ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
матора. Как видно из рис. 63, изменение скорости турбины и Т 2 может происходить от положительной величины до отрицательной, причем изменение этой скорости происходит непрерывно под дей
ствием нагрузки на ведомом валу |
гидротрансформатора. Момент |
||
на турбине изменяется в связи с этим от максимальной |
величины |
||
до нуля. Способность гидротрансформатора непрерывно |
изменять |
||
момент на ведомом валу в зависимости от нагрузки |
на нем назы |
||
вается автоматичностью. |
|
|
|
Характер изменения крутящих моментов на колесах гидро |
|||
трансформатора в зависимости |
от передаточного |
отношения. |
Выведем и рассмотрим вышеуказанную зависимость отдельно для
насоса и турбины |
гидротрансформатора. |
|
|
|
|
|
|||||||||
Для насоса с учетом треугольника скоростей можно записать |
|||||||||||||||
МН |
= Qp (СиНгГНі |
— C u ? |
2 |
r p |
2 ) = Qp [ГН 2 ( « H 2 |
— |
CmHt Ctg ßH 2 ) ~ |
||||||||
|
|
|
|
|
— Гр2 |
(Ирг — cm P 2 ctg Ряг)]> |
|
|
|
||||||
где |
|
|
|
|
cu |
|
= u — cmcig |
ß, |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Ы р 2 = |
0, так как реактор неподвижен. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Далее допустим, что с т |
Н |
2 |
= |
с т Р 2 = |
ст, |
тогда |
|
|
|||||||
|
|
М н |
= |
Qp [сон^нг + |
ст |
(ctg ßp2/-p2 |
— ctg ßm^m)] |
|
|||||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ctg ß; |
r-P2 |
C t |
gВР Н 2 |
R |
(87) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P2 |
|
Г H 2 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г Hi |
|
|
|
Таким образом, мы получим уравне |
|
|
|
|
|
||||||||||
ние момента для насосного колеса, |
|
|
|
|
|
||||||||||
выраженное через |
кинематические па |
|
|
|
|
uH-const |
|||||||||
раметры и расход Q. Анализируя урав |
|
|
|
|
|||||||||||
нение (87), можно заключить, что: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
а) момент Ми |
не зависит от передаточ |
|
|
|
|
|
|||||||||
ного |
отношения или скорости турбины; |
|
|
|
|
|
|||||||||
б) |
момент |
Мн |
|
является |
квадратич |
|
|
|
|
|
|||||
ной функцией |
от |
расхода, |
но так как |
|
|
|
|
|
|||||||
функция Q = f (і) |
неизвестна, то пред |
|
|
|
|
|
|||||||||
лагаем |
частный |
случай |
ее |
значения, |
|
|
|
|
|
||||||
а именно, постоянство расхода в рабо |
|
|
|
|
|
||||||||||
чей полости для любого і. В этом случае |
Рис. |
64. |
Зависимости Мц = |
||||||||||||
Мц — const и также не |
зависит от |
і |
= |
f (J) И Mr = / (О ДЛЯ сон |
|||||||||||
(рис. 64) при данной частоте вращения |
|
|
|
и Q = |
const |
||||||||||
насоса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, если необходимо создать |
гидротрансформатор |
с постоянным моментом на насосе, то расход должен быть постоян ным для любых режимов его работы.
Для турбины аналогично получаем выражение для Мт, |
исклю |
||||||||
чая из него скорость си, |
заменяя |
иТ2 |
= w T r T 2 |
= coH t>T2 и |
« Н 2 = |
||||
= а>н гН 2 : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
„ Г2 / |
о Г2 |
I Г ) ( ' С І ^ Н 2 - |
C t g ß T 2 |
- |
(88) |
||||
Мт = Qp (ÛH^T2Ï |
<*>НГН2 + V \ |
р |
ГН2 |
|
|
ГT2 |
|||
Анализируя это уравнение, можно сделать вывод, что момент |
|||||||||
Mj является функцией |
расхода и зависит от передаточного отно |
||||||||
шения і, причем эта зависимость |
очень сложная, |
так |
как |
расход |
|||||
также зависит от і. Для частного |
случая, когда |
Q = |
const для |
всех і, момент на турбине является некоторой функцией от пере даточного отношения при данной частоте вращения насоса. В урав нении (88) не учтен знак ctg ß T 2 , а если его учесть, линия момента пойдет так, как показано на рис. 64. При этом линия Мт будет пря мой, если расход в рабочей полости не будет изменяться.
