Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К диспозитивным обязанностям, которые возлагаются на правообладателя, только если договором франчайзинга не предусмотрено иное относятся «обязанность правообладателя оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников, а также обязанности контролировать качество товаров, работ, услуг производимых, выполняемых, оказываемых пользователем на основании договора франчайзинга». Это связано с тем, что «правообладатель не меньше пользователя заинтересован в качестве продуктов осуществляемой пользователем по договору франчайзинга предпринимательской деятельности, что может быть достигнуто при условии, если технологические процессы, приемы, способы, используемые в производстве, обслуживании, маркетинге, рекламе и других сопровождающих эту деятельность процессах, будут осуществляться на том же уровне, что и у правообладателя» [1, c. 46].

Однако, по мнению Ю.В. Хлебникова, соблюдение качества продукции и контрольные функции правообладателя должны быть установлены императивно. «Правообладателя необходимо к этому стимулировать, а не только давать возможность «за деньги» использовать удачно разработанный символ, зарегистрированный как товарный знак и т.п.» [62, c. 19].

Такого же мнения придерживается и Г.А. Соколов: «Изложение диспозитивной нормы относительно обязанности правообладателя контролировать качество товаров, производимых пользователем на основании договора франчайзинга императивно, позволит свести к минимуму получение потребителем некачественной услуги (товара, работы) от пользователя»[54, c. 6].

Однако совершенно противоположной точки зрения придерживается Е.С. Лысенко, который считает, что осуществление контроля над качеством, затрагивает, прежде всего, интересы правообладателя, поэтому это его право, а не обязанность [33, с. 25].

Осуществление правообладателем контроля над качеством товаров (работ, услуг) обусловлено, прежде всего, спецификой договора, а именно - использованием пользователем фирменного наименования, товарного знака, иных исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Товар, производимый пользователем с использованием лицензионного комплекса, фактически должен быть идентичным по качеству товару правообладателя. Контроль качества осуществляется правообладателем посредством проведения периодических проверок соблюдения требований технической и коммерческой документации, иных указаний правообладателя [53, c. 85].


С.Ф. Сокол, изучив договоры франчайзинга, заключаемые в Республике Беларусь, отмечает, что среди обязанностей правообладателей в тексте договоров также указываются следующие: в минимально возможный срок уведомить пользователя об утрате права на товарный знак или его изменении; проводить программу маркетинга, консультировать пользователя по текущим вопросам, относящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора, а также по вопросам разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов и другие. Правообладатель оставляет за собой право: контроля содержания рекламы при проведении пользователем рекламной программы самостоятельно; проводить бесплатное обучение одного руководителя организации пользователя и одного нанятого работника по вопросам функционирования франчайзинговой системы по месту нахождения правообладателя; проводить дополнительное обучение для руководителей и сотрудников пользователей; оказывать поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет пользователя и другие [53, c. 86-87].

Многими ученым отмечается, что критическим является преддоговорной этап отношений, когда потенциальный франчайзер обязан сообщить потенциальному франчайзи исчерпывающую и правдивую информацию о своем предприятии и дать франчайзи реальное представление о возможностях, которые ему принесет заключение договора франчайзинга. Именно на преддоговорном этапе, как показывает практика, совершается множество злоупотребление: представление франчайзерами неверных сведений, подлогов, введение в заблуждение относительно истинной ценности «фирмы» и ее конкурентоспособности либо подлинности исключительных прав франчайзера. Пострадавшими становятся франчайзи, которые заключают необеспеченный договор [1, c. 46]. В связи с этим Д.В. Алейников считает необходимым установить исчерпывающий перечень обязанностей франчайзера по предпродажному раскрытию информации и определить ответственность за нарушение этих обязанностей [1, с. 54].

Ю.В. Хлебников отмечает, что в зарубежных странах принято много нормативных актов, защищающих пользователя, как более слабую сторону, от злоупотреблений правообладателя (Закон Канады 1995 года «О раскрытии информации для франчайзинга», Франция – Закон «Дубена» от 31.12.1989 г, Италия - Закон «О правилах регулирования франчайзинга» от 06.05.2004 г.). «Зарубежная практика полна случаев, когда заключались ничем необоснованные договоры франчайзинга, пользователь вкладывал большие средства в развитие сети правообладателя, не имея при этом информации о коммерческом опыте последнего, размерах действующей сети, финансовых возможностях и т.п. В России правообладатели зачастую используют пользователей как «пилот-проекты», т.е. испытывают на них свои схемы ведения бизнеса и т.п.». Поэтому он предлагает использовать положительный законодательный опыт зарубежных стран по этой проблеме и дополнить ГК РФ нормой следующего содержания: «правообладатель обязан выдать пользователю подписанный руководителем или иным уполномоченным лицом документ, содержащий сведения о финансовом положении, количестве лиц, с которыми заключен договор, количестве лиц, с которыми расторгнут договор, с указанием причин расторжения, за два предшествующих года» [62, c. 20].



Такого же мнения придерживается Н.А. Ющенко, которая предлагает включить в специальный закон о франчайзинге в РФ, нормы, регламентирующие преддоговорной этап между франчайзером и франчайзи и раскрытие инфрмации франчайзером франчайзи следующего содержания: «Франчайзер обязан предоставить каждому, кто обратиться с намерением получить в пользование комплекс исключительных прав, достоверную информацию о франшизе, франчайзинговой системе, роялти, коммерческом опыте, состоянии и перспективе развития товарного знака, знака обслуживания, иные сведения, позволяющие судить о приобретенном опыте франчайзера, а также сведения об условиях договора, спорах и конфликтах за последние три года» [66, c. 10].

