Файл: Жуков А.В. Колебания лесотранспортных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

- у — продолжительность удара;

Nc

— S/zy — среднее значение ударной силы.

 

Т а б л и ц а 10. Ударные нагрузки при повале деревьев

 

Объем

Вес

П о р о д а

ствола,

дерева,

 

Ms

кгс

Первый у д а р о балку

 

 

Н а г р у з к а

 

 

 

на

балку

Статическая

Макси ­

Время

после

у д а р а

нагрузка, кгс

мальное

действия

вершиной

 

усилие, кгс

у д а р а , с

о з е м л ю , кгс

 

Сосна

1,38

1180

4000

0,03

4000

660

Ель

0,361

375

1520

0,02

1770

ІІ80

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь у д а р а ^у

определяется

экс­

периментально и может быть принята равной

0,015—0,03 с.

При выводе формул (114) предполагалось, что центр

удара

расположен между опорами А и Б. Рассматривая более небла­

гоприятный случай расположения центра удара за опорой, по­

лучаем

формулу для определения

импульса ударной

силы 5Б:

 

 

SB=ICMU3/IB,

 

 

 

(115)

где / Б момент инерции

дерева

относительно

опоры Б.

Формула (115) соответствует

схеме транспортировки леса в

полностью

погруженном состоянии (см. рис. 13),

построенной

по методу,

исключающему

валку

на землю. Эта схема целесо­

образна

с точки зрения

сохранения

подроста

и

уменьшения

сопротивления движению.

 

 

 

 

 

Транспортная система

с повалом

дерева на' две опоры скон­

струирована и испытана в ЛТА им. С. М. Кирова. Подтверждена возможность и целесообразность применения таких машин при

работе

на лесосеке. Ее основные параметры следующие:

высота

приемной балки

тягача

2,08, прицепа 2,1 м,

расстояние

между

приемными балками 12, расстояние от спиливаемого

дерева до

первой опоры не более 5 м.

 

 

 

 

 

При валке

 

дерева высотой 27,8 м и весом

1300 кгс

с т а т и ­

ч е с к а я н а г р у з к а ,

приходящаяся на коник

прицепа,

была

равна

820 кгс.

 

При этом

максимальная ударная

нагрузка

на

коник

прицепа

равнялась

14 200 кгс.

 

 

 

 

 

Е. Я- Белозеров [42]

предложил эмпирическую

формулу,

которую можно

 

использовать для расчета максимальных

значе­

ний силы удара

 

на прицеп:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р = 5 + 0 , 5 £ + 0 , 1 6 £ 2 ,

 

 

 

 

 

где

 

Р — максимальное ударное усилие, тс;

 

 

£ = 0 , 5 GBv2/g

— кинетическая энергия условного груза, кгс-м


(GB — статическая нагрузка поваленного дерева на коник при­ цепа, v — линейная скорость соударяющейся части дерева перед ударом, м/с; g — ускорение свободного падения, м/с2 ).

Установлено, что ударные усилия могут быть снижены на 30—40% путем введения в конструкцию прицепа упругих эле­ ментов подвески осей с соответствующими параметрами и амор­ тизирующих устройств в приемные балки.

Рис. 92. Схема падения дерева на упругие опоры.

 

Чтобы определить основные параметры указанных

упруго

амортизирующих устройств, рассмотрим падение

дерева

на у п-

р у г и е опоры. Если подвеска машины является

«крайне» жест­

кой, расчет ударных нагрузок можно производить по изложен­ ной методике.

Упругой («подвеска малой жесткости») будем считать под­ веску, при которой будут соблюдаться условия 7\ > ту и Г 1 С 3 > Т Г

с и Г 1 с

•— периоды вертикальных и продольно-угловых

коле­

баний машины соответственно).

 

Схема

падения дерева на упругие опоры приведена

на

рис. 92, формулы для определения импульсов ударных сил при первом (I) и втором (II) соударении [1] — ниже.

