Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ленного на неподвижном штативе, и осветительной камеры, рас* положенной позади аппарата. При настройке фотоаппарата на резкость камера, установленная на шарнире, может отводиться в сторону. В настоящее время этот метод макетирования труб нахо­ дит ограниченное применение.

Макетирование по трубам-эталонам. Метод заключается в на­ стройке по трубам-эталонам позиционеров макетировочного стенда с последующим макетированием в них труб серийных судов. После окончательной отработки располо­

жения систем на одном из первых

 

судов серии

изготовляются,

про­

 

веряются по месту и принимают­

 

ся ОТК

трубы-эталоны,

храня­

 

щиеся затем в цехе до

конца

по­

 

стройки серии и используемые в

 

качестве штатных труб

только на

 

последнем судне.

 

 

 

 

Макетировочный стенд предста­

 

вляет собой плиту, в любом месте

 

которой

можно устанавливать по­

 

зиционеры,

а также

подставки

 

для поддержки труб. На рис. 71

 

показан позиционер, крепящийся

 

к плите магнитами. По принципу

 

действия и настройке позиционеры

 

стенда не отличаются от позици­

 

онеров,

используемых при

фото­

Рис 70. Позиционер.

макетировании.

 

 

 

 

 

 

 

Макетирование труб серийных судов выполняется при соблюдении следующих требований:

при смещении макетируемой трубы по отношению к призмам подставок на величину более 5 мм или в случае, когда труба пре­ пятствует плотному прилеганию фланцев к планшайбам позиционе­ ров, следует производить необходимую подгибку трубы; устранение зазоров за счет упругих деформаций трубы или сдвигания позицио­ неров производить запрещается;

плоскости фланцев не должны отклоняться от плоскости план­ шайбы позиционеров на величину более 0,5 мм.

Макетирование по шаблон-макетам. По принципу метод анало­ гичен макетированию по трубам-эталонам. Макетирование произ­ водится на макетировочных стендах или упрощенных приспособле­ ниях. Шаблон-макеты, как и трубы-эталоны, хранятся в течение

периода постройки серии судов.

Сборка труб с деталями соединений и отростками по технологи­ ческим эскизам. Технологический эскиз представляет собой упро­ щенное (обычно, однолинейное) графическое изображение трубы с обозначением координат отростков и ответвительных деталей соединений; геометрические размеры трубы, как правило, не ука­ зываются.

153


Жесткие (постоянные) шаблоны изгибаются по месту. Их изго­ товляют из стальной проволоки диаметром 8—12 мм и раскрепляют приварными распорками непосредственно на судне. Когда приварка распорок по месту невозможна, изготовление жестких шаблонов производится в цехе по трубам, пригнанным по месту, поскольку транспортировка с судна нераскрепленных шаблонов может при­ вести к их деформации.

Положение отростков и ответвительных деталей соединений на шаблоне определяют приваркой к нему отрезков из проволоки.

Концы шаблона должны быть обрезаны таким образом, чтобы плоскость реза была перпендикулярна к осевой и совпадала с при­ соединительными плоскостями деталей соединений или торцами трубы (для резьбовых и дюритовых соединений); несовпадение допускается не более ± 2 мм.

Шаблоны маркируют приварными бирками, на которых указы­ вают все необходимые данные (номер технологического комплекта,

порядковый

номер трубы по чертежу,

материал, диаметры трубы

и отростков,

номера чертежей деталей

соединений).

Изогнутые по жестким шаблонам трубы обрезают с учетом высту­ пающих за трубу участков деталей соединений. Сборку труб с дета­ лями соединений выполняют в соответствии с маркировкой.

При гибке и сборке труб по жестким шаблонам необходимо выдер­ живать следующие нормы: несовпадение шаблона с трубой не должно превышать 5 мм; разность по длине между присоединительными плоскостями деталей соединений и концами шаблона должна нахо­ диться в пределах ± 2 мм.

Жесткие шаблоны, сгруппированные по технологическим ком­ плектам, хранят в подвешенном положении на складе, в кладовой эталонных труб или другом помещении (желательно отапливае­ мом). Срок хранения определяется временем постройки серии судов.

Пригонка забойных труб. Забойные трубы со штуцерными, резь­ бовыми, дюритовыми и сварными (бесфланцевыми) соединениями пригоняют в цехе по жестким шаблонам, снятым по месту на каждом серийном судне или ранее изготовленным на одном из первых судов серии и хранящимся в цехе, с условием обязательной проверки их по месту.

Для забойных труб с фланцевыми соединениями пригонка, как указано выше, осуществляется при помощи шаблон-макетов со съемными фалынфланцами и каркасных макетов. Отдельные забой­ ные трубы, имеющие сложную форму и размещающиеся в насыщен­ ных местах помещения судна, пригоняют непосредственно по месту.

§ 25. Изготовление труб с помощью совмещ енны х размерных схем и эснизов

Ранее указывалось, что в современных монтажных чертежах систем отсутствуют не только размеры, определяющие конфигура­ цию отдельных труб, составляющих трассы, но и координаты самих трасс. Причина заключается в сложности совместной простран­

155


ственной компоновки расположения различных трубопроводов и деталей корпусного, механического и электрического насыщений

впомещениях судна.

В§ 24 изложен метод изготовления труб по технологическим

эскизам, основанный на фиксировании параметров конфигурации труб и расположения деталей соединений. Определение этих данных связано с необходимостью изготовления труб по месту на первых судах серии и окончательной отработкой геометрии трасс и отдель­ ных труб на последующих судах. Качество компоновки при этом полностью зависит от квалификации и опыта мастера и бригадира-

трубопроводчика.

Вследствие сложности нахождения оптимальных вариантов про­ странственной компоновки трубопроводов различного назначения, находящихся в одном помещении судна, отработку приходится выполнять на значительном числе серийных судов, что вызывает лишние трудозатраты, потери времени и дополнительный расход дорогостоящих материалов и деталей соединений.

Метод изготовления труб по совмещенным размерным схемам, позволяющий в значительной мере сократить сроки и уменьшить потери при производстве трубсистем, содержит пять основных стадий.

Первая стадия — составление совмещенных размерных схем — заключается в нанесении на чертеж (в проектируемой плоскости корпуса для данного района судна) следов деталей продольного

ипоперечного набора корпуса (стрингеры, бимсы, карлингсы, флоры, ребра жесткости), пиллерсов, перпендикулярных переборок и выго­ родок, оснований фундаментов механизмов, аппаратов и устройств, а также следов комингсов люков, горловин, колодцев, дверей и деталей насыщения систем (приварышей, переборочных стаканов, патрубков, кромок отверстий и др.).

Такие чертежи выполняют в одинаковом масштабе для каждой из базовых плоскостей корпуса судна (трюм машинного отделения

идругих энергетических помещений, настил второго дна, платформы,

палубы, продольные и поперечные переборки).

На чертежах наносят размер шпации, номера шпангоутов, рас­ стояние от диаметральной плоскости до пересечения базовых пло­ скостей с наружной обшивкой, расстояние между базовыми плоско­ стями, ординаты погиби и седловатости палуб, размеры и коорди­ наты расположения (относительно деталей набора) фундаментов, горловин, отверстий и других вышеупомянутых деталей. За базу отсчетов всегда принимают сетку набора корпуса, наиболее точно выдерживаемую при постройке судна.

Работа производится с помощью вспомогательного чертежа, на котором вычерчиваются все характерные особенности корпуса: набор (продольный и поперечный), отстояния всех палуб от основ­ ной линии и размеры ширины судна по каждому шпангоуту, седловатость палуб и т. п. Полученные таким образом чертежи (рис. 72) являются совмещенными размерными схемами базовых корпусных конструкций.

156


На второй стадии работы на схемы базовых корпусных кон­ струкций последовательно наносят трассировку труб каждой си­ стемы, проходящей в данном помещении, и одновременно произво­ дят их компоновку и координацию относительно набора корпуса и корпусного насыщения помещений. Работу выполняют па основе монтажных чертежей систем, выпущенных для головного судна се­ рии; в случае необходимости производят уточнения по месту.

Рис. 72. Совмещенная размерная схема базовых корпусных конструкций.

В итоге на схемах базовых корпусных конструкций должны быть нанесены трассы отдельных систем, откорректированные и спрямленные по отношению к монтажным чертежам и уже изгото­ вленным трубопроводам. Очередность фиксирования трасс каждой из систем в данном помещении зависит от установленной техноло­ гической последовательности их изготовления.

Положение каждой трассы отмечают ординатами, определяющими расстояние от оси участка трассы до плоскости, на которую он проек­ тируется (обозначается знаком Д), а также расстояние (в плоскости чертежа) до одной из выбранных базовых корпусных конструкций или детали набора корпуса.

Третья стадия работы заключается в разбивке каждой трассы на отдельные звенья, производимой на основе сетки размеров набора корпуса, нанесенной на совмещенной размерной схеме базовых корпусных конструкций. При этом учитывается расположение дета­ лей соединения труб относительно насыщения помещения (рис. 73).

В зависимости от точности установки на судне конструкции подразделяют на три группы:

157

Рис. 73. Совмещенная схема трубопровода с координатами трасс и разбивкой их на звенья.

1) с жесткими допусками на установку — детали набора корпуса, переборки, фундаменты механизмов, устройств и аппаратов и др.;

2)

с менее жесткими допусками

рундуки, двери, шкафы, стел­

лажи, фундаменты аппаратуры и др.;

 

3)

с нежесткими допусками или совсем не имеющие координат,

т. е. устанавливаемые по месту, — узлы арматуры, трассы электро­ кабелей, трубы вентиляции, приводы арматуры, смежные трубопро­ воды и др.

С целью обеспечения взаимозаменяемости труб на различных серийных судах зазоры между трубами (с учетом их изоляции) и насыщением помещения принимаются с учетом точности установки конструкций; так, для конструкции третьей группы зазор состав­ ляет 100—200 мм.

Следует также учитывать, что размещение соединений труб над электромоторами, приборами, рундуками, койками на допускается. К клапанам и соединениям труб должен обеспечиваться доступ для ремонта или демонтажа.

Затем определяют забойные трубы.

В результате выполнения третьей стадии работы должны быть получены все необходимые данные для составления технологических карт труб.

Четвертая стадия содержит работы по составлению технологи­ ческих карт на трубы, определяющих программу гибки, номера чертежей и расположение деталей соединений, расположение отрост­ ков и включающих указания по обработке концов труб и т. и.

Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а (табл. 19) является соче­ танием программы гибки и эскиза трубы и включает все данные, необходимые для изготовления трубы. Э с к и з в отличие от техно­ логического эскиза выполняется в соответствии с требованиями уни­

фикации элементов

и формы

трубы и содержит общие размеры.

П р о г р а м м а

г и б к и

труб на трубогибочных станках

составляется непосредственно по эскизу и содержит унифицирован­ ные элементы конфигурации (длины прямых участков, углы поги­ бов и углы между плоскостями погибов), определенные в соответ­ ствии с расчетными характеристиками данного станка и располо­ женные в последовательности гибки трубы, и совмещенную схему гибки, служащую для лучшей ориентировки при определении углов между плоскостями погибов.

Таблицы унифицированных элементов и типовых форм труб приведены в отраслевом стандарте.

Сборку труб с деталями соединений и отростками рекомендуется производить на специальном стенде.

На заключительной, пятой стадии составляются совмещенные размерные схемы систем по районам судна, подводящие итог работы по предыдущим четырем стадиям. На этих схемах показаны в сов­ мещенном виде системы, проходящие по разным плоскостям поме­ щений, с разбивкой трасс на отдельные звенья (трубы), с буквен­ ными и цифровыми индексами труб и арматуры и с координатами труб. Буквенный индекс указывает наименование систейы, к кото-

159