ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
масло от магистрали давления переднего насоса через полости Дм Г подается ко всасывающей полости насоса.
Если вследствие работы заднего насоса давление возрастает, золотник еще переместится, и все масло, подаваемое передним насосом через полости Д и Г, начнет поступать к магистрали всасывания. После этого система будет снабжаться маслом, поступающим только от заднего насоса. Скорость автомобиля, при которой выключается передний насос, примерно равна 55 км/ч.
г а
Регулируемое
давление
Рис. 124 Конструктивные |
элементы |
гидравлической си |
||
стемы переключения передач: |
|
|||
а — редукционный |
клапан; |
б — центробежный |
регулятор; |
|
в — сервоцилиндр |
тормоза |
понижающей |
передачи: |
1,2,3— |
каналы; г — сервоцилиндр тормоза заднего хода; д — переклю чатель передач; 1 — 7 — каналы; А, Б, В, Г — калиброван ные отверстия
При работе заднего насоса излишнее количество масла на слив поступает из полости А, которая через дросселирующее сечение между золотником и корпусом сообщается с полостью Г. При включении заднего хода распределитель 17 ручного управления закрывает доступ масла в полость Б, в результате чего регулятор устанавливает в системе повышенное давление. Масло, поступаю щее от редукционного клапана к гидротрансформатору 1 (рис. 123), проходит через клапан гидротрансформатора 6. При выходе из гидротрансформатора масло проходит через калиброванное
215
отверстие. С увеличением подачи масла постепенно повышается
давление |
в |
гидротрансформаторе. |
Когда давление достигает |
|||||
4,41 |
• 105 |
н/м2 , контрольный клапан |
на входе в гидротрансфор |
|||||
матор начинает регулировать давление масла, |
поступающего от |
|||||||
редукционного клапана. Вследствие этого давление в |
гидротранс |
|||||||
форматоре |
никогда не |
превышает |
указанной |
величины. |
||||
В рабочую полость гидротрансформатора масло подается через |
||||||||
зазор |
между |
вторым |
реактором |
и |
колесом |
насоса |
(рис. 121). |
Из гидротрансформатора масло выходит через зазор между пер вым реактором и турбиной и через кольцевой канал между ва лами реакторов и турбины. От гидротрансформатора масло по ступает к радиатору 2 (рис. 123) водо-масляного типа, установлен ному в передней части двигателя. К радиатору подводится вода из системы охлаждения двигателя. Если температура масла ниже температуры воды в двигателе, то масло подогревается, а следо
вательно, его вязкость и потери в гидропередаче |
снижаются. |
||
Если температура масла выше температуры |
воды |
в |
двигателе, |
то масло охлаждается. |
|
|
|
Из радиатора масло под давлением 1 кгс/см2 поступает для |
|||
смазки шестерен и подшипников. Дроссельный |
клапан |
7 регули |
рует давление масла в зависимости от степени открытия дроссель ной заслонки. При закрытой дроссельной заслонке давление составляет 0,64 • 105 н/м2 и при полностью открытой 6,08-105 н/м2 .
Масло, поступающее под определенным давлением от дроссель ного клапана, выполняет две функции: оно изменяет усилие на тор мозах и сцеплении и определяет скорость автомобиля, при кото рой происходит переключение на высшую передачу при заданном положении педали подачи топлива. Дроссельный клапан устроен сравнительно просто. С одной стороны золотник этого клапана нагружен пружиной; натяжение пружины зависит от угла откры тия дроссельной заслонки. С другой стороны золотник нагружен давлением масла, которое подается к торцевой его поверхности через отверстие в золотнике. Излишнее количество масла посту
пает на слив через левое крайнее отверстие в |
корпусе кла |
пана. |
|
Центробежный регулятор 18 создает давление, |
пропорциональ |
ное квадрату скорости автомобиля .Давление центробежного регуля тора совместно с давлением дроссельного клапана определяет в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки и скорости автомобиля момент, при котором происходит переключение с низ шей передачи на прямую. При переключении с прямой передачи на низшую давление центробежного регулятора совместно с дав лением челночного клапана, рассмотренного ниже, используется для облегчения плавности переключения.
