ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
Режимом противовращения гидродинамической передачи назы вают такой тормозной режим, при котором турбина и насос вра щаются в противоположные стороны. На режиме противовраще ния автомобильная гидромуфта работает при движении автомобиля задним ходом под гору при включенной передней передаче. На подъемных механизмах гидропередача работает в режиме противо вращения при спуске грузов, когда реверс не включен. При этом на подъемно-транспортных машинах применение режима противо вращения позволяет получить монтажные «ползучие» скорости.
На рис. 23, а, б, в показана схема гидромуфты и движение потока при работе на режиме противовращения. На основной по-
п<=const
|
|
|
|
|
ч |
3 |
M |
|
|
|
M2 |
|
|
\ |
|
n, =const |
|
MS |
ГМ |
P.O. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
' |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
\ / \ |
|
|
|
|
5) |
|
|
|
|
0 |
1=1 |
+i |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
г) |
|
|
|
Рис. |
23. Режим противовращения: |
|
||||
û — направление движения; б — структурная |
схема; |
в — внешняя характеристика |
||||||
на режиме противовращения; |
г — совместная |
характеристика |
гидромуфты и |
гидротор |
||||
моза на режиме противовращения: / — характеристика |
гидромуфты на режиме противо |
вращения; 2 — характеристика гидротормоза; 3 — суммарная характеристика
ток Q, создаваемый насосом, действует противопоток Q', который тормозит основной поток рабочей жидкости, т. е. уменьшает сум марный расход. В турбостроении этот режим называют «растратным». На рис. 23, б показана структурная схема передачи, рабо тающей на режиме противовращения. Насос работает в режиме насоса. Турбина работает в особом тормозном режиме («растратном»), при котором энергия к ней подводится со стороны рабочего органа и затрачивается на торможение движения основного потока.
На рис. 23, в показана внешняя характеристика гидромуфты, работающей в режиме противовращения. Чем быстрее вращается турбина, тем интенсивнее затормаживается основной поток, по этому расход Q и момент M уменьшаются. При некотором переда
точном отношении Nx |
— N2, Q = 0. Это передаточное отношение і |
назовем критическим |
Однако при гк р , несмотря на то, что Q — 0, |
40
момент, как показали исследования, не равен нулю, а имеет мини
мальное значение Мтіп. |
Минимальный момент |
создается за |
счет |
|||||||||
вихревых |
обменных |
течений |
между |
колесами |
при |
отсутствии |
||||||
основного |
течения. |
|
При |
дальнейшем |
увеличении частоты |
вра |
||||||
щения турбины (до |
/ > |
4р) |
момент |
вновь |
начинает расти. |
Мо |
||||||
мент |
M m l n |
определяется |
экспериментально |
для |
каждой |
конструк |
||||||
ции |
гидромуфты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, гидромуфта в режиме противовращения |
имеет |
|||||||||||
неустойчивую AB |
и |
устойчивую |
CD |
ветви |
характеристики. Мо |
|||||||
мент на участке CD создается |
обратным |
движением |
потока и |
|||||||||
трением. Но скорости ведомого |
вала |
(—пТ ) |
велики. |
|
|
|||||||
|
Обратный |
Прямой |
0 |
цикл |
|
|
Обратный. |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
цикл |
|
|
|
|
|
|
|
цикл |
|
|
\ |
/ |
\.ч |
|
|
7 |
/7,= Const |
\ |
|
||
Up |
о |
|
У-м х -
Режим |
-Q |
Обгонный |
протибовращения 1 |
Тяговый |
режим |
режим |
Рис. 24. Полная внешняя характеристика гидромуфты
Недостатком режима противовращения является то, что гидро муфта работает на неустойчивой ветви характеристики. При вы ходе на неустойчивую ветвь скорость турбины резко возрастает из-за перехода рабочей точки на устойчивую ветвь CD. В практике неприятный «провал» характеристики устраняется последователь ным включением гидротормоза. Причем гидротормоз подбирается так, чтобы совместная характеристика гидротормоза и гидро муфты не имела отрицательного градиента момента (рис. 23, г).
