Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Режимом противовращения гидродинамической передачи назы­ вают такой тормозной режим, при котором турбина и насос вра­ щаются в противоположные стороны. На режиме противовраще­ ния автомобильная гидромуфта работает при движении автомобиля задним ходом под гору при включенной передней передаче. На подъемных механизмах гидропередача работает в режиме противо­ вращения при спуске грузов, когда реверс не включен. При этом на подъемно-транспортных машинах применение режима противо­ вращения позволяет получить монтажные «ползучие» скорости.

На рис. 23, а, б, в показана схема гидромуфты и движение потока при работе на режиме противовращения. На основной по-

п<=const

 

 

 

 

 

ч

3

M

 

 

 

M2

 

 

\

 

n, =const

 

MS

ГМ

P.O.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ / \

 

 

 

 

5)

 

 

 

 

0

1=1

+i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г)

 

 

 

Рис.

23. Режим противовращения:

 

û — направление движения; б — структурная

схема;

в — внешняя характеристика

на режиме противовращения;

г — совместная

характеристика

гидромуфты и

гидротор­

моза на режиме противовращения: / — характеристика

гидромуфты на режиме противо­

вращения; 2 — характеристика гидротормоза; 3 — суммарная характеристика

ток Q, создаваемый насосом, действует противопоток Q', который тормозит основной поток рабочей жидкости, т. е. уменьшает сум­ марный расход. В турбостроении этот режим называют «растратным». На рис. 23, б показана структурная схема передачи, рабо­ тающей на режиме противовращения. Насос работает в режиме насоса. Турбина работает в особом тормозном режиме («растратном»), при котором энергия к ней подводится со стороны рабочего органа и затрачивается на торможение движения основного потока.

На рис. 23, в показана внешняя характеристика гидромуфты, работающей в режиме противовращения. Чем быстрее вращается турбина, тем интенсивнее затормаживается основной поток, по­ этому расход Q и момент M уменьшаются. При некотором переда­

точном отношении Nx

— N2, Q = 0. Это передаточное отношение і

назовем критическим

Однако при гк р , несмотря на то, что Q — 0,

40


момент, как показали исследования, не равен нулю, а имеет мини­

мальное значение Мтіп.

Минимальный момент

создается за

счет

вихревых

обменных

течений

между

колесами

при

отсутствии

основного

течения.

 

При

дальнейшем

увеличении частоты

вра­

щения турбины (до

/ >

4р)

момент

вновь

начинает расти.

Мо­

мент

M m l n

определяется

экспериментально

для

каждой

конструк­

ции

гидромуфты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, гидромуфта в режиме противовращения

имеет

неустойчивую AB

и

устойчивую

CD

ветви

характеристики. Мо­

мент на участке CD создается

обратным

движением

потока и

трением. Но скорости ведомого

вала

(—пТ )

велики.

 

 

 

Обратный

Прямой

0

цикл

 

 

Обратный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цикл

 

 

 

 

 

 

 

цикл

 

 

\

/

\.ч

 

 

7

/7,= Const

\

 

Up

о

 

У х -

Режим

-Q

Обгонный

протибовращения 1

Тяговый

режим

режим

Рис. 24. Полная внешняя характеристика гидромуфты

Недостатком режима противовращения является то, что гидро­ муфта работает на неустойчивой ветви характеристики. При вы­ ходе на неустойчивую ветвь скорость турбины резко возрастает из-за перехода рабочей точки на устойчивую ветвь CD. В практике неприятный «провал» характеристики устраняется последователь­ ным включением гидротормоза. Причем гидротормоз подбирается так, чтобы совместная характеристика гидротормоза и гидро­ муфты не имела отрицательного градиента момента (рис. 23, г).

Характеристика гидромуфты на режиме противовращения рассчитывается по уравнению баланса удельной энергии. На рис. 24 показана полная внешняя характеристика гидромуфты.

§ 11. ПОДОБИЕ ГИДРОМУФТ

Свойства гидромуфты определяются ее внешней характери­ стикой, т. е. зависимостями M, N, т] = f 2 ). Остальные пара­ метры гидромуфты, такие, как активный диаметр D a , частота вра­ щения ведущего вала п1 и плотность рабочей жидкости р, суще­ ственно влияющие на работу гидромуфты, при построении внеш­ ней характеристики принимаются постоянными. Однако в практике эти параметры не остаются постоянными как в процессе эксплуа-

41


тации гидропередачи, так и в процессе ее проектирования. Так, при проектировании гидропередачи подбирают диаметр гидро­ муфты из условия обеспечения нужной энергоемкости, а в про­ цессе работы возможен переход с одной рабочей жидкости на дру­ гую. Поэтому необходимо выяснить зависимость внешней харак­ теристики гидромуфты от указанных параметров, т. е. выяснить зависимости M, N и л = / (п1, Da и р). Уравнения связи, раскры­ вающие эти зависимости, выводятся на основании законов подобия.

Напишем выражение для отношения меридиональных состав­ ляющих абсолютных скоростей двух подобных гидромуфт, исполь­

зуя уравнение (59):

*

СтН _

«2Н_ I

/ _ | м

CmM

U2h\ У

ІН

при

что справедливо только в области автомодельности

СтН

_

Ц 2 Н

СmM

~

и'

т. е. при работе гидромуфты в области автомодельности доста­ точно соблюдать только геометрическое и кинематическое подобие, так как в этом случае динамическое подобие соблюдается автома­ тически.

