Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

низмов будет недостаточной для выгрузки целых пучков, их перед выгрузкой распускают и делят на пачки соответствующего объема. Рейд приплава с таким составом работ имеет (рис. 101, б) плотостоянку, расформировочный участок и размолевочно-выгрузочный участок.

Плотостоянка 1 предназначена для приемки плотов и их отстоя. Длину плотостоянки Ьл, необходимую для размещения всех

плотов, определяют по формуле

 

Wnn

 

 

 

 

где Wmax

— объем переходящего остатка; определяют по

графику

 

приплава плотов и графику выгрузки лесоматериалов

 

из воды на берег, м3;

 

 

 

 

L

— длина одного плота, м\

 

 

 

 

I — интервалы между плотами

по

длине, равные

(0,2ч-

 

4-0,4) L , м;

 

 

 

 

Wn

— объем одного плота, м;

 

в ряд по ширине ак­

п — число плотов, устанавливаемых

 

ватории лесостоянки; определяется путем

размеще­

 

ния их на топографическом

плане.

 

 

При отсутствии удобной акватории

для

размещения

всех

пло­

тов на одном участке плотостоянки размещают в нескольких пунк­ тах. Наиболее благоприятны для плотостоянок глубоководные участки с небольшим течением, расположенные в стороне от су­

дового хода и хорошо

защищенные от воздействия ветра и волн.

На расформировочном участке 2 плоты расформировывают на

секции

или

линейки.

Площадь

акватории

расформировочного

участка

определяют из

условия

хранения на

ней

лесоматериалов

в плотах

или

в секциях в объеме, необходимом

для

обеспечения

бесперебойной

работы

выгрузочных механизмов

5 в

течение 1,5

смен. Если на

рейде приплава одновременно

выгружают на склад

6 различные сортименты, акватория расформировочного участка должна быть достаточной для одновременного размещения не­ скольких плотов или секций. При небольшом объеме переходя­ щего остатка расформировочный участок может быть объединен с лесостоянкой.

Размолевочно-выгрузочный участок 3 оборудуют причалами из 6—8-бревенных бонов для установки секций или линеек. Если ле­ соматериалы выгружают из воды пучками, каждый выгрузочный механизм оборудуют выгрузочным двориком. Если выгрузка целых пучков невозможна, их распускают в размолевочно-пакетирующих устройствах 4. Применение на рейдах приплава размолевочных устройств обязательно, так как при этом полностью исключены потери лесоматериалов от утопа.

Н а р е й д а х с п р и п л а в о м л е с о м а т е р и а л о в в с у ­ д а х выполняют следующие работы: прием лесовозов и установку их к причалу для разгрузки или к запасному причалу для отстоя, разгрузку судов, очистку порожних судов от коры, грязи и мусора.

250


Основными сооружениями этих рейдов являются причалы, выпол­ ненные в виде наклонных или отвесных деревянных или бетонных стенок.

Необходимое число причалов i определяют исходя из общего объема леса W, поступающего на рейд за навигацию, и навига­ ционной пропускной способности одного причала Wnv:

Навигационная пропускная способность одного причала зави­ сит от его вооруженности выгрузочными механизмами, типа пос­ тупающих под разгрузку судов и способа укладки в них леса. Для

определения Wnv

можно

пользоваться следующей формулой:

 

 

 

 

Wnp^^-km,

 

 

(122)

где

Wc — паспортная грузоподъемность

судна;

судов; при­

 

k — коэффициент

неравномерности

поступления

 

нимается равным 1,2;

 

 

 

 

 

т — продолжительность

навигации;

 

 

 

Т — время

обработки одного

судна; устанавливается по

су-

 

до-часовым нормам на разгрузочно-погрузочные работы.

 

Длина причалов назначается с учетом длины судна, типа при­

чалов и условий их расположения

(в одну причальную линию,

от­

дельно стоящие причалы и т. д.).

