Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент k6 принимаем равным нулю, так как пред­ полагаем, что за счет деформации кроны деревьев скручивание пакета хлыстов при боковых кренах системы незначительно.

Как и ранее, в качестве функции воздействия от пути при­ нята зависимость qn=Hs'mo>t. Возмущающая сила оказывает воздействие на правый борт системы. Уравнения (94) решены с применением ЭЦВМ «Минск-22». При решении системы уравне­ ний продолжительность изучаемого процесса колебаний прини­ малась равной l2Ltt/v, шаг интегрирования — 0,025 с.

Проанализировано 120 вариантов решений, полученных при различных сочетаниях параметров системы. Варьировалась так­ же скорость движения, длина и высота неровностей пути. Пре­ делы изменения основных расчетных параметров приведены в табл. 8.

Как указывалось, одним

из наиболее существенных факто­

ров, влияющих

на колебания транспортных

систем,

является

с к о р о с т ь д в и ж е н и я .

Это

подтверждается и в

данном

случае

(рис. 76, кривые

1,2).

 

 

 

 

В

рассматриваемом

диапазоне скоростей движения ле-

сотранспортная

система

имеет

наибольшие

отклонения при

0

0.1

0,6

0.8

1.0

3~,])X,LX,M

f

0

г

4

8

10

/•jt,*10*/<xc/»

t

 

і

і

 

 

16

LRiM

 

 

1,2

 

 

Рис. 76. Зависимость максимальных амплитуд поперечно-угловых колебаний системы к (1, 3, 5, 7) и 8 (2, 4, 6, 8) от скорости движения (1, 2), высоты неровности (3, 4), расстояния h (5, 6)

и жесткости подвески (7, 8).


 

 

 

 

Т а б л и ц а

8.

Числовые

значения

V, м/с

Я , м

 

с-,, Х10<

ft, Х10«

1и

м

D r м

L B . м

 

к г с - м / р а д

кгс-с/м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,10

0,4

0,5

0,2

1,4

0,3

1,1

2,0

0,15

0,6

1,0

0,4

1,6

0,4

1,2

5,0

0,20

0,8

2,0

0,6

1,8

0,5

1,3

8,0

0,25

1,0

3,0

0,8

2,0

0,6

1,4

10,0

0,30

1,5

4,0

1,0

2,2

0,7

1,5

15,0

0,35

2,0

5,0

1,2

2,4

0,8

1,6

20,0

0,40

2,5

6,0

1,4

2,6

0,9

1,7

малых

v.

Максимальное значение

у при скорости 1,6 м/с равно

0,3

рад.

Отклонение

массы т.\

при этой скорости

составляет

0,035 рад, однако уже при скорости 1 м/с трактор

практически

теряет

устойчивость.

При w > 4

м/с максимальные

отклонения

т

и 3

почти не возрастают (см. рис. 76). Максимальные значе­

ния амплитуд угловых

перемещений системы наблюдаются при

скорости движения от 4 до .8 м/с.

Как видно из табл. 8 (вторая строка), рассматривается случай переезда через неровности высотой 0,15 м. С увеличением

в ы с о т ы н е р о в н о с т е й

значения амплитуд поперечно-уг­

ловых колебаний трелевочного трактора возрастают

(см. рис. 76,

кривые 3,4).

Интенсивность

 

возрастания

угловых

 

амплитуд

трактора

меньше,

чем пакета

хлыстов. Так, при высоте неров­

ности 0,3

м

( и = 2 м/с) 7 т а

х составляет

0,035

(кривая

3), а ртах —

0,06 рад (кривая 4).

С увеличением

Я

различие между

ними

становится

еще больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По абсолютной величине значения амплитуд колебаний си­

стемы невелики. Это объясняется выбором

исходных расчетных

параметров. Как показали исследования,

амплитуды

поперечно-

угловых

колебаний

 

в большой степени

определяются

угловой

жесткостью

подвески

трактора

(см. рис. 76, кривые

7,

8).

Чис­

ловые значения максимальных амплитуд колебаний

т и р

даны

на стр. 169—170.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривые

7

и 8

рассчитаны

для случая

движения

трактора

со скоростью 2 м/с через неровности

высотой 0,15 и длиной 0,6 м.

