Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С подобным утверждением, на взгляд Т.М. Халецкой, сложно согласиться по следующим причинам. Во-первых, буквальное толкование п.1. ст. 403 ГК Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что существенными условиями будут являться те условия, без согласования которых договор будет являться незаключенным. Во-вторых, в п.2. статьи 910 ГК Республики Беларусь совершенно определенно указано, что «договор франчайзинга предусматривает использование комплекса исключительных прав с указанием или без указания территории их использования применительно к определенным видам предпринимательской деятельности». Кроме того, не оговаривая в договоре условие о территории его действия, стороны могут в соответствии со ст. 910-5 ГК предусмотреть в нем обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав [60, c. 570].

Таким образом, отсутствие в договоре франчайзинга условия о территории не повлечет признание данного договора не заключённым.

Согласно п.1. статьи 910 ГК Республики Беларусь договор франчайзинга является возмездным. Подтверждает отнесение условия о вознаграждении к существенным условиям договора франчайзинга формулировка п. 4 статьи 910 ГК Республики Беларусь.

Вознаграждение по договору комплексной предпринимательской лицензии может выплачиваться франчайзи франчайзеру в форме фиксированных разовых (паушальный платеж) или периодических платежей (роялти), отчислений от выручки, наценок на оптовую цену товаров, передаваемых лицензиаром для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Возможно также комбинирование указанных способов. Зачастую договор предусматривает и разовую выплату паушального платежа, и роялти. Конкретные размеры вознаграждения или способ его формирования, а также сроки оплаты пользования исключительными правами определяются сторонами в договоре. Кроме того, за предоставленные комплексные предпринимательские сублицензии лицензиат обычно выплачивает лицензиару определенный процент от вознаграждения по сублицензионному договору [14].

Е.П. Сесицкий отмечает, что «на практике применяются различные схемы оплаты по договору франчайзинга, но в большинстве случаев стороны применяют такую форму оплаты, при которой сразу после заключения договора выплачивается первоначальная фиксированная сумма (паушальный платеж) и впоследствии пользователь осуществляет периодические платежи (роялти) в виде отчислений в определенном проценте от суммы по реализации продукции (оказываемых услуг) либо от иной базы для исчисления таких платежей» [52].


В любом случае выбор той или иной формы выплаты вознаграждения определяется сторонами и зависит от специфики осуществляемой пользователем предпринимательской деятельности по договору франчайзинга.

Г.А. Соколов отмечает: «Целесообразно в договоре франчайзинга предусмотреть необходимость указания стоимости вознаграждения за каждый объект исключительного права в отдельности, что будет иметь значение при определении финансовых последствий прекращения одного из объектов исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии» [54, c. 24].

Г.А. Соколов к существенным условиям договора франчайзинга также относит императивно сформулированные законом права и обязанности правообладателя и пользователя [54, c. 20]. Однако мы согласимся с Т.М. Халецкой в том, что данный вывод не состоятелен, так как нормы главы 54 ГК РФ не содержат подобной оговорки, отсутствует такая оговорка и в нормах главы 53 ГК Республики Беларусь [60, c. 571].

Подводя итог, отметим, что, по-нашему мнению, к существенным условиям договора франчайзинга следует относить условие о предмете договора, о вознаграждении, а также об объеме использования передаваемых по договору прав.
3.2 Предмет договора франчайзинга

В юридической литературе отсутствует единая точка зрения в отношении того, что следует понимать под предметом договора франчайзинга.

По мнению Л.А. Трахтенгерц, предметом договора коммерческой концессии служат отчуждаемые имущественные права [58, с. 46].

В.П. Мороз в свою очередь отмечает, что «предметом договора франчайзинга является предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение комплекса исключительных прав, перечень которых не является исчерпывающим». «Предметом договора франчайзинга могут быть и такие объекты интеллектуальной собственности, как определенная коммерческая информация и опыт организации той или иной коммерческой деятельности, включающие в себя профессиональное обучение персонала, инструктажи по различным аспектам организации коммерческой деятельности: управление, создание сбытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры и т.п. Предметом могут являться только права, которые могут выступать объектом имущественных сделок» [40, c. 680].

По мнению Я.И. Функа, объектом договора франчайзинга является «передача правообладателем права на использование лицензионного комплекса за плату с выполнением иных обязанностей со стороны пользователя» [59].


В.В. Витрянский полагает, что «не совсем правильно отождествлять предмет договора с его объектом, так как такое понимание договора коммерческой концессии не позволяет отделить этот договор от иных типов договоров, объектами которых служат средства индивидуализации участников имущественного оборота и выпускаемых ими товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также иные объекты интеллектуальной собственности» [6, c. 1006].

Согласно позиции М.И. Брагинского «при широком подходе предмет охватывает весь набор показателей того, по поводу чего он заключается». Сюда входят данные о предмете как таковом, включая количество, качество и цену передаваемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Однако применительно к составу существенных условий понятие предмета договора существенно сужается [6, c. 315].

Е.В. Пассек пишет, что «нет существенной разницы в том, что назовем ли мы содержанием обязательства само действие или предоставляемую этим действием имущественную ценность» [46, c.45].

