Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чивающего раму (MKV). Однако такая зависимость справедлива

при увеличении жесткости до

определенного

предела

данном

случае до fp = 5 0

кгс-м/рад),

выше которого

величина

момента

уже не снижается

(см. рис. 90).

 

 

 

Сравнение теоретических

и экспериментальных

данных по­

казало, что изложенная методика является достаточно точной и может быть применена также для других типов транспортных систем.

4

Энергозатраты на колебания транспортных систем

При движении транспортных систем по дорогам с неровной поверхностью колебания, возникающие в продольной и попереч­ ной плоскостях, оказывают существенное влияние не только на плавность хода машины, но и на другие ее технико-эксплуата­

ционные показатели,

в частности на

энергозатраты двигателя

автомобиля при

колебании системы.

Этот показатель следует

отнести к

числу

важнейших, так как

при переезде

неровностей

двигатель

развивает

дополнительную

мощность,

расходуемую

на колебания. Причем эта мощность в зависимости от степени ровности дороги и скорости движения может изменяться в зна­ чительных пределах. Так, по данным Ю. Б. Беленького и др. [61], при движении двухосного автомобиля на частоте воздей­

ствия

от 3 до

5 Гц

(высота неровностей дороги 2,5 см) удельная

мощность

на

колебания достигает

0,3-—0,55 л. с. на одну

тонну

полного веса

автомобиля. При увеличении высоты неровностей,

а также

частоты

воздействия

от

дороги

энергозатраты

резко

возрастают. Затраты энергии на колебания

оценивались вели­

чиной

энергии или

мощности,

отнесенной

к

одной тонне

веса

автомобиля,

т.

е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

1 0

2 »

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

 

1 + 0

h—

t\ tt

 

 

 

 

где

E0

удельная

энергия;

 

 

 

 

 

N0

— удельная

мощность;

массы,

приходящаяся

на

у'-ю

 

{Зу

.доля

подрессоренной

 

•[j

 

ось;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— коэффициент, учитывающий

влияние /-й оси

на

уг­

Fji

 

ловые

колебания;

 

 

 

 

 

— упругая характеристика у'-й оси;

 

 

 

• F j 2

характеристика

демпфирования

шины у'-й оси;

 

7. Зак. 2164


t21\ — интервал времени, для которого оцениваются за­ траты мощности.

Методика, разработанная авторами [61], базируется на применении АВМ.

Для более простых одномассовых линейных систем затраты мощности на колебания можно оценить следующим методом.

Рассмотрим одномассовую линейную систему, показанную на рис. 19. Поперечно-угловые вынужденные колебания этой си­

стемы, определяемые характером изменения угла

<р, оценивают­

ся

следующим

дифференциальным

уравнением

движения:

 

 

 

 

<р + 2 &Ф <р+р2 » =

ч і sin ш і >

 

 

 

 

 

где Р*=у-Щ>с^-ОпНа)Ц;

 

 

 

<7„ =

0,5ан cph2/I; 2 /гф

= 0,5

 

kpb2/I.

 

Работа возмущающей

функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ = V 2 K ( 0 , 5

Zi)a u>»cos2

(ШІ рс )

 

 

dt=k9b\liaw2x/8,

 

 

где bK — амплитуда поперечно-угловых

колебаний;

 

 

 

t,

і

время;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э„ начальная

фаза

возмущающей

силы.

 

 

 

 

Средняя мощность, необходимая для преодоления силы со­

противления

колебаниям,

определяется из выражения

 

 

 

 

 

 

 

/У=/г р бУі 2 ш 2 /8 .

