Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приравняем правые части уравнений (63) и (65)

откуда

dw 0

в результате

dw = 2oùdn.

Заменим dn г dq> (см. рис. 19, а) и получим выражение

dw = 2(ordq>,

интегрируя которое, найдем скорость w:

w = 2со щ + Сх.

Определяем коэффициент С а из граничных условий: при q> = О Ci = ^ср — -у- Тогда окончательно будем иметь

w = wcp ± 2согф.

(66)

Из уравнения (66) видно, что изменение скорости w поперек канала линейное (см. рис. 19, б), Минимальная скорость

Щ wcp 2 û ) r -7- >

( 6 7 )

максимальная скорость

 

я

 

2

 

Для случая, когда 2cor— > wcp, на лопатке создается

обрат­

ное течение, что приводит к появлению застойной области — источ­ ника вихреобразования. Обратные течения могут возникнуть при малых расходах, когда wcp имеет небольшое значение. На созда­ ние застойных областей существенное влияние оказывает число лопаток: чем больше число лопаток г, тем меньше неравномер­ ность скорости [см. выражение (67)]. Гидромуфты характери­ зуются на номинальном режиме работы сравнительно малыми расходами, и при этом могут возникнуть обратные течения. Для предотвращения обратных течений при прочих равных условиях необходимо увеличивать число лопаток в рабочих колесах. Обычно в гидромуфтах число лопаток составляет 30—40, что примерно в 4 раза больше, чем у центробежных насосов.

3*

35

§ 10. ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИДРОМУФТ

Перечислим те показатели, которые характерны для гидро­ муфт.

1. К кинематическим показателям относятся скорости враще­ ния пх и п2 ведущего и ведомого валов гидромуфты, передаточное

отношение і относительное скольжение s =

=1 — і.

2. К силовым показателям относятся моменты на ведущем и

ведомом валах Мг

и Л42 ; коэффициент трансформации

К =

»

который для гидромуфты равен 1.

 

 

 

 

 

 

' "

 

п,=const

 

 

 

гм

P.O.

 

 

 

 

 

 

 

 

1-1 і(пг)

 

 

 

 

 

5)

 

 

Рис. 20. Внешняя

характеристика

гидромуфты:

 

 

а — структурная

схема передачи (Дв — двигатель; ГМ гидромуфта;

 

Р. О. — рабочий

орган); б — внешняя характеристика на тяговом

 

 

 

режиме

 

 

 

 

3. К мощностным или энергетическим показателям

относится

мощность на ведущем и ведомом валах N1

и УѴ2.

 

 

4. Экономическим показателем является общий к. п. д. гидро­

муфты

 

 

 

 

 

 

 

^2

 

: КІ = І.

 

(68)

 

N1

Mjrij

 

 

 

 

 

 

Внешней характеристикой гидромуфты называется зависи­

мость к. п. д., моментов и мощности на валах от частоты

вращения

ведомого вала, скольжения или передаточного отношения при

постоянной

частоте

вращения

ведущего вала, т. е. Mlt

М2, Nlt

N2 и т] =

/ (п2 , s, і)

при п1

=

const.

(рис. 20, б)

строится

Внешняя характеристика

гидромуфты

с учетом уравнений (10) при постоянных я 1

( ѵ и р. Внешняя харак­

теристика по моменту при изменении масштаба может быть пред­ ставлена как график мощности, так как M со = N. К. п. д. гидро­

муфты— прямая

линия [см. уравнение (68)], которая стре­

мится к 1.

 

Номинальный

режим работы гидромуфты имеет место при

t* = 0,95-^0,98 в

зависимости от конструкции. Таким образом,

гидромуфта является высокоэкономичной гидродинамической пере­ дачей,

30


В дальнейшем параметры, соответствующие номинальному ре­

жиму, будут иметь индекс *.

 

 

 

 

 

Гидромуфты могут работать в тяговом

и тормозных

режимах

работы.

 

режим. Структурная схема

 

 

 

 

Тяговый

передачи,

работающей

в этом режиме, и внешняя

характеристика

представлены на

рис.

20, а,

б. Характерными

точками внешней

характеристики

гидромуфты

(см. рис. 20,

б)

являются: точка / —• режим холо­

стого хода, т. е. такой режим, когда внешняя нагрузка

отсутствует,

а Мх

= М 3

= 0; s = 0; пл = п2; і = 1; Nï

= /Ѵ2 = 0; Л^т е п л = 0.

В точке 1 к. п. д. равен

нулю, но в окрестности этой

точки—

стремится

к

1.

 

 

 

 

 

 

Точка

2 характеризует

номинальный (расчетный)

режим. Ха­

рактерным фактором, определяющим точку 2, является макси­ мальный к. п. д. т] *. В зависимости от типа машин, на которых применяются гидромуфты, этот коэффициент задается в пределах 0,95—0,98. В среднем для автомобилей т) * = 0,97; для экскава­ торов т) * = 0,95-^0,96.

Основной причиной, которая может вызвать снижение задан­ ного к. п. д. п *, является увеличение энергоемкости гидромуфты, так как на номинальном режиме гидромуфта передает сравни­ тельно малый момент. В связи с этим возникает вопрос о пере­ грузочной способности гидромуфты, критерием которой является

коэффициент

перегрузки

 

 

 

 

 

is

Мщах

'

 

 

^пер

дл

 

 

 

 

'"ном

 

где М ш а х

— момент на валу гидромуфты при і — 0;

Миом

— номинальный

момент на валу гидромуфты.

