Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для осевой турбины, например, rH2 Г Т2 И C uT2 — СиН2- Таким образом, вектор скорости не меняет своего направления на

режиме холостого хода, т. е. отсутствует результирующее воздей­

ствие потока на турбину

гидротрансформатора.

Для

центробежной и

центростремительной турбин скорость

си при

холостом ходе должна меняться. Изменение си происходит

по закону свободного течения. Линии тока при свободном движе­ нии между параллельными стенками представляют собой логариф­

мическую

спираль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Точка

 

2 — режим

равенства

 

 

 

моментов

 

Мн

Мт:

і

= г'к=і ;

 

 

 

Мн

= Мт;

Мр =

О,

Мр =

Qp

 

 

 

(с,

 

 

 

 

г )

=

О,

т.

е.

 

 

 

UP2 Р2

'«Т2' Т2.

 

 

 

 

 

 

условием

 

равенства

моментов

 

 

 

насоса

и турбины является:

 

 

 

 

 

 

C uF2r P2 =

С « Т 2 Г

Т2-

 

 

 

 

 

 

В

гидротрансформаторе

ра­

 

 

 

диусы

г Р 2

 

Ф

гТ2,

следовательно,

 

 

 

векторы

абсолютных

скоростей

 

 

 

на

входе

 

и

выходе

из

колеса

Рис. 67. Режим

работы

гидротранс­

всегда

будут

различными. Рас­

форматора

при К = 1

смотрим подробнее зону точки 2.

 

 

 

 

Сила

Р

(рис.

67)

является равнодействующей

пары

сил, дей­

ствующих на реактор со стороны потока на режимах левее точки 2 (k t> 1) и правее точки 2 (k < 1). В точке 2 меняется знак момента на реакторе, правее ее момент на турбине будет меньше момента на насосе. Это можно использовать для автоматического перевода гидротрансформатора на режим гидромуфты, определенным обра­ зом воздействуя на реактор, что используется в комплексных ги­ дротрансформаторах.

Точка 3 — режим синхронного вращения:

я н = % !

t == 1-

Этот режим существует у гидротрансформаторов,

имеющих

іх . х >

s> 1. Режим синхронизации частоты вращения имеет большое прак­ тическое значение для блокировки насоса и турбины гидротранс­ форматора, так как на этом режиме обеспечивается плавное, т. е. без рывков, соединение ведущего и ведомого валов гидротрансфор­ матора (двигателя и рабочего органа).

Точка 4 — режим максимального к. п. д. — это режим мини­ мальных потерь, но для данного конкретного гидротрансформа­ тора. Этот режим является расчетным, номинальным. Иногда он совпадает с безударным входом потока на лопатки одного из рабо­

чих

колес.

 

 

 

Точка 5 — стоповый режим:

і = 0; л =

0; М

М„

Ф 0;

І Ѵ Н

Ф 0.

 

*то

 

 

троганию

автомобиля

Этот

режим, например, соответствует

с места

и является напряженным

в тепловом отношении, так как

Ni = A f l m a x , а т] = 0.

103


§ 24. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЭНЕРГООБМЕНА И БАЛАНС ЭНЕРГИЙ В ГИДРОТРАНСФОРМАТОРЕ

Внутренней характеристикой гидротрансформатора называется зависимость напора, расхода и гидравлических потерь от переда­ точного отношения H, Q, £ hn0T = / (г), т. е. каждой точке внеш­ ней характеристики соответствует точка внутренней характери­ стики. Это взаимоотношение однозначно и позволяет рассматри­ вать внешнюю характеристику гидротрансформатора в зависимо­ сти от его внутренних параметров.

Уравнение баланса удельных энергий имеет вид

= HfT Ті ham-

Это уравнение показывает, что напор, сообщаемый насосом жидкости, только частично преобразуется турбиной в механиче­ скую энергию, а частично теряется на преодоление сопротивления движению жидкости в гидротрансформаторе. Определим составля­ ющие уравнения (31).

Напорная характеристика насоса устанавливает связь между количеством энергии, сообщаемой потоку, и количеством подавае­ мой им жидкости. Обычно характеристику насоса определяют при постоянной частоте вращения. Теоретическую напорную характе­ ристику насоса (без учета потерь в самом колесе) устанавливают следующим образом.