 

 

 

 

 

(ПО)

По приведенным формулам сделаны расчеты

при следую­

щих

значениях

параметров

машины:

с р

=

280

кгс/см;

/ г р = 5

кгс-с/см; h — b=

150

см;

/ = 1 0 3

кгс-см-с2 ;

G,=5000

кгс;

Нп

=

= 150,

/=250 см. При решении уравнения

колебаний

в качестве

возмущающей

принималась

периодическая

функция

вида

F(t)=H

sin

<«/. •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ решений по приведенной методике показывает, что

при

скорости

движения 10 км/ч и частоте

воздействия 17,4

1/с,

при неровности высотой 10 см и длиной

1 м затраты

мощности

составляют

1,5

л. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследования показали, что затраты мощности на попереч­

но-угловые

колебания интенсивно

возрастают

с увеличением

с к о р о с т и

д в и ж е н и я

системы, так

как

в выражение

(НО)

входит

со в квадрате. Частота

воздействия

определяется

скоро­

стью

движения

и длиной

неровности. С

увеличением

в ы с о т ы

н е р о в н о с т и

Н мощность /V также

увеличивается. Высотой

Н определяется

величина

q,

от

которой

зависит

амплитуда

Ь&,

входящая в выражение мощности. При увеличении высоты не­ ровности с 10 до 40 см мощность, затрачиваемая на колебания, увеличивается в 5 раз.

Таким образом, как продольно-, так и поперечно-угловые колебания транспортных машин значительно влияют не только


на плавность хода, устойчивость и т. п., но и требуют дополни­ тельного подвода мощности на колебания, что сказывается на общем тяговом балансе машины.

Оценку качества подвески следует проводить так, чтобы затраты мощности двигателя транспортной системы на преодо­ ление неровностей пути были минимальными.

5

Определение импульсов ударных сил при падении деревьев. Колебания транспортных средств при ударе

В настоящее время ведется большая работа по созданию лесозаготовительных машин, которые исключают погрузочные операции, т. е. в процессе повала дерево падает не на землю, а

сразу

на транспортную

систему.

 

 

 

При конструировании таких ма-

 

 

т

шин

необходимо

учитывать

ха­

 

 

 

рактер

перемещения

 

дерева,

 

 

 

ударные нагрузки и т. д.

 

 

 

 

 

 

На рис. 91 приведена схема

 

 

 

падения дерева

на

опоры

А и Б.

 

 

 

Задача сводится к рассмотре­

 

 

 

нию

неупругого

удара

твердого

 

 

 

тела

(дерева)

 

о

неподвижную

 

 

 

опору, т. е. влияние сопротивле­

 

 

 

ния кроны и упругой деформации

 

 

 

дерева

[1, 41]

не

учитывается.

 

 

 

 

В первый период падения де-

^

'

*4" " ^

рево

длиной

L

поворачивается

Рис. 91.

Схема падения дерева

вокруг

точки

О,

т. е. около тор-

 

н а д в е

0 П 0 Р Ы -

цевого

среза

до

встречи

с

точ­

 

 

 

кой А, т. е. с приемной балкой машины. Затем вращение дерева происходит вокруг точки А до встречи со второй опорой Б.

Для определения импульса ударной силы [1] необходимо пользоваться теоремами изменения количества движения и мо­

мента количества

движения.

 

 

 

 

Рассматривая

п е р в ы й э т а п

п а д е н и я ,

можно

напи­

сать:

 

 

 

 

 

 

 

 

М (v2 Vl)

=

—S;

 

 

где V] и v2

 

I 2 — со-) = — aS,

 

 

— линейные скорости центра тяжести

дерева

до и

 

после удара;

 

 

 

 

5

— импульс ударной

силы;

 

 


/— момент инерции дерева относительно оси пово­ рота;

со1 и со2 угловые скорости дерева до и после удара;

а— расстояние от опоры А до комлевого среза де­ рева.

Записанные уравнения отражают изменение количества дви­ жения и момента количества движения падающего дерева. Их можно записать в виде

 

 

 

 

М 2

(h, — а) — co-/ic] = — S;

 

 

 

 

 

 

 

 

( ° >2 m i ) - / ( f t c - a ) = S ,

 

 

( Ш )

где

/,.

— центральный

момент инерции;

 

 

 

 

 

/г, — высота расположения центра тяжести дерева.

