ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
ния на всем исследуемом диапазоне скоростей. |
Вертикальное |
||
перемещение г 2 при резонансной |
величине скорости и 2 р е з |
имеет |
|
меньшее отклонение, чем 2 , р е з |
и z-зрез, однако |
при и > 4 , 3 м/с |
|
максимальные значения амплитуд колебаний массы т 2 |
значи |
||
тельно превосходят наибольшие амплитуды масс Matrix |
и MlS-\- |
||
+ т 3 . |
|
|
|
Рис. |
57. Зависимость |
максимальных |
амплитуд |
|
вертикальных колебаний |
лесовозного |
автопоезда |
||
ОТ СКОРОСТИ ДВИЖеНИЯ (/ — Z|, |
2—z% З—z3), высо |
|||
ты |
неровностей (4—2Ь |
5—z2, |
6—23) и |
их длины |
|
( 7 - г , ; |
8-гг). |
|
Исследования показывают, что при скорости движения вы ше 5,5 м/с вертикальные перемещения масс автопоезда умень шаются. Следует иметь в виду, что при изменении длины неров ностей значения резонансных скоростей изменятся, однако об щий характер зависимостей останется примерно одинаков. Так, при длине неровностей пути, равной 1 м, резонансная скорость для перемещения Z\ составляет 2 м/с, но значения максималь ных отклонений амплитуд будут другие.
С увеличением д л и н ы |
н е р о в н о с т и |
максимальные |
от |
клонения zx и 2 3 возрастают |
(см. рис. 57, |
кривые 7,8). |
При |
і
v = 9 м/с |
наибольшие значения Z\ |
и г2 , как показывает расчет, |
будут при длинах неровностей, равных 4,5—4,7 м. |
||
Как |
видно из рис. 57 (кривая |
7 ) , для лесовозного автопоез |
да с принятыми параметрами при скорости движения 9 м/с опти
мальной является длина неровности 0,65 м, |
когда |
наблюдается |
|||||||||
минимальное |
отклонение г ь |
равное |
4 см |
( # = 0 , 1 2 |
м). |
При |
|||||
J L H > 0 , 6 5 м |
максимальные |
амплитуды |
z^ |
начинают |
значительно |
||||||
возрастать. Например, |
уже |
при L „ = 2 |
м 2 |
i m |
a x |
составляет |
8 см. |
||||
Интенсивность |
возрастания |
перемещений |
z3 |
меньшая, |
чем Z \ . |
||||||
Так, при LH=2 |
м 2 3 т а х |
= 6 |
см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, длина неровностей существенно отражается |
|||||||||||
на величине |
вертикальных |
перемещений масс |
автопоезда. |
Су |
|||||||
щественно |
изменяется |
и характер |
колебаний |
системы. |
При |
уменьшении длины неровностей частота вынужденных колебаний возрастает, при увеличении, наоборот, снижается. Суммировани ем форм вынужденных и собственных колебаний и определяется указанное различие.
Кривые, представляющие зависимость максимальных амп
литуд z\ и г 2 от в ы с о т ы |
н е р о в н о с т е й |
(см. рис. 57, кривые |
|||||
4—6), |
изменяются |
по линейному закону. |
Наибольшее влияние |
||||
высота |
неровностей |
оказывает |
на перемещения z2 |
массы |
т2, |
||
меньшее — на амплитуды z l m a x |
и z 3 m a x - Например, при # = 1 2 |
см |
|||||
z 2 m a x равно 14,6 см, |
а 2 [ т а х И |
23 т а х соответственно — |
5,7 и 5,4 |
см. |
|||
Для рассматриваемого случая |
зависимости |
максимальных |
ам |
плитуд вертикальных перемещений подрессоренных масс систе
мы от высоты неровностей |
имеют вид: 2 1 т а х |
= 0 , 4 7 5 #; |
z?m a x = |
