Файл: Дипломная работа выполнена на 71 странице с использованием 66 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Регистрационная процедура в Испании также предполагает регистрацию самого правообладателя, а не договора франчайзинга. Кроме того, ведется специальный реестр франчайзеров. Согласно статье 62 Закона «О розничной торговле Испании» все франчайзеры, осуществляющие свою деятельность на территории Испании, обязаны зарегистрироваться: иностранные компании – в федеральном реестре франчайзеров, национальные – в региональном реестре. Реестр позволяет анализировать всю франчайзинговую деятельность в стране, а также, дает возможность потенциальному франчайзи получить информацию, которая ему необходима на преддоговорном этапе [3, c. 16]. Франчайзер сначала обязан провести регистрацию документа о раскрытии информации, и лишь затем вправе направит его потенциальным франчайзи. По мнению А.Ф. Багдосарян, в РФ также необходимо создание единого реестра франчайзеров.

Российский ученый А.А. Еремин предлагает внести в ГК норму, позволяющую сторонам по своему усмотрению принимать решение о регистрации перехода исключительных прав по договору коммерческой концессии. Он предлагает п. 2 статьи 1028 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии по соглашению сторон подлежит государственной регистрации. При отказе сторон от государственной регистрации предоставление права использования комплекса исключительных прав, договор считается состоявшимся» [24, c. 19].

Мы полагаем, договор франчайзинга должен подлежать регистрации только в том случае, если по договору передаются права в отношении тех объектов интеллектуальной собственности, охрана которых происходит в силу факта их регистрации. Кроме того, по-нашему мнению, следует сократить максимальный срок государственной регистрации, ограничив круг сведений, подлежащих проверке патентным органом. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в нормативно-правые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы государственной регистрации договора франчайзинга. Упрощение данной процедуры, по-нашему мнению, будет способствовать увеличению количества заключенных в Республике Беларусь договоров франчайзинга, а, следовательно, и увеличению поступающих в экономику Республики Беларусь инвестиций.


ГЛАВА 3

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ФРАЧАЙЗИНГА

3.1 Существенные условия договора франчайзинга

Содержание гражданско-правового договора составляют совокупность условий, определяющих права и обязанности сторон. С наличием в договоре существенных условий связано само заключение договора, при отсутствии хотя бы одного из существенных условий договор будет являться незаключенным. Однако в отношении договора франчайзинга их перечень законодательно не установлен, вследствие чего существуют различные точки зрения относительно того, какие условия являются существенными условиями договора франчайзинга.

Безусловно, существенным условием договора франчайзинга является его предмет. Предметом договора франчайзинга являются действия правообладателя по передаче пользователю права пользования лицензионным комплексом, а также действия пользователя по уплате правообладателю предусмотренного договором вознаграждения.

Я.И. Функ в составе лицензионного комплекса выделяет «охраноспособные имущественные права (права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.), неохраноспособные имущественные права (деловой опыт и др.) и другие объекты гражданского права (коммерческая информация и др.)» [59].

Лицензионный комплекс в обязательном порядке должен включать права использования фирменного наименования и нераскрытой информации. Однако мировая практика франчайзинговых отношений исходит из того, что наибольшее значение имеют именно товарные знаки, т.к. они формируют у потребителя определенное отношение к бизнесу правообладателя, его товарам, работам, услугам и обеспечивают схожесть комплекса объектов правообладателя и пользователя. Поэтому, как правило, пользователь заинтересован в товарных знаках правообладателя, а не в его фирменном наименовании, которое в большинстве случаев не сходно с товарными знаками правообладателя и не представляет для пользователя особой ценности как объект интеллектуальной собственности с экономической точки зрения [59].

К существенным условиям договора относят также объем передаваемых прав по договору [48]. Подобный вывод вытекает из анализа п. 2 статьи 910 ГК Республики Беларусь, в котором указано, что «договор франчайзинга предусматривает использование комплекса исключительных прав в определенном объеме (с установлением минимального и (или) максимального объема использования)».


При этом в соответствии с указанной нормой объем использования лицензионного комплекса, переданного по договору франчайзинга, может быть определен в трех вариантах: «1) минимальный объем использования, его определение зависит от существа передаваемого права, когда уменьшение способов его использования возможно лишь до известных пределов, превышение которых способно превратить само право в фикцию. 2) максимальный объем использования, когда правообладатель передает пользователю право на использование всех объектов лицензионного комплекса любыми не запрещенными законами способами, при этом объем прав близок к объему прав самого правообладателя, хотя будучи производным, он не может совпадать полностью 3) одновременно и максимальный, и минимальный объем использования» [53, с. 60].

Объем использования лицензионного комплекса обычно включает положения о способах использования объектов интеллектуальной собственности, расширении либо сужении объема правомочий в зависимости от выполнения или невыполнения пользователем определенных условий. В условия об объеме использования могут также включаться положения об ограничении прав сторон по договору франчайзинга. Кроме того, по мнению Ю.В. Прокопенко, объем использования лицензионного комплекса должен включать условие о территории действия договора [48].

По мнению Н.Н. Грабовской, объем использования может быть указан следующим образом:

- путем установления конкретных способов использования прав, предоставляемых франчайзи (использование в рекламе, использование в коммерческой документации и т.п.);

- путем указания на то, что лицензионный комплекс может быть использован любым способом в определенной сфере, виде деятельности;

- путем указания на то, что франчайзи вправе использовать лицензионный комплекс любым способом в своей коммерческой деятельности (максимальный объем прав). В данном случае необходимо учитывать правило «никто не может передать прав больше, чем имеет сам», т.е. франчайзи не может иметь больше прав, чем франчайзер;

- путем указания на использование лицензионного комплекса любыми способами, но только для развития конкретных объектов (например, торговых объектов или объектов общественного питания);

- иным способом, позволяющим установить объем прав [14].

