Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. ВОЛНОЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕЙДОВ ПРИПЛАВА

Рейды, расположенные на озерах, водохранилищах и в устьях крупных рек, подвергаются воздействию волн, достигающих в вы­ соту 1,5 ж и более. Волнение затрудняет проведение рейдовых ра­ бот и может явиться причиной аварий наплавных сооружений и плотов, находящихся на отстое на плотостоянке. Для защиты рей­ дов и плотостоянок от волны применяют волнозащитные соору­ жения.

Рис. 103. Наплавной волнолом ряжевой

конструкции для гашения волны высо­

тойдо

1,5 ж

Простейшими волнозащитными сооружениями, применяемыми для ограждения акваторий от волн высотой до 0,5 м, являются од­ норядные, двухрядные и пакетные боны.

Для защиты от волн большей высоты в практике применяют специальные наплавные и стационарные волнозащитные сооруже­ ния. В условиях лесных рейдов при глубине водоема более 2 м выгодно применять наплавные, а при глубине менее 2 м — стацио­ нарные волнозащитные сооружения. Наплавные волноломы просты по конструкции; их можно эксплуатировать при изменяющихся уровнях воды, можно перемещать и выгружать на берег для зим­ него хранения и ремонта.

Волнолом 1 состоит из секций длиной 26—30 м, установленных в шахматном порядке или в одну линию перпендикулярно господ­ ствующему направлению ветра. Каждая секция (рис. 103) выпол­ няется в виде ступенчатого ряжа, в углах пересечения продольных и поперечных стенок которого установлены вертикальные сжимы, скрепленные между собой и со стенками ряжа болтами. На концах

1 Предложение канд. техн. наук Н. А. Бакониной,

255

сжимы скрепляют хомутами. Для предупреждения быстрого намо­ кания торцы бревен ряжа покрывают водоупорной замазкой.

Конструкция волнолома допускает свободный доступ воды внутрь ряжа; при этом происходит не отражение, а гашение волны. Для того чтобы гашение волны происходило постепенно, каждая секция имеет ступенчатый профиль поперечного сечения. На месте секции волнолома крепят четырьмя тросами, одни концы которых закреп­ лены за причальные тум­ бы ряжа, а другие — за русловые опоры (винто­ вые якори, кусты свай, русловые ряжевые опоры

и т. д.).

 

 

 

 

 

 

Секции

волнолома

из­

 

 

 

 

 

 

готавливают

на

берегу.

 

 

 

 

 

 

В зимнее

 

время

строи­

 

 

 

 

 

 

тельство

секций

может

 

 

 

 

 

 

быть

 

организовано и на

 

 

 

 

 

 

льду.

Наплавной

волно­

 

 

 

 

 

 

лом

ряжевой

конструк­

 

 

 

 

 

 

ции

в

необходимых

слу­

 

 

 

 

 

 

чаях

может

быть

приме­

 

 

 

 

 

 

нен также и для защиты

 

 

 

 

 

 

от

волн

 

сортировочно-

 

 

 

 

 

 

сплоточных,

формировоч­

 

 

 

 

 

 

ных

и

погрузочных

рей­

 

 

 

 

 

 

дов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

лесосплавной

прак­

Рис.

104. Схемы расположения

волнозащитных

тике

 

наиболее

широкое

применение

имеют

волно­

 

 

сооружений:

 

 

а — в

заливе;

б — в устьевом участке реки; а — на

ломы

из

пучков

бревен,

водохранилище;

/ — о г р а ж д а е м о е

сооружение;

2 —

или

хлыстов,

устанавли­

волнозащитное

сооружение;

3 — господствующее

на­

 

 

правление

ветров

 

 

ваемые нормально

к

на­

 

 

 

 

 

 

правлению

ветра.

Линей­

ки из пучков размещают в один-три ряда. На каждый пучок на­ кладывают две обвязки из стальных канатов d=13 мм, к которым пластинчатыми сжимами прикрепляется лежень. Концы лежня за­ крепляют за якорные шеймы. На крайние в линейках пучки из бревен устанавливают по два торцовых щита, соединенных между собой тросовыми стяжками. Торцовые щиты исключают роспуск пучков.

