ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 2
приплава. За первой партией леса последовательно сплавляется вторая, третья партии леса и т. д.
Бригаду рабочих делят на два звена: первое движется в голове партии леса, устанавливая и открывая передерживающие запани; второе (караванка) — в хвосте, осуществляя зачистку русла реки от леса. Бригаде придаются патрульные или буксирные суда, пла вучее общежитие, магазин, красный уголок и необходимое техно логическое оборудование.
При этом способе сплава лес после выпуска из передерживаю щей запани движется по реке сгущенно, заполняя ее на 40—50%, за счет чего производительность труда рабочих резко повышается. Кроме того, сплав леса на отдельных дистанциях происходит практически при постоянных горизонтах воды, что уменьшает раз нос леса по берегам и облегчает зачистку русла от леса.
Недостатком этого способа является необходимость произво дить работы по установке запаней, что влечет за собой привлече ние на сплав дополнительных рабочих. Применение дистанционногруппового способа молевого сплава должно быть экономически обосновано.
§ 4. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЛЕСОСПЛАВ СПЛОТОЧНЫХ ЕДИНИЦ
ИПЛОТОВ
Первоначальный лесосплав сплоточных единиц и плотов про водят в период, когда габариты водного пути достаточны для про плава сплоточных единиц и плотов. При таком способе лесосплава увеличивается сплавопропускная способность рек, практически исключаются потери леса от утопа и сокращаются сроки доставки леса потребителям. Развитие береговой сплотки лесоматериалов делает этот вид первоначального сплава наиболее перспективным.
Для первоначального лесосплава сплоточных единиц и плотов используют период стояния высоких горизонтов воды; наиболее же
благоприятным является период подъема уровней. |
|
|
||||
Лесосплав |
сплоточных единиц |
применяют |
на |
несудоходных |
||
реках, |
когда |
скорость течения в |
период сплава менее 1,5 |
м/сек, |
||
а на |
плёсовых участках — более |
0,15 м/сек. |
При |
таком |
способе |
отдельные сплоточные единицы транспортируются без управления течением воды. Лесосплавной ход должен иметь гарантированные глубины на лимитирующих участках и исключать случаи оста новки, разноса и обсушки сплоточных единиц. Подготовка лесо сплавного пути заключается в установке в необходимых местах лесонаправляющих и лесозадерживающих сооружений, в удалении из русла реки различного рода препятствий и т. д. Эти работы про водят главным образом перед началом навигации.
Если сплотка велась на незатопляемом береговом складе, пуск
сплоточных |
единиц в сплав сводится |
к сталкиванию |
их с берега |
в воду. На |
этой операции используют |
катера, лебедки, |
бульдозеры |
и тракторы, оборудованные упорами-толкателями. С затопляемых береговых складов, на которых во время затопления течение отсут-
160
ствует (старицы, затоны, озера), сплоточные единицы выводят па лесосплавной ход лебедками, тракторами и катерами. В этом слу чае перед выводом сплоточные единицы формируют в кошели или в линейки. Если на затопленном береговом складе имеется течение, вывод сплоточных единиц на лесосплавной ход происхо дит самосплавом.
На реках шириной до 30 |
м сплоточные |
единицы |
объемом бо |
лее 10 м3 пускают в сплав с |
интервалами |
не менее |
2 мин. В дру |
гих случаях сплоточные единицы пускают в сплав без интервалов сплошным потоком с учетом лишь сплавопропускной способности реки.
Пуск сплоточных единиц в сплав начинают на подъеме гори зонта воды вслед за ледоходом и ведут по графику сплава.
При сплаве пучков объемом 4—6 м3 два или три пучка могут быть предварительно соединены бревнами-ромжинами. Такие ук рупненные пучки имеют почти квадратную форму в плане, что обеспечивает их лучший проплав, особенно на крутых поворотах реки.
Сплав сплоточных единиц организуют пикетно-конвейерным или дистанционно-патрульным способом. В последнем случае протя женность одной дистанции, обслуживаемой одним патрульным суд
ном, |
составляет 20—25 км. Организация труда пикетных бригад |
и патрульных судов при сплаве в сплоточных единицах такая же, |
|
как |
и при молевом сплаве леса. |
Роспуск обсохших сплоточных единиц разрешается только ли цам, ответственным за проведение сплава; при этом ведется учет всех таких сплоточных единиц на каждом участке или дистанции.