Таким образом, допустимо указание в договоре франчайзинга как передаваемых прав, так и определение границ их использования (минимальных и максимальных).

Сфера предпринимательской
деятельности пользователя, в которой будет использоваться передаваемый по договору лицензионный комплекс, также отнесен некоторыми авторами (С.Ф. Сокол, О.Н. Садиков) к существенным условиям договора франчайзинга [53 c. 60 ], [18, с. 320].

Однако Т.М. Халецкая отмечает, что ни один из указанных авторов не приводит в обоснование своей позиции каких-либо аргументов, чаще всего дается лишь перечисление сфер деятельности правообладателя, в которых может быть использован лицензионный комплекс [60, c. 570]. «Это может быть сфера производства конкретных товаров, включая промышленную доработку, или сбыт товаров, производимых правообладателем, либо производство и реализация товаров, произведенных самими пользователем по образцам правообладателя и под его товарным знаком. Если речь идет о сфере оказания услуг или выполнения работ, то пользователь может быть обязан оказывать услуги или выполнять работы, тождественные услугам, работам, которые выполняет правообладатель» [53, c. 60].

В законе не указано на необходимость определения в договоре сферы предпринимательской деятельности пользователя, в которой должен быть использован переданный лицензионный комплекс. В п. 1 статьи 910 ГК установлено, что «правообладатель обязуется предоставить пользователю лицензионный комплекс для использования в предпринимательской деятельности». По мнению Т.М. Халецкой, в данном случае определена лишь цель заключения договора – использование лицензионного комплекса в предпринимательской деятельности, следовательно, данное условие не будет являться существенным [60, с. 571].

Вопрос об отнесении срока действия договора к существенным условиям является дискуссионным. Существуют две полярные точки зрения: одни утверждают, что условие о сроке не может быть отнесено к существенным условиям договора франчайзинга (Е.С. Лысенко) [34, c. 355], другие напротив считают, что отсутствие данного условия в договоре повлечет его незаключенность (Г.А. Соколов, С.Ф. Сокол, Т.М. Халецкая) [54, c. 15], [53, c. 60], [60, с. 569].

Ю.С. Миловзорова отмечает, что «без указания срока затруднительно заключать договоры субфранчайзинга, планировать развитие системы, производить расчеты роялти, рассчитывать доход от деятельности предприятия-пользователя, гарантировать обучение, контроль качества производимой продукции, работы технологий и т.д.»[38, c. 8].

Ученые, отрицающие отнесение условия о сроке к существенным условиям договора франчайзинга, в обоснование своей позиции приводят следующие доводы. В соответствии с п.1. статьи 910 ГК Республики Беларусь «правообладатель обязуется предоставить другой стороне (пользователю) лицензионный комплекс на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока» [15]. Из указанного положения делается вывод об отсутствии необходимости указывать какой-либо срок действия договора франчайзинга, так как отсутствие такого условия не влияет на статус договора «заключенный - незаключенный».


Представители второго подхода, руководствуясь такой же формулировкой определения договора франчайзинга, делают противоположный вывод: «На тот случай, если в договоре франчайзинга не предусмотрен срок его действия, взаимоотношения сторон все равно не являются чем-то бесконечным, в этом случае действует правило закрепленное в п. 2 статьи 910 -11 ГК Республики Беларусь, согласно которому «каждая из сторон договора вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок»» [53, c. 60].

На взгляд Т.М. Халецкой, условие о сроке действия договора франчайзинга должно быть отнесено к его существенным условиям, исходя из признака необходимости для договоров данного типа, что связано со спецификой объекта анализируемого договора, а именно со срочностью ряда исключительных прав и необходимостью учета последствий их прекращения [60, с. 569]. Действие охранного документа в отношении того или иного объекта интеллектуальной собственности может быть прекращено досрочно, в связи с чем пользователь может утратить интерес к предмету договора франчайзинга.

Интересной является точка зрения Н.Н. Грабовской, которая считает, что срок использования лицензионного комплекса и срок действия договора не одно и то же. Так, срок использования лицензионного комплекса по договору может быть меньше срока действия самого договора или в договоре может быть не указан срок его действия, но указан срок использования лицензионного комплекса [14]. Однако в законодательстве предполагается, что срок действия договора является сроком использования лицензионного комплекса.

А.А. Еремин с целью защиты коммерческой тайны правообладателя считает необходимым внести изменения, касающиеся срока действия договора, а именно, установить минимальный срок договора, например, равный трем годам. Он предлагает включить в ГК РФ статью «Срок договора франчайзинга», изложив ее в следующей редакции: «Договор франчайзинга заключается на срок не менее трех лет. Для отдельных видов договора франчайзинга и коммерческой концессии законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки, на которые может быть заключен договор» [24, c. 19].

К существенным условиям договора, С.Ф. Сокол относит также условие о территории. Территория - зона действия пользователя, ограниченная условиями договора. «Так как стороны в договоре франчайзинга являются партнерами в одной и той же сфере деятельности, они вправе определить границы территории, на которой будет действовать пользователь, с тем, чтобы исключить взаимную конкуренцию». Данное условие, по мнению ученого, является существенным, так как оно следует из сущности лицензионного комплекса, при передаче которого предусматривается эксклюзивность территориальных прав [53, c. 61].