|||
= 1 , 2 2 # ; г 3 т а х = 0 , 4 5 # . |
|
|
|
|
оказывает |
|
Сильное влияние на вертикальные перемещения |
||||||
величина базы автопоезда |
(рис. 58, кривые |
1—3). Характерно, |
||||
что перемещения Z\ и z2 |
при увеличении |
базы L |
становятся |
|||
больше и, наоборот, г3 |
с возрастанием |
базы автопоезда |
умень |
|||
шается. Возрастание Z\ (кривая 1) происходит плавно, |
с |
неболь |
||||
шой интенсивностью. При изменении L от .6 до 8 м Zimax |
изменя |
|||||
ется на 0,42 см. При |
определенном |
значении базы |
величина |
максимальной вертикальной (кривая 2) амплитуды колебаний массы т2 будет наименьшей. Это значение L при прочих исход ных значениях параметров автопоезда составляет 5,2 м. Однако следует сказать, что данную базу нельзя признать оптимальной с точки зрения остальных изучаемых перемещений, так как при
этом значения z\ и z3 не наименьшие. Отклонение г 3 |
(кривая 3) |
||
в отличие от z\ и z2 |
при уменьшении L до 8 м резко |
снижается. |
|
Так, снижение базы |
от 4 до 8 м понижает z 3 m a x |
с 10,3 до 6,4 см, |
|
т. е. на 4,9 см. При L > 8 м интенсивность изменения |
г 3 незначи |
||
тельная. |
|
|
|
Оптимальными |
следует считать значения |
базы |
автопоезда |
от 6 до 8 м. Конечно, при выборе базы автопоезда следует учи-
тывать и |
другие |
особенности, как, например, длина хлыстов, |
|||
требования |
поперечной |
динамики, |
качество подрессоривания |
||
и |
т. д. |
|
|
|
|
|
Существенно |
влияет |
на вертикальную динамику автопоезда |
||
и |
р а з м е щ е н и е |
пакета хлыстов |
по его длине, т. е. соотноше |
ние расстояний 1\ и 12. При увеличении расстояния 1\, что соот ветствует сдвиганию центра тяжести пакета хлыстов назад по
|
О |
|
2 |
|
4 |
|
б |
|
8 |
|
Ю |
|
L,IUI2,M |
|
0 |
|
} |
|
4 |
|
б |
|
S |
|
10 |
Мг,Мпх10г,кх-С*/м |
|
Рис. |
58. Зависимость |
максимальных |
амплитуд вертикальных |
колебаний |
|||||||||
лесовозного |
автопоезда |
(v=9 |
м/с; #=0,12, |
L „ = 1,4 |
м); от L |
(1—Z\, 2—z2- |
|||||||
3—г3), |
/, (4—ги |
5—г2, 6—zz), |
/2 (7—zt, |
8—z2,-9—z3), |
Mr |
(10—zb |
11—z2, |
||||||
|
|
|
|
12—z3) |
и Afn |
(13—z2, |
14-гъ). |
|
|
|
|
||
оси |
автопоезда, |
перемещения |
z\ |
(рис. 58, кривая |
4) |
и |
гъ (кри |
||||||
вая |
6) |
увеличиваются, причем быстрее возрастают |
амплитуды |
||||||||||
г3 . Так, если |
при изменении 1\ с 2 до 4 м гх |
становится |
больше |
||||||||||
на |
1,3 |
см, то z3 |
при тех же условиях |
— на 2,9 см, |
т. е. более |
||||||||
чем |
в |
два |
раза. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При увеличении расстояния /2 перемещения г3 , как и для / ь увеличиваются, но начиная со значения 1%, равного 3 м. При 4 < 3 м амплитуды z3 возрастают. Следует иметь в виду, что в рассматриваемом случае значения 1\ и 12 не увязывались с целью сохранения неизменной базы, что," конечно, сказывалось на амплитудах перемещений системы.
В отличие от амплитуд перемещений 23 максимальные от клонения 22 увеличились при уменьшении значений 12. Переме щение zx оставалось неизменным (см. рис. 58, кривая 7), равным 5,7 см.