Первоначальный лесосплав в сплоточных единицах заканчи вается на рейдах, где организуют приемку, хранение, выгрузку, сортировку сплоточных единиц и формирование из них плотов. Если первоначальный лесосплав проводился в пучках небольшого объема, а транзитные плоты по правилам сплава должны быть сформированы из пучков большого объема, в состав рейдовых работ входит и переплотка. Удобными местами для организации рейдов являются старицы со свободными входом и выходом, про токи, тиховодные плёсовые участки. Выбор схемы рейда зависит от скорости течения, от условий поступления на рейд сплоточных
единиц, |
от характеристики выбранного |
под |
рейд участка |
реки |
и т. д. |
Наиболее рациональной будет |
такая |
организация |
рейдо |
вых работ, при которой поступающие на рейд сплоточные единицы сразу же поступают на сортировку и формирование линеек или секций плотов.
На рис. 69, а приведен один из возможных вариантов схем приема сплоточных единиц при помощи реевых бонов. Эта схема применима при равномерном поступлении сплоточных единиц на реках, имеющих ширину и скорости течения, достаточные для установки и работы реевых бонов. Сплоточные единицы, направ
ляемые реевыми бонами /, проходят в непосредственной |
близости |
от опорной плитки 2 многоопорного бона 3. Рабочий со |
снастью, |
161
закрепленной одним концом за опорную плитку, переходит на про плывающую сплоточную единицу и закрепляет на ней второй конец снасти; сплоточная единица разворачивается и останавли вается у места, где формируется линейка или секция 4. Сплоточ ные единицы, остановка которых производится у нижерасположен ных реевых бонов, пропускают вниз без задержки. Для проводки готовых линеек и секций нижерасположенные реевые боны отво дят в сторону. Число реевых бонов соответствует дробности сор тировки.
s
Рис. 69. Схемы рейдов для приема сплоточных единиц и формирования плотов:
а — при помощи реевых бонов; б — в запань
Лес, поступивший молевым сплавом, и поврежденные сплоточ ные единицы пропускаются в нижний участок, на котором про изводят сортировку и сплотку молевого леса, переплотку аварий ных сплоточных единиц и формирование линеек или секций.
Недостатком способа приема сплоточных единиц при помощи
реевых бонов |
является значительная протяженность участка ра |
бот. Если в |
конечных пунктах первоначального сплава имеются |
широкие участки со скоростями течения более 0,5 м1сек, сплоточ |
|
ные единицы |
принимают в сортировочноформировочные сетки |
с головными плитками Зайцева. Когда на рейде невозможно сразу организовать прием сплоточных единиц с одновременной их сорти ровкой и формировкой в линейки или секции (например, при ин-
162
тенсивном поступлении сплоточных единиц, при отсутствии удоб ных акваторий и т. д.), сплоточные единицы задерживают попе речными или продольными запанями. Запани располагают на участках реки с такими скоростями течения, при которых обес печивается формирование из сплоточных единиц только одноряд
ного |
пыжа. Ниже запаней |
устраивают сортировочно-формировоч- |
||
ные |
устройства. |
|
|
|
На рис. 69,6 приведен |
вариант |
схемы такого рейда. Сплоточ |
||
ные единицы из лесохранилища / подают к воротам 2, через |
кото |
|||
рые |
неповрежденные сплоточные |
единицы направляют в |
кори |
дор 3, а через него в сортировочно-формировочную сетку 4. В этих сетках сплоточные единицы сортируют и формируют из них ли нейки или секции плотов. Поврежденные сплоточные единицы по ступают в дворики 5 со сплоточной машиной 6. Молевой лес сортируют по дворикам и сплачивают на сплоточной машине. Из формировочных двориков 7 линейки или секции катерами букси руют к местам формирования транзитных плотов.
Пункты для формирования транзитных плотов размещают вблизи сортировочно-формировочных устройств на участках реки, имеющих достаточные глубины и небольшие скорости течения (0,2—0,4 м/сек).
Самосплав плотов. При таком способе сплава плоты, сформи рованные зимой на зимних плотбищах или на воде после наступ ления навигации, транспортируются в конечные пункты первона чального сплава течением воды. При сплаве движением плотов управляют рабочие плотовых команд при помощи лотов, цепейволокуш, якорей, рей или весел.
В настоящее время самосплав плотов потерял свое значение. Этот вид сплава в небольших объемах применяют лишь на тех сплавных реках, на которых из-за малых глубин нельзя применять лесосплав сплоточных единиц или буксировку плотов судами.
Сплав плотов за тягой лесосплавных судов. Этот вид транс порта в последние годы получает все большее распространение вместо самосплава плотов, чему способствует увеличение общего числа судов, а также создание и внедрение на лесосплаве судов
с водометными движителями |
небольшой (0,3—0,5 м) |
осадки. |
С затопляемых береговых |
складов, примыкающих |
к рекам с не |
большой шириной, лес буксируется лесосплавными катерами. В процессе береговой зимней сплотки сплоточные единицы форми руют в линейки или секции объем 200—1000 м3. Если береговая сплотка велась на незатопляемых береговых складах, формирова ние линеек и секций производят на воде, в непосредственной близости от берегового склада. С этой целью на реке устанавли вают простейшие сортировочно-формировочные устройства, в кото рых ведут сортировку сплоточных единиц и формирование из них односортных линеек или секций. Схема такого устройства будет подобна схеме, приведенной на рис. 69,6.
