Файл: Лебедев Н.И. Водный транспорт леса учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продольные транспортеры применяют на лесоперевалочных предприятиях с небольшой длиной выгрузочного фронта, но с до­ статочной глубиной склада, а поперечные транспортеры — при не­ большой глубине склада и большой длине выгрузочного фронта. Продольные транспортеры оборудуют устройствами для автомати­ ческой или полуавтоматической сортировки и учета леса.

С продольных транспортеров бревна сбрасывают в накопители. Из накопителей пачки бревен кранами перегружают в вагоны или в автомашины. Для выравнивания торцов бревен в пачках приме­ няют торцевыравниватели. Пример такой производственной схемы перевалки с мостокабельным краном приведен на рис. 106.

Рис. 106. Схема производственного процесса перевалки мостокабельными кра­ нами:

/ — продольные

транспортеры; 2 — накопители; 3 — мостокабельный

кран; 4 — подкрановые

пути; 5 — склад

лесоматериалов;

6 поперечный

транспортер; 7 — установка

для разделки

рудд'олготья; 8—

участок сортировки и пакетирования рудстойки;

9 склад готовой про­

дукции; 10— размолевочные устройства;

/ / — консольно-козловой

кран

Производительность

продольных

и поперечных транспортеров

на выгрузке лесоматериалов из воды зависит от их кинематических характеристик (скорости движения цепей и шага крючьев) и круп­ ности леса и колеблется от 200 до 400 м3 в смену у продольных транспортеров и от 400 до 800 м3 в смену у поперечных транспор­ теров. Подачу леса к выгрузочным механизмам и насадку бревен на цепи и крючья выполняет бригада рабочих из 4—6 человек.

Производственная схема вода (судно)—штабель — вагон. Эту схему применяют при создании на складе лесоперевалочного пред­ приятия межнавигационного запаса лесоматериалов, необходимого для ритмичной работы деревоперерабатывающих цехов и для по­ грузки вагонов в зимний период в том случае, когда невозможно создать незамерзающие акватории, По этой схеме лесоперевалоч­ ные предприятия работают и в навигационный период, когда по­ дача порожних вагонов или автомашин под погрузку задержи­ вается.

При поступлении на лесобазу сортированного леса перевалку наиболее эффективно производить кабельными и консольными мо­ стокабельными кранами (рис. 107). Производительность мосто-

260


кабельных кранов грузоподъемностью 10 т достигает 600—800 м3

в смену. При работе

крана с грейфером бригада состоит

из 3 че­

ловек (на подготовке

пачек 2, крановщик 1), при работе

со стро­

пами— из 5 человек

(добавляется 2 человека на отцепке

пачек на

штабеле).

 

 

На Волгодонском

ЛП К на перевалке лесоматериалов

из воды

и из судов применяют портальные краны, работающие в комплексе с козловыми (рис. 108). В навигационный период при интенсивной подаче вагонов погрузку ведут оба механизма одновременно: коз­

ловой

кран — из штабелей,

а портальный

кран — из воды

или из

судов. При отсутствии ва­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гонов

портальный

кран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

занят

выгрузкой,

а

коз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ловой — штабелевкой

ле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соматериалов. В

межна­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вигационный

период

оба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крана

работают

на

по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузке

лесоматериалов в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вагоны из штабелей. Про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изводительность

 

этого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

комплекса

механизмов со­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ставляет

 

400—500

м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в смену. При работе со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стропами

механизмы об­

Рис.

107.

Схема

производственного

процесса

служивает

бригада

из 8

 

перевалки лесоматериалов:

 

 

человек:

на

зацепке

па­

/ — мостокабельный

кран;

2 — подкрановые

пути; 3 —

склад

лесоматериалов;

4—гидравлический

 

лоток;

чек в

воде

или на судне

5 — бассейн;

6,1 — продольные

транспортеры;

8 — цех

2, на отцепке пачек на

переработки

лесоматериалов;

9 — размолевочные уст­

 

ройства; 10— склад

готовой

продукции

 

штабеле

2,

 

крановщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 на перецепке пачек в накопителе 2. При оснащении

кранов

грей­

ферами состав бригады сокращается на 4 человека.

 

 

 

На

лесоперевалочных

предприятиях

с

грузооборотом

до

100 тыс. м3

 

и при пологих

берегах выгрузку сортированного

леса

из воды в штабель производят лебедками

различных

систем, а по­

грузку

вагонов — стреловыми

кранами.

При

поступлении

леса

в плотах применяют лебедки с тяговым усилием, достаточным для того, чтобы производить выгрузку и штабелевку целых пучков без их предварительного роспуска. Такая организация работы пол­ ностью исключает потери леса от утопа.