 

 

 

 

 

1С 1\ Мтха

 

 

 

IcMmxh2$+Ich

M c o s 2 p + / i Мтх(с —

a)2-\-Ichmx

,

 

mxm2(b—a)

[M(b—с)

—а)—/с]

 

> л —

 

 

Ic(M+mx+m2)+mxm2(b—a)2+Mm2{b—с)2+Мтх(с—а)2

 

I I

 

 

 

 

 

 

5 Б

 

т2 (Ь—а) [/ с

( М + т О +УИ/П! (с—а)2 ]

= 7 c (M - f m i - r - w 2 ) T - / " i « 2 ( b — а ) 2 + М т 2 ( й — с ) 2 + М т ! (с — а) 2 0 ) 1

 

 

7

С 4-М(с—а)

2

центр удара находится

 

При Ь—а<-

М(с—а)

т. е когда

 

 

 

 

 

 

за опорой Б, импульс ударной силы определяется из уравнения

 

 

5 Б ==

IcMm2{b—а)

 

 

 

 

Ісх-\-т2)+Мт2(Ь—с)2

Ш1'

 

В

формулах

для определения импульсов ударной силы: тх и

/ с

— масса

и центральный

момент инерции

подрессоренной

2масса подрессоренной части прицепа;

иш і угловая скорость дерева до удара об опору А и Б соот­части машины; т

ветственно. Размеры а, Ь, с, h

и угол

р

даны

на

рис. 912.

 

 

 

 

 

Чтобы судить о величине и

 

 

 

 

 

характере

 

ударных

нагрузок,

 

 

 

 

 

действующих

на подвеску ма­

 

 

 

 

 

шины или прицепа и на оси,

 

 

 

 

 

необходимо

 

знать

характер

 

 

 

 

 

движения

подрессоренных масс

 

 

 

 

 

тх и т2. Для этого

составляют

 

 

 

 

 

дифференциальные

уравнения

 

 

 

 

 

малых колебаний подрессорен­

 

 

 

 

 

ных масс, решая которые опре-,

 

 

 

 

 

деляют искомые величины. Для

 

 

 

 

 

упрощения

 

решения

задачи

 

 

 

 

 

обычно делают ряд допущений:

 

 

 

 

 

не учитывают

неподрессорен-

Рис.

93.

Схема колебаний

машины

ные массы,

машину и прицеп

считают не связанными, не учи­

при

воздействии

ударной

нагрузки

 

 

падающего дерева.

 

тывают коэффициенты

сопро­

 

 

 

 

 

тивления

подвески и шин и т. д.

 

На

рис. 93

приведена схема

колебаний

машины,

которые

вызываются импульсом 5 при ударе дерева. Для этой системы, имеющей две степени свободы, если cxdx = c2d2, уравнения коле­ баний имеют вид [ 1 ] :

x+kax = тх S^-P(t),


 

 

 

 

 

 

i + p * 4 = l ™ ± P { t ) t

 

 

 

( Ц 6 )

где

х

— вертикальное

перемещение

 

подрессоренной

части

 

 

машины при ударе;

 

 

 

 

 

 

 

P(t)

9 — угловое

перемещение;

 

 

 

 

 

 

 

— возмущающая

сила.

 

 

 

 

 

 

 

Считаем,

что при t

,> т Р ( / ) = 0 .

 

 

 

 

 

 

Общеизвестное

решение уравнений

(116)

будет:

 

 

 

 

 

 

/і sin З

'

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{ Р = - 7

— -

J /* (з) sinp(Z — a) ds.

 

 

 

 

 

 

 

hp

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усилия в подвеске F\

и F 2

могут быть определены с учетом

коэффициентов

жесткости

с\ и с2,

т- е. F\ = c\X\,

F2=c2X2.

Соотно­

шение между х,

Х\

и х2

следующее: X\ xA-d\

?; х2=х-d2

'•?•

 

При подвеске малой жесткости выражения для сил, дейст­

вующих

на элементы подвески,

имеют

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

cos3 .

