ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
и |
|
|
N2 |
= |
lmyn\D\. |
Коэффициенты Я м и KN |
размерные. Если в этих уравнениях |
вместо пх подставить (ùlt а их левую и правую части разделить на постоянную величину — ускорение свободного падения g, то полу ченные в этом случае коэффициен-
ты |
Я м |
и X'N |
будут |
безразмерные: |
|
|
|
|||
M2 |
= X'mptotDl; |
N2 |
|
|
|
|
||||
Обычно |
в |
инженерной |
прак |
|
|
|
||||
тике пользуются |
коэффициентами |
|
|
|
||||||
Я м и KN, |
сравнивая |
и оценивая по |
|
|
|
|||||
ним |
различные |
типы гидротранс |
|
|
|
|||||
форматоров. |
|
|
|
показываю |
Рис. |
73. |
Приведенная характери |
|||
Характеристика, |
стика |
гидротрансформатора |
||||||||
щая |
зависимость |
|
коэффициентов |
|
|
|
||||
Я м |
и Хдг от |
передаточного |
отношения, |
называется приведенной |
(рис. 73). Приведенная характеристика гидротрансформатора отно
сится и ко всем геометрически |
подобным ему образцам. Если |
ха |
||
рактеристика гидротрансформатора построена в координатах |
Ям |
|||
и K'N, она называется безразмерной. Необходимо иметь в виду, что |
||||
формулы подобия справедливы при пх и ѵ, обеспечивающих |
авто |
|||
модельные режимы работы |
передачи. |
|
|
|
§ 26. ПРОЗРАЧНОСТЬ |
ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА |
|
|
|
Гидротрансформаторы, |
обеспечивающие постоянный |
режим |
работы двигателя при изменении сопротивления движению, при нято называть непрозрачными. Нагрузочная характеристика не прозрачного гидротрансформатора изображается одной квадратич ной параболой (рис. 74, а).
Принципиальная особенность прозрачного гидротрансформа тора состоит в том, что частота вращения коленчатого вала двига теля, работающего совместно с гидротрансформатором, устанавли вается не только в зависимости от положения педали подачи топ лива, но и в зависимости от передаточного отношения в гидротранс форматоре. Таким образом, нагрузочная характеристика прозрач ного гидротрансформатора представляет собой семейство квадра тичных парабол, соответствующих различным значениям і (рис. 74, б). Совместная работа двигателя с непрозрачным гидро трансформатором при неизменном положении педали подачи топ лива характеризуется постоянной частотой вращения коленча того вала. В случае использования двигателя совместно с прозрач ным гидротрансформатором по мере повышения передаточного отношения и при постоянном положении педали подачи топлива
117
частота вращения коленчатого вала может постепенно изменяться. При постоянной частоте вращения п± прозрачность гидротранс форматора проявляется в изменении крутящего момента М х .
Введем понятие о коэффициенте прозрачности гидротрансфор матора:
где |
М10 — значение Мх |
при п2 = 0; |
Мі |
(к=і)— значение Mi |
при К = 1 (рис. 74, в). |
п, = const
Рис. 74. Прозрачность гидротрансформаторов:
а — нагрузочная характеристика непрозрачного гидротрансформатора; б — нагрузочная характеристика прозрачного гидротрансформатора; в — внешняя характеристика гидро трансформатора: / — прямая прозрачность; 2 — обратная прозрачность
В общем случае, когда изменяется частота вращения ведущего вала и крутящий момент на нем, коэффициент прозрачности опре деляется из соотношения
fj |
К |
Ml max |
|
|
Ml min |
где Ä,M1 m a x и kMl m l n — берутся соответственно по М1 т а х и М± т п . Коэффициент прозрачности Я для данного типа гидротрансфор
матора, независимо от его размеров и условий работы, есть вели
чина неизменная. Гидротрансформаторы с коэффициентом Я |
> |
1,2 |
считают прозрачными. У них Я,М 1 изменяется примерно в |
2 |
раза |
и более. Непрозрачный гидротрансформатор имеет Я = 1. При Я = |
= 1-т-1,2 частота вращения щ изменяется незначительно, и гидро трансформаторы являются непрозрачными.
Гидротрансформаторы, для которых Я > 1, называются гидро трансформаторами с прямой прозрачностью (кривая / на рис. 74, в). Гидротрансформаторы, для которых Я < 1, называются гидротрансформаторами с обратной прозрачностью (кривая 2 на рис. 74, в). Так, на нагрузочной характеристике гидротрансформа торов с прямой прозрачностью (рис. 74, б) кривая 1 соответствует большим /, и кривая 2 соответствует і = 0.
118
Полная внешняя характеристика гидротрансформатора зависит от его типа. Рассмотрим полные внешние характеристики для наи более часто применяющихся одноступенчатых гидротрансформа торов (рис. 75).
