Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Pf=Pfn

ссц — жесткость упругого элемента сцепки; МІ, МП — массы тягача и прицепа;

х=Х\ х2 —величина деформации упругого эле­ мента сцепки;

П Pf,:/M: —сила сопротивления движению авто­ поезда.

Поскольку рассматривается движение автопоезда по дороге, микрорельеф которой носит случайный характер и представля­ ется стационарной случайной функцией, силы сопротивления движению также носят случайный характер, т. е. Р-,а =fi{t) и

В операторной форме уравнение (95) запишется следующим образом: p2x-\-2ah px-\-b2 p=fx{і)/МЛ f2(t)/M... После преобра­ зования Лапласа имеем

(sa+2ahs+b2p)x(s)=Fl(s)/MA

— F2(s)/Mt.

(96)

В частном случае предполагаем, что продольные колебания автопоезда в горизонтальной плоскости происходят только под действием силы сопротивления движению прицепа, т. е. f2(t)— 0. Тогда, разделив на Fi(s) правую и левую части уравнения (96) и перейдя затем от преобразования Лапласа к преобразованию Фурье, получим выражение амплитудно-фазовой частотной характеристики продольных горизонтальных колебаний автопо­ езда, модуль которой

 

| Wx (ico) | =

У-г2

 

 

W r ^ r - a — -

 

(97)

 

x v

71

Mn

» (b2p — ю 2 ) 2 + 4 a 2 A « J

 

'

где w круговая

частота возмущения.

 

 

 

 

 

Усилие

в сцепке автопоезда

Рт

mx-\-kCIlx.

 

Отсюда с

помощью преобразования Лапласа и Фурье

получаем выраже­

ние модуля частотной характеристики усилия

в сцепном приборе

автопоезда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

№'сц (»">)

| = VT^>2+c2~

 

 

I Wx

(і a>) ] .

 

(98)

Спектральная

плотность SC 4

(ш)

реакции в

сцепке

 

 

5 С Ц

 

(<о) = | № с ц

(но) |2

SPfn

(ш),

 

 

(99)

где Spfn (w) спектральная плотность

воздействия,

или

энер­

 

гетический

амплитудный

спектр

сопротивления

 

движению

прицепа.

 

 

Spfn

 

 

 

 

Спектральная

плотность воздействия

(« ) равна

про­

изведению

квадрата

модуля

\ WPfn

ш ) | частотной

характе­

ристики сопротивления движению прицепа на энергетический спектр воздействия Ф (со) дороги на прицеп, т. е.


SPfn

(u)=\WPfn

(jo,) ]

2

• Ф

(со).

(100)

Сопротивление

движению

прицепа

 

Р/п

= Rf,

где R — сум­

марная динамическая вертикальная реакция всех колес прицепа на дорогу; f — удельное сопротивление передвижению прицепа по дороге.

Динамическая вертикальная реакция определяется взаимо­ действием подрессоренных и неподрессоренных масс транспорт­

ной системы

с

неровностями

дороги:

 

 

 

 

 

 

 

Л = 2 ? . , Й 1 ,

gj+2

?_, Rj+^U

Nj+G„

,

 

где

q-

 

ускорение оси колеса, обусловленное микропро­

 

Rj

 

филем дороги;

 

 

 

 

 

2 Д ,

равнодействующая

упругих

сил

рессор;

 

2-L,

Nj

равнодействующая

упругих

сопротивлений;

>п»>

Он

 

масса и

вес

неподрессоренных

частей

транс­

 

 

 

 

портной

системы.

 

 

 

 

 

Пренебрегая

весом

неподрессоренных

частей и выражая

2?=lR)

и

2?!^

Nj

через демпфирующие

сопротивления knj,

жесткости

с,ц

упругих элементов,

принятые

линейными,

и обоб­

щенные координаты z и а вертикальных и продольно-угловых колебаний системы (прицепа или автомобиля), после преобра­ зований получаем выражение для модуля амплитудной частот­ ной характеристики сопротивления движению двухосного при­ цепа

I WPfn (/о,) | = /

2 Д , \VJcn3

-m,^)*+k\-^

- У7\І +k\

ш-Х

X

[I W2(i")\

+ \Wa(i»>)\lni

] },

(101)

где W2(io>), Wa(ii»)— амплитудно-фазовые частотные характе­ ристики соответственно вертикальных и продольно-угловых колебаний прицепа от неровностей микрорельефа дороги;

l„j— расстояние от центра тяжести подрессо­ ренной массы прицепа до соответствую­ щей оси.

Расчетная формула (99) для спектральной плотности реак­ ции в сцепном приборе автопоезда при подстановке в нее выра­ жений (97), (98) и (100) примет вид

Спектральная плотность воздействия Ф (ш ) определяется [3J путем статистической обработки микропрофиля дорог. Мо­ дуль | WPfn о)) | амплитудно-частотной характеристики сопро­ тивления движению прицепа находится по уравнению (101), а


входящие

в

него

амплитудно-фазовые характеристики

Wг

(/со)

и Wа

(/

со )

могут быть получены общими

методами

расчета,

изложенными, например, в главе I I I .

 

 

 

 

Рассмотрим,

как изменяются усилия в

сцепке

автопоезда

при движении по грунтовой дороге со среднеквадратичным

зна­

чением

высоты

неровностей ои =3,33 см.

Будем

учитывать

только силы сопротивления движению, возникающие при коле­ баниях прицепа в продольной плоскости.

 

Рис.