Буксировка лесосплавными катерами ведется в основном по притокам и по верховьям крупных рек.
163
С переходом катера на участки рек, имеющие достаточную ши рину, линейки и секции переформировывают в плоты, дальней шая буксировка которых осуществляется уже буксирными судами Министерства речного флота. Пункты переформирования органи зуют в устьях притоков, в зоне подпора от основной реки. Если подпорный участок притока имеет недостаточную акваторию, пункты переформирования организуют на основной реке в местах, где скорость течения не превышает 0,2—0,4 м/сек.
С затопляемых береговых складов, располагаемых в нижних участках крупных сплавных рек, плоты транспортируются буксир ными судами Министерства речного флота. В этом случае в про цессе береговой сплотки зимой сплоточные единицы устанавливают на плотбище в секции или в плоты и производят прокладку ос новного формировочного такелажа без его утяжки. Заканчивают формирование этих секций и плотов весной после их вывода с плот бища на фарватер (производят утяжку поперечных счалов, борто вых комплектов, набивку лежней, установку и крепление брустве ров, оснащают плоты становым и тормозным такелажем и т. д.).
§ 5. КОШЕЛЬНЫЙ ЛЕСОСПЛАВ
Не связанные между собой бревна или сплоточные единицы на плаву, обнесенные плавучим ограждением, называются кошелем. Первоначальный лесосплав в кошелях называется котельным ле сосплавом. Котельный лесосплав применяют в том случае, когда другие виды экономически не выгодны или не применимы из-за отсутствия скоростей течения. На судоходных реках, озерах и во дохранилищах котельный лесосплав применяют при коротких рас стояниях транспортировки и при малых грузооборотах (например, при сборе аварийной древесины), когда производить сплотку и формирование плотов или грузить лес в суда экономически невыгодно.
Форма кошелей в плане (рис. 70) может быть круговой, сига рообразной или прямоугольной. Круговой кошель имеет форму, близкую к кругу. Сигарообразные кошели имеют продолговатую форму, что достигается установкой через 30—40 м по длине кошеля поперечного оплотника или тросовых перетяг. Сигарообразные ко
шели применяют при сплаве по большим |
рекам и озерам. В пря |
||||||
моугольных кошелях |
расстояние |
между |
перетягами |
принимают |
|||
равным |
длине |
двух |
сплавляемых |
бревен |
с запасом |
0,3—0,4 м. |
|
Вдоль |
кошеля |
прокладывают |
продольные |
лежни из |
оплотника |
||
или тросов. В головной части |
кошеля устанавливают треугольную |
||||||
плитку, за которую укрепляют буксирный |
трос и обноску кошеля. |
||||||
Прямоугольные |
кошели, так же как и сигарообразные, |
применяют |
|||||
при сплаве по |
большим рекам, |
по озерам и водохранилищам. |
Размеры кошелей определяются габаритами водного пути. На судоходных реках и озерах ширина кошеля В не должна превы шать 1 /з ширины судового хода. Длина кошеля L в зависимости от его формы принимается равной L=(l,2-f-4) В.
164
На больших |
озерах |
и водохранилищах, где |
ширина сплавного |
|
и судового хода практически не ограничена, |
габариты |
кошелей |
||
устанавливают |
исходя |
из величины сопротивления воды |
и ветра |
их движению и мощности применяемых при транспортировке ко шелей тяговых средств.
Основной частью кошеля является плавучее ограждение. Оно выполняется в виде однобревенного оплотника, в котором бревна
Рис. |
70. Форма кошелей |
в плане: |
а — круговая; |
б — сигарообразная; |
в — прямоугольная |
диаметром от 18 до 32 см и длиной до |
10 м соединяют оплотными |
цепями из коротких звеньев двух-четырехбревенных шпоночных и
болтовых |
бонов, |
связанных |
между собой |
тросом |
или |
цепями, или |
из металлических |
понтонов. |
|
|
|
|
|
Для |
предупреждения |
выплывания |
бревен |
из |
ограждения |
к звеньям ограждающих бонов иногда прикрепляют короткие вер тикальные стойки, образующие по всему периметру кошеля «гре бенку».
Плавучее ограждение кошеля подразделяют на временное и по стоянное. Временное ограждение используют только на один рейс, после чего его разбирают. Постоянное ограждение применяют
165