 

 

 

 

 

Глубина акватории у причала определяется по формуле

 

 

 

h = t + z1 + z2 + z3

м,

 

 

где

t — наибольшая осадка судна,

Л ;

 

 

 

 

Zi — навигационный

запас

под

днищем судна;

принимается

равным 0,1—0,5 м;

z2— запас на засорение и дифферент судна при разгрузке, принимается равным 0,3 м;

z3— запас на волнение, м.

На рейдах приплава применяют те же механизмы, которые

используют и на других лесосплавных рейдах.

К этим механиз­

мам относятся буксирные катера (на приеме и

расформировании

плотов, на транспортировке секций и линеек), гладкотросовые, барабанные и гидравлические ускорители (на подаче молевого леса и пучков к выгрузочным механизмам), сортировочные и сплоточные машины (на сплотке молевого леса в пучки при пакет­ ной выгрузке леса из воды), топлякоподъемные агрегаты, размолевочные станки, такелажницы.

§ 3. ЗИМНЕЕ ХРАНЕНИЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В ВОДЕ

В навигационный период лесоперевалочные и лесоперераба­ тывающие предприятия, принимая лес от рейдов приплава, орга­ низуют выгрузку его на берег. При этом одну часть лесоматериа-

251


лов выгружают из воды и поДают непосредственно в деревоперёрабатывающие цехи, а другую укладывают в штабеля межнавига­ ционного запаса. В межнавигационный период, когда рейд при­ плава прекращает работу, деревоперерабатывающие цехи обеспе­ чиваются лесоматериалами из штабелей запаса.

Промежуточную операцию — штабелевку

лесоматериалов —

можно частично или полностью исключить

из технологического

процесса

лесоперерабатывающих предприятий,

если организовать

в зимнее

время хранение лесоматериалов в

воде путем создания

Рис.

102.

Создание

незамерзающих

аква­

 

 

 

 

торий:

 

 

 

 

а — схема

барботажной

установки;

б —

схема

расположения

магистрального канала

и

боковых;

/ — компрессорная

станция;

2 — трубопровод;

3 —

контрольно-регулирующая

 

станция;

4

воздухо ­

вод;

'5 — магистральный

канал;

6 — боковые

ка­

налы;

7 — лесохранилище;

8.— выгрузочный

ме­

 

ханизм;

9

размолевочный

механизм

 

на рейдах приплава незамерзающих акваторий. Такие незамерзаю­ щие акватории можно создать в непроточных водоемах (в озерах, водохранилищах и заливах) с глубиной не менее 3—4 м, в которых вода в зимнее время подо льдом имеет температуру не менее +0,3°.

Для создания незамерзающих акваторий применяют два спо­ соба, которые основаны на принципе подъема нижних, имеющих

более высокую температуру, слоев

воды

и

перемешивания их

с верхними, более холодными слоями воды.

 

 

 

П е р в ы й с п о с о б заключается

в прокладке по

дну водоема

воздухопровода — системы труб, имеющих

на

своей

поверхности

отверстия диаметром от 0,8 до 3 мм с ниппелями из нержавею­ щего материала. Ниппели расположены через 5—6 м. По трубам пропускается воздух, который проходит через отверстия и, подни­ маясь на поверхность воды, способствует созданию циркуляцион­ ных токов воды и перемешиванию нижних слоев с верхними. Такой

способ создания незамерзающих

акваторий называется

б а р б о ­

та ж ем. Барботажная установка

(рис. 102), включает

компрес-

252


сорную станцию 1 с одним или несколькими компрессорами, реси­ вером и приборами для очистки воздуха и отделения от него влаги, подводящий надводный воздуховод 2, контрольно-регули­ рующую станцию 3 для регулирования расхода и давления воз­ духа в магистральном подводном воздуховоде 4.

Магистральный воздуховод создает магистральный канал 5, ко­ торый заканчивается у выгрузочного механизма 8. Для создания боковых каналов к магистральному воздуховоду присоединяют боковые воздуховоды. В водоеме трубы устанавливают при помощи грузов в подвешенном состоянии, а отверстия в трубах направ­ ляют вверх. Через 150—200 м трубы укрепляют якорями.