Производительность лебедок зависит от объема пачек и про­ должительности рабочего цикла и определяется расчетом. Обслу­ живает лебедку бригада из 6—7 человек: на зацепке пачек 2, на укладке пачек на штабеле 2—3, сигнальщик 1, лебедчик 1.

При поступлении на лесоперевалочное предприятие несортиро­ ванных лесоматериалов выгрузку и сортировку производят так же, как и при работе по схеме вода —вагон. В этом случае на шта­ белевке применяют бесконсольные мостокабельные краны (см. рис. 106), погрузочные стрелы или лебедки. Наиболее эффективно применение мостокабельных кранов, которыми можно совмещать

261


штабелевку в летний период с погрузкой

вагонов и подачей леса

в деревоперерабатывающие цехи в зимний

период.

Производственная схема вода (судно) — цех. Эту схему приме­ няют в навигационный период на выгрузке лесоматериалов из воды (судна) в деревоперерабатывающие цехи. Однако, если на лесобазе можно создать незамерзающие акватории для хранения за­ паса леса на воде, эту схему применяют и в зимний период.

 

 

 

 

 

 

Поступившие

па

лесобазу

 

 

 

 

 

 

лесоматериалы

в

плотах

или

 

 

 

 

 

 

молевым

сплавом

выгружают

 

 

 

 

 

 

из воды и подают в

цех

(см.

 

 

 

 

 

 

рис. 106), или в бассейн цеха

 

 

 

 

 

 

(см.

рис.

107)

продольными

 

 

 

 

 

 

транспортерами. При

судовых

 

 

 

 

 

 

перевозках

 

лесоматериалы

 

 

 

 

 

 

стреловыми

или

мостокабель-

 

 

 

 

 

 

ными

кранами

вначале

выгру­

 

 

 

 

 

 

жают в бассейн, а из

бассей­

 

 

 

 

 

 

на— в

деревоперерабатываю­

 

 

 

 

 

 

щие цехи

продольными

транс­

 

 

 

 

 

 

портерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная

 

 

схема

 

 

 

 

 

 

вода

 

(судно)—штабель—цех.

 

 

 

 

 

 

Работа

предприятий

по

этой

 

 

 

 

 

 

схеме

 

организуется

главным

 

 

 

 

 

 

образом

в

межнавигационный

 

 

 

 

 

 

период. Пачки леса из штабе­

Рис. 108. Схема производственного про­

лей

запаса

мостокабельными

кранами,

лебедками,

погрузоч­

цесса

перевалки лесоматериалов

на

Волгодонском

ЛПК:

 

 

 

ными

 

стрелами

или

другими

/ — портальный кран;

2 козловой

кран;

3 —

механизмами

подают

на

эста­

траверсная

тележка;

4 — подкрановые пути;

каду

продольных

транспорте­

5 — штабеля

лесоматериалов;

6

устройство

для выравнивания торцов бревен в пачках;

7 —

ров. С эстакады бревна транс­

размолевочное устройство

 

 

портерами

перемещаются в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бассейн

цеха

(см. рис.

107).

На транспортировке

лесоматериалов из штабелей

запаса

в бас­

сейн цеха применяют и гидравлические лотки. По своей конструк­

ции

лотки просты и надежны в работе. Бревна в лотке движутся

за

счет течения

воды, создаваемого уклоном. Циркуляция воды

обеспечивается

работой насосной установки. При таком способе

(см. рис. 107) пачки леса из штабелей сбрасываются в лоток; при

этом исключаются ручные операции по разбору пачек и накатыва­ нию бревен на транспортер.

Число применяемых на одном лесоперевалочном предприятии производственных схем перевалки, объем выполняемых работ и не­ обходимое число механизмов устанавливают в зависимости от кон­ кретных условий проектирования.

В зависимости от наличия на рейде приплавленного леса, на-

262


личия на складе порожняка и других факторов лесоперевалочные работы даже в течение одной смены можно вести по разным схе­ мам, а механизмы — переключать с одного вида работ на другие.

Таким образом, механизмы, применяемые на лесоперевалочных предприятиях, должны быть универсальными, способными выпол­ нять весь комплекс лесоперевалочных работ. Наилучшим образом этому требованию отвечают мостовые, мостокабельные и консоль- но-козловые краны, которыми можно перемещать пачки леса по трем координатам склада (подъем и опускание, перемещение в глу­ бину и по длине склада). Применение этих крапов оказывается эффективным на лесоперевалочных предприятиях с небольшим объемом переработки древесины в цехах. При больших объемах переработки может оказаться более эффективным применение на подъемно-транспортных складских работах колесных автопогруз­ чиков, оборудованных гидравлическими челюстными и грейфер­ ными захватами.