Найдем выражение для гидравлического к. п. д. гидромуфты при ее работе в области автомодельности:

Нп

Hm — 5J hnoT

j 2

^пот

 

С учетом выражений (55),

(58)

и (59)

получим

 

 

^ Г І + ^ Г - ( 1 - 0 2 ( 1 + а 2 )

 

 

Л = 1

 

- г " т .

 

 

 

 

 

и Н

2 ( 1 — ta

)

 

 

Запишем и преобразуем уравнение Эйлера для момента гидро­

муфты

 

 

 

 

 

 

 

M = pQ (cumrm

— с и Т 2 г Т а ) =

 

 

= pFaHrm

( 1 — ta )

y

K

^

'-,

(70)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

C uH2 =

Ы Н 2 ЩіГ

H2>

 

 

 

 

Q =

cmF.

 

 

 

 

* Индексы M и H относятся соответственно к модели и к натуре.

42


Определим коэффициенты пропорциональности. С учетом урав­ нения (70) имеем

М М

 

Рм^м К ) м

 

('ш)м Y { l

-

' 2 )

( 1 - fl2)

 

(1 -

i a - )

 

 

Ж

~

PnFH К ) н

 

( ^ ) H У"(1 -

a

(1 -

a2) EM О -

- 2

) '

( 7 1 )

Ho £ M

=

| н

Д л я

области автомодельности

работы

гидромуфты.

Отношение

площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F M

( D DM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Dl)H

 

 

 

 

 

 

 

Тогда

уравнение (71) можно записать в виде

 

 

 

 

 

 

 

Мм.

 

Р м ( ш н ) м ( о І ) м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M Н

Р н ( Ш н ) Н 5 а) Н

 

 

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М м

 

 

-

 

М

н

 

• • - =

Ям = const,

(72)

 

Рм(И н)м(Оа)м

 

 

Р н К ) н ( о 5 а ) н

 

 

 

 

 

где Хм •— коэффициент

момента гидромуфты, т. е. момент, отне­

 

сенный к единице угловой скорости, единице активного

 

диаметра

и единице

плотности.

 

 

 

 

 

Умножив числитель и знаменатель уравнения (72) на сон> Для

коэффициента

мощности

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

М (

0 н

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

~~ p£û2HD5a(DH ~~

p(ù3HD5a '

 

 

 

 

Таким образом,

окончательно

получаем

 

уравнения

подобия:

 

 

 

M

= ЯмрсонОа; M кмупнОІ;

I

 

 

 

 

 

 

N

=

K'nPHDI;

N

=

XNynHD5A,

 

j

 

 

 

где Ям и Яд/ — безразмерные

коэффициенты момента

и мощности;

л м и ^

— коэффициенты момента

и мощности, имеющие раз­

 

 

 

мерность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенной характеристикой гидромуфты называется зави­

симость

коэффициента

момента и к. п. д. гидромуфты

от

переда­

точного

отношения

или

скольжения

при постоянных D a ,

пх и р.

На рис. 25,

а показана

приведенная

характеристика

гидромуфты.

Подобную характеристику часто условно называют безразмерной характеристикой, хотя в действительности коэффициент момента Я м [см. формулу (73) ] имеет размерность с2 /м. Д л я увеличения численного значения ординат приведенной характеристики можно

приведение

делать

к £>а = 1

м,

ю х

=

10

с - 1 и р = 100 кгс/м3 .

В этом

случае

коэффициент

момента

 

 

Я м = Я м ' Ю 0

1 02

1,05

=

Ям'Ю4

43


и момент

М= À M . 1 0 " 4 p D 5 a c o 2 H .

При помощи приведенных характеристик сравнивают свойства нескольких гидромуфт, которые, например, при одинаковом к. п. д. могут отличаться формой рабочей полости, геометрическими пара­ метрами, количеством лопаток и т. д.

На рис. 25, а показаны приведенные характеристики трех гидро­ муфт, которые имеют одинаковый к. п. д. График 25, а позволяет сравнить указанные гидромуфты по энергоемкости, перегрузоч­ ным свойствам и т. д.

i'1

i(s)

е-!. i(s)

a)

 

S)

Рис. 25. Безразмерные

характеристики гидромуфты:

а — приведенные; б — относительная

Относительная характеристика представляет собой зависи­

мость M = f (і) или M = f (s),

где M — отношение текущего

крутящего момента к моменту при расчетном передаточном отно­ шении или скольжении к номинальному моменту. На рис. 25, б показана относительная характеристика гидромуфты. Из графика следует, что при увеличении скольжения [s > 0,1 < 0 , 9 ) ] кру­ тящий момент гидромуфты резко возрастает, изменяясь сначала почти по прямой. С дальнейшим увеличением скольжения s уве­ личение момента замедляется и при s ~ 1 момент достигает макси­ мального значения. При этом величина его для полностью запол­ ненной гидромуфты может быть в 20—25 раз и более выше номи­

нального момента при

s ~ 3 % .

 

Пересчет

характеристик при изменении частоты

вращения.

Пусть задана

внешняя

характеристика гидромуфты

M = f (п2)

при «н = " і = const (см. рис. 26, а). Требуется по заданной харак­ теристике найти новую характеристику при новой частоте вра­

щения

я н = п{. Пусть п'\ < щ; m = 1500 об/мин, п[ =

= 750

об/мин.

Пересчет характеристики производится по точкам (см. рис. 26, а, где точка / — точка холостого хода; 2 — точка стопового режима;

44