Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
ленного на неподвижном штативе, и осветительной камеры, рас* положенной позади аппарата. При настройке фотоаппарата на резкость камера, установленная на шарнире, может отводиться в сторону. В настоящее время этот метод макетирования труб нахо дит ограниченное применение.
Макетирование по трубам-эталонам. Метод заключается в на стройке по трубам-эталонам позиционеров макетировочного стенда с последующим макетированием в них труб серийных судов. После окончательной отработки располо
жения систем на одном из первых |
|
|||||
судов серии |
изготовляются, |
про |
|
|||
веряются по месту и принимают |
|
|||||
ся ОТК |
трубы-эталоны, |
храня |
|
|||
щиеся затем в цехе до |
конца |
по |
|
|||
стройки серии и используемые в |
|
|||||
качестве штатных труб |
только на |
|
||||
последнем судне. |
|
|
|
|
||
Макетировочный стенд предста |
|
|||||
вляет собой плиту, в любом месте |
|
|||||
которой |
можно устанавливать по |
|
||||
зиционеры, |
а также |
подставки |
|
|||
для поддержки труб. На рис. 71 |
|
|||||
показан позиционер, крепящийся |
|
|||||
к плите магнитами. По принципу |
|
|||||
действия и настройке позиционеры |
|
|||||
стенда не отличаются от позици |
|
|||||
онеров, |
используемых при |
фото |
Рис 70. Позиционер. |
|||
макетировании. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
Макетирование труб серийных судов выполняется при соблюдении следующих требований:
при смещении макетируемой трубы по отношению к призмам подставок на величину более 5 мм или в случае, когда труба пре пятствует плотному прилеганию фланцев к планшайбам позиционе ров, следует производить необходимую подгибку трубы; устранение зазоров за счет упругих деформаций трубы или сдвигания позицио неров производить запрещается;
плоскости фланцев не должны отклоняться от плоскости план шайбы позиционеров на величину более 0,5 мм.
Макетирование по шаблон-макетам. По принципу метод анало гичен макетированию по трубам-эталонам. Макетирование произ водится на макетировочных стендах или упрощенных приспособле ниях. Шаблон-макеты, как и трубы-эталоны, хранятся в течение
периода постройки серии судов.
Сборка труб с деталями соединений и отростками по технологи ческим эскизам. Технологический эскиз представляет собой упро щенное (обычно, однолинейное) графическое изображение трубы с обозначением координат отростков и ответвительных деталей соединений; геометрические размеры трубы, как правило, не ука зываются.
153
Жесткие (постоянные) шаблоны изгибаются по месту. Их изго товляют из стальной проволоки диаметром 8—12 мм и раскрепляют приварными распорками непосредственно на судне. Когда приварка распорок по месту невозможна, изготовление жестких шаблонов производится в цехе по трубам, пригнанным по месту, поскольку транспортировка с судна нераскрепленных шаблонов может при вести к их деформации.
Положение отростков и ответвительных деталей соединений на шаблоне определяют приваркой к нему отрезков из проволоки.
Концы шаблона должны быть обрезаны таким образом, чтобы плоскость реза была перпендикулярна к осевой и совпадала с при соединительными плоскостями деталей соединений или торцами трубы (для резьбовых и дюритовых соединений); несовпадение допускается не более ± 2 мм.
Шаблоны маркируют приварными бирками, на которых указы вают все необходимые данные (номер технологического комплекта,
порядковый |
номер трубы по чертежу, |
материал, диаметры трубы |
и отростков, |
номера чертежей деталей |
соединений). |
Изогнутые по жестким шаблонам трубы обрезают с учетом высту пающих за трубу участков деталей соединений. Сборку труб с дета лями соединений выполняют в соответствии с маркировкой.
При гибке и сборке труб по жестким шаблонам необходимо выдер живать следующие нормы: несовпадение шаблона с трубой не должно превышать 5 мм; разность по длине между присоединительными плоскостями деталей соединений и концами шаблона должна нахо диться в пределах ± 2 мм.
Жесткие шаблоны, сгруппированные по технологическим ком плектам, хранят в подвешенном положении на складе, в кладовой эталонных труб или другом помещении (желательно отапливае мом). Срок хранения определяется временем постройки серии судов.
Пригонка забойных труб. Забойные трубы со штуцерными, резь бовыми, дюритовыми и сварными (бесфланцевыми) соединениями пригоняют в цехе по жестким шаблонам, снятым по месту на каждом серийном судне или ранее изготовленным на одном из первых судов серии и хранящимся в цехе, с условием обязательной проверки их по месту.
Для забойных труб с фланцевыми соединениями пригонка, как указано выше, осуществляется при помощи шаблон-макетов со съемными фалынфланцами и каркасных макетов. Отдельные забой ные трубы, имеющие сложную форму и размещающиеся в насыщен ных местах помещения судна, пригоняют непосредственно по месту.
§ 25. Изготовление труб с помощью совмещ енны х размерных схем и эснизов
Ранее указывалось, что в современных монтажных чертежах систем отсутствуют не только размеры, определяющие конфигура цию отдельных труб, составляющих трассы, но и координаты самих трасс. Причина заключается в сложности совместной простран
155
ственной компоновки расположения различных трубопроводов и деталей корпусного, механического и электрического насыщений
впомещениях судна.
В§ 24 изложен метод изготовления труб по технологическим
эскизам, основанный на фиксировании параметров конфигурации труб и расположения деталей соединений. Определение этих данных связано с необходимостью изготовления труб по месту на первых судах серии и окончательной отработкой геометрии трасс и отдель ных труб на последующих судах. Качество компоновки при этом полностью зависит от квалификации и опыта мастера и бригадира-
трубопроводчика.
Вследствие сложности нахождения оптимальных вариантов про странственной компоновки трубопроводов различного назначения, находящихся в одном помещении судна, отработку приходится выполнять на значительном числе серийных судов, что вызывает лишние трудозатраты, потери времени и дополнительный расход дорогостоящих материалов и деталей соединений.
Метод изготовления труб по совмещенным размерным схемам, позволяющий в значительной мере сократить сроки и уменьшить потери при производстве трубсистем, содержит пять основных стадий.
Первая стадия — составление совмещенных размерных схем — заключается в нанесении на чертеж (в проектируемой плоскости корпуса для данного района судна) следов деталей продольного
ипоперечного набора корпуса (стрингеры, бимсы, карлингсы, флоры, ребра жесткости), пиллерсов, перпендикулярных переборок и выго родок, оснований фундаментов механизмов, аппаратов и устройств, а также следов комингсов люков, горловин, колодцев, дверей и деталей насыщения систем (приварышей, переборочных стаканов, патрубков, кромок отверстий и др.).
Такие чертежи выполняют в одинаковом масштабе для каждой из базовых плоскостей корпуса судна (трюм машинного отделения
идругих энергетических помещений, настил второго дна, платформы,
палубы, продольные и поперечные переборки).
На чертежах наносят размер шпации, номера шпангоутов, рас стояние от диаметральной плоскости до пересечения базовых пло скостей с наружной обшивкой, расстояние между базовыми плоско стями, ординаты погиби и седловатости палуб, размеры и коорди наты расположения (относительно деталей набора) фундаментов, горловин, отверстий и других вышеупомянутых деталей. За базу отсчетов всегда принимают сетку набора корпуса, наиболее точно выдерживаемую при постройке судна.
Работа производится с помощью вспомогательного чертежа, на котором вычерчиваются все характерные особенности корпуса: набор (продольный и поперечный), отстояния всех палуб от основ ной линии и размеры ширины судна по каждому шпангоуту, седловатость палуб и т. п. Полученные таким образом чертежи (рис. 72) являются совмещенными размерными схемами базовых корпусных конструкций.
156
На второй стадии работы на схемы базовых корпусных кон струкций последовательно наносят трассировку труб каждой си стемы, проходящей в данном помещении, и одновременно произво дят их компоновку и координацию относительно набора корпуса и корпусного насыщения помещений. Работу выполняют па основе монтажных чертежей систем, выпущенных для головного судна се рии; в случае необходимости производят уточнения по месту.
Рис. 72. Совмещенная размерная схема базовых корпусных конструкций.
В итоге на схемах базовых корпусных конструкций должны быть нанесены трассы отдельных систем, откорректированные и спрямленные по отношению к монтажным чертежам и уже изгото вленным трубопроводам. Очередность фиксирования трасс каждой из систем в данном помещении зависит от установленной техноло гической последовательности их изготовления.
Положение каждой трассы отмечают ординатами, определяющими расстояние от оси участка трассы до плоскости, на которую он проек тируется (обозначается знаком Д), а также расстояние (в плоскости чертежа) до одной из выбранных базовых корпусных конструкций или детали набора корпуса.
Третья стадия работы заключается в разбивке каждой трассы на отдельные звенья, производимой на основе сетки размеров набора корпуса, нанесенной на совмещенной размерной схеме базовых корпусных конструкций. При этом учитывается расположение дета лей соединения труб относительно насыщения помещения (рис. 73).
В зависимости от точности установки на судне конструкции подразделяют на три группы:
157
Рис. 73. Совмещенная схема трубопровода с координатами трасс и разбивкой их на звенья.
1) с жесткими допусками на установку — детали набора корпуса, переборки, фундаменты механизмов, устройств и аппаратов и др.;
2) |
с менее жесткими допусками |
рундуки, двери, шкафы, стел |
лажи, фундаменты аппаратуры и др.; |
|
|
3) |
с нежесткими допусками или совсем не имеющие координат, |
т. е. устанавливаемые по месту, — узлы арматуры, трассы электро кабелей, трубы вентиляции, приводы арматуры, смежные трубопро воды и др.
С целью обеспечения взаимозаменяемости труб на различных серийных судах зазоры между трубами (с учетом их изоляции) и насыщением помещения принимаются с учетом точности установки конструкций; так, для конструкции третьей группы зазор состав ляет 100—200 мм.
Следует также учитывать, что размещение соединений труб над электромоторами, приборами, рундуками, койками на допускается. К клапанам и соединениям труб должен обеспечиваться доступ для ремонта или демонтажа.
Затем определяют забойные трубы.
В результате выполнения третьей стадии работы должны быть получены все необходимые данные для составления технологических карт труб.
Четвертая стадия содержит работы по составлению технологи ческих карт на трубы, определяющих программу гибки, номера чертежей и расположение деталей соединений, расположение отрост ков и включающих указания по обработке концов труб и т. и.
Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а (табл. 19) является соче танием программы гибки и эскиза трубы и включает все данные, необходимые для изготовления трубы. Э с к и з в отличие от техно логического эскиза выполняется в соответствии с требованиями уни
фикации элементов |
и формы |
трубы и содержит общие размеры. |
П р о г р а м м а |
г и б к и |
труб на трубогибочных станках |
составляется непосредственно по эскизу и содержит унифицирован ные элементы конфигурации (длины прямых участков, углы поги бов и углы между плоскостями погибов), определенные в соответ ствии с расчетными характеристиками данного станка и располо женные в последовательности гибки трубы, и совмещенную схему гибки, служащую для лучшей ориентировки при определении углов между плоскостями погибов.
Таблицы унифицированных элементов и типовых форм труб приведены в отраслевом стандарте.
Сборку труб с деталями соединений и отростками рекомендуется производить на специальном стенде.
На заключительной, пятой стадии составляются совмещенные размерные схемы систем по районам судна, подводящие итог работы по предыдущим четырем стадиям. На этих схемах показаны в сов мещенном виде системы, проходящие по разным плоскостям поме щений, с разбивкой трасс на отдельные звенья (трубы), с буквен ными и цифровыми индексами труб и арматуры и с координатами труб. Буквенный индекс указывает наименование систейы, к кото-
159