Зависимости

т =f

у )

и

В = / у

)

характеризуются

мини­

мальными ординатами при определенных значениях су

. В дан­

ном случае минимальные

амплитуды

 

~{ наблюдаются

при су

= 7,5-103,

а

3—

при с Y

=

104 кгс-м/рад,

т. е. при

значении

у г л о в о й

ж е с т к о с т и

 

подвески,

равном принятому

в ис­

ходном варианте рассматриваемой

лесотранспортной

системы.

Оптимальными

по величине

перемещений

для данной

системы

следует считать значения угловой жесткости подвески в преде­ лах 7,5-103 — 2 - Ю 4 кгс-м/рад.


расчетных

параметров

системы

Изменение

жесткости

подвес-

 

 

 

x , м мт , Х10 3

 

 

ки сильно влияет и на общий ха­

 

 

L

m,, Х103

рактер

колебаний

трактора. Так,

 

 

 

кгс*с2

кгс • с2

кривые

1, 2 рис. 77, соответствую­

 

 

 

 

 

 

 

ОД

0,5

0,1

 

0,1

щие

cv = 0,5-104

кгс-м/рад,- при

 

увеличении

t

имеют непрерывно

0,2

0,6

0,3

 

0,2

возрастающие

по абсолютной ве­

0,3

0,7

0,5

 

0,3

 

личине

ординаты.

При

данном

0,4

0,8

0,7

 

0,4

0,5

0,9

0,9

 

0,5

значении угловой

жесткости под­

0,6

 

1,0

1,1

 

0,6

вески

 

система

теряет

устойчи­

0,7

 

1,1

1,3

 

0,7

вость

(см. ниже).

 

 

1„,

м

 

 

0,4

0,6

0,8

 

1,0

1,5

2,0

2,5

7> рад

 

 

0,054

0,017

0,154

0,501

4,621

32,623

75,298

Р,

рад

 

 

0,044

0,028

0,066

0,228

1,686

12,005

27,494

Н,'м

 

 

0,1

0,15

0,20

0,25

0,30

0,35

0,40

7> рад

 

 

0,012

0,017

0,024

0,030

0,036

0,042

0,048

Р,

рад

 

 

0,020

0,028

0,039

0,049

0,059

0,069

0,079

v,

м/с

 

 

0,5

2,0

5,0

0,8

10,0

15,0

20,0

7. рад

 

 

143,682

0,0:17,

0,112

0,113

0,125

0Д46

0,175

Р, рад

 

 

52,559

0,028

0,158

0,158

0,188

0,232

0,283

й,ХЮ2 кгс-с /м

2,0

4,0

6,0

 

8,0

10,0

12,0

14,0

7, рад

 

 

0,127

0,01.1

0,049

 

0,064

0,076

0,082

0,087

Р,

рад

 

 

0,053

0,028

0,048

 

0,065

0,080

0,094

0,107

с 7 ,ХЮ 4 кгс - м/рад 0,5

•1,0

2,0

3,0

4,0

5,0

6,0

7. рад

 

 

3,063

0,017

0,063

 

0,091

0,126

0Д62

0,196

Р,

рад

 

 

3,388

0,028

0,104

 

0,152

0,208

0,254

0,323

U, м

 

 

1,4

•1,6

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

7, рад

 

 

0,046

0,017

0,035

 

0,052

0,064

0,069

0,078

р, рад

 

 

0,031

0,028

0,040

 

0,050

0,061

0,073

0,079

М т ,ХЮ 2 кгс •с2

1,0

3,0

5,0

 

7,0

9,0

11,0

13,0 "

7, рад

 

 

0,032

0,017

0,749

 

6,972

39,633

172,550

631,002

р, рад

 

 

0,053

0,028

0,684

 

8,329

52,810

243,411

921,334

яіьХ'Ю2 кгс с2

1,0

2,0

3,0

 

4,0

5,0

6,0

7,0

7, рад

 

 

0,042

0,017

0,662

 

3,832

15,320

60,910

 

Р,

рад

 

 

0,046

0,028

0,577

 

4,630

22,518

105,465

 

/Я2,Х'Ю2

КГС •с2

0,5

1,0

2,0

 

3,0

4,0

5,0

6,0

7. рад

 

 

0,023

0.О17

0,040

 

0,092

0,209

0,459

0,937

Р,

рад

 

 

0,032

0,028

0,039

 

0,154

0,505

1,323

2,914

DT , м

 

 

0,3

0,4

0,5

 

0,6

0,7

0,8

0,9

7. рад

 

 

0,090

0,017

0,027

 

0,029

0,031

0,034

0,036

Р,

рад

 

 

0,069

0,028

0,338

 