Таким

образом, параметрами

номинального режима (точка 2

на рис. 20, б)

являются:

 

 

 

 

 

п2

= Піі*

0,97rti',

 

 

s*s3%;

Л^ = #* = # д в . я о и ;

 

 

Nl = N\*; ЛСіл =

0 - т Г ) л Г ;

 

 

 

*

*

 

 

Q = Q

=cmF,

Нн Нц, HT — # H i W p -

Точка 3 характеризует стоповый режим работы, т. е. турбина стоит, % = 0. Параметры стопового режима:

M = M m a x ; nr

= 0, i =

0,

s =

100%, Nx

- Nmax;

n H =

const,

T) = 0;

Nr

=

0, ІѴт е п л =

iV r a a x ;

Q=

Qmax cm max^i

 

^max> Hj 0.

Этот режим является самым напряженным в тепловом отно­ шении, так как вся мощность двигателя преобразуется в тепло.

37


Работа на стоповом режиме или близком к нему ведет к перегреву передачи. Таким образом, зона режимов работы между точками / и 2 — зона нормальных нагрузок передачи. Двигатель работает в режиме недогрузки или в номинальном режиме. Зона между точками 2 и 3 — зона перегрузок.

Проследим связь режимов работы гидромуфты с условиями движения машины. В качестве примера рассмотрим движение автомобиля, в приводе которого установлена гидромуфта:

а) автомобиль остановлен, двигатель работает, сцепление вы­ ключено— холостой ход гидромуфты;

б) автомобиль движется с максимальной скоростью по ровной дороге — номинальный режим работы гидромуфты;

в) автомобиль движется в гору — зона режимов между точ­ ками 2 и 3;

г) автомобиль попал в грязь, колеса не вращаются, двигатель развивает максимальный момент — столовый режим работы гидро­ муфты.

Тормозными режимами называются такие режимы работы гидромуфты, при которых мощность от рабочего органа передается гидромуфте и при этом происходит замедление (торможение) ра­ бочего органа. Тормозные режимы работы гидродинамических передач в настоящее время находят все большее применение. Раз­ личают три вида тормозных режимов: обгонный; режим динами­ ческого торможения (гидротормозной режим) и режим противовращения.

Обгонным режимом работы гидромуфты называется такой режим, при котором частота вращения турбины больше частоты вращения насоса. На обгонном режиме гидромуфта, установленная в приводе, работает при движении автомобиля под гору на пря­ мой передаче. При движении автомобиля по ровной дороге с боль­ шой скоростью с включением низшей передачи гидромуфта рабо­ тает также в обгонном режиме. В этом же режиме она работает и на подъемных кранах при спуске грузов с включенным ревер­ сом и т. д.

На рис. 21, а показана схема гидромуфты, работающей в обгон­ ном режиме, при этом жидкость движется от турбины к насосу (см. пунктирную линию на рис. 21, а). Турбина выполняет функ­ ции насоса, а насос работает в режиме турбины. Обратное движе­ ние жидкости в гидродинамических передачах называется обрат­ ным циклом, а явление, при котором происходит изменение на­ правления передачи энергии, называется обратимостью. В общем случае обратимостью гидропередачи называют ее способность пере­ давать мощность на первичный вал. Гидромуфта также эффективно передает мощность как в тяговом, так и в обгонном режимах.

Работа гидромуфты на обгонном режиме характеризуется

уравне­

нием баланса удельной энергии

 

- / / н - г - Я т - 2 > п О Т = 0,

(69)

38


і(пг)
Рис. 22. Внешняя характе­ ристика гидромуфты на ре­ жиме гидродинамического торможения

где — # н — напор насоса; берется с отрицательным знаком, так как фактически напор создается турбиной, а насос создает «противонапор»;

У АПот — суммарные потери энергии, которые определяются

~аналогично потерям при тяговом режиме работы гидромуфты.

Решив уравнение (69), мы получим выражение для определе­

ния скорости ст.

\У)\

 

('(

Отгонный

I

н\ Тягобый режим

 

 

режим

V V

п,-const

\

v i

 

 

и1/Г

5)

 

 

 

Рис. 21. Обгонный режим работы гидромуфты:

анаправление циркуляции; б — внешняя характеристика

Жесткость

характеристики

гидромуфты

 

~

dM

 

G = —

 

 

dn2

на обгонном

режиме будет несколько больше, чем на тяговом,

так как насос попадает в режим работы турбины. На рис. 21, б показана внешняя характеристика гид­ ромуфты, работающей в обгонном ре­ жиме.

Режимом динамического торможения

или гидротормозным режимом работы гидромуфты называется такой режим, который имеет место при остановленном насосе, т. е. при пл = 0. Этот режим используется, например, при спуске грузов на подъемных машинах. По существу гидромуфта работает как гид­ ротормоз. Ее характеристика M = f (пг) представляет собой квадратичную пара­ болу, наклон которой зависит от ло­

пастной системы и размеров гидромуфты (рис. 22). Гидротормоз­ ной режим является предельным случаем обгонного режима. При этом турбина работает в режиме насоса, и расчет характе­ ристики производится аналогично расчету характеристики при стоповом режиме для различной частоты вращения п2.

39