Примеры

расположения

волнозащитных сооружений в заливе,

в устьевом

участке реки

и на водохранилище приведены на

рис. 104.

 

 

256


Г л а в а XII

ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

§1. НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ИСОСТАВ ОСНОВНЫХ ИХ ЦЕХОВ

Потребителям, удаленным от водных путей, лесоматериалы можно доставлять водно-железнодорожными перевозками. В этом случае от рейдов отправления или от приречных складов лес сна­ чала транспортируют водным путем: в плотах, в судах или моле­ вым сплавом, а затем сухопутным транспортом — по железной до­ роге или на автомашинах. Для перевалки лесоматериалов в пунк­ тах примыкания сухопутных дорог к путям водного транспорта организуют специальные лесоперевалочные предприятия.

Лесоперевалочные предприятия строят, как правило, в среднем и нижнем течении крупных рек; каждое из них снабжает необхо­ димыми лесоматериалами промышленные предприятия определен­ ного экономического района страны.

Лесоперевалочные предприятия производят выгрузку из воды, сортировку, складирование и погрузку лесоматериалов, окорку и разделку рудничного долготья на рудстойку. Некоторые предприя­ тия перерабатывают пиловочник, тарные и шпальные кряжи, а также дрова на пиломатериалы, тару, шпалу, на строительные и мебельные детали, на древесную стружку. Если на лесоперевалоч­ ные предприятия поступают плоты из хлыстов, то эти предприятия организуют комплексную переработку древесины, включая и пере­ работку отходов.

Для круглогодового использования рабочих и оборудования и для равномерного снабжения лесоматериалами потребителей на складах лесоперевалочных предприятий создают межнавигацион­ ные запасы леса. Концентрация больших объемов лесоматериалов, подлежащих перевалке и частичной переработке, создает необхо­ димые экономические предпосылки для применения на лесоперева­ лочных предприятиях современных высокопроизводительных подъ­ емно-транспортных машин и поточных линий.

В состав лесоперевалочных предприятий входят следующие участки и цехи:

рейдовый участок для приема и отстоя судов и плотов, расфор­

мирования плотов и подачи лесоматериалов к выгрузочным

меха­

низмам (при поступлении молевой древесины на рейде

может

быть организована сортировка лесоматериалов);

 

биржа сырья для перевалки лесоматериалов из воды в вагоны или на автомашины, а также для создания межнавигационных за­ пасов на складе;

цехи для окорки и разделки рудничного долготья на рудничную стойку;

лесопильные, тарные, деревообделочные и другие цехи; цехи для утилизации древесных отходов, получаемых при раз­

делке рудничного долготья, пиловочника и т. д.;

257


склады готовой продукции и полуфабрикатов (рудничной стой­ ки, пиломатериалов, строительных деталей и т. д.);

вспомогательно-обслуживающие цехи (РММ, гаражи, электроцех, такелажный участок и т. д.).

Лесоперевалочные предприятия, выполняющие только пере­ валку и поперечную распиловку круглого леса, называют лесобазами. Предприятия, на которых одновременно с перевалкой орга­ низуют изготовление древесных плит, строительных деталей, утилизацию отходов и т. д., называют лесоперевалочными комби­ натами.

Водно-железнодорожными перевозками потребителям достав­ ляют около 30% общего объема леса, ежегодно поступающего в сплав.

§ 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Выбор средств механизации перевалочных работ и разработку производственного процесса лесоперевалочных предприятий произ­ водят с учетом вида приплава (в судах, в плотах или молем) и степени сортировки лесоматериалов, колебаний горизонтов воды и продолжительности навигационного периода, рельефа берегов и длины выгрузочного фронта, грузооборота лесобазы и степени пе­ реработки круглых лесоматериалов на готовую продукцию или на полуфабрикаты.

Для выполнения подъемно-транспортных работ лесоперевалоч­ ные предприятия оборудованы продольными и поперечными транс­ портерами, лебедками различных систем, стреловыми, башенными, мостовыми, мосто-кабельными, консольно-козловыми, козловыми и кабельными кранами, автопогрузчиками и т. д.1 .

