ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
правильного использования совместной работы двигателя и гидро трансформатора в гидромеханической передаче переключение скоростей необходимо производить в определенные моменты. Наибольшее распространение получили автоматические системы, в которых переключение осуществляется в зависимости от двух факторов: от скорости движения машины и угла открытия дрос сельной заслонки (для дизеля — от перемещения рейки топлив ного насоса). Такие автоматические системы обеспечивают пере крытие передач, назначение которого состоит, во-первых, в том, чтобы после перехода на прямую передачу, когда гидротранс форматор сблокирован, он снова не включился бы в работу на ре жим трансформации момента и, во-вторых, чтобы иметь некоторый запас силы-тяги, необходимый для поддержания постоянной скорости движения при переключении передач.
Рассмотрим в качестве примера конструкцию гидромеханичес кой передачи ЗИЛ-111 с гидравлической системой автоматического переключения передач [11]. Передача (рис. 121, а) содержит комплексный четырехколесный гидротрансформатор, работаю щий совместно с двухступенчатой планетарной коробкой передач.
Передаточное число первой передачи 1,72, |
второй |
1,00 и заднего |
||
хода 2,39. |
Главная передача автомобиля |
имеет |
передаточное |
|
отношение |
3,54. В передаче использована |
та |
же принципиальная |
схема планетарной коробки передач, что и в передаче Пауэрфлайт (рис. 121, б). При включенной понижающей передаче тормоз 7 включен, а сцепление 6 и тормоз 14 выключены. Вращение от турбины 1 гидротрансформатора передается через вал 5 коронной шестерне 8. Шестерня 8 обкатывает сателлит 9 по неподвижной солнечной шестерне 10.
Замедленное вращение с водила первого планетарного редук тора передается на водило второго планетарного редуктора.
Водило обкатывает сателлит 12 по солнечной шестерне / / |
и пере |
дает вращение коронной шестерне 13, причем шестерня И, |
жестко |
соединенная с валом 5, вращается с той же угловой скоростью, что и шестерня 8. Второй планетарный ряд так же, как и первый, работает в качестве понижающей передачи. В определенный момент движения автомобиля автоматически блокируется понижающая передача, после чего начинает работать прямая передача. При этом включается ленточный тормоз 7 и включается сцепление 6 (тор моз 14 остается выключенным). Крутящий момент через сцепле ние 6 передается солнечной шестерне 10 и через вал 5 — коронной шестерне 8. Обе шестерни вращаются с одинаковой угловой скоростью, в результате чего первый планетарный ряд блоки руется, и каретка сателлитов вращается с той же угловой скоро стью, что и шестерни 8 и 10. Ко второму планетарному ряду вращение передается от каретки сателлитов и от шестерни 11. Каретка и шестерня 11 вращаются с одинаковой угловой скоро стью, в результате чего и второй планетарный ряд оказывается блокированным.
14 с. П. Стесин |
209 |
«о
о
Рис. 121. |
Гидромеханическая передача ЗИЛ-111: |
|
а — конструктивная схема; б — схема-трансмиссии |
«Пауэрфлайд»: / — турбина; 2, 3 — реакторы; |
4 — насос; 5 — вал; 6 — сцепление; |
7 — ленточный тормоз; 8 — коронная шестерня; 9, |
12 — сателлиты; 10, 11 — солнечные шестерни; |
13 — шестерня; 14 — тормоз; 16 — вал |
При заднем ходе включается тормоз 14 (тормоз 7 и сцепле ние 6 выключены). Работает только второй планетарный редуктор. Шестерни первого планетарного редуктора вращаются вхолостую. Шестерня / / приводит во вращение сателлит 12, ось которого неподвижна. В связи с этим шестерня 13 вращается в обратную сторону с меньшей угловой скоростью, чем шестерня 11.
В передаче применено кнопочное управление гидравлической системой. Блок кнопок, расположенный на щите приборов, имеет четыре кнопки: П (понижающая передача), Д (движение), H (нейт ральное положение) и ЗХ (задний ход). От кнопок через трос движение передается к рычажному механизму, укрепленному
|
|
|
|
К |
•71% |
|
|
|
|
|
|
|
4,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3,0 |
100 |
|
|
об/мин |
|
|
|
|
2,0 |
|
|
|
/ 4600 |
|
|
|
|
ІО |
80 |
|
к |
|
|
|
|
|
Г |
|
|||
|
|
|
|
|
|
3800 |
||
0,6 |
|
|
к |
|
60 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
К |
- 2,0 |
|
|
|
|
3000 |
|
|
|
1.6 |
|
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
||
|
|
^ |
- 1,2 л\P-fO* |
|
2200 |
|||
|
|
|
08- |
4.0 |
|
|
* |
|
|
JЛрІО* |
|
0,4 -2ß |
20 |
/ |
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
й |
0,2 |
0,4 0,6 0,8 |
|
|
|
800 |
1600 2400 3200 пг об/мин |
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
122. Характеристики |
гидромеханической передачи ЗИЛ-111: |
|||||
|
а |
— безразмерная |
характеристика; |
б — характеристика передачи |
|
на картере передачи и связанному с гидросистемой. При нажатии на левую кнопку ранее включенная кнопка возвращается в исход ное положение. Кнопка П включается на крутых спусках и в тяже лых дорожных условиях. В этом случае автоматического перехода на прямую передачу не происходит. При движении вперед со скоростью выше 16 км/ч передача заднего хода не включается. Включение стартера возможно только при нажатой кнопке Н,
которая соединена с электрическим выключателем. |
|
|
На рис. 122, а показана безразмерная характеристика |
гидро |
|
трансформатора ЗИЛ-111, а |
на рис. 122, б — характеристика |
|
гидромеханической передачи, |
отнесенная к ее выходному |
валу. |
Максимальный коэффициент |
трансформации гидротрансформа |
тора равен 2,45, а с учетом понижающей передачи трансформация крутящего момента возрастает до 4,2. Активный диаметр гидро трансформатора Da = 0,328 м. Скольжение на режиме гидро муфты при равномерном движении с высокой и средней скоростью составляет 3%.