Центробежный регулятор (рис. 124, б) состоит из корпуса, золотника, двух грузиков и соединительного стержня (грузики находятся один в другом). Корпус установлен на выводном валу передачи таким образом, что грузики находятся по одну сторону
216
вала, а золотник — по другую. Грузики и золотник соединены между собой стержнем. Когда выводной вал вращается, центро бежной силе грузиков противодействует гидравлическое давление, действующее на золотник. Кривая зависимости давления от час тоты вращения регулятора имеет форму параболы. Для полу чения требуемой кривой применяется комбинированный грузик. При скорости движения меньше 40 км/ч действуют на стержень оба грузика, а кривая зависимости давления от скорости круто поднимается. При скорости выше 40 км/ч наружный грузик пере
мещается |
к периферии и останавливается |
у стопорного кольца, |
||
а в действии остается лишь внутренний |
грузик, |
нагруженный, |
||
кроме центробежной силы, также и силой пружины. |
Результи |
|||
рующая |
кривая давления в этом случае |
будет |
более |
пологая. |
Ограничительный клапан сервоцилиндра 16 (см. рис. 123) содержит пружинную пластинку, которая закрывает проход масла при поступлении его к сервоцилиндру 21 понижающей передачи. На эту пружину одним концом действует двухступенчатый золот ник. Другой конец золотника (с большей торцовой поверхностью) находится под давлением масла, поступающего от дроссельного клапана.
Таким образом,только при прикрытой дроссельной заслонке пру
жинная |
пластинка |
закрывает проход масла к сервоцилиндру. При |
|
большем открытии |
дроссельной заслонки золотник |
отжимает пру |
|
жину, |
которая не мешает поступлению масла к сервоцилиндру. |
||
На |
рис. 124, в |
показан сервоцилиндр тормоза |
понижающей |
передачи. Ступенчатый поршень, находящийся в цилиндре, воз действует через рычаг с передаточным отношением 4:1 на тор мозную ленту. По каналу / масло подается к сервоцилиндру от дроссельного клапана, а по каналу 2 — от основной магистрали насосов под давлением (7,05—7,35) • 105 Н/ма . Эти давления, воздействуя на поршень, обеспечивают включение тормоза. Так как масло под давлением по каналу / подается от дроссельного канала, то сила, воздействующая на ленту тормоза, зависит от угла открытия дроссельной заслонки. Так как автоматическая система производит переключение с прямой передачи на понижен ную передачу при определенной скорости автомобиля 15—20 км/ч, то при включении тормоза усилие на ленту пропорционально крутящему моменту двигателя. Этим достигается плавное пере ключение передач.При переключении на прямую передачу масло под давлением подается по каналу 3. Это давление совместно с давле нием пружины преодолевает давление, воздействующее на пор шень в двух верхних полостях сервоцилиндра, и осуществляет выключение тормоза. Канал 3 выключения тормоза соединен с магистралью включения сцепления прямой передачи.
Таким образом при подаче масла по этому каналу одновременно включается сцепление и выключается тормоз, что соответствует прямой передаче. При нейтральном положении или включенном заднем ходе масло по каналу 3 не подводится. В этих положениях
217
тормоз выключается при помощи нижней пружины. Верхняя пружина сервоцилиндра служит для смягчения включения тор моза при переводе рычага управления из нейтрального положения в положение, соответствующее движению вперед.
На рис. 124, г показан сервоцилиндр заднего хода. В этом цилиндре находится поршень, на который надета втулка. Масло подводится к цилиндру под давлением (19,6—21,07)-105 Н/м2 от золотника ручного управления. При выключенном тормозе шток клапана, находящегося в поршне, упирается в корпус цилиндра и сообщает цилиндр с полостью между поршнем и втул кой. Первоначально затяжка ленты тормоза осуществляется поступающим в эту полость маслом. Усилие от втулки в тормозной ленте передается через рычаг с передаточным отношением 5,5:1. После того, как втулка поршня осуществит частичное выключение тормоза, перемещается главный поршень, полностью затягиваю щий ленту. Масло, заключенное между втулкой и поршнем, вы талкивается наружу через два калиброванных отверстия, что смягчает включение.
