ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
§ 4. ВОЛНОЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЙДОВ ПРИПЛАВА
Рейды, расположенные на озерах, водохранилищах и в устьях крупных рек, подвергаются воздействию волн, достигающих в вы соту 1,5 ж и более. Волнение затрудняет проведение рейдовых ра бот и может явиться причиной аварий наплавных сооружений и плотов, находящихся на отстое на плотостоянке. Для защиты рей дов и плотостоянок от волны применяют волнозащитные соору жения.
Рис. 103. Наплавной волнолом ряжевой |
конструкции для гашения волны высо |
тойдо |
1,5 ж |
Простейшими волнозащитными сооружениями, применяемыми для ограждения акваторий от волн высотой до 0,5 м, являются од норядные, двухрядные и пакетные боны.
Для защиты от волн большей высоты в практике применяют специальные наплавные и стационарные волнозащитные сооруже ния. В условиях лесных рейдов при глубине водоема более 2 м выгодно применять наплавные, а при глубине менее 2 м — стацио нарные волнозащитные сооружения. Наплавные волноломы просты по конструкции; их можно эксплуатировать при изменяющихся уровнях воды, можно перемещать и выгружать на берег для зим него хранения и ремонта.
Волнолом 1 состоит из секций длиной 26—30 м, установленных в шахматном порядке или в одну линию перпендикулярно господ ствующему направлению ветра. Каждая секция (рис. 103) выпол няется в виде ступенчатого ряжа, в углах пересечения продольных и поперечных стенок которого установлены вертикальные сжимы, скрепленные между собой и со стенками ряжа болтами. На концах
1 Предложение канд. техн. наук Н. А. Бакониной,
255
сжимы скрепляют хомутами. Для предупреждения быстрого намо кания торцы бревен ряжа покрывают водоупорной замазкой.
Конструкция волнолома допускает свободный доступ воды внутрь ряжа; при этом происходит не отражение, а гашение волны. Для того чтобы гашение волны происходило постепенно, каждая секция имеет ступенчатый профиль поперечного сечения. На месте секции волнолома крепят четырьмя тросами, одни концы которых закреп лены за причальные тум бы ряжа, а другие — за русловые опоры (винто вые якори, кусты свай, русловые ряжевые опоры
и т. д.).
|
|
|
|
|
|
Секции |
волнолома |
из |
||||||
|
|
|
|
|
|
готавливают |
на |
берегу. |
||||||
|
|
|
|
|
|
В зимнее |
|
время |
строи |
|||||
|
|
|
|
|
|
тельство |
секций |
может |
||||||
|
|
|
|
|
|
быть |
|
организовано и на |
||||||
|
|
|
|
|
|
льду. |
Наплавной |
волно |
||||||
|
|
|
|
|
|
лом |
ряжевой |
конструк |
||||||
|
|
|
|
|
|
ции |
в |
необходимых |
слу |
|||||
|
|
|
|
|
|
чаях |
может |
быть |
приме |
|||||
|
|
|
|
|
|
нен также и для защиты |
||||||||
|
|
|
|
|
|
от |
волн |
|
сортировочно- |
|||||
|
|
|
|
|
|
сплоточных, |
формировоч |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ных |
и |
погрузочных |
рей |
|||||
|
|
|
|
|
|
дов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
лесосплавной |
прак |
||||||
Рис. |
104. Схемы расположения |
волнозащитных |
тике |
|
наиболее |
широкое |
||||||||
применение |
имеют |
волно |
||||||||||||
|
|
сооружений: |
|
|
||||||||||
а — в |
заливе; |
б — в устьевом участке реки; а — на |
ломы |
из |
пучков |
бревен, |
||||||||
водохранилище; |
/ — о г р а ж д а е м о е |
сооружение; |
2 — |
или |
хлыстов, |
устанавли |
||||||||
волнозащитное |
сооружение; |
3 — господствующее |
на |
|||||||||||
|
|
правление |
ветров |
|
|
ваемые нормально |
к |
на |
||||||
|
|
|
|
|
|
правлению |
ветра. |
Линей |
ки из пучков размещают в один-три ряда. На каждый пучок на кладывают две обвязки из стальных канатов d=13 мм, к которым пластинчатыми сжимами прикрепляется лежень. Концы лежня за крепляют за якорные шеймы. На крайние в линейках пучки из бревен устанавливают по два торцовых щита, соединенных между собой тросовыми стяжками. Торцовые щиты исключают роспуск пучков.