83. Амплитудно-частотные характеристики

\Wpfu(iu>)

|

 

 

 

 

 

 

 

2)

и |U7c u (uo)|

(3-5):

 

 

 

 

 

 

l v = )0

 

км/ч;

2 — « = 3 0

км/ч;

3 — параметры

исходные; 4 с с ц =

 

 

 

 

 

 

 

= 600

кгс/см; 5 — ftCI. = 20

кгс-с/см.

 

 

 

 

 

Примем следующие

основные

параметры: Мт

— 7, Afп =

17,5

кгс-с2 /см;

Ь„ =

8,6

м;

с п 1

=953,

с п 2

=967,

с с ц

= 1300 кгс/см;

knj

=25,6,

kn2

= 1 9 ,

kCIi

= l6 кгс-с/см;

1п\

=5,16

м.

 

 

 

На

рис. 83

представлены

модули

амплитудно-частотных

характеристик

сопротивления

движению

прицепа

(кривые

/, 2)

для

скоростей

движения

10 и 30 км/ч, вычисленные по

формуле

(101), а

также

 

модуль

| WCIl (/со)

\ (кривые

3, 4,

5),

вычислен­

ный по

формулам

(97)

и

(98). Амплитудно-частотная

характе­

ристика сопротивления движению меняется с изменением ско­ рости движения в связи с тем, что в выражение (101) входят амплитудно-фазовые характеристики вертикальных и продольноугловых колебаний прицепа, которые зависят от скорости дви­

жения потому,

что воздействия на задние

колеса

запаздывают

по отношению

к передним. Модуль | Wcn

(/to) |

не зависит от


скорости движения, поскольку при действии возмущающей силы

Pfn только на прицеп запаздывание воздействия

отсутствует.

Как видно из рис. 83 (кривые 1,2), \Wpfa ш

) \ имеет два

максимума, которые проявляются на частотах, близких к собст­ венным частотам вертикальных и продольно-угловых колебаний прицепа. | № с ц (ico ) | (кривая 3) имеет один максимум на часто­ те ю-= 16,1 1/с собственных продольных горизонтальных колеба­ ний звеньев автопоезда.

Рис. 84. Энергетические спектры усилий в сцепке

автопоезда

при движении

по грунтовой дороге

(/,

2) и булыжному шоссе (3):

1

и = 10 км/ч; 2,

3 — к =30 км/ч.

По данным расчетов, произведенных по формуле (102), по­ строены графики энергетических спектров усилия в сцепке для случая движения по грунтовой дороге и булыжному шоссе (рис. 84).

Максимумы кривых спектральной плотности* 5С Ц (">) распо­ ложены в области частот собственных колебаний подрессорен­ ных масс прицепа. Максимальные значения Sc u ( w ) при движе-

нии по грунтовой дороге со скоростью 30 км/ч достигают

2,5-105,

со скоростью 10 км/ч — 6 - Ю 4 кгс2 -с.

 

 

 

Спектральная плотность

зависит от х а р а к т е р а

м и к ­

р о н е р о в н о с т е й

дороги

(см. рис. 84).

Так, на дороге с

булыжным покрытием

при у = 30 км/ч 5 С Ц (со) равняется 1,8-105

кгс2 -с,

т. е. значительно меньше, чем при той же скорости дви­

жения

по грунтовой дороге. Это объясняется

характером

проте­

кания

кривых

спектральной

плотности воздействия

от дороги

[3, 59].

 

 

 

 

 

 

Характер изменения энергетических спектров зависит и от

колебательных

свойств звеньев автопоезда,

т. е. от

параметров

Т а б л и ц а 9.

Со сто я ние

Значения

зр

для различных скоростей

движения

 

автопоезда

и типов покрытий

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя

Скорость движения, км/ч

 

с

си , кгс/ск

 

 

квадратичная

 

 

 

 

 

высота

 

600

900

1300

2000

 

неровности, см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грунтовая

дорога

 

 

 

 

Плохое,

 

грунт

местами

 

 

 

 

 

 

перемешан

 

с гравием,

по­

ft 1Л

10

520

870

1450

1550

верхность

неровная

 

с на­

о—1U

15

772

1500

2500

2680

резанной

колеей

 

 

 

30

1070

2350

3860

4000

Удовлетворительное,

мес­

 

10

423

712

1180

1410

тами

встречаются

неровно­

4,5 —5,0

15

706

1220

2000

2450

сти большой высоты

 

 

30

1090

3160

3160

3600

Удовлетворительное,

по­

 

10

300

498

895

1000

верхность

волнистая, неров­

3,00—4,27

15

473

820

1370

1640

ности

значительной

длины

 

30

598

1050

1670

2070

 

 

 

 

 

 

Дорога

с гравийным покрытием

 

 

 

Хорошее,

с

отдельными

 

10

134

226

373

445

выбоинами

и волнами

боль­

 

15

223

386

646

774

шой

длины

 

 

 

 

30

298

524

864

970

 

 

 

 

 

 

 

 

60

219

389

630

770

 

 

 

 

 

 

Асф альто-бетонное шоссе

 

 

 

Поверхность

в основном

 

 

 

 

 

 

ровная. Выпуклости и впа­

0,70—1,03

15

141

244

410

488

дины

большой

длины. Мес­

тами

встречаются

трещины

 

30

173

308

500

598

и короткие

неровности

 

60

119

309

530

670

 

 

 

 

 

 

 

Булыжное

шоссе

 

 

 

 

Поверхность в основном

ровная, местами неровнос­

ти налой высоты, длиной около 2 м. Булыжник креп­

кой породы, размером по диаметру 10—15 см

П ОО 1 1 с*.

15

665

1100

1500

2030

и , У ' / — 1 , 1 0

 

30

547

820

950

1500

 

60

209

335

515

860