, , ,

diftsinp .

 

 

 

 

F l =

=

C i S

(

т а г г s m k

t +

~І\7Р~^

S M P T )

;

 

 

 

п

 

_

.

cos 3

 

 

d2

/г sin 8 .

-

 

 

 

r2

= c2S

(

 

 

,— sinAer

 

}

— smpr),

 

 

 

 

 

 

 

ҐП[

k

 

 

 

11

p

'

 

 

где k и p — частоты собственных

вертикальных и

продольно-

угловых

колебаний

подрессоренной

массы

т { машины,

причем

k2 =

c/m,

p2=cd2/Ii

 

 

.

 

 

значения F\ и F2

 

 

 

 

 

Время, при котором

 

достигнут

максимума,

t\=

1

Т.

 

 

 

 

 

при п;

=

1, 2,

 

 

 

 

 

— + - ( 2 д , + 1 )

 

3 . . .

Отсюда

видно, что

при мягкой подвеске ближайшая максимальная нагрузка на нее

проявляется значительно

позднее самого удара:

приблизительно

через

четверть

периода

собственных

колебаний

машины.

При

ударе

дерева

о прицеп

й = 0 , т. е.

импульс ударной силы

на­

правлен перпендикулярно к его приемному устройству.

Прицеп целесообразно сконструировать так, чтобы его ко­ ник располагался над осью колеса, если прицеп одноосный, или посредине между осями, если он двухосный. Тогда будут иметь

место только вертикальные

колебания

массы т 2 и выражение

для определения сил в подвеске

примет

вид

р__

cSs

^

 

 

m2k

 

 

где с — суммарная жесткость подвески прицепа;


k — частота собственных колебаний подрессоренной части прицепа.

При рассмотрении вопросов, связанных с колебанием систем при повале деревьев, не. учитывались [1] жесткость ствола и упругость кроны, влияние которых на процесс удара, как пока­ зывают исследования, значительно.

А. А. Дебердеев [44] исследовал влияние упругости кроны, сопротивления воздушной среды и других факторов на соударе­ ние дерева. Данные вычислений этого автора, сделанные с уче­ том различных смягчающих факторов, приведены в табл. 11.

Т а б л и ц а 11.

Значение

ударных

нагрузок

при учете

смягчающих

факторов

И м п у л ь с Факторы у д а р н ы х СИЛ, КГС'с

Максимальные

уд а р н ы е СИЛЫ,

w m a x = 2 ^ с

При подвижности

опор,

 

 

но без учета упругости

 

 

кроны

 

опор и

131

36,8

При подвижности

102

28,0

упругой кроне

 

При

учете подвижности

 

 

опор,

упругости кроны и

82

 

сопротивления воздуха

19,4

Без

учета перечисленных

197

63,4

факторов

 

Согласно

исследованиям

А. А. Дебердеева,

полный

им­

пульс ударной

силы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sc

Xj Х2

^4 S>

 

 

 

 

 

где >-i коэффициент

влияния

подвижности

опор;

 

 

А 2

коэффициент влияния

кроны;

 

колебаний ствола;

/•з коэффициент

влияния

поперечных

А4

коэффициент

влияния

сопротивления

 

воздушной

 

среды;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

— импульс

ударной

силы

без учета

смягчающих

фак­

 

торов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a/L,

b/L,

Коэффициент

>ч в

зависимости

от

отношений

M/trii

и M/m<2 изменяется в

широких

пределах. При

изменении

отношений a/L

и

b/L от 0,1 до 0,8

и М/ш\

и М/т2

от 0,3 до 2,0

коэффициент

) ч

изменяется

от 0,336

до 0,9.

При тех же

усло­

виях

X2=0,336—0,645,

Х3 =0,266—0,988.

Коэффициент сопро­

тивления воздушной среды равен

0,88—0,95.