Важным резервом повышения эффективности лесоперевалочных работ является внедрение в отрасли единого транспортного пакета. Доставка лесоматериалов в едином транспортном пакете позволит исключить роспуски пучков перед выгрузкой, исключить много­ кратные деление и формирование пакетов и пачек, сократить время на погрузочно-разгрузочные операции, полностью исключить по­ тери лесоматериалов при транспортировке и перевалке, унифици­ ровать применяемое подъемно-транспортное оборудование и т. д.

§ 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕСОПЕРЕВАЛОЧНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

При механизации процессов перевалки лесоматериалов приме­ няют технологическое оборудование: грузозахватные устройства кранов, размолевочные и пакетирующие устройства, устройства для выравнивания торцов бревен в пачках перед их погрузкой в вагон и др. Применение технологического оборудования позволяет повы­ сить эффективность использования основного подъемно-транспорт­ ного оборудования, комплексно механизировать лесоперевалочные процессы, исключить потери леса от утопа и случаи производствен­ ного травматизма рабочих.

Грузозахватные устройства кранов. В качестве грузозахватных устройств кранов применяют тросовые стропы и грейферы. Наибо­ лее перспективны грейферы, благодаря которым перевалочные ра­ боты полностью механизируются, состав бригады рабочих сокра­

щается

на

2 человека,

цикл работы крана уменьшается в

1,2—

2 раза,

а

выработка на

одного рабочего увеличивается более

чем

в 1,5 раза. Применение грейферов практически исключает случаи производственного травматизма рабочих, обслуживающих краны.

Грейферы бывают с канатным и моторным замыканием че­ люстей. Канатные грейферы могут быть одно- и двухканатными. Одноканатный грейфер можно применить на любом кране. Размы­ кание его челюстей происходит при помощи специального тросика;

263


3

z

Рис. 110. Размолевочный станок РСС-2:

/ — плавучее основание: 2 — неподвижный мост;

3 — подвижный мост;

4 — подводная

рама; 5 — поперечные транспортеры; 6 — подводная балка; 7

привод

рамы; 8 лебедка;

9 — устройства

для снятия обвязки

более 100 м выгоднее применять одно- и двухканатные грей­ феры.

При зачерпывании пачек из воды, из накопителей или из неуплотненных штабелей можно применять обычные грейферы; если же зачерпывание происходит из плотных или смерзшихся штабелей, более эффективны вибрационные грейферы (рис. 109, в). Для подъема затонувшей древесины применяют грейферы, допу­ скающие изменение площади зева" в несколько раз.

Размолевочные станки. Назначение станков — исключить утоп древесины при роспуске пучков перед выгрузкой.

Размолевочный станок РСС-2 конструкции ВКНИИВОЛТ (рис. ПО) состоит из плавучего основания ), неподвижного 2 и по­ движного 3 мостов, подводной рамы 4 и двух поперечных транс­ портеров 5 для заводки пучков в размолевочную камеру.

Подводная рама, выполненная в виде фермы, одним концом шарнирно укреплена за подводную балку 6, соединяющую понтоны плавучего основания. Второй конец подвешен на тросах привода 7

подъема — опускания рамы.

Подводная балка,

а вместе с ней и

рама, может перемещаться

в направляющих.

Благодаря этому

в размолевочной камере можно устанавливать пучки с разной осадкой.

Подвижный мост предназначен для передвижения лесоматериа­ лов по размолевочной камере и затонувших бревен по подводной раме. Для этого он имеет четыре приводные стойки с индивидуаль­ ными приводами для их подъема и опускания.

Поперечные транспортеры размещены под неподвижным мо­ стом; один конец каждого транспортера шарнирно укреплен на специальной подвеске, а второй — подвешен на тросе. Такая под­ веска обеспечивает проводку в размолевочную камеру пучков с различной надводной высотой.

Размолевочный станок крепят на месте якорями или выносами; при этом его устанавливают так, чтобы подводная балка 6 была обращена в сторону берега.

Перед заводкой пучков в станок подводную раму опускают, а подвижный мост отводят в сторону. К неподвижному мосту пу­ чок подтаскивают лебедкой 8. В размолевочную камеру его про­ талкивают поперечные транспортеры. После установки пучка под­ нимают подводную раму и включают привод подвижного моста. Мост, перемещаясь, стойками прижимает пучок к неподвижному мосту. В этом положении с пучка снимают обвязочные комплекты, а затем поднимают стойки подвижного моста. Пучок распускается в многорядную щеть. Бревна, потерявшие плавучесть, кора и про­ чий мусор опускаются на подводную раму.

Размолевочный станок РСС-2 можно применять при выгрузке лесоматериалов из воды различными механизмами. Для этого ста­

нок

оснащен

навесным оборудованием.

 

Если выгрузку ведут поперечными транспортерами, к подвод­

ной

балке 6 шарнирно крепят четыре слеги. Вторые концы слег

укладывают

на транспортере. При выгрузке леса продольными

268