Гидравлическая система переключения передач (рис. 123) питается двумя насосами — передним 4 и задним / / , имеющими
212
|
Р и с . |
123. |
Гидравлическая |
||||
|
система переключения пе |
||||||
|
|
|
редач: |
|
|
||
|
/ |
— |
гидротрансформатор; |
||||
заборник; |
- радиатор; |
3 — масло- |
|||||
4 — передний |
насос; |
5 — |
|||||
редукционный |
клапан; |
|
6—клапан |
||||
гидротрансформатора; |
7 — дроссель |
||||||
ный |
клапан; |
8 — клапан; |
9 — кла |
||||
пан понижающей передачи; |
10 — пере |
||||||
ключатель |
передач; 11 — задний |
насос; |
|||||
12, |
13, 15 — контрольные |
|
клапаны; |
|
|
14 — клапан |
плавного включения; |
|
|
16 — клапан |
сервоцилиндров; 17 — |
м |
распределитель ручного управления; |
18 — центробежный регулятор; 19 — сцепление; 20 — сервоцилиндр заднего хода; 21 —сервоцилиндр |
|
|
|
тормоза понижающей передачи |
|
шестерни с внутренним зацеплением. Передний масляный насос приводится от насоса гидротрансформатора, а задний — от вывод ного вала передачи. Задний насос имеет приблизительно в 2 раза меньшую производительность, чем передний. Задний насос питает систему при пуске двигателя буксиром, в случае остановки дви гателя на ходу автомобиля, а также при высокой скорости дви жения, разгружая тем самым передний насос. Масло поступает к насосам через общий заборник 3, расположенный в масляном картере передачи.
Система гидравлического управления содержит редукционный клапан 5, клапан 6 гидротрансформатора, дроссельный клапан 7, распределитель 17 ручного управления, центробежный регуля тор 18, переключатель передач 10. Указанные приборы являются ос новными — они необходимы для того, чтобы система могла работать. Кроме этих приборов имеются еще три клапана, используемые для обеспечения большей четкости работы. К ним относятся: клапан 14 плавного включения, ограничительный клапан 16 сервоцилиндров и клапан 9 форсированного включения понижаю щей передачи.
В процессе переключения передач гидравлическая система управляет многодисковым сцеплением 19 и сервоцилиндрами 21 тормозов понижающей передачи и 20 — заднего хода.
Редукционный клапан 5 и клапан 6 гидротрансформатора рас положены между передним шестеренчатым насосом и картером (рис. 121). Остальные клапаны расположены в панели управления, укрепленной в нижней полости картера. Центробежный регуля тор укреплен на выводном валу передачи. Подвод масла к центро бежному регулятору осуществляется через корпус заднего мас ляного насоса и фланец регулятора. Уплотнение между указан
ными деталями |
осуществляется чугунными |
разрезными коль |
цами. |
клапан 5 (рис. 124, а) |
|
Редукционный |
при нейтральном |
положении, включенной прямой и понижающей передачах соз
дает в системе давление (7,05—7,35) • 105 |
н/м2 и при заднем ходе |
|
(19,6—21,07) • 105 |
н/м2 . От переднего насоса 4 масло под давле |
|
нием поступает к |
полостям А, Б и Д |
редукционного клапана |
(рис. 124, а).При поступлении к полостям А я Б масло проходит через контрольный клапан переднего насоса 12, причем в полость Б масло поступает, пройдя через распределитель 17 ручного управ ления. В те же полости А и Б масло подается от заднего насоса через контрольный клапан 13. Из полости А через отверстие в золотнике масло подводится в полость В. Давление масла в по лостях Б к В оказывает воздействие на неуравновешенную поверх ность золотника и нагружает пружину.
Когда в главной системе управления давление поднимается до (7,05—7,35) • 105 н/м2 , редукционный клапан направляет масло в гидротрансформатор. Дальнейшее повышение давления вызы вает дополнительное перемещение золотника, вследствие чего
214