 

 

После сложения и преобразования

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

со =

 

 

h+Mh,(hc-a)

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

/ С + М (А с а ) 2

'

 

 

 

 

Величина угловой скорости падающего дерева перед ударом

определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о ) _ ] / 2 m c g ( l - c o s a )

 

 

 

 

Импульс

ударной

силы,

определенный

из системы

(111)

 

 

 

 

 

S=-r4-rM^

 

Л - и

ь

 

( 1 1 2 )

 

 

 

 

 

 

Ic-\-M

(h. — а)2

 

 

у

'

 

Предположим, что при дальнейшем вращении дерева вокруг

опоры

А его осевое перемещение отсутствует. Угловая

скорость

ю з

дерева

перед

ударом

по опоре

Б

определяется из

условия

изменения

кинетической

энергии

во

в т о р о й

п е р и о д

по ­

в а л а :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уо, 21

2G(hc

— a) cosa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2+

 

1 а

 

 

 

 

 

где

G — вес дерева;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ а

— момент

инерции дерева'

относительно оси,

проходя­

 

 

 

щей через опору А.

 

 

 

 

 

 

 

Линейная скорость центра тяжести дерева перед ударом по

опоре Б подсчитывается по формуле У 3 = » 5

( Л с

а).

 

 

 

Для рассматриваемого этапа падения дерева можем напи­

сать:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MV9=

SA SB;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SAx=SB(l

x),

 

 

(113)

где х=Іг

j[M(h^

—а)]

— местоположение центра

удара.

 


Из уравнений

(113)

получаем:

 

 

 

 

SA

=

Mv3

{1-х)II;

SB

= Mv3xll.

 

 

(114)

Формулы (114) справедливы для случая, когда центр удара

будет находиться между

опорами

А и Б. При этом 5 А > 0

И де­

рево от опоры А не отрывается. Расположение

центра удара за

опорой Б предполагает более неблагоприятные

условия

(усилие

на опоре Б возрастает).

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с

формулой

(112)

можно

заключить,

что

величина п е р в о г о

у д а р а

дерева

зависит от его характери­

стики (длины, веса

и т. д.), от

взаимного расположения

дерева

и приемного звена и конструктивных параметров лесозаготови­ тельной машины, таких как, например, высота первого приемного звена Н и другие.

Экспериментальные исследования повала дерева, проведен­ ные в ЛТА им. С. М. Кирова, показывают, что при конструиро­ вании машин можно пользоваться приведенными теоретическими

формулами.

При выборе соответствующих параметров повала

можно получить легковоспринимаемые ударные нагрузки.

На­

пример,

при

расположении

машины

от

дерева

на расстоянии

1—3

и высоте

опоры 2—5

м

(для деревьев, у которых L = 2 5 м,

G =

98Q кгс, fв =-0,5, 9 =

0,67)

импульс ударной силы при первом

ударе

о балку изменяется от

51,6

до

209

кгс/с.

 

 

 

О п т и м а л ь н ы м

расстоянием

от

дерева

до опоры

сле­

дует считать

1—2

м. Уже

при d = 5

и Н—2

м импульс ударной

силы

доходит

до 400 кгс-с, а

при d=7

м

и той

же высоте

при­

емной

опоры

5 =

632 кгс-с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если х=1

(центр удара находится над опорой), импульсные

нагрузки

возрастают. Для деревьев с рассматриваемыми

пара­

метрами

ц е н т р

у д а р а

будет находиться

примерно в

месте

нахождения кроны. Поэтому при инженерных расчетах машин с самопогрузкой деревьев повалом на машину и при ударе кро­ ной о землю можно считать, что приемная балка машины в ос­ новном испытывает нагрузки от первого удара, так как ударные усилия значительно поглощаются кроной. Динамические нагруз­ ки на опору в этом случае равны статическим с 6—8-кратным увеличением.

В ЛТА им. С. М. Кирова получены данные [1], дающие пред­ ставление о соотношении ударных нагрузок при валке деревьев на машину и статических нагрузок на приемную балку (табл. 10).

Из теории удара известно, что

5 = }yNdt=Ncz,,

о