Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

складывается из основного времени, в течение которого рабочие производят действия, непосредственно направ­ ленные на выполнение производственного задания (фор­ мирование-расформирование подъема груза, перемеще­ ние груза с трюма судна в вагон и т. д.), и вспомогатель­ ного времени, в течение которого производятся действия, направленные на обеспечение условий и самой возмож­ ности выполнения основной работы (установка поддона для формирования подъема груза, застропка и отстропка грузозахватных приспособлений и т. д.).

Время обслуживания рабочего места и выполнения подготовительно-заключительных работ включает время, затраченное на получение задания (наряда), на ознаком­ ление с работой членов бригады, на расстановку рабо­ чих, на получение-сдачу такелажа и приспособлений и т. д.

Перерывы в работе подразделяют на зависящие от рабочих (время на отдых и личные надобности, случай­ ные задержки в работе из-за несогласованности действий отдельных звеньев, опоздание на смену, отлучки) и не зависящие от рабочих (отсутствие электроэнергии, раз­ нарядок на рыбную продукцию, неисправности механиз­ мов и т. д.).

Особо следует выделить технологические перерывы в работе Гтх. п, которые вызваны организацией и техноло­

 

 

 

 

 

НОРМАТИЬНЫЙ

БАЛАНС

 

 

 

 

 

 

Время обслужива­

 

 

 

 

Время оператив­

ния рабоче1 о

 

 

 

 

ной работы Гоп

места и подготови­

 

 

 

 

 

 

тельно-заключи­

Варианты перегрузочных работ

 

 

тельное Т 0фп_3

 

 

 

 

мин

% от

мин

% От

 

 

 

 

сменного

сменного

 

 

 

 

 

времени

 

времени

Все варианты,

у которых конеч­

 

 

 

 

ной или

начальной

операцией

 

 

 

 

является

 

 

 

 

 

 

 

складская, автомашинная . .

351

8 3 ,6

24

5 ,7

судовая, вагонная ...................

324

7 7 ,2

24

5 , 7

судовая

с

морозильными и

 

 

 

 

охлаждающими

установ­

ЗСО

 

 

 

ками,

вагон-ледник . . . .

7 1 ,4

24

5 ,7

гией производства (перетяжкой судна, переподачей ва­ гонов и др.).

Нормальный бюджет рабочего времени смены, на ко­ торый устанавливается норма выработки, включает опе­ ративное время Топ, время на обслуживание рабочего места и подготовительно-заключительные операции То.и-з, время на отдых Готд и личные надобности Тл.н, технологические перерывы Ттх,п, если они вызываются условиями работ. Все остальные виды затрат рабочего времени исключаются из нормального бюджета времени и являются непроизводительными потерями.

Продолжительность каждой категории затрат в об­ щем балансе времени рабочей смены, а также порядок их чередования изменяются в значительных пределах и зависят от рода груза, способа и условий производства работ.

Обоснованное время, затраченное на подготовитель­ но-заключительные операции и обслуживание рабочего места, на отдых и личные надобности, на технологиче­ ские перерывы, устанавливается систематическим изуче­ нием рабочего времени. Вместе с тем изучение рабочего времени передовых бригад служит средством распро­ странения и внедрения лучших методов организации труда среди всего коллектива портовых рабочих.

В табл. 10, взятой из «Сборника единых комплексных

норм времени и

выработки

на

погрузочно-разгрузочные

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 10

РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время на личные

Сквозные технологи­

 

Время на отдых

ческие перерывы (не

 

 

Т отд

надобности

 

совмещенные с

Сменное

 

 

Т

л. н

 

Т

) Т

 

 

 

 

 

 

1

отд'

Т Х . I I

время,

 

% от

 

 

 

от

 

 

% от

мин.

мин

мин

 

%

мин

 

сменного

 

сменного

сменного

 

 

времени

 

 

времени

 

 

времени

 

35

8,3

10

2 ,4

 

 

420

32

7 ,5

10

2 ,4

30

7 ,2

420

56

13,3

10

2 ,4

30

7 , 2

420

90

91


работы, выполняемые в морских рыбных портах Запад­ ного бассейна» (1967 г.), приведен нормативный баланс рабочего времени для различных вариантов грузовых работ.

ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПЕРЕГРУЗКИ ГРУЗОВ

Для успешного выполнения и перевыполнения комплексных норм выработки, наиболее полного исполь­ зования перегрузочной техники, снижения расходов на грузовые работы в рыбном порту разрабатываются тех­ нологические процессы разгрузки-погрузки грузов. При разработке технологии проводится выбор перегрузочных машин, грузозахватных приспособлений, такелажа и устанавливается их количество; устанавливаются также необходимое число портовых рабочих и их расстановка по операциям перегрузочного процесса; рассчитывается производительность механизированной линии; дается описание технологического процесса и т. д. Результаты расчета находят свое отражение в документе, называе­ мом типовой технологической картой разгрузки-погруз­ ки груза (ТТК) и составляемом технологическим отде­ лом (группой) рыбного порта для всех основных гру­ зов, проходящих через порт.