Лесохранилище 7 располагают на наиболее глубоководных участках акватории, стараясь придать ему квадратную конфигура­ цию в плане, при которой длина воздуховодов будет минимальной. Ширину каналов принимают равной полуторной длине бревен. Разработку начинают с наиболее мелководных и удаленных участ­ ков лесохранилища. Боковые каналы создают при помощи пере­ двигаемых или стационарных, поочередно включаемых боковых воздуховодов. Для исключения утопа бревен при выгрузке приме­ няют размолевочные устройства 9.

Расчет пневматической установки заключается в выборе ком­ прессора, установлении диаметров воздуховодов, определении по­ терь давления в воздуховоде и определении диаметров воздуховыпускных отверстий.

Расход воздуха зависит от многих факторов: глубины водоема, температуры воды и воздуха, расположения отверстий по длине

воздуховода и т. д. По опытным

данным

ЦНИИ лесосплава, на

растапливание

1 м3 льда

требуется около

25—40 м3 воздуха. По

тем же данным, при протаивании

каналов

шириной 8 м удельный

расход воздуха

(расход

на 1 пог. м длины) воздуховода состав­

ляет 0,015—0,02 м3/мин.

:-

 

 

Рабочее давление, развиваемое компрессором, определяют по сопротивлению сети с учетом максимальной глубины водоема и

свободного напора в три-пять метров водяного столба.

 

 

 

Потери напора h определяют по известной из гидравлики

фор­

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fc =

X - L i i ,

 

 

 

(123)

 

 

 

 

d 2g

 

 

 

 

где

/ и d — длина и диаметр трубопровода, м;

 

 

 

 

v — средняя

скорость

движения

воздуха в

трубе,

м/сек;

 

А коэффициент

сопротивления

трения,

принимаемый

 

в расчетах равным 0,03.

 

 

 

 

 

При изотермическом

процессе потери

давления

на

преодоле­

ние сопротивлений

воздуха в

трубе Др

определяют

по

формуле

 

 

 

Ap = Pi Р 2 .

 

 

(124)

где

pi — давление в начале трубопровода,

кгс/м2:

 

 

 

253


для сплошного воздуховода

г

dgRT'

для перфорированного воздуховода

Р2 — давление

в конце воздуховода, кгс/м2

 

 

 

 

р2 = уН + Р,

 

 

 

здесь у —удельный

вес воды,

кгс/м3;

 

 

 

И — глубина воды в конце воздуховода, м;

 

Рев — запас давления, равный 300—500

кгс/м2;

 

Т — абсолютная температура воздуха, ° К;

 

R — газовая

постоянная,

равная

для

воздуха

29,3 кгсХ

Хм/кгс-К°;

 

 

 

 

 

х — длина

трубы, м, до

сечения,

в котором

определяется

давление; А — коэффициент, равный

здесь Q — сечение трубы, м2;

рат—атмосферное

давление, кгс/м2;

Q — расход воздуха, м3/сек,

подаваемого к

перфорированному

участку трубы длиной /, м, который слагается из транзитного рас­ хода воздуха, поступающего через трубу к другим участкам, и расхода, выпускаемого через ниппели на расчетном участке.

По общему расходу воздуха Q и давлению подбирают ком­

прессор.

 

 

 

 

 

В т о р о й

с п о с о б основан

на

использовании гидравлических

ускорителей,

создающих вблизи

поверхности

водоема течение

воды со скоростью до 1,0 м/сек,

которое

вызывет

поперечное пере­

мешивание воды в водоеме. Для

более

эффективного использова­

ния площади акватории лес в водоеме хранится в пучках. Порядок проведения работ зимой следующий (рис. 102, б). С началом ле­ достава к выгрузочному механизму магистральным воздуховодом или гидроускорителями протаивается магистральный канал 5 тре­ буемой длины и ширины. После этого перпендикулярно к магис­ тральному каналу в непосредственной близости от пучков устраи­ вают боковые каналы 6. По мере высвобождения от льда одногодвух рядов пучков в работу включают новые боковые воздуховоды или перемещают гидроускорители на новое место. По образовав­ шимся каналам пучки доставляют к выгрузочному механизму 8, и лесоматериалы выгружают на берег и подают в цехи.

254