Характеристика гидромуфты на режиме противовращения рассчитывается по уравнению баланса удельной энергии. На рис. 24 показана полная внешняя характеристика гидромуфты.
§ 11. ПОДОБИЕ ГИДРОМУФТ
Свойства гидромуфты определяются ее внешней характери стикой, т. е. зависимостями M, N, т] = f (я2 ). Остальные пара метры гидромуфты, такие, как активный диаметр D a , частота вра щения ведущего вала п1 и плотность рабочей жидкости р, суще ственно влияющие на работу гидромуфты, при построении внеш ней характеристики принимаются постоянными. Однако в практике эти параметры не остаются постоянными как в процессе эксплуа-
41
тации гидропередачи, так и в процессе ее проектирования. Так, при проектировании гидропередачи подбирают диаметр гидро муфты из условия обеспечения нужной энергоемкости, а в про цессе работы возможен переход с одной рабочей жидкости на дру гую. Поэтому необходимо выяснить зависимость внешней харак теристики гидромуфты от указанных параметров, т. е. выяснить зависимости M, N и л = / (п1, Da и р). Уравнения связи, раскры вающие эти зависимости, выводятся на основании законов подобия.
Напишем выражение для отношения меридиональных состав ляющих абсолютных скоростей двух подобных гидромуфт, исполь
зуя уравнение (59):
*
СтН _ |
«2Н_ I |
/ _ | м |
CmM |
U2h\ У |
ІН |
при
что справедливо только в области автомодельности
СтН |
_ |
Ц 2 Н |
СmM |
~ |
и2М ' |
т. е. при работе гидромуфты в области автомодельности доста точно соблюдать только геометрическое и кинематическое подобие, так как в этом случае динамическое подобие соблюдается автома тически.
Найдем выражение для гидравлического к. п. д. гидромуфты при ее работе в области автомодельности:
Нп |
Hm — 5J hnoT |
j 2 |
^пот |
|
|||
С учетом выражений (55), |
(58) |
и (59) |
получим |
|
|||
|
^ Г І + ^ Г - ( 1 - 0 2 ( 1 + а 2 ) |
|
|
||||
Л = 1 |
|
- г " т . |
|
|
• |
|
|
|
|
и Н |
2 ( 1 — ta |
) |
|
|
|
Запишем и преобразуем уравнение Эйлера для момента гидро |
|||||||
муфты |
|
|
|
|
|
|
|
M = pQ (cumrm |
— с и Т 2 г Т а ) = |
|
|
||||
= pFaHrm |
( 1 — ta ) |
y |
K |
^ |
'-, |
(70) |
|
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
C uH2 = |
Ы Н 2 — ЩіГ |
H2> |
|
|
|
|
|
Q = |
cmF. |
|
|
|
|
* Индексы M и H относятся соответственно к модели и к натуре.