Вышеуказанные выражения моментов и их анализ проведены без учета отклонения потока за насосом и турбиной, которое зави
сит от передаточного отношения і. Точка А, |
лежащая на оси орди |
||||||||||
нат, показывает момент Мто |
при |
стоповом |
режиме |
(і = 0). |
|||||||
|
Из уравнения (88) видно, что |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Мто |
= |
ЧР[—<»Н>Н2 |
+ |
Q у р |
ГН2— |
|
|
|
^ T 2 J j , |
|
а |
передаточное отношение |
холостого хода |
іХш |
х |
из уравнения |
(88) |
|||||
с |
учетом Мт |
= 0: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.2 |
„ / C T ^ H « , |
|
C t g ß T 2 , |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
C Û H r T 2 |
|
|
|
|
|
|
|
Анализ |
этого выражения |
показывает, |
что |
/ х х |
может |
быть |
||||
меньше или больше единицы. Для современных |
гидротрансформа |
||||||||||
торов ix X = |
0,6-т-1,7 в отличие от гидромуфт, для которых іх |
х = |
|||||||||
= |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 23. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРОВ |
|
Полная внешняя характеристика гидротрансформаторов пря мого хода, которая устанавливает зависимость моментов ( М н и Мг) и к. п. д. ті от передаточного отношения при постоянной частоте вращения насоса, показана на рис. 65. Эта характеристика, по строенная в трех квадрантах, относится к двум видам режимов, зависящим от направления потока мощности в передаче.
Рассмотрим эти режимы.
1. Тяговый режим. На этом режиме работы обеспечивается движение рабочих органов машины.
Мощность, затрачиваемая на тепловые потери, может быть под считана по формуле
100
Тяговый |
режим характеризуется зависимостями |
|
/ Ѵ 2 = Л Ѵ » 2 и # т е п л > 0 . |
При этом кривую момента М2 на графике строят в зоне поло |
|
жительных |
моментов. |
2. Тормозные режимы. Тормозными режимами называются режимы, на которых происходит замедление рабочих органов ма шины, т. е. J V T • < 0, и мощность подводится со стороны рабочего органа. Работа совершается рабочими органами, и активными си лами являются силы тяжести и силы инерции.
Термины тяговой или тормозной режим характеризуют взаимо отношения рабочих органов машины с гидротрансформатором.
nH,0=const If % Г)
-і |
0 |
Режим |
Тягобыіі режим |
противобращения |
Обгоный режим |
Рис. 65. Теоретическая полная внешняя характеристика гидротрансформатора
В общем случае для тормозных режимов можно записать
—NT = Мт сот .
Если отрицательный знак стоит у Мт, т. е. Мт < 0, режим называют обгонным. Таким образом, обгонным называют такой тормозной режим, который характеризуется отрицательным мо ментом Мт при положительном направлении вращения насоса и турбины (п н и пт). Структурная схема передачи мощности на тор мозных режимах показана на рис. 23, б.
На тормозном режиме баланс мощности можно записать в виде
~N2±N1 — Nrenjl = 0. '
В общем случае для гидротрансформаторов і о б г ^ 1, т. е. на обгонном режиме может быть случай, когда турбина не обгоняет насос, и, наоборот, на тяговом режиме турбина может вращаться быстрее насоса.
Режимом противовращения называют такой тормозной режим, при котором турбина вращается в обратную сторону по сравнению с насосом. Этот тормозной режим характеризуется условием (От <3
• < 0, и баланс мощности можно записать в виде ^ , + ^ 1 + ^ = 0.
101
Характерные точки тягового режима. Тяговый режим харак теризуется передачей потока мощности на ведомый вал при опре деленном значении к. п. д. для каждого режима работы гидротранс форматора.
О характере кривой к. п. д. можно получить представление, составив выражение для т] с учетом выражений (87) и (88):
= i 9t (ai - L b) = c/2 + di,
н
Потери NH=MHcj„
|
4 |
2 |
|
|
Nr=NHn |
|
|
|
|
|
a) |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
••"< g |
|
|
|
Рис. 66. Характеристика на тяговом режиме: |
|
|
||||||
а — характерные |
точки; |
б |
— баланс мощностей |
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а = |
сон^тгі |
|
|
|
|
ь = |
-С0нг Н2 • |
|
|
|
ctg ßT2 ГТ2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
FТ2 |
|
|
Максимальное |
значение |
к. |
п. |
д. |
достигает при |
і |
— і*. |
|
Построим внешнюю характеристику |
гидротрансформатора |
и отме |
||||||
тим на ней характерные точки тягового |
режима (рис. 66, |
а). |
Гра |
фическая диаграмма затрат мощности в гидротрансформаторе в ко
ординатах N—і показана на рис. 66, |
б. |
|
|
|
|
|
|
|
К характерным точкам (рис. 66, а) относится точка / — ре |
||||||||
жим холостого хода, в которой М т = |
0; |
NH Ф |
0; |
іх х |
^ |
1; т] = |
0; |
|
Л/2 = 0; # Х |
= ІѴП 0 Т . |
|
|
|
|
|
|
|
Из уравнения (8) для точки / следует, |
что |
М т |
= |
0 |
и с„ Х 2 г Т 2 |
= |
||
= С иН2Г Н2> т - |
е - |
|
|
|
|
|
|
|
иТ2
С «Н2
102