Автоматическое включение прямой и понижающей передач производится переключателем передач (рис. 123). Отдельно пере ключатель показан на рис 124, д. По каналу 1 через калиброван ное отверстие А к переключателю подводится давление от основ ной магистрали. Канал 2 соединен с линией включения сцепле ния и выключения тормоза понижающей передачи. На схеме
переключатель |
показан |
в |
положении включенной понижающей |
||
передачи. |
|
|
|
|
|
Одним |
из основных |
требований, предъявляемых к любому |
|||
переключателю |
передач, |
как указывалось, является |
следу |
||
ющее: если |
золотник начал |
перемещаться, то он должен |
быстро |
достигнуть нового крайнего положения. Задержка золотника вызывает повышенное буксование и выход сцепления из строя. В частности, ход золотника должен быть завершен до начала включения или выключения сцепления, т. е. подачи или отвода от него масла. Существует несколько способов осуществления быстрого перемещения золотника. Одним из распространенных спо собов является обеспечение разности давлений в начале пере мещения золотника. Этот принцип быстрого переключения исполь зован в рассматриваемом переключателе.
Предположим, что нужно произвести переключение на пря мую передачу. Для этого золотник должен занять правое край нее положение и соединить основную магистраль с магистралью включения сцепления и выключения тормоза. К правой стороне переключателя передач по каналу 4 поступает масло под давле нием от дроссельного клапана. К левой стороне переключателя
передач |
по каналу 7 подходит масло от центробежного регулятора. |
||
Если |
переключение передач происходит при полном откры |
||
тии дроссельной |
заслонки, |
то давление масла, действующего на |
|
правую |
сторону |
золотника |
переключателя, равно 6,08-105 Н/м2 ; |
218
давление масла, действующего на левую сторону золотника пере
ключателя передач, |
преодолевает давление дроссельного |
клапана |
||
и усилие пружины, |
расположенной |
с правой |
стороны переклю |
|
чателя. Как только золотник начнет перемещаться |
вправо, |
|||
сейчас же приоткроется сливное |
отверстие, |
позволяя |
маслу, |
поступающему от калиброванного отверстия Г и далее через отверстие в золотнике, выходить наружу через калиброванное отверстие Б. При открытии сливного отверстия давление между
отверстиями Г и Б уменьшается в 2 раза |
и становится |
равным |
|||||
3,04-105 Н/м2 . |
|
|
|
|
|
|
|
При воздействии на правую сторону |
золотника |
переключа |
|||||
теля передач давления, уменьшенного до |
3,04 • 106 |
Н/м2 , |
равно |
||||
весие золотника |
нарушается, |
и он толчком |
перемещается |
вправо, |
|||
включая прямую передачу. |
После |
переключения передач золо |
|||||
тник закрывает |
отверстие, |
через |
которое |
подводится |
масло от |
дроссельного клапана, в связи с чем давление масла на правый конец становится равным нулю.
Таким образом, давление в процессе переключения передач изменяется от полного давления, обеспечиваемого дроссельным
клапаном, затем до половины этого давления |
и до нуля. |
|
Так как |
|||||||
при включенной понижающей передаче на золотник |
переключа |
|||||||||
теля действует давление от центробежного регулятора |
и дроссель |
|||||||||
ного |
клапана, то момент перехода на прямую передачу |
зависит |
||||||||
от скорости |
автомобиля |
и открытия |
дроссельной |
заслонки. При |
||||||
положении |
дроссельной |
заслонки, |
соответствующем |
холостому |
||||||
ходу |
двигателя, |
переключение |
на |
прямую |
передачу |
происхо |
||||
дит |
при скорости 22—30 км/ч; при малом открытии |
дроссель |
||||||||
ной |
заслонки, |
соответствующем |
предельно |
низким |
ускорениям |
|||||
на горизонтальной дороге, переключение происходит |
при скоро |
|||||||||
сти |
28—40 км/ч, |
а в случае полностью открытой |
дроссельной за |
|||||||
слонки — при скорости |
90—95 |
км/ч. |
|
|
|
|
||||
Переключение с прямой передачи на понижающую про |
||||||||||
исходит при помощи пружины, воздействующей на |
золотник |
|||||||||
переключателя с правой стороны. Силе пружины |
противодействует |
давление, обеспечиваемое центробежным регулятором, действую щее на золотник с противоположной стороны. В процессе пере ключения передач давление с правой стороны на золотник уве личивается от нуля до половины величины давления, устанавли ваемого дроссельным клапаном, и затем до полной величины этого давления.