ТТК детализируют способы производства грузовых ра­ бот по отдельным элементам перегрузочного процесса. Все погрузочно-разгрузочные работы в рыбном порту, как правило, проводят в соответствии с ТТК-

При поступлении в порт груза, ранее не встречавше­ гося в переработке или в технологическом процессе, внедрении новых типов машин, грузозахватных устройств, приспособлений, технологических приемов со­ ставляются опытные технологические карты. ТТК и опытные технологические карты после всестороннего об­ суждения утверждаются начальником порта или его за­ местителем по эксплуатации. Опытная технологическая карта действует до выработки типовой, если данный груз или схема перегрузки приобретают устойчивый харак­ тер. ТТК собирают в альбомы, которые используют опе­ ративные работники рыбного порта для составления в короткие сроки планов обработки судов в целом.

Пока еще нет единой формы ТТК для морских рыб­

92

ных портов, поэтому степень детализации данных, содер­ жащихся в ТТК, неодинакова в различных рыбных пор­ тах страны.

ТТК должны содержать следующие сведения:

место производства грузовых работ (название порта, номер причала, склада и т. д.);

краткие сведения о грузе (наименование груза с ука­ занием вида тары, масса (вес) места, масса (вес) одного подъема, класс груза);

формулу технологической схемы; тип судна;

графическое изображение технологической схемы, грузозахватных приспособлений, отдельных мест груза, способов формирования подъемов и их застропки, а так­ же другие рисунки, иллюстрирующие данный техноло­ гический процесс;

технико-эксплуатационные показатели технологиче­ ской схемы (наименование, количество и расстановка пе­ регрузочных машин; оперативное время; производитель­ ность механизированной линии в час, в смену; количе­ ство портовых рабочих и их расстановка по операциям; выработка одного рабочего, бригады за час, за смену);

наименование и количество используемых грузоза­ хватных приспособлений и такелажа с краткой характе­ ристикой;

краткое описание технологического процесса по опе­ рациям (судовая, вагонная, складская и т. д.) с указа­ нием приемов работы;

дополнительные указания по технике безопасности и противопожарные мероприятия, вытекающие из специфи­ ки перерабатываемого груза;

подписи главного (старшего) технолога, главного ин­ женера, начальника отдела труда и заработной платы, начальника отдела механизации и помощника началь­ ника порта по технике безопасности, согласовав­

ших ТТК; подпись начальника порта или заместителя начальни­

ка порта по эксплуатации, утверждающих карту.

ТТК должны учитывать все технические и организа­ ционные усовершенствования, внесенные новаторами, опыт передовых бригад портовых рабочих по внедрению новых, высокопроизводительных приемов работы. В свя­ зи с этим ТТК пересматриваются, дополняются и изме­

93


няются. Последовательность разработки ТТК может быть следующей:

изучают условия разгрузки-погрузки груза, подби­ рают исходные данные, анализируют опыт производства грузовых работ в данном рыбном порту и передовых пор­ тах рыбной промышленности;

определяется оперативное время работы за смену; устанавливают типы, количество и размеры грузоза­

хватных приспособлений и такелажа, а также способ укладки груза и массу одного подъема;

устанавливают возможность механизации судовой, складской и вагонной операций, выбирают перегрузоч­ ные машины и намечают порядок их использования;

рассчитывают производительность механизированной линии;

определяют необходимое количество машин внутрипортового транспорта, а также машин для работы в трюме, вагоне, складе (малая механизация);

устанавливают число портовых рабочих по операциям технологического процесса и определяют их выработку; составляют ТТК, в которую заносят расчетные дан­ ные, описание технологического процесса по операциям и

условия техники безопасности.

смены зависит от

Оперативное время

в

пределах

условий, в которых протекает перегрузочный

процесс.

Оно может быть рассчитано по формуле

 

Топ = Тем Т0 п_3

Тотд Тл н

Ттх. п.

 

Продолжительность

семичасовой

рабочей

смены

420 мин, восьмичасовой — 480 мин. Время обслуживания рабочего места и выполнения подготовительно-заключи­ тельных операций составляет в рыбных портах примерно 5—6% от продолжительности рабочей смены.

Время перерывов на отдых при механизированном способе перегрузки грузов для большинства технологи­ ческих схем равно 36 мин, время, затрачиваемое на лич­ ные надобности (умыться, напиться и пр.), определяемое на основании физиологических исследований,— 10 мин в смену.

Общая продолжительность сквозных технологических перерывов Ттх. п в связи с переподачей вагонов рассчи­ тывается обычно на основе четырех переподач: первая в межсменный перерыв, вторая до обеденного перерыва,

94


третья во время обеденного перерыва, четвертая после обеденного перерыва.

Перерывы, во время которых рабочий фактически не работает, обусловленные технологией и равномерно рас­ пределяющиеся в течение смены, рассматриваются как отдых.

Для расчета оперативного времени используются нор­ мативы элементов баланса рабочего времени или дан­ ные фотографий рабочего дня бригад портовых рабочих. В практике морских рыбных портов Западного бассейна применяют нормативы, приведенные в табл. 10.

Оперативное время, очевидно, должно быть одинако­ во как для портовых рабочих, так и для перегрузочных машин и внутрипортового транспорта, поскольку грузо­ вые работы выполняются одновременно во всех звеньях перегрузочного процесса.

Выбирая грузозахватные устройства, такелаж и пе­ регрузочный инвентарь необходимо учесть, что они должны обеспечить:

наиболее полное использование характеристик основ­ ной перегрузочной машины (грузоподъемности, скоро­ стей рабочