Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подобрав о п т и м а л ь н о е значение с, можно найти жест­ кость подвески ср, считая параметры стержня Е и / принятыми. Кроме того, формула для с дает возможность установить харак­ тер изменения жесткости в зависимости от микрорельефа пути.

На рис. 55 приведены частотные характеристики вертикаль­ ных колебаний машины. Вычисления произведены при следую-

Рис.

55. Амплитудно-частотные характеристики

верти­

 

кальных колебаний транспортной системы:

 

/ — исходные параметры;

2 — й = 5 7

кгс-с/м, с р = 3 0 0

кгс/см;

3 fe=57 кгс - с/см,

Ср=1%

кгс/см;

4

fe=57кгс - с/см,

Ср=100

кгс/см;

5 — й = 1,8

кгс- с/см,

с =196

кгс/см.

 

щих

основных

параметрах:

£>=0,426 м;

М3 =20,05 кгс-с2 /см;

&i =

3 м; с р = 8

0 0 кгс/см; k =

7,2

кгс-с/см.

Как

видно, наиболь­

шее

значение

модуля \Wz(i**>)\

наблюдается

при частоте

8,9 1/с, которая является резонансной. По абсолютному значе­ нию максимальная величина модуля невелика — 1,84. При уве­ личении ср максимум кривых сдвинут в сторону больших час-


тот,

увеличиваясь по абсолютной величине

(см. рис.

55, кривые

2—4).

При

изменении

коэффициента k

частота

максимума

| Wz

w ) I

в

отличие

от его

величины

не изменяется. При

уменьшении

k

ордината

кривой

модуля возрастает.

Сравнение

кривых 5 и 3 показывает, что резонансная частота для них оди­ накова (4,36 1/с), а максимальное значение ординаты для кри­

вой

3 значительно больше — 2,66 вместо 1,27 для кривой 5, что

объясняется меньшим

значением k.

 

 

Если возмущающая сила синусоидальная, амплитуда верти­

кальных

перемещений

может быть найдена

из соотношения

г=Н\

Wz

ш) |.

 

 

 

При скорости движения транспортной системы 20 м/мин и

длине неровности 1 м

частота воздействия от дороги составит

2,1

1/с. При данной частоте воздействия величина модуля со­

ставляет 1,25 1/с (кривая / ) , что соответствует

амплитуде 12,5 см

при

высоте неровности

10 см. Наиболее опасной скоростью дви­

жения системы, имеющей приведенные параметры, является ско­

рость 86 м/мин при длине

неровности 1 м. В этих условиях

ам­

плитуда

2 равна 18,4 см

( # = 1 0

см).

 

 

 

С целью анализа вертикальных колебаний лесовозного ав­

топоезда система дифференциальных уравнений (83)

исследо­

вана с помощью ЭЦВМ «Минск-22».

 

 

 

Рассматривались реакции лесотранспортной системы на воз­

действия

синусоидальной

формы,

т. е. когда gi =

# s i n

wt,

q2=

= # s i n

і» (t — t ) , x =L/v.

Продолжительность

t процесса

при­

нималась равной l2Ln/v,

шаг интегрирования — 0,025 с.

 

Проанализировано более 100

вариантов решений.

Пределы

изменения основных расчетных параметров принимались в соот­ ветствии с табл. 6.

На рис. 56 показаны графики вертикальных колебаний лесо­ возного автопоезда, имеющего расчетные параметры, близкие к

параметрам автопоезда MA3-509-J-2P-15.

Система

имеет

сле­

дующие параметры: L 9,

1[ = 3

м;

т 0 = 1 6 0 0 ,

Мт

=900,

М„ =

= 400

кгс-с2 /м; £,=.1000,

£ 2 = 2 0

0 0 ,

А = 5 0 0 кгс-с/м;

с 1 = 105,

с 2 = : 2 - 1

0 5 , S = 8 - 1 0 4 кгс/м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из рис. 56, вертикальные колебания точек систе­

мы О ь

0 2 и 0 3 происходят

с различными

частотами

и

имеют

разные

амплитуды. Например, перемещение Z\

на

протяжении

1,85 с имеет максимальную амплитуду, равную 3,8 см, переме­ щение z 3 m a x — 5 , а 2 2 т а х 16,7 см. Причем эти максимальные значения перемещений проявляются в различные моменты вре­

мени. Так, Z i m a x

соответствует £=0,126 с, т. е.

примерно равно

времени проезда средины первой неровности,

2 3 т а х

времени

0,55, а 22тах —0,175 с.

 

 

Характер колебаний подрессоренных масс автопоезда в

значительной

степени определяется параметрами

системы.


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6.

Числовые

значения

v, м/с

Н, м

L H ,

и

L , м

h . м

m 0 , Х10 2

Л*Т ,Х10"

Л1 П ,Х10 2

 

 

 

 

кгс-с2

к г с с 2 / м

 

кгс - с !

1

0,030

0,5

 

3

1,5

4

6

 

1

3

0,060

0,8

 

5

2,0

8

7

 

2

6

0,090

1,1

 

7

2,5

12

8

 

3

9

0,120

1,4

 

9

3,0

16

9

 

4

12

0,150

1,7

 

11

3,5

18

10

 

5

15

0,180

2,0

 

* 12

4,0

20

11

 

6

18

0,210

2,3

 

13

4,5

25

12

г

7

Рис. 56. Графики вертикальных колебаний лесовозного автопоезда (i>=9 м/с, Я=0,12, 1Н =1,4 м):

MA3-5Q9+2P-15: і — Z\\ 2 — z2 ; 3 — z3 ; исходный вариант: 4 z>; 5 — z2 ; 6 — Z2 (г?=12 м/с) .

расчетных

 

параметров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ft,

Х102

си Х10 '

с,. Х10

 

Кривые

4 и 5

 

рис. 56

получены

4

для

тех

же

условий

движения,

кгс-с/м

 

кгс/м

 

 

кгс/м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

что

и кривые

 

/—3, но с

несколько

 

4

 

5

 

 

15

 

измененными

параметрами

автопо­

 

 

 

 

 

езда. Эти кривые

соответствуют па­

 

7

 

10

 

 

25

 

 

 

 

 

 

раметрам,

записанным в

четвертом

10

 

15

 

 

35

 

15

 

20

 

 

45

 

столбце

табл.

6

и принятым при

18

 

25

 

 

55

 

дальнейших исследованиях

за ис­

21

 

30

 

 

65

 

ходные. Сравнение кривых 1 к 4 по­

24

 

35

 

 

75

 

казывает, что изменение

параметров

 

 

 

 

 

 

 

 

нений Z\,

 

 

 

 

 

повлияло

как на амплитуды откло­

так и

на частоты

их изменения.

Так,

амплитуда

Z i m a x составляет

для указанных

кривых

3,8 и 5,7 см соответст­

венно, частоты

собственных

колебаний

8,6 и 19,9 1/с. Колеба­

ния

массы

т 2

имеют более низкую частоту. Кривая 6 построена

для

исходных

параметров

системы,

но для скорости движения

12 м/с. Сравнивая

кривые

5 я

6,

видим

существенное

влияние

скорости

движения

на

характер

 

колебаний масс

автопоезда.

Начальное

наибольшее

отклонение

при v = 9 м/с равно

14,6 см,

при

У = 1 2 м/с оно уменьшилось

и составило

11,2 см.

 

 

Изучено влияние условий движения и параметров

системы

на

колебания

ее масс.

Рассматривалось

 

движение

автопоезда

при изменении его параметров и скорости при различных

длинах

и высотах

неровностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже даны максимальные значения амплитуд вертикальных колебаний масс лесовозного автопоезда при движении его по неровному пути. Данные соответствуют исходному варианту (см. табл. 6) при изменении одного из параметров.

Н, м

0,03

0,06

0,09

0,12

0Л5

0,18

0,21

Z\, см

1,4

2,8

4,2

5,7

7,1

8,5

9,9

г2 ,

см

3,3

7,3

10,9

14,6

18,2

21,9

25,5

г3 ,

см

1,4

2,7

4,1

5,4

6,8

8,2

9,5

L H ,

м

0,5

0,8

1,1

1,4

1,7

2,0

2,3

г ь

см

4,1

4,0

4,5

5,7

7,0

8,1

9,3

г2 ,

см

14,6

14,6

14,6

14,6

(14,6

14,6

.14,6

г3 , см

4,5

4,8

4,9

6,4

6,0

5,9

7,3

v, м/с

1,0

3,0

6,0

9,0

12,0

(16,0

18,0

г ь

см

16,5

30,4

8,6

5,7

4,2

4,0

4,0

г2 . см

12,0

1.2,0

18,0

14,6

11,4

9,2

7,6

г3 , см

13,3

24,2

6,6

5,4

4,1

3,0

2,2

L ,

и

3,0

5,0

7,0

9,0

11,0

12,0

13,0

г ь

см

•3,8

4,6

5,1

5,7

6,0

5,1

6,2

22,

С М

12,0

11,4

12,0

14,6

16,4

17,0

17,4

гз, см

14,5

8,0

5,8

5,4

5,2

5,0

4,8


l\,

м

 

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

г,,

см

 

рез.

4,9

5,3

5,7

5,9

6,1

6,2

г2 ,

см

 

рез.

14,6

14,6

14,6

14,6

14,6

14,6

г3 ,

см

 

рез.

3,9

4,7

5,4

6,1

6,7

7,2

к,

м

 

1,0

3,5

4,5

6,0

7,5

8,0

8,5

г ь

см

 

5,7

5,7

5,7

5,7

5,7

5,7

5,7

?2,

см

 

15,7

14,7

14,7

14,6

14,4

14,3

14,2

г3 ,

ом

 

5,1

3,8

4,6

5,4

6,1

6,3

6,6

/ 0 , Х 1 0 4

кгс-с2

0,15

0,5

1,0

1,5

2,5

4,0

5,5

г ь

см

 

7,5

6,9

6,2

5,7

4,8

4,0

3,4

г2 ,

см

 

13,9

14,1

14,2

14,6

14,7

15,2

15,4

г3 ,

см

 

6,0

5,9

5,8 -

5,4

4,2

4,8

4,5

Мт ,ХЮ2 кгс-с2

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

11,0

1.2,0

г,,

см

 

6,7

6,3

6,0

5,7

5,4

5,1

4,9

г3 ,

см

 

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

М п ,ХЮ 2 кгс - с 2

1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

6,0

7,0

2|, СМ

 

5,7

5,7,

5,7

5,7

5,7

5,7

6,7

2г, СМ

 

13,6

115,24,1

14,1

14,6 '

14,8

14,7

15,0

23 ,

СМ

 

5,0

5,5

5,4

5,2

4,9

4,5

*i. Х'103 , кпс-с/м

2,6

3,2

3,0

4,8

5,4

6,0

6,5

2 Ь

СМ

 

5,1

5,2

5,3

5,7

5,9

6,1

6,3

22,

СМ

 

14,6

14,6

14,6

14,6

14,6

14,6

14,6

23,

СМ

 

5,4

5,4

5,4

5,4

6,4

5,4

5,4

й2 , X і 103

кгс-с/м

5,8

6,2

6,8

7,2

7,8

8,7

9,0

г ь

см

 

5,7

5,7

5,7

5,7

5,7

5,7

5,7

г2 ,

см

 

15,3

15,1

14,8

14,6

14,3

14,0

13,7

г3 ,

см

 

5,7

5,6

5,5

5,4

5,4

5,3

5,3

с ь

XIО5

кгс/м

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

2 Ь

см

 

3,8

4,4

5,1

5,7

6,2

6,8

7,3

23,

СМ

 

3,3

3,6

4,5

5,4

6,0

6,3

6,1

с2 , Х'Ю5 «гс/м

1,5

2,5

3,5

4,5

5,5

6,5

7,5

г2 ,

см

 

11,6

13,0

13,8

14,6

14,8

15,4

15,6

г3 ,

см

 

5,3

4,5

4,2

5,4

5,6

5,3

5,0

Исследован характер вертикальных колебаний лесовозного автопоезда при изменении скорости движения и путевых усло­ вий. Исследования показывают, что для каждого вида переме­

щения существует резонансная скорость движения

(рис. 57, кри­

вые

13). При

скоростях, равных резонансным,

перемещения

Zi, z2

и 2 3 имеют

максимальные значения, равные 40,4, 18,2 и

24,2

см соответственно. Значения резонансных скоростей движе­

ния рассматриваемой системы равны: для Z\ — 2,8, для г2 — 5,5,

для

г 3 3,0 м/с.

 

 

По абсолютной величине наибольшие отклонения соответст­ вуют перемещениям Z\. Перемещения z3 имеют меньшие значе-