Файл: Каландадзе В.А. Колебания вагонов подвесных канатных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Гирсюкопмчеоиий стабилизатор может быть выполнен в
виде массивного |
вращающегося |
ротора |
|
(рис. 28) |
ось |
1—1, |
||||||||||||
которого |
закреплена |
|
в раме, имеющей |
свою |
ось |
вращения |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
2—2, |
скрепленную |
с тележкой |
ваго |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
на. Когда при |
боковом |
ветре |
на ва |
|||||||||
2 * |
|
|
|
|
|
гон действует |
момент |
М, |
то |
специа |
||||||||
|
|
|
|
|
|
льным |
регулятором |
|
мотор |
начинает |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вращать |
раму с угловой скоростью ш3. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
В |
результате |
на |
подшипники |
2—2 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
действует гироскопическая пара (N, N) |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
с |
моментом, |
способствующим |
умень |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
шению |
отклонения. |
|
При |
изменении |
||||||||
|
|
|
|
|
|
направления момента М мотор враща |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ет |
раму |
в противоположную |
сторону |
|||||||||
ас |
|
|
|
|
|
и направление пары (М, N) также из |
||||||||||||
|
|
|
|
|
менится на |
противоположное. |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
На |
вагонах ППКД |
гироскопиче |
||||||||||
|
1 |
|
1 |
|
|
ский |
успокоитель |
можно |
установить |
|||||||||
|
|
|
|
на |
ходовой тележке, |
на |
крыше, или |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
і |
— |
|
|
|
под дном вагона. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Определим |
параметры' гироскопа, |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
применительно |
к |
вагону |
тбилисской |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ППКД, |
соединяющейпл. |
Руставели |
||||||||||
Ъ |
і |
|
|
гС |
с |
плато |
Мтавд-инда. |
|
|
|
гироскопом |
|||||||
1 |
|
|
|
Момент, |
развиваемый |
|||||||||||||
ща . , |
і |
|
|
|
|
|
|
|
Мг |
= / 0 » , |
|
|
|
|
(4.19) |
|||
|
|
|
|
|
|
где /—момент |
инерции |
ротора |
гиро |
|||||||||
Рис. 28. Вагон |
ППКД, |
обо |
|
|
скопа; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
рудованный |
ГИрОСКОПО№ |
ДЛЯ |
|
Q—угловая |
скорость |
собственного |
||||||||||||
гашения поперечных колебаний |
|
|
вращения |
ротора |
гироскопа; |
|||||||||||||
«о—угловая |
скорость вынужденного |
поворота ротора или вы |
||||||||||||||||
нужденная |
угловая скорость. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Если |
принять, |
что ротор |
гироскопа |
имеет |
форму |
круглого |
||||||||||||
цилиндра, |
то момент |
инерции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
1=1. |
|
mR* = |
1 |
|
R\ |
|
|
|
|
|
|
|
(4.20) |
||
|
|
|
2 |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
где m, P и R- -соответственно, масса, вес и радиус ротора ги роскопа.
Угловаяскорость собственного вращения ротора
(А.21У
(4-.22)
(4.23)
где Q—сила реакции;
L]—расстояние от оси ротора гироскопа до точки приложения
силы |
реакции. |
к (4.23) и решчя относительно Р получим |
Приравнивая (4.22) |
||
|
|
(4.24) |
|
|
R2nnu> |
Задаться |
моментом |
QLX реакции гироскопа можно* исходя |
из следующих |
соображений. |
Гироскоп преобразует поперечные колебания в продоль ные, которые затем могут быть погашены, например, гидрав лическим демпфером. Поэтому величина реакции^ гироскопа должна быть выбрана аналогично тому, как это делается при расчете реакции гидравлического демпфера. Выше мы рассматривали этот вопрос (гл. I I , § 1) и; пришли к выводу, что целесообразной величиной реакции демпфера продольных,
колебаний является |
приведенная к |
центру тяжести вагона- |
||
усилие |
около 100 +, 150 |
кГ. |
|
|
Для |
ориентировочного |
расчета момента QLV принимаем Q = |
||
= 100 кГ, L = 3,5 м. |
|
|
|
|
Угловая скорость |
качания вагона |
- |
Для варианта установки гироскопа над ходовой тележкой, вагонарадиус, ротора, по конструктивным причинам не. может быть больше /?г =0,15. м. Задавшись скоростью вращения ротора п=1ОО0О об/мин необходимый вес ротора по формуле (4;24)> будет Р = 1 7 2 кГ.