Увеличение напора жидкости, протекающей через насос, про­ исходит вследствие приращения энергии движения (кинетической энергии), а также приращения энергии давления (потенциальной энергии). Это изменение энергии может быть вычислено при по­ мощи уравнения Бернулли в виде разности энергии потока за на­ сосом и перед ним:

* ' - - ( % - ^ ) +

<89>

Приращение потенциальной энергии объясняется двумя факто­ рами: действием центробежных сил и изменением относительной скорости в межлопаточных каналах насоса.

Напор под действием центробежных сил изменяется на вели-

и1Н2 —иH12

'

а из-за изменения

относительной

скорости на

чину

2^

" H l « , •

 

 

 

 

 

 

2g

 

 

 

 

 

 

После

подстановки этих величин

в выражение (89)

получим

 

 

( с ш ос - снх , ) + ( ц н 2 - 4 і + wm со -

wm)

, Q m

 

n < H » =

 

 

2^

 

104


Из треугольника

скоростей

(см. рис. 5,

а) следует:

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WH2

=о =

"Н2 + С Н 2 со —

2«Н2%2 оо COS (Хн2і

 

 

 

 

 

 

дані

 

о= =

"ні +

 

 

со — 2uH iCH 1 œ

cosaH i,

 

 

 

где а Н і

и а Н 2

— углы между

абсолютной

и окружной скоро­

стями на входе и выходе из колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После подстановки значений скорости w в выражение (90) и

преобразований

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

2 с Н2оо

cos а н г

"ніс ні

со c

o s

а н і

_

 

 

 

 

л

m

со =

 

— —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Н2С "Н2оэ ~~ %1С иН1со

 

 

 

 

 

 

 

Это выражение представляет собой уравнение Эйлера. Из тре­

угольников скоростей можно установить также, что

 

 

 

 

 

Сн2оо COS

а Н 2

= «Н2

C mH2 Ctg

Рн2 =

 

СиЪг°°\

 

 

 

 

 

 

 

 

C H I

cos а т

=

cmiil ctg

а т .

 

 

 

 

 

Значения с т , прямо пропорциональные величине расхода, опре­

деляют

из

соотношения

(28). Тогда

окончательно

получим

 

 

 

 

1 Г

 

(

 

Q £ g j W \

„ Q c t g ° H i

 

 

 

 

П Ш со =

|^«Н2 \"Н2

 

 

 

 

j

 

" H l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

',2

-

/ « H s c t g P H

!

,

% l C t g

 

H I

n

 

 

(91)

 

 

 

 

 

 

[—j^

 

 

+

 

F^—)

Q

 

 

 

При

П]_ = const

 

«иг и

 

"m

=

const,

геометрические

"пара­

метры FH2

и

F H

I

также постоянны. Угол

ß H 2 , зависящий

от ско­

рости wm,

на которую влияет в основном геометрия лопаток, также

можно считать постоянным. В гидротрансформаторах, у которых

перед насосом стоит реактор, значение

угла а ш

определяется на­

правлением скорости

C H I и

зависит также от угла наклона

лопаток

реактора на выходе. В большинстве

конструкций

направление

потока, уходящего с лопаток реактора,

и соответственно направ­

ление скорости

C H I

П

Р и

входе на лопатки

насоса

также

будет не­

измененным. Следовательно,

угол

а Н 1

сохраняется

постоянным.

В уравнении (91) все величины, кроме Q, постоянны, поэтому

теоретическая характеристика насоса представляет собой прямую,

описываемую

уравнением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

HtHœ

 

= Ainl — A2n1Q,

 

 

 

 

 

(92)

где Л !

и

Л а — постоянные

коэффициенты.

 

 

 

 

 

 

На рис. 68, а представлена теоретическая напорная характе­

ристика насоса

при

бесконечном

числе лопаток

для

различных

углов

ß H 2 .

Угол

наклона

характеристик

на

рис.

68

зависит от

знака выражения

(91),

стоящего в

круглых

скобках.

 

 

105


Внутренняя характеристика насоса гидротрансформатора пред­ ставляет собой прямую линию, параллельную оси п„.