Мы придерживаемся того мнения, что следует разграничивать предмет договора и объект обязательства, вытекающего из договора. Объектом обязательства по договору франчайзинга являются исключительные права – лицензионный комплекс, центральное место в котором занимает право на фирменное наименование и нераскрытая информация. Предметом договора франчайзинга являются действия правообладателя по передаче пользователю права пользования лицензионным комплексом, а также действия пользователя по уплате правообладателю вознаграждения[53, c. 64] .

А.А. Еремин пишет, что «в качестве предмета по договору коммерческой концессии выступают целенаправленные действия правообладателя, связанные с предоставление пользователю комплекса исключительных прав и действия пользователя по использованию переданных прав и по уплате вознаграждения, совершение иных, связанных с заключением и исполнением договора, действий, а также общественные отношения, складывающиеся между сторонами из заключенного договора». Объектами гражданских прав, которыми по этому договору пользователь приобретает возможность использовать, выступает два вида объектов: 1) объекты интеллектуальной собственности: товарный знак, знак обслуживания, секрет производства (ноу-хау) и др. 2) особые нематериальные блага: деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя. В категорию «объект договора франчайзинга», по его мнению, включается: «конкретный объект (из числа тех, которые указаны в ГК РФ) и права на этот объект, регулируемые договором» [24, c. 27].


Действия по передаче прав на использование лицензионного комплекса во многом зависит от того, какие исключительные права передаются в пользование. Исследование правовых особенностей, каждого из объектов интеллектуальной собственности позволяет выявить ряд правовых проблем, связанных с их передачей и использованием по договору франчайзинга.

Согласно законодательству Республики Беларусь обязательными элементами лицензионного комплекса являются право на фирменное наименование правообладателя и нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау). Дополнительными объектами могут быть иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, компьютерные программы и т.д.).

Согласно ГК Республики Казахстан в комплекс исключительных прав обязательно должно быть включено право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации. Договор, так же как и в белорусском законодательстве, может включать предоставление права использовать другие объекты исключительных прав, предусмотренных договором [16].

Однако, пункт 1 ст. 1027 ГК Российской Федерации в качестве обязательных элементов лицензионного комплекса закрепляет право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [17].

В российском законодательстве понятие фирменного наименования также присутствует и по смыслу совпадет с понятием фирменного наименования в Республике Беларусь и Республике Казахстан. В ранее действующей редакции статьи 1027 ГК Российской Федерации обязательным элементом лицензионного комплекса было фирменное наименование, однако в связи с изменениями в законодательстве фирменное наименование в настоящий момент не подлежит отчуждению либо передаче по каким-либо основаниям. При этом в законодательстве Российской Федерации присутствует понятие коммерческого обозначения как средства индивидуализации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которое и является элементом лицензионного комплекса в Российской Федерации.

Стороны в договоре франчайзинга определяют способы использования фирменного наименования: на визитках, рекламной продукции, иных полиграфических материалах, предоставляемых правообладателем или заказываемых пользователем самостоятельно, использование фирменного наименования в визуализированном виде в пунктах обслуживания с согласия правообладателя в целях информирования покупателей, использование в действиях с контрагентами с согласия правообладателя, если эти действия обусловлены осуществлением положений договора франчайзинга.


Как отмечает Ю.С. Миловзорова, подтверждением того, что обязательным объектом договора франчайзинга выступает право на использование фирменного наименования, является, в частности, то, что в соответствии с п. 2 ст. 910 ГК Республики Беларусь одно из оснований прекращения договора франчайзинга - прекращение принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование без замены их новыми аналогичными правами. Поскольку не все индивидуальные предприниматели имеют фирменное наименование, в целях выхода из сложившейся ситуации предлагается дать возможность индивидуальным предпринимателям, не имеющим фирменного наименования, использовать при передаче лицензионного комплекса любое из передаваемых средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг [37].

Однако Г.А. Соколов пишет: «Фирменное наименование закрепляется за юридическим лицом - коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота. Заключая договор франчайзинга, правообладатель, как бы, делится своим фирменным наименованием с пользователем, что является не логичным, так как фирменное наименование должно быть тем определяющим понятием, которое не допускало бы смешения круга хозяйствующих субъектов в гражданском обороте» [54, c. 18].

Второй объект интеллектуальной собственности, право использования, которого входит в лицензионный комплекс, передаваемый пользователю по договору франчайзинга, - это товарный знак либо знак обслуживания. «Франчайзинг позволяет начинающим предпринимателям работать, используя товарный знак с широкой известностью. Товарные знаки выполняют гарантийную и рекламную функции, которые направлены на то, чтобы гарантировать уровень качества маркированных товаров, а также на продвижение товаров и услуг на рынке и создание имиджа знака»[53, c. 71].

«Для передачи пользователю права на использование товарного знака нужно зарегистрировать этот товарный знак в Национальном центре интеллектуальной собственности или распространить на него правовую охрану с использованием механизмов, предусмотренных региональной или международной системой регистрации товарных знаков» [29].

Передача прав на товарный знак не должна вводить в заблуждение потребителя относительно производителя товара и его качества. Избегать таких негативных моментов при заключении договора франчайзинга призван обеспечить контроль качества товаров, производимых пользователем, который осуществляет правообладатель, при этом качество товаров пользователя не должно быть ниже, чем у правообладателя [53, c. 72].