0,043

0,050

0,055

0,056


LB,

м

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6

1,7

7, рад

0,0301

0,017

0,113

0,377

0,877

1,656

2,714

Р, рад

0,037

0,028

0,071

0,321

0,904

1,938

3,486

Ах, м

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

7. рад

0,018

0,017

0,018

0,018

0,017

0,023

0,031

f1, рад

0,029

0,028

0,029

0,028

0,026

0,034

0,055

LX,

м

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

у ,

рад

0,015

0,017

0,017

0,019

0,024

0,028

0,032

Р, рад

0,0311

0,028

0,029

0,027

0,028

0,029

0,030

При су = 2 - 1 0 4 кгс-м/рад (см. рис. 77, кривые 3,4) ампли­ туды отклонения у и р невелики. Заметно, что на колебания, происходящие с собственной частотой ( шу =2,73, w p =3,14 1/с), накладываются вынужденные колебания частоты 20,9 1/с. При дальнейшем увеличении су частота собственных поперечноугловых колебаний масс трактора возрастает и, поскольку_она становится ближе к частоте воздействия, возрастают и ампли­

туды перемещений

7 и р . Так, при c Y = 4 - 1 0 4

кгс-м/рад ча­

стоты

собственных

поперечно-угловых

Колебаний

трактора и

пакета

хлыстов

составляют

4,83 и 5,1

1/с соответственно

(см.

рис. 77, кривые

5,6).

 

 

 

 

 

 

 

 

Как

видно,

наибольшие отклонения

масс

наблюдаются в

начале

 

движения

системы.

Затем колебания постепенно

уста­

навливаются и происходят

с частотой

возмущающих

сил при

меньших амплитудах. Фаза

колебаний ? =

f (t) противоположна

фазе колебаний

$

= f ( t ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследованиями установлено,

что значительное

влияние на

процесс

колебаний

трелевочного

трактора

оказывает

д л и н а

х л ы с т о в и р а с с т о я н и е о т т о ч к и А д о ц е н т р а т я ­

ж е с т и

п а к е т а .

Существует

оптимальное

значение 1\,

при

котором

угловые

отклонения ;

и Р

будут

наименьшими

(см.

рис. 76, кривые 5,6). В рассматриваемом случае

это значение Zi

лежит в пределах

1,4—1,6 м. Значения

7 т а х

и р т

а х равны 0,02 и

0,03 рад соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

полуподвешенном

способе

 

трелевки

 

на

поперечную

устойчивость

трактора

существенно

влияет

м а с с а

п а к е т а

х л ы с т о в ,

имеющая

возможность

совершать

колебания

около

точки подвеса В. При ти равном

200 кгс-с2 /м,

амплитуды

коле­

баний трактора и пакета наименьшие

(рис. 78, кривые 3,4). С

увеличением

массы т\

7 / т а х

и р т

а х

начинают

интенсивно

возра­

стать, и при mi = 350

кгс-с2 /м система практически

теряет ус­

тойчивость.

При mi<;200

кгс-с2

амплитуды

колебаний

не­

сколько увеличиваются, затем снова снижаются. Если значение Ш\ оптимальное, максимальные амплитуды Ттах и Этах состав­ ляют всего 0,017 и 0,028 рад.


$,ра<1-

Рис. 77. Поперечно-угловые колебания трелевочного

трактора (и=2м/с,

#=0,15, L 4

-=0,6

м) при значениях угловой жесткости подвески

0,5-104

(1,

2), 2-Ю4 (3, 4), 4-Ю4 (5, 6)

и 6 - Ю 4

кгс-м/рад:

 

 

 

 

/, 3, 5,

7 7; 2, 4,

6, 8—?.

 

 

 

 

Аналогично

изменяются

угловые

перемещения 7т ах и

В т а х

•в зависимости от м а с с ы

т р а к т о р а

Мс

(см. рис. 78,

кри­

вые 1,2). Оптимальное значение массы Mt

300 кгс-с2 /м. Резо­

нансное явление наблюдается при Mj>600

кгс-с2 /м.

 

 

Известно, что условия резонанса характеризуются

как па­

раметрами самой системы, так и частотой

воздействия,

которая

в свою очередь зависит от скорости движения системы

(см. рис.

76) и длины

неровностей пути. Установлено, что для рассматри­

ваемой системы

при у = 2 м/с резонансными

будут

значения

длины неровностей пути несколько более

1 м. Оптимальные дли-