Напорная характеристика турбины представляет собой зави­ симость величины преобразуемого ею напора Нот количества жидкости, протекающей через колесо в единицу времени. Физиче­ ский смысл напорной характеристики турбины может быть выяв­ лен при помощи основного расчетного уравнения.

По уравнению Бернулли преоб­ разованный напор

H І7 оо =

и Т1 оо

Ь Т2 оо

2g

2g

pg pg

Рис. 68. Теоретическая напор­ ная характеристика насоса при бесконечном числе лопаток l ^ H œ = /(Q) n p n ß H 2 = var]

Уравнение Бернулли с учетом преобразований, выполненных для насоса, может быть записано в виде основного расчетного уравнения для турбины

Я

1Т2СиТ2 оо

І7 оо

В гидротрансформаторах чаще всего турбина расположена за насосом, и для простоты будем считать, что поток без изменения поступает из насоса в турбину, его абсолютная скорость с Т 1 и угол наклона а Т 1 те же, что и при выходе из насоса. В таком случае с учетом треугольников скоростей можно записать (см. рис. 5, б):

 

cTlœ

cos а Т 1 = c m « cos а Н 2

= «н2 — cm H 2

ctg ß Н2-

 

 

 

Ранее мы установили, что ß H 2

= const, пн

= const,

« Н 2

=

=

const, скорость cm H 2 пропорциональна Q. Из треугольника

ско­

ростей турбины для выхода следует также, что

 

 

 

 

 

 

сТ 2 оо cos а Т 2

= и Т 2 — cm T 2 ctg ß.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т2-

 

 

 

 

Как показали экспериментальные исследования [10], при до­

статочно большом числе лопаток в турбине относительная

скорость

доТ2

зависит только от формы лопаток, и поэтому угол

ß T 2 можно

считать неизменным. Скорость с т Т 2

определяется из

выражения

(28). С учетом

изложенного можно

записать

 

 

 

 

 

 

Т оо =

[«Т1 ("Н 2

Q •et

 

 

 

 

 

 

 

(

Q

c t g ß T 2 ) ^ .

 

 

 

 

 

 

— ЫТ2

\UT2

-рг^

 

 

 

 

106


Так как иТ2

и иГ1

пропорциональны п2, а остальные параметры

этого уравнения, кроме расхода, постоянны, то можно

записать

 

Нп

. = Ахп2 — А2пІ -]- AsThQ.

(92а)

На рис. 69, а показана напорная характеристика турбины, т. е.

H fr » = f (Q)

для различных режимов работы гидротрансформа­

тора.

 

 

 

Пользуясь

уравнением (92а), можно установить зависимость

Hп со = / (п2),

задаваясь законом изменения расхода Q. В реаль­

ных условиях расход меняется, но для выяснения общих

свойств

Рис. 69. Теоретическая напорная характеристика турбины:

а — зависимость H^j = / (Q) при пг = ѵаг; б — внутренняя ха­ рактеристика турбины # j j = f (nj); и -, возможные вари­

анты характеристик

характеристики турбины в первом приближении будем считать, что расход через турбину постоянен. Тогда уравнение (92) можно записать в виде

где

 

 

 

Ніт

» == ААп2 — А2п\,

 

(93)

 

 

 

Л 4

= А1 + Л 3 С .

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая,

построенная по уравнению (93) (рис. 69, б),

представ­

ляет

собой

квадратичную параболу. При п2

= 0 и п2 = n 2 x . х

напор Hfi œ

=

0.

Наибольший напор Hnœmax

реализуется при

«2 =

0,5п2Х . х-

Из

рис. 69, б видно, что на некоторых

режимах

полезная мощность, передаваемая гидротрансформатором на ведо­ мый вал, невысока. Положение кривой Нп œ f (п2) зависит от формы лопаток турбины и расположенного перед ней насоса. С из­ менением формы лопаток максимум кривой можно сместить в лю­ бую сторону (см. пунктирные линии на рис. 69, б). Но при этом увеличение HtT при одной частоте вращения п2 вызывает его уменьшение при другой частоте п2. В реальных условиях расход меняется, но параболический характер кривой Нп œ = f (п2) остается неизменным, т. е, кривая имеет точку Ягтсощах и две точки

НіТт = 0.

107