Как видно, переключения с прямой передачи на понижающую не зависят от открытия дроссельной заслонки и происходят при скорости 15—20 км/ч.
Автоматическая система позволяет при нажатии до отказа на педаль подачи топлива осуществлять переключение с прямой пере дачи на понижающую, начиная со скорости 60—70 км/ч, не дожи даясь, пока скорость автомобиля снизится до 15—20 км/ч. При этой скорости переключение происходит независимо от величи-
219
ны открытия дроссельной заслонки. Форсированный переход на
понижающую |
передачу осуществляется |
при помощи |
клапана |
6 (рис. 124, д). При нажатии на педаль |
подачи топлива |
дальше |
|
пружинного |
упора плунжер нажимает |
на шарик клапана 6, |
в результате чего от дроссельного клапана масло через калиб
рованное отверстие В и отверстие |
в золотнике переключателя |
|||||
передач подводится |
под |
давлением |
к правому |
концу |
золот |
|
ника. |
|
|
|
|
|
|
При скорости автомобиля 60—70 км/ч и ниже это давление |
||||||
превышает |
давление |
со |
стороны |
центробежного |
регулятора, |
|
и золотник, |
перемещаясь |
влево, включает понижающую |
пере |
дачу. При освобождении педали масло к правому концу золот
ника переключателя передач подводится от дроссельного |
кла |
|||||||||
пана через калиброванное отверстие Г, |
в |
результате |
чего |
пони |
||||||
жающая передача остается |
включенной. |
|
|
|
|
|
||||
Система |
переключения |
передач |
содержит контрольный |
кла |
||||||
пан 15 (см. рис. 123) дроссельного давления. Этот клапан |
обес |
|||||||||
печивает включение понижающей передачи вручную. |
Когда ры |
|||||||||
чаг на рулевой колонке устанавливают в определенное |
положе |
|||||||||
ние, канал |
5 (рис. 124,5) соединяется |
с |
основной |
магистралью |
||||||
давления и через контрольный клапан |
|
3 масло под |
давлением |
|||||||
подается от насосов к правой стороне золотника |
переключателя |
|||||||||
передач. Для |
плавного включения |
прямой передачи |
при |
крат |
||||||
ковременном |
освобождении |
педали |
подачи топлива, |
а |
|
также |
||||
для плавного |
включения |
понижающей |
|
передачи |
при |
резком |
||||
нажатии на педаль, в систему гидравлического |
управления |
|||||||||
введен клапан плавного включения |
14 |
(см. рис. |
123). |
|
|
Проследим взаимодействие основных элементов гидравли ческой системы при различных положениях рычага ручного управ ления. Нейтральное положение обычно применяется для пуска двигателя (см. рис. 123). Золотник 17 ручного управления, пере двигаемый кнопками, подает масло только к редукционному кла пану и клапану гидротрансформатора. Сцепление и сервоцилиндры тормозов выключены. Давление в системе устанавлива ется (7,05—7,35) • 10б Н/м2 . Гидротрансформатор находится под давлением; масло поступает в систему смазки. Работает только передний насос, приводимый в действие от двигателя.
Для |
трогания |
автомобиля |
с места |
нажимают на |
кнопку Д, |
|
соответствующую |
движению |
вперед |
(рис.125). Распределитель |
|||
ручного |
управления подает |
масло |
к |
контрольным |
клапанам |
и к сервоцилиндру 21 тормоза понижающей передачи. Дроссель ный клапан устанавливает давление (0,64 — 6,08) • 106 Н/м2 , пропорциональное открытию дроссельной заслонки. Масло под этим давлением подводится к правому концу переключателя передач и к соответствующей полости сервоцилиндра понижа ющей передачи. Когда скорость автомобиля достигнет величины, при которой давление на золотник переключателя передач со стороны центробежного регулятора превысит силу пружины
220