|
Бели |
|
к весу |
ротора добавить |
вес других |
необходимых |
||||||||
элементов |
|
гироуспокоителя |
(рамы, |
привода |
и др.). то |
общий |
||||||||
вес его составит |
примерно 400 |
кГ. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
В случае расположения ротора гироскопа на крыше ва |
|||||||||||||
гона |
его радиус |
может быть увеличен до Рч2 = |
0.6 |
м, |
вес ро |
|||||||||
тора |
|
составит 45 |
кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
В этом случае получается более приемлемый |
вес гаси |
||||||||||||
теля |
— |
приблизительно 100 кг. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Примерно такой же вес будет иметь гаситель, если рас |
|||||||||||||
положить его под дном вагона. Последний |
вариант |
компо |
||||||||||||
новки |
имеет то |
преимущество, |
что |
|
позволяет |
сделать кон |
||||||||
струкцию |
|
гасителя |
съемной, |
т. е. |
исключает |
увеличение |
||||||||
мертвого |
веса вагона в безветреную погоду. |
|
|
|
||||||||||
|
Серьезным |
недостатком |
может |
оказаться |
способность |
|||||||||
гироскопа к обратной трансформации продольных |
|
колеба |
||||||||||||
ний в поперечные, что может привести к опасным |
|
послед |
||||||||||||
ствиям во |
время |
аварийной |
остановки дорога. |
|
|
|
||||||||
§ 2. |
Схема гашения поперечных |
колебаний |
вагонов |
ППКД |
спомощью боковых грузов
Кактивным гасителям поперечных колебаний вагонов ППКД можно отнести разработанную нами «схему с боко выми грузами», общий вид которой представлен на рис. 29 €21, 22].
Гаситель колебаний состоит из грузов 1 — I і , которые мо гут перемещаться в вертикальных направляющих 2—21. Гру зы удерживаются тросом 3, перекинутым через два направ ляющих блока 4—41 и приводной шкив 5, соединенным с двигателем постоянного тока 6.
Принцип работы гасителя заключается в следующем: при отклонении вагона под действием ветрового потока, на
пример вправо, |
датчик угла отклонения |
вагона |
включает |
|
двигатель в направлении, |
соответствующем опусканию груза |
|||
I і и синхронно |
поднятию |
груза 1. При |
отклонении |
вагона |
влево двигатель переключается в противоположном направ
лении и перемещение |
грузов происходит в обратном порядке: |
||||||
груз I і поднимается, |
а |
груз 1 опускается. |
|
|
|||
|
На рис. 30 представлена последовательность движения |
||||||
грузов в |
течение одного периода колебаний ватана. |
||||||
|
В позициях I—V вагон отклоняется вправо, правый груз |
||||||
•опускается |
вниз, а левый — поднимается |
вверх. В позиции |
|||||
V |
— .вагон |
доходит до |
своего крайнего правого |
положения, |
|||
а |
грузы |
соответственно |
крайнего нижнего |
и верхнего поло |
|||
жений. |
В |
позициях |
VI—X вагон отклоняется |
влево, и |
грузы перемещаются в обратном направлении — левый груз опускается вниз, а правый поднимается вверх.
Реверсирование двигателя производится от датчика от клонения вагона, представляющего собой ртутные контакты,
расположенные на ходовой тележке вагона. |
|
Направление |
|||||||
вращения двигателя изменяется при отклонении |
вагона |
от |
|||||||
положения равновесия на 2—3°, примерно в позициях |
IV— |
||||||||
IX, но за счет инерционности двигателя и |
грузов |
последние |
|||||||
|
останавливаются |
|
и |
изме |
|||||
|
няют направление движения |
||||||||
|
лишь в позициях V и X. |
||||||||
|
|
Гашение колебаний ва |
|||||||
|
гона |
обуславливается |
пери |
||||||
|
одическим |
изменением |
мо |
||||||
|
ментов |
инерции |
грузов |
при |
|||||
|
их |
перемещении. |
При |
от |
|||||
|
клонении |
вагона |
вправо |
||||||
|
правый |
груз |
|
опускается |
|||||
|
вниз, а |
левый |
поднимается |
||||||
|
вверх. |
При |
этом |
момент |
|||||
|
инерции |
правого |
груза воз |
||||||
|
растает, |
а левого уменьша |
|||||||
|
ется. Так как момент ине |
||||||||
|
рции |
пропорционален |
ква |
||||||
|
драту радиуса, то |
суммар |
|||||||
|
ный |
момент |
инерции |
обоих |
|||||
|
грузов |
изменяется |
и |
появ |
|||||
|
ляется реактивный |
момент, |
|||||||
|
уменьшающий |
|
амплитуду |
||||||
|
колебаний вагона. |
|
|
|
|||||
Рис. 31. Принципиальная схема |
|
Очевидно, если фазу пе |
|||||||
гасителя колебаний |
риодического движения гру |
||||||||
|
зов сдвинуть по отношению фазы собственных колебаний вагона на
— , то амплитуда колебаний вагона будет увеличиваться до ка-
кои-то постоянной величины.
Рассмотрим принципиальную схему, представленную на рис. 31.
Моменты инерции декого и правого грузов с массами соот ветственно т-L и т2 будут
60