42
Определим коэффициенты пропорциональности. С учетом урав нения (70) имеем
М М |
|
Рм^м К ) м |
|
('ш)м Y { l |
- |
' 2 ) |
( 1 - fl2) |
|
*н (1 - |
i a - ) |
|
|
||||
Ж |
~ |
PnFH К ) н |
|
( ^ ) H У"(1 - |
a |
(1 - |
a2) EM О - |
- 2 |
) ' |
( 7 1 ) |
||||||
Ho £ M |
= |
| н |
Д л я |
области автомодельности |
работы |
гидромуфты. |
||||||||||
Отношение |
площадей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
F M |
( D DM |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Dl)H |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тогда |
уравнение (71) можно записать в виде |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
Мм. |
|
Р м ( ш н ) м ( о І ) м |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
M Н |
Р н ( Ш н ) Н (° 5 а) Н |
|
|
|
|
|
|||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М м |
|
|
- |
|
М |
н |
|
• • - = |
Ям = const, |
(72) |
|||
|
Рм(И н)м(Оа)м |
|
|
Р н К ) н ( о 5 а ) н |
|
|
|
|
|
|||||||
где Хм •— коэффициент |
момента гидромуфты, т. е. момент, отне |
|||||||||||||||
|
сенный к единице угловой скорости, единице активного |
|||||||||||||||
|
диаметра |
и единице |
плотности. |
|
|
|
|
|
||||||||
Умножив числитель и знаменатель уравнения (72) на сон> Для |
||||||||||||||||
коэффициента |
мощности |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
X |
— |
М ( |
0 н |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N |
~~ p£û2HD5a(DH ~~ |
p(ù3HD5a ' |
|
|
|
|
||||||
Таким образом, |
окончательно |
получаем |
|
уравнения |
подобия: |
|||||||||||
|
|
|
M |
= ЯмрсонОа; M — кмупнОІ; |
I |
|
|
|
||||||||
|
|
|
N |
= |
K'nP(ÙHDI; |
N |
= |
XNynHD5A, |
|
j |
|
|
|
|||
где Ям и Яд/ — безразмерные |
коэффициенты момента |
и мощности; |
||||||||||||||
л м и ^ |
— коэффициенты момента |
и мощности, имеющие раз |
||||||||||||||
|
|
|
мерность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Приведенной характеристикой гидромуфты называется зави |
||||||||||||||||
симость |
коэффициента |
момента и к. п. д. гидромуфты |
от |
переда |
||||||||||||
точного |
отношения |
или |
скольжения |
при постоянных D a , |
пх и р. |
|||||||||||
На рис. 25, |
а показана |
приведенная |
характеристика |
гидромуфты. |
Подобную характеристику часто условно называют безразмерной характеристикой, хотя в действительности коэффициент момента Я м [см. формулу (73) ] имеет размерность с2 /м. Д л я увеличения численного значения ординат приведенной характеристики можно
приведение |
делать |
к £>а = 1 |
м, |
ю х |
= |
10 |
с - 1 и р = 100 кгс/м3 . |
В этом |
случае |
коэффициент |
момента |
|
|||
|
Я м = Я м ' Ю 0 |
1 02 |
1,05 |
= |
Ям'Ю4 |
43
и момент
М= À M . 1 0 " 4 p D 5 a c o 2 H .
При помощи приведенных характеристик сравнивают свойства нескольких гидромуфт, которые, например, при одинаковом к. п. д. могут отличаться формой рабочей полости, геометрическими пара метрами, количеством лопаток и т. д.
На рис. 25, а показаны приведенные характеристики трех гидро муфт, которые имеют одинаковый к. п. д. График 25, а позволяет сравнить указанные гидромуфты по энергоемкости, перегрузоч ным свойствам и т. д.
i'1 |
i(s) |
е-!. i(s) |
a) |
|
S) |
Рис. 25. Безразмерные |
характеристики гидромуфты: |
|
а — приведенные; б — относительная |
||
Относительная характеристика представляет собой зависи |
||
мость M = f (і) или M = f (s), |
где M — отношение текущего |
крутящего момента к моменту при расчетном передаточном отно шении или скольжении к номинальному моменту. На рис. 25, б показана относительная характеристика гидромуфты. Из графика следует, что при увеличении скольжения [s > 0,1 (і < 0 , 9 ) ] кру тящий момент гидромуфты резко возрастает, изменяясь сначала почти по прямой. С дальнейшим увеличением скольжения s уве личение момента замедляется и при s ~ 1 момент достигает макси мального значения. При этом величина его для полностью запол ненной гидромуфты может быть в 20—25 раз и более выше номи
нального момента при |
s ~ 3 % . |
|
|
Пересчет |
характеристик при изменении частоты |
вращения. |
|
Пусть задана |
внешняя |
характеристика гидромуфты |
M = f (п2) |
при «н = " і = const (см. рис. 26, а). Требуется по заданной харак теристике найти новую характеристику при новой частоте вра
щения |
я н = п{. Пусть п'\ < щ; m = 1500 об/мин, п[ = |
= 750 |
об/мин. |
Пересчет характеристики производится по точкам (см. рис. 26, а, где точка / — точка холостого хода; 2 — точка стопового режима;
44