Примеры |
расположения |
волнозащитных сооружений в заливе, |
в устьевом |
участке реки |
и на водохранилище приведены на |
рис. 104. |
|
|
256
Г л а в а XII
ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
§1. НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ИСОСТАВ ОСНОВНЫХ ИХ ЦЕХОВ
Потребителям, удаленным от водных путей, лесоматериалы можно доставлять водно-железнодорожными перевозками. В этом случае от рейдов отправления или от приречных складов лес сна чала транспортируют водным путем: в плотах, в судах или моле вым сплавом, а затем сухопутным транспортом — по железной до роге или на автомашинах. Для перевалки лесоматериалов в пунк тах примыкания сухопутных дорог к путям водного транспорта организуют специальные лесоперевалочные предприятия.
Лесоперевалочные предприятия строят, как правило, в среднем и нижнем течении крупных рек; каждое из них снабжает необхо димыми лесоматериалами промышленные предприятия определен ного экономического района страны.
Лесоперевалочные предприятия производят выгрузку из воды, сортировку, складирование и погрузку лесоматериалов, окорку и разделку рудничного долготья на рудстойку. Некоторые предприя тия перерабатывают пиловочник, тарные и шпальные кряжи, а также дрова на пиломатериалы, тару, шпалу, на строительные и мебельные детали, на древесную стружку. Если на лесоперевалоч ные предприятия поступают плоты из хлыстов, то эти предприятия организуют комплексную переработку древесины, включая и пере работку отходов.
Для круглогодового использования рабочих и оборудования и для равномерного снабжения лесоматериалами потребителей на складах лесоперевалочных предприятий создают межнавигацион ные запасы леса. Концентрация больших объемов лесоматериалов, подлежащих перевалке и частичной переработке, создает необхо димые экономические предпосылки для применения на лесоперева лочных предприятиях современных высокопроизводительных подъ емно-транспортных машин и поточных линий.
В состав лесоперевалочных предприятий входят следующие участки и цехи:
рейдовый участок для приема и отстоя судов и плотов, расфор
мирования плотов и подачи лесоматериалов к выгрузочным |
меха |
низмам (при поступлении молевой древесины на рейде |
может |
быть организована сортировка лесоматериалов); |
|
биржа сырья для перевалки лесоматериалов из воды в вагоны или на автомашины, а также для создания межнавигационных за пасов на складе;
цехи для окорки и разделки рудничного долготья на рудничную стойку;
лесопильные, тарные, деревообделочные и другие цехи; цехи для утилизации древесных отходов, получаемых при раз
делке рудничного долготья, пиловочника и т. д.;
257
склады готовой продукции и полуфабрикатов (рудничной стой ки, пиломатериалов, строительных деталей и т. д.);
вспомогательно-обслуживающие цехи (РММ, гаражи, электроцех, такелажный участок и т. д.).
Лесоперевалочные предприятия, выполняющие только пере валку и поперечную распиловку круглого леса, называют лесобазами. Предприятия, на которых одновременно с перевалкой орга низуют изготовление древесных плит, строительных деталей, утилизацию отходов и т. д., называют лесоперевалочными комби натами.
Водно-железнодорожными перевозками потребителям достав ляют около 30% общего объема леса, ежегодно поступающего в сплав.
§ 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Выбор средств механизации перевалочных работ и разработку производственного процесса лесоперевалочных предприятий произ водят с учетом вида приплава (в судах, в плотах или молем) и степени сортировки лесоматериалов, колебаний горизонтов воды и продолжительности навигационного периода, рельефа берегов и длины выгрузочного фронта, грузооборота лесобазы и степени пе реработки круглых лесоматериалов на готовую продукцию или на полуфабрикаты.
Для выполнения подъемно-транспортных работ лесоперевалоч ные предприятия оборудованы продольными и поперечными транс портерами, лебедками различных систем, стреловыми, башенными, мостовыми, мосто-кабельными, консольно-козловыми, козловыми и кабельными кранами, автопогрузчиками и т. д.1 .
