Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начиная с

времени 0,8 с,

колебания заметно стабилизируются

и различие между кривыми 4 и 5 не столь велико.

Кроме

конструктивных

параметров автопоезда и условий

движения, на вертикальные колебания значительно влияют спе­

цифические особенности

груза

(например, гибкость,

коэффици­

ент

сопротивления h, момент инерции (см. рис. 59,

кривые 8—

10)

и другие параметры

пакета

хлыстов).

 

3

Исследование динамики челюстных погрузчиков с учетом гибкости пакета хлыстов

Представляет интерес исследование динамики лесотранс­ портных систем при размещении пакета хлыстов поперек их оси. Если при оценке колебаний [5] машины с продольным располо­ жением пакета хлыстов (лесовозный автопоезд) принимается во внимание характер его кручения, то для указанных систем долж­ ны учитываться колебания свисающих концов пакета, интенсив­ ность которых зависит от конструктивных параметров машины и упругости хлыстов. Перемещения гибкого груза в данном случае оказывают значительное влияние на вертикальные и продольноугловые колебания машин с поперечным расположением пакета деревьев. Если у лесовозного автопоезда продольно-угловые ко­ лебания невелики, то у короткобазных машин, особенно при зна­

чительных свесах

концов деревьев, колебания этого рода могут

сильно повлиять

на

продольную

устойчивость машины как

при продольном,

так

и при поперечном расположении пакета

хлыстов.

 

 

 

Рассмотрим продольно-угловые

колебания систем указанно­

го типа на примере челюстного погрузчика с полужестким ходо­ вым устройством. Схема продольно-угловых колебаний погруз­

чика показана

на

рис. 13

(вариант V ) .

Масса

пакета

хлыстов

распределена

на

три

дискретные

массы

[5]: т ь

т2 и т 3

, сосре­

доточенные в точках

Оь

0 2

и 0 3

соответственно. Масса трактора

МТ расположена

в точке

О.

 

 

свободы: два пе­

Динамическая система

имеет три степени

ремещения свободных концов пакета Z\ и z3 и угловой крен под­ рессоренной массы погрузчика а.

Рассматривая продольно-угловые колебания трактора, счи­ таем, что возмущения, направленные поперек продольной оси машины, отсутствуют. Тогда при принятом размещении хлыстов вразнокомелицу т \ — т г — т и Z\ — z3 — z. При условии линей­ ности характеристик упругих элементов с учетом принятых до­ пущений рассматриваемые колебания системы описываются дву­ мя дифференциальными уравнениями вида:



 

 

<x+hLTa+clLTa+xz=ciq+hq;

 

 

 

 

 

Z+C2Z+l

a = 0,

 

(90)

где •/==

2 ml

— коэффициент

массы;

 

 

1+2

ml2

 

 

 

1+2

ml2

коэффициент жесткости

подвески;

 

 

 

 

 

 

S

 

коэффициент

жесткости

пакета;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1+2

ml2

коэффициент сопротивления

подвески;

 

 

 

 

 

 

 

Я

воздействие от неровностей

пути;

 

 

I

расстояние от оси крена

погрузчика до

 

 

L T

центра тяжести пакета

хлыстов;

 

 

— база трактора.

 

 

В выражения

коэффициентов

из уравнений (90) входит

приведенный момент инерции / относительно оси крена, а также жесткость пакета хлыстов при изгибе S.

В результате преобразований Лапласа и Фурье из уравне­ ний (90) получено выражение модуля амплитудной частотой ха­ рактеристики продольно-угловых колебаний подрессоренного

корпуса погрузчика

 

 

 

 

 

 

 

(91)

где Аа

 

=—сіш2+сіс2;

 

 

Ва=

 

ш3к+с21гш;

 

 

С й

) =

(1 — -//) « 4 {c2+cxLT)

со2 +c,c2 LT ;

 

Da

=

hLTui3+c2hLTaK

 

 

По формуле (91) сделаны расчеты при следующих числовых

значениях

параметров системы:

Сі 20,9 1/с2 -м; с 2 = 11,5

1/с2;

Х = 0 , 2

1/м; /г = 0,56 1/с-м; 1=3,

L T = 1 , 8 м.

(рис.

Кривая,

соответствующая этим значениям параметров

61, кривая І) , имеет два ясно выраженных максимума, что объ­

ясняется наличием двух упругих элементов.

 

 

Амплитуда первого

максимума,

соответствующая

частоте

3,1 1/с, равна

5,6, второго — 2,02 рад/м при to =10,6

1/с. Первый

максимум характеризуется резким,

второй — более

• плавным

возрастанием

значений

| № ф (ico) | . Наличие двух

максимумов

указывает на

то, что диапазон опасных в отношении

продоль­

ного опрокидывания погрузчика частот значителен.

 

Особенно

опасны частоты от 3 до

3,3 1/с.

 

 

 


Амплитудно-частотная характеристика продольно-угловых колебаний рассматриваемой системы, рассчитанная без учета гибкости хлыстов, представлена кривой 4 (см. рис. 61).

14 Ш, 1/С

Рис. 61. Амплитудная частотная характеристика продольноугловых колебаний челюстного погрузчика:

) — с 2 = 1 1 , 5 1/с2 ; 2 — с 2 = 8 , 5 7

1/с2 ;

3 — с2 = 14,31

1/с2 ; 4 б е з учета гибкости

 

 

хлыстов.

 

График вычислен по формуле

 

(/со) 1

=

d 2

+ №2 /l2

(ciLt

с о ) 2 + o ) 2 / i 2 L r '

Из сравнения кривых / и 4 видно, что на продольной устой­ чивости погрузчика отрицательно сказываются дополнительные перемещения свисающих концов деревьев. Кривая 4 имеет один максимум, амплитуда которого значительно меньше (3,4 рад/м), чем при учете гибкости хлыстов.