Изменение м а с с ы Мт |
тягача несколько влияет на пере |
||
мещения |
Zj и 2з, величина z2 |
практически осталась |
неизменной |
(кривые |
10, 11, 12). С изменением же массы прицепа |
вертикаль |
ные максимальные перемещения z2 также несколько изменяются
(кривая |
13). |
Амплитуда z , m a x (кривая |
14) |
имеет наибольшее |
||
значение, |
равное 5,6 см, при М , , = 3 0 0 |
кгс-с2 /м. При |
больших |
|||
или меньших |
значениях массы прицепа-роспуска значения амп |
|||||
литуд 2 3 |
вертикальных |
колебаний становятся |
меньше. |
Верти |
||
кальные |
перемещения |
тягача остаются без изменения. |
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 СьСг*105кгс/м>30,*13'* |
|||
Рис. 59. Зависимость максимальных амплитуд вертикальных колеба |
|||||||||
ний |
лесовозного |
автопоезда |
(v~9 |
м/с, |
//=0,12, |
L,,= l,4 м) |
от |
||
kx |
(У—z,), k2 (2—г2 . З—г3 ), |
с, (4—2,, 5—z3 ), с2 (6—z2, 7—z3) и |
|
||||||
|
|
|
/о (S—Z,, |
9 - 2 2 , |
/ 0 - z 3 ) . |
|
|
|
|
Существенное |
влияние |
на вертикальные |
колебания |
авто |
|||||
поезда |
оказывает |
качество |
его подвески (рис. 59). При увели |
||||||
чении |
к о э ф ф и ц и е н т а |
с о п р о т и в л е н и я |
подвески |
при |
|||||
цепа (k2) |
амплитуды вертикальных |
перемещений |
масс |
т2 и |
|||||
Мп~\-тъ |
снижаются (см. кривые 2, 3). |
Перемещения |
масс тягача |
остаются неизменными. С увеличением коэффициента сопротив ления подвески тягача (k\) его вертикальные колебания по ам плитудам становятся несколько больше (см. рис. 59, кривая / ) . Это происходит только в диапазоне изменений k\. Перемещения прицепа при изменении k\ остаются неизменными.
Таким образом, исследования показали, что коэффициенты k\ и k2 оказывают влияние на вертикальную динамику лесовоз ного автопоезда. Коэффициент сопротивления тягача не влияет,
однако, |
на колебания прицепа, |
а коэффициент сопротивления |
|
прицепа |
— на |
вертикальные колебания тягача. |
|
Более ощутимое влияние на вертикальную динамику рас |
|||
сматриваемой |
лесотранспортной |
системы оказывает ж е с т - |
к о с т ь |
п о д в е с к и |
тягача и прицепа (см. рис. 59, кривые 4— |
||
7). При увеличении |
жесткости Сі подвески амплитуды |
колебаний |
||
Z\ и z2 |
увеличиваются. |
Возрастание zx происходит |
по закону, |
|
близкому к линейному. Кривая 5 имеет более сложный вид. |
||||
Влияние жесткости |
с2 подвески прицепа на вертикальные |
перемещения тягача менее ощутимы, однако данный параметр заметно сказывается на величине перемещений z3 самого прице па (см. рис. 59, кривая 7). Вид кривой 7 указывает на наличие
Рис. |
60. |
Графики вертикальных |
колебаний |
лесовозного автопоезда (v= |
|||
|
=9 |
м/с, //=0,12, |
L H = 1 , 4 м) |
при различных жесткостях |
подвески: |
||
/ — г 3 |
(с - =3,5 - 10 5 кгс/м); |
2 — z3 (с 2 = 2,5-10= |
кгс/м); |
3 — z 3 ( с 2 = 1,5- 10s |
кгс/м); 4 — |
||
|
|
z, (с, = 2-105 кгс/м); 5 — 2, |
(с,=0,5 - 10 5 кгс/м). |
|
оптимального по перемещениям значения жесткости с2, которое для рассматриваемой лесотранспортной системы составляет 2,5-105 кгс/м.
Жесткость подвески оказывает влияние и на колебания па
кета хлыстов |
(масса т2). |
С увеличением ее амплитуды верти |
|||||
кальных колебаний z2 увеличивается |
(см. рис. 59, |
кривая 6). |
|||||
Если, например, жесткость |
с2 |
повысить |
с 4 - Ю 5 |
до 6-105 кгс/м, |
|||
максимальные |
амплитуды |
z2 |
увеличатся |
на 1,2 |
см. Изменяется |
||
и общий характер колебаний системы (рис. 60). |
|
||||||
Сравнение |
кривых /, 2 и 3 показывает, что жесткость под |
||||||
вески прицепа |
влияет на его вертикальные колебания |
в основном |
|||||
в начальный момент движения через |
неровности до £ =0,6 с. В |
дальнейшем все более четко проявляются вынужденные колеба ния и разница перемещений при различных значениях с2 неве лика.
Более существенно влияние жесткости подвески |
тягача на |
|
его вертикальные |
колебания (см. рис. 60, кривые 4, 5). |
Различие |
между графиками |
и здесь наиболее заметно Ef начале |
процесса. |