В режиме противовращения напор турбины противодействует напору насоса (рис. 75, а). Расход при увеличении напора турбины
снекоторого момента
уменьшается и |
принимает |
|
|
|
M |
nH=const |
||||||||
нулевое значение, |
а |
затем |
fit |
|
|
-a |
s |
|||||||
циркуляция |
жидкости из- |
- Is |
у |
|
||||||||||
меняет |
свое направление. |
\у__^ч/ |
A |
|
— • |
|||||||||
Моменты насоса и турбины |
j |
(f |
-s |
|
|
|
||||||||
в режимах |
противовраще- |
' |
{ |
y |
У |
|
||||||||
ния знак не меняют. При |
|
a) |
\ |
|
|
|||||||||
неизменном |
расходе |
|
или |
|
|
|
|
|
|
|||||
малом |
его изменении мо |
|
|
|
|
nH=const |
||||||||
мент |
турбины |
возрастает, |
|
|
|
|
|
|
||||||
но |
вследствие |
того, |
что |
|
|
|
|
|
|
|||||
расход |
затем |
резко |
|
па |
|
|
|
|
|
|
||||
дает, момент турбины |
так |
|
|
|
|
|
|
|||||||
же |
уменьшается. |
Момент |
|
|
|
|
|
|
||||||
насоса |
по величине |
изме |
|
|
|
|
|
|
||||||
няется |
|
незначительно. |
|
|
|
|
|
|
||||||
При |
|
расходе, |
|
близком |
|
|
|
|
|
|
||||
или равном нулю, момент |
|
|
|
|
|
|
||||||||
насоса и турбины |
не равен |
|
|
|
|
|
|
|||||||
нулю, так как имеет место |
|
|
|
|
|
|
||||||||
дисковое трение и местное |
|
|
|
|
|
|
||||||||
взаимодействие |
между ко |
|
|
|
|
|
|
|||||||
лесами на границах |
колес |
|
|
|
|
|
|
|||||||
вследствие |
образования |
|
|
|
|
|
|
|||||||
кольцевых |
вихрей. При |
|
|
|
|
|
|
|||||||
отрицательном расходе мо |
|
|
|
|
|
|
||||||||
менты |
насоса |
и |
турбины |
Рис. 75. |
Полная |
внешняя характеристика |
||||||||
знак не меняют, а числен |
||||||||||||||
|
гидротрансформатора: |
|||||||||||||
ное |
значение |
их |
растет, |
|
||||||||||
а — гидротрансформатор |
с центростремительной |
|||||||||||||
причем момент |
насоса бу |
турбиной; б — гидротрансформатор |
с осевой тур |
|||||||||||
дет |
больше |
момента |
|
тур |
биной; в — гидротрансформатор |
с |
центробежной |
|||||||
|
|
|
турбиной |
|
|
бины.
При положительных передаточных отношениях, больших та кого, при котором Мт = 0, начинается обгонный режим. Напор турбины при определенном режиме, зависящем от лопастных систем, становится больше напора насоса, и расход принимает нулевое значение, а затем становится отрицательным. Жидкость начинает циркулировать из турбины в насос. Момент турбины меняет знак. Момент насоса уменьшается по величине, принимает нулевое значение, затем меняет знак и увеличивается. Турбина становится насосом, а насос — турбиной.
119
В режиме противовращения (рис. 75, б) турбина работает как насос в том же направлении, что и основной насос. Следовательно, в схеме работают два последовательно расположенных насоса. Расход остается почти постоянным или несколько увеличивается. Момент турбины возрастает почти прямо пропорционально /. Величина момента насоса незначительно возрастает. Количествен ное изменение моментов и расхода зависит от лопастной системы. В обгонном режиме работа гидротрансформатора, показанного на рис. 75, б, аналогична работе трансформатора, показанного на рис. 75, а. Отличительной особенностью является то, что расход увеличивается до определенного значения, а затем практически остается постоянным.
Как на режимах противовращения, так и на обгонных режимах турбина (рис. 75, в) за счет подводимой со стороны механической энергии работает как насос, установленный последовательно основ ному насосу. В режиме противовращения знак момента на тур бине сохраняется, а в обгонном режиме — изменяется на противо положный. Расход имеет минимальное значение на одном из режи мов (близких к расчетному) и увеличивается с изменением режимов
работы в обе стороны. Момент насоса при cuU2rH2 = cuHlrHl при нимает нулевое значение. При дальнейшем увеличении передаточ
ного отношения насос начинает работать как турбина. Как в ле вой, так и в правой части характеристики нулевое значение момента насоса наступает при одинаковом расходе. Таким образом, для гидротрансформатора с центробежной турбиной нет обрати мого режима.
§ 27. ОСНОВЫ РАСЧЕТА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛОПАСТНЫХ СИСТЕМ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРОВ
Задание на проектирование и расчет гидротрансформатора.
Для расчета и проектирования гидротрансформатора задается характеристика двигателя, т. е. зависимость мощности Л/д в и мо
ментов Мяъ от частоты вращения п д в ; задается величина |
отбора |
мощности на вспомогательные нужды NBcn. Обычно задают |
также |
ориентировочные габаритные размеры, а именно, максимальный диаметр гидротрансформатора и минимальное значение внутрен него диаметра D0. В задании должны быть установлены рабочий режим или рабочий диапазон (диапазон изменения передаточного отношения, в пределах которого к. п. д. гидротрансформатора не должен быть ниже определенной величины). В настоящее время оптимальные передаточные отношения і* различных гидротранс
форматоров в зависимости от геометрии их рабочей |
полости нахо |
||
дятся в пределах |
0,15—0,8. |
В рабочем диапазоне |
сохраняется |
к. п. д. т) 75%, |
а рабочий |
диапазон |
|
l min 75
120