Некоторые из этих механизмов (поперечные элеваторы, про­ дольные транспортеры, лебедки, стреловые и башенные краны) выполняют одну-две подъемно-транспортные операции, другие (мо­

стовые, мосто-кабельные,

консольно-козловые и

кабельные

кра­

ны) — несколько операций.

В первом случае для

выполнения

ком­

плекса лесоперевалочных работ применяют несколько разнотипных

механизмов; во

втором — все

подъемно-транспортные работы мо­

гут выполняться

одним-двумя

механизмами.

Производственный процесс лесоперевалочных предприятий мо­ жет быть организован по следующим схемам: вода (судно) — вагон, вода (судно) — накопитель — вагон, вода (судно) — штабельвагон, вода (судно)—цех и вода (судно)—штабель — цех. При­ меры схем производственного процесса лесоперевалочных пред­ приятий приведены на рис. 105—108.

Производственная схема вода (судно) — вагон. Применяется в навигационный период при поступлении на лесоперевалочное предприятие сортированных лесоматериалов. По данной схеме ле-

1 Конструкции этих механизмов изучаются в курсе «Машины и механизмы лесосплава»

258


соматериалы перегружают из воды или из судов в вагоны или в автомашины, минуя штабелевку. Для этого применяют стреловые краны, причем наиболее эффективны краны грузоподъемностью 5 т и 10 т. Подкрановые пути относительно фронта выгрузки могут быть расположены перпендикулярно на специальном пирсе или па­ раллельно.

Если лесоматериалы поступают на лесобазу в плотах, сплоточ­ ные единицы перед выгрузкой в нужных случаях распускают и де­ лят на пачки требуемого объема. Подготовленную пачку захваты­ вают грейфером или стропами и краном переносят в вагон. При

необходимости

торцы

пачек

 

 

 

 

выравнивают

в торцевырав-

 

 

 

 

нивателе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При поступлении

на

ле­

 

 

 

 

собазу лесоматериалов

в су­

 

 

 

 

дах или при выгрузке це­

 

 

 

 

лых

пучков

и

несортирован­

 

 

 

 

ного

леса

работа

может

 

 

 

 

быть

организована

по

 

схе­

 

 

 

 

ме, приведенной на рис. 105.

 

 

 

 

В этом случае бревна вы­

 

 

 

 

гружают

в

раскаточное

 

 

 

 

устройство,

из

которого

они

Рис. 105. Схема производственного процес­

поштучно

поступают

 

на

продольные

транспортеры и

са перевалки

леса

портальными н

башен­

 

ными кранами:

 

далее в накопители. Из

на­

 

 

/ — портальный

кран;

2—башенный кран;

3— рас­

копителей

лесоматериалы

каточное устройство;

4—сортировочные

транспор­

перегружают

в

вагоны

теры; 5 — накопители;

6 — подкрановые пути; 7 —

склад

лесоматериалов; 8 — судно

 

или

в штабеля. В приведен­

 

 

 

 

ной на рис. 105 схеме портальный кран выгружает бревна из судна (из воды) в раскаточное устройство, а башенный занят штабелев­ кой и погрузкой вагонов лесоматериалами из накопителей или из штабелей. Когда имеется возможность, портальный кран может ра­ ботать по схеме вода (судно) —вагон.

Производительность

стреловых кранов

при работе по

схеме

вода (судно) —вагон составляет 400—800 м3

в смену. При исполь­

зовании грейферов кран

обслуживают 3 человека (1 крановщик,

2 на подготовке пачек),

а при использовании стропов — 5 человек

(1 крановщик, 2 на подготовке пачек, 2 на отцепке и укладке

пачек

в вагоне).

 

 

 

Поступившие на лесоперевалочное предприятие нерассортированные лесоматериалы перед погрузкой в вагоны сортируют или на воде (в сортировочных устройствах), или на берегу. В первом случае работы организуют так же, как и при поступлении сортиро­ ванного леса. Во втором случае перевалку производят по схеме вода — накопитель — вагон. При работе по этой схеме на выгрузке и на сортировке могут быть применены продольные транспортеры или поперечные транспортеры, работающие в комплексе с продоль­ ными транспортерами, а на погрузке — краны.

259