Кривые 2 и 3 рассчитаны при коэффициенте с2, равном соот­ ветственно 8,57 и 14,3 1/с2. Характер их изменения в общем одинаков, однако величины максимумов и частоты их проявле­ ния различны. При увеличении коэффициента с2 до 14,3 1/с2, а следовательно, и увеличении жесткости пакета хлыстов ампли-

туда

|

(t'w) I при

частоте

3,4 1/с

возросла до 6,15 рад/м.

Анализ расчетных

данных

показал,

что амплитуда первого

максимума изменяется с изменением величины S, а амплитуда

второго

почти не изменяется. Так, при с 2 = 8

, 5 7 1/с2 | W<p(tw) | =

= 2,4

рад/м, а при с2 =

11,5 1/с2

\Wv{im)

\

=2,05 рад/м.

Сцелью более детального исследования влияния параметров

ирежимов работы погрузчика на его динамику уравнения (90) решены на ЭЦВМ «Минск-22». Профиль неровностей пути зада­ вался синусоидальным, высота и длина неровностей варьирова­

лись ( # = 0,10— 0,40, LH =0,4—2,5 м). Варьировались также параметры системы и ее упругие и демпфирующие характери­ стики. Система исследовалась при скорости движения 0,2—5 м/с.

Время счета

принималось

равным

6L„ /у с интервалом 0,025 с.

Всего просчитано и исследовано 62 варианта

решений. За исход­

ный был принят вариант со следующими числовыми значениями

расчетных

параметров:

т = 200

кгс-с2 /м,

/ = 5000 кгс-с2 -м,

/=2,0.

м, L r = 2,4 м, с п р

= 6 0 000 кгс/м,

п р

= 150О кгс-с/м.

В

рассматриваемом

интервале

времени

(3 с) угол а имеет

максимальные отклонения,

равные

+0,14 и —0,15 рад, что со­

ставляет соответственно

+

8 ° и —8°36'

(рис. 62, кривые /, 3).

О

0,4

0,8

1,2

1.6

2,0

2,4

2,61, С

Рис. 62. Зависимость а (/,

2) и z (З, 4—1=Ю* кгс-м-с2 , 5—/=

= 4• 104 кгс-м-с2 ,

6—/=8-104 кгс-м-с2 ).


Наибольшие отклонения z равны +0,40 и —0,28 м. Кривые 1, 3 носят ярко выраженный колебательный характер, амплитуды их отклонений не имеют постоянных значений, изменяется и ча­ стота колебаний, составляя в среднем около 11,2 1/с.

Как видно из сравнения кривых 1 я 3, амплитуда а неве­ лика в сравнении с амплитудой г. Характер колебаний системы сильно зависит от скорости движения, размеров неровностей и параметров погрузчика.

Рассмотрим

влияние

м о м е н т а

и н е р ц и и

погрузчика

на перемещения

а и г. При /, равном

104

кгс-м-с2 ,

максималь­

ные значения

перемещений

снизились:

а т а

х = 0,08

рад; 2 т а х

=

= 0,22 м (см. рис. 62, кривые

2, 4).

 

 

 

 

 

 

 

Анализ решений вариантов задачи показал, что с увеличе­

нием момента

инерции реакции

а

и 2 уменьшаются,

причем

наиболее интенсивно

до значения

/, равного

4 - Ю 4 кгс-м-с2 (см.

рис. 62, кривые

5,6).

Изменение

/

наиболее сильно влияет

на

перемещение масс

ти

т2

пакета

хлыстов. Если при увеличении

/ от 104 до 4 - Ю 4

кгс-м-с2 перемещение а

изменяется

от 0,80

до 0,35 рад, то z

— от 0,30 до 0,13 м. Ниже

 

приведены

значения

аи 2 при различных /.

I,XW

ктс-м-с2 0,5

1

2

4

6

8

10

,12

14

<*, рад

0,15

0,080

0,052

0,030

0,025

0,020

0,018

0,016

0,013

z, м

0,40

0,30

0,20

ОДЗ

0,10

0,07

0,05

0,04

0,03

При изменении

скорости

движения

меняется

ч а с т о т а

в о з д е й с т в и я

от неровностей пути,

что влияет на характер

колебаний системы. Наибольшие отклонения системы

возникнут

в том случае, если

частота

воздействия

от неровностей

пути

будет равна частотам собственных колебаний погрузчика.

 

На рис. 63 приведены графики изменения

перемещений

а и

2 в зависимости

от скорости движения

для

рассматриваемой

динамической системы. Как видно, погрузчик

имеет

две резо­

нансные

скорости движения:

0,5 и 0,7 м/с. Первая

из них соот­

ветствует

собственной частоте

&i =

3,14, вторая — k2 = 4,4

1/с.

 

На частоту

воздействия сильно влияет также

д л и н а

не ­

р о в н о с т е й

пути. Исследования

показывают, что при увели­

чении длины

ЬЛ

неровностей

амплитуды перемещений

а

И 2

возрастают (см. рис. 63, кривые

3,4).

 

 

 

 

Интересно, что при длине

неровностей более 1,5 м амплиту­

ды

а увеличиваются интенсивнее, чем 2 . Если длина неровности

менее 0,5 м, перемещения системы

малы и составляют при Ья =

=

0,5 м для

а

0,015 рад, для 2 0,06м ( о = 2 м/с). Это объясня­

ется значительным расхождением собственных частот колебаний системы и частоты воздействия, которая в данном случае состав­ ляет 25,2 1/с. Наибольшие отклонения погрузчика будут соответ­ ствовать для а — 4, для 2 — 2,88 м-