Некоторые из этих механизмов (поперечные элеваторы, про дольные транспортеры, лебедки, стреловые и башенные краны) выполняют одну-две подъемно-транспортные операции, другие (мо
стовые, мосто-кабельные, |
консольно-козловые и |
кабельные |
кра |
ны) — несколько операций. |
В первом случае для |
выполнения |
ком |
плекса лесоперевалочных работ применяют несколько разнотипных
механизмов; во |
втором — все |
подъемно-транспортные работы мо |
гут выполняться |
одним-двумя |
механизмами. |
Производственный процесс лесоперевалочных предприятий мо жет быть организован по следующим схемам: вода (судно) — вагон, вода (судно) — накопитель — вагон, вода (судно) — штабельвагон, вода (судно)—цех и вода (судно)—штабель — цех. При меры схем производственного процесса лесоперевалочных пред приятий приведены на рис. 105—108.
Производственная схема вода (судно) — вагон. Применяется в навигационный период при поступлении на лесоперевалочное предприятие сортированных лесоматериалов. По данной схеме ле-
1 Конструкции этих механизмов изучаются в курсе «Машины и механизмы лесосплава»
258
соматериалы перегружают из воды или из судов в вагоны или в автомашины, минуя штабелевку. Для этого применяют стреловые краны, причем наиболее эффективны краны грузоподъемностью 5 т и 10 т. Подкрановые пути относительно фронта выгрузки могут быть расположены перпендикулярно на специальном пирсе или па раллельно.
Если лесоматериалы поступают на лесобазу в плотах, сплоточ ные единицы перед выгрузкой в нужных случаях распускают и де лят на пачки требуемого объема. Подготовленную пачку захваты вают грейфером или стропами и краном переносят в вагон. При
необходимости |
торцы |
пачек |
|
|
|
|
||||
выравнивают |
в торцевырав- |
|
|
|
|
|||||
нивателе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При поступлении |
на |
ле |
|
|
|
|
||||
собазу лесоматериалов |
в су |
|
|
|
|
|||||
дах или при выгрузке це |
|
|
|
|
||||||
лых |
пучков |
и |
несортирован |
|
|
|
|
|||
ного |
леса |
работа |
может |
|
|
|
|
|||
быть |
организована |
по |
|
схе |
|
|
|
|
||
ме, приведенной на рис. 105. |
|
|
|
|
||||||
В этом случае бревна вы |
|
|
|
|
||||||
гружают |
в |
раскаточное |
|
|
|
|
||||
устройство, |
из |
которого |
они |
Рис. 105. Схема производственного процес |
||||||
поштучно |
поступают |
|
на |
|||||||
продольные |
транспортеры и |
са перевалки |
леса |
портальными н |
башен |
|||||
|
ными кранами: |
|
||||||||
далее в накопители. Из |
на |
|
|
|||||||
/ — портальный |
кран; |
2—башенный кран; |
3— рас |
|||||||
копителей |
лесоматериалы |
каточное устройство; |
4—сортировочные |
транспор |
||||||
перегружают |
в |
вагоны |
теры; 5 — накопители; |
6 — подкрановые пути; 7 — |
||||||
склад |
лесоматериалов; 8 — судно |
|
||||||||
или |
в штабеля. В приведен |
|
|
|
|
ной на рис. 105 схеме портальный кран выгружает бревна из судна (из воды) в раскаточное устройство, а башенный занят штабелев кой и погрузкой вагонов лесоматериалами из накопителей или из штабелей. Когда имеется возможность, портальный кран может ра ботать по схеме вода (судно) —вагон.
Производительность |
стреловых кранов |
при работе по |
схеме |
вода (судно) —вагон составляет 400—800 м3 |
в смену. При исполь |
||
зовании грейферов кран |
обслуживают 3 человека (1 крановщик, |
||
2 на подготовке пачек), |
а при использовании стропов — 5 человек |
||
(1 крановщик, 2 на подготовке пачек, 2 на отцепке и укладке |
пачек |
||
в вагоне). |
|
|
|
Поступившие на лесоперевалочное предприятие нерассортированные лесоматериалы перед погрузкой в вагоны сортируют или на воде (в сортировочных устройствах), или на берегу. В первом случае работы организуют так же, как и при поступлении сортиро ванного леса. Во втором случае перевалку производят по схеме вода — накопитель — вагон. При работе по этой схеме на выгрузке и на сортировке могут быть применены продольные транспортеры или поперечные транспортеры, работающие в комплексе с продоль ными транспортерами, а на погрузке — краны.
259