 19) со скользящим контактом. Шунтирова­ ние гальванометра уменьшает время успокоения прибора, облегчает работу с ним и, кроме того, дает возможность с достаточной точностью определять потенциалы на участках модели с малыми градиентами grad v (такие участки было бы весьма затруднительно исследовать на обратных моделях). Области малого градиента располагаются во внутренних углах профиля набора А, В, С (см. рис. 53, а,54, а и др.).


Проволочный реостат со скользящим контактом Р1 (см. рис. 19) подключают последовательно в цепь аккумуляторной батареи для изменения силы тока (с целью избежания нагрева модели). Ампер­ метр А и вольтметр В могут иметь любой класс точности, так как их показания не входят в число измеряемых величин.

При монтаже установки следует употреблять толстые медные про­ вода диаметром 1,0—1,3 мм и плотно зажимать контакты. Сопротив­ ления шин и соединительных проводов составляют сотые доли ома; единичное сопротивление чистого, хорошо зажатого контакта не превосходит 0,001 ом. Так как сопротивления бумаги и моделей достаточно велики, то сопротивления шин, соединительных проводов

и контактов не влияют

на точность

измерений, и ими можно

пре­

небрегать.

 

 

потенциалами v

 

 

Для разыскания

точек с равными

служит

мед­

ная измерительная

игла

И в оправе

из диэлектрика.

Контактную

иглу изолируют по всей длине, кроме небольшого отрезка на конце. Подвижную иглу И можно приключать к любой точке модели.

Пусть острие иглы И касается модели

в точке,

принадлежащей

отыскиваемой

изолинии 1-2-3-4 (см. рис. 19),

с электрическим

потен­

циалом

v =

const.

Изолиния

1-2-3-4 делит

модель

на две

части.

Сопротивление левой

(заштрихованной)

части

модели

обозначим

через R3,

а правой — через

/?4; RH

=

R3

+

/?4. Сопротивления ма­

газинов МСг

и МСг

обозначим через Rt

и R2- Полное сопротивление

делителя

напряжения

RR = R1

+

R2.

 

 

 

 

 

 

 

Сопротивления

Rlt

R2,

R3

и Rt образуют

четыре

плеча

моста

Уитстона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установим, чему равно численное значение относительной раз­

ности потенциалов

V в исследуемой

точке

модели.

 

 

 

Из теории

мостов

известно,

что ток через мостик

не проходит и,

следовательно, стрелка гальванометра не отклоняется от нулевого деления (хотя при этом во всех других звеньях схемы сила тока не равна нулю) при следующем соотношении между сопротивлениями

смежных плеч моста: Ri/R2 =

R3IRi-

 

 

 

 

 

 

 

R

R

 

Составим

производную

пропорцию: -=р^— = —П~ЕГ отсюда

 

 

 

Ri

_Rs_

 

(85)

 

 

 

Rr

 

Rm

 

 

При равновесии моста

через

сопротивления R3 и

# м

проходит

ток одной и той же силы

/, при этом по закону Ома

 

 

 

R-JL^JL

 

и

Р

 

 

Подставляя

последние

равенства в соотношение (85), получаем

 

 

 

•Кд

 

VB

 

 

Величина

" ~ " в

представляет

собой относительную

разность

 

v h —

 

 

 

 

 

 

потенциалов V, тождественно равную относительной разности тем-


 

t

U

если соблюдены все условия подобия [см. ра-

ператур Т =

в

н

в

венства (50), (49), (57)]. Поэтому формулу (86) можно записать в та­

ком виде:

 

 

 

 

 

 

(87)

Таким образом, если установить какое-то отношение сопротив­ ления Rx левого магазина МСХ к полному сопротивлению обоих магазинов £?д (поддерживая при этом сопротивление правого мага­

зина

R2

= Ял

/?і), то на модели при нулевом показании

гальвано­

метра

можно

найти

такую

точку,

для

которой

отношение v — vB

к vH — vB будет таким же. Величина RJRR

дает

отметку

изолинии.

Весь

процесс

измерения

напряжения

на мостовой схеме

сводится

к уравновешиванию

моста.

 

 

 

 

 

 

Выражение

(86)

раскрывает

большое

достоинство

мостовой

схемы — автомодельность

(см. §

20).

При

установке контактной

иглы в различных точках изолинии, соответствующей

заданному

значению

RJRR,

мост будет оставаться в равновесии независимо от

напряжения источника

питания.

 

 

 

 

 

Численные значения относительных разностей потенциалов для различных изолиний модели, задаваемые на делителе напряжения,

находятся в пределах:

0

V ^

1. На самом деле,

из равенства (87)

получаем: при £?1 = 0 и

R2

=

RR

относительная

разность

потен­

циалов на выходной шине Ш1

(соответствующей

холодной

поверх­

ности конструкции) VB

= 0;

при

Rx

=

RR

я R2

— 0 относительная

разность потенциалов

на

входной

шине

Ш2

(имитирующей

теплую

поверхность конструкции)

Vn

=

1

[ср.

с равенствами (52) и (51)].

При проведении опытов как на прямых, так и на обратных моде­ лях прежде всего определяют точки, в которых относительная раз­ ность потенциалов V имеет наперед заданную величину. Для этого полную разность потенциалов, принимаемую за единицу, делят обычно на 10 равных частей. Для построения изолинии, отвечающей 0,1 части полной разности потенциалов, на делителе напряжения

устанавливают, например, следующие сопротивления: Rt

= 100 ом

и R2 900 ом. При этом во всех опытах неизменно принимают

пол­

ное сопротивление делителя напряжения RR

=

1000 ом.

Тогда

дей­

ствительно по соотношению (87) получается

заданное значение

V =

= 0,1. Затем, перемещая иглу по поверхности

модели, нащупывают

такие точки, прикосновение к которым иглой не отклоняет стрелку гальванометра от нулевого положения. Ряд таких точек, соединен­ ных впоследствии плавной кривой, даст искомую изолинию.

Устанавливая

на магазинах MCt

и МС2

(рис.

19)

соответственно

сопротивления

= 200 ом и R2

= 800 ом,

=

300 ом и

R2

:

= 700 ом и т. д.,

кончая Rx = 900

ом и R2

= 100 ом, тем же

самым

путем можно найти изолинии, отвечающие

V =

0,2; 0,3;

. . .;

0,9.

При этом шаг, заданный в долях перепада

потенциалов,

AV

=

0,1.

Находят такое количество точек изолинии, чтобы можно было пра­ вильно определить ее форму. Точки фиксируют непосредственно на

модели легким нажатием иглы и затем отмечают мягким карандашом.

104