Мы полагаем, что франчайзер, перед тем, как заключить договор франчайзинга, обязан предоставить пользователю как минимум следующую информацию:

- род деятельности франчайзера;

- данные о принадлежащих франчайзеру объектах интеллектуальной собственности, права пользования которыми, передаются по договору франчайзинга;

- список всех франчайзи, с которыми франчайзер заключил договора франчайзинга;

- информацию о франчайзи, расторгнувших договоры франчайзинга с франчайзером с указанием причин;

- описание судебных и арбитражных процессах против франчайзера за последние пять лет его деятельности;

- статистическую информацию об изменениях количества заключенных договоров франчайзинга;

- перспективы расширения сети.

В связи с вышеизложенным полагаем необходимо дополнить ГК Республики Беларусь нормой, предусматривающей обязанность франчайзера раскрыть всю необходимую информацию о франшизе до заключения договора.



    1. Права и обязанности пользователя по договору франчайзинга


Основной обязанностью пользователя является соблюдение условий договора в части использования средств индивидуализации и принадлежащих правообладателю исключительных прав, которая коррелирует с правом на использование комплекса исключительных прав передаваемых по договору, а также выплата предусмотренного договором вознаграждения правообладателю.

«Особенностью договора франчайзинга является его гибкость, выражающаяся в неограниченном закреплении прав и обязанностей пользователя путем их конкретного определения по усмотрению сторон. В таких договорах очень часто встречаются положения о «добросовестности», «разумности», «честном ведении дел». На характер обязанностей пользователя влияет ряд факторов: сам предмет договора, его экономическая цель, характер и объем лицензионного комплекса» [53, c. 87].


Эти факторы нашли отражение в статье 910-4 ГК, согласно которой с учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору франчайзинга, пользователь обязан:

  1. «использовать при осуществлении предусмотренной договором франчайзинга деятельности фирменное наименование правообладателя указанным в этом договоре образом» [15].

Стороны могут в договоре определить, что фирменное наименование должно фиксироваться на документах, бланках, применяться при маркировке продукции, при внешнем оформлении помещения, в рекламе и т.п. В связи с этим пользователь обязан использовать указанное средство исключительно способом, оговоренным в договоре. «Только при надлежащим исполнении указанной обязанности правообладатель может быть уверен, что появление во франчайзинговой сети нового субъекта, который будет действовать под фирменным наименованием правообладателя, не скажется на качестве товаров (работ, услуг), известных потребителю по данным фирменным наименование, не навредит деловой репутации правообладателя и не введет в заблуждение потребителей товаров, работ, услуг» [53, c. 87].

  1. «обеспечивать соответствие качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основе договора франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем» [15].

  2. «соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования лицензионного комплекса тому, как он используется правообладателем, в том числе выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем при исполнении договора франчайзинга» [15];

Однако, как отмечает В.В. Подгруша, следует иметь в виду, что находясь в экономической зависимости от правообладателя, пользователь, тем не менее, является самостоятельным субъектом права, полноправным участником гражданского оборота. Занятие предпринимательской деятельностью в рамках, охватываемых договором франчайзинга, не исключает его права осуществлять и другие виды предпринимательской деятельности. «Обязательными для пользователя являются лишь те указания и инструкции правообладателя, которые находятся в рамках договора франчайзинга и характеризуются направленностью на обеспечение таких же условий работы пользователя, которые имеются у правообладателя. Правообладатель не вправе требовать большего, чем имеет сам, поэтому правообладатель не вправе давать чрезмерные, невыполнимые инструкции, указания» [47]. Данное ограничение направлено на защиту прав и законных интересов пользователя, так как в противном случае невыполнение им высоких требований и указаний правообладателя могло бы служить основание для досрочного расторжения договора франчайзинга по вине пользователя с отнесением на него риска неблагоприятных последствий [53, c. 88].


По мнению Е.С. Лысенко, «вызывает опасение обязанность пользователя соблюдать указания правообладателя по поводу внешнего и внутреннего оформления помещений, поскольку, ни один нормативный акт не содержит требований к его оформлению, скорее всего, здесь следует иметь в виду указания на такие способы и средства, которые применяет правообладатель». Поэтому он предлагает абзац 4 статьи 1032 ГК РФ изложить в следующей редакции: «пользователь обязан соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся способов и средств внутреннего и внешнего оформления помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав» [33, c. 25].

4. «оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя» [15];

Исполнением данной обязанности решаются две задачи: с одной стороны, осуществляется защита интересов потребителя, который, приобретая товар (заказывая работу, услугу) у пользователя, находящегося во франчайзинговой сети, вправе рассчитывать на гарантированный набор дополнительных услуг независимо от места их предоставления, с другой стороны, поддерживается деловая репутация правообладателя, который должен добиваться одинакового уровня качества во всех звеньях франчайзинговой сети [53, c. 88-89].

5. «не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау)» [15];

Данная требование обеспечивается путем возложения на пользователя обязанности сохранять конфиденциальность информации с установлением ответственности за ее несанкционированное разглашение.

6. «информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга» [15].

С.Ф. Сокол указывает на то, что «устанавливая данную обязанность, законодатель там самым защищает не только права и законные интересы третьих лиц, с которыми пользователь вступает в отношения под фирменным наименованием правообладателя, используя его товарный знак или знак обслуживания, иные средства индивидуализации, но также защищает и интересы самого правообладателя, который хочет быть уверен, что покупателям (заказчикам) будет известно, что продавец (подрядчик, исполнитель) является лишь одним из звеньев франчайзинговой сети». Информирование в случае выявления недостатков товаров (работ, услуг) позволяет персонифицировать ответственность конкретного пользователя, использующего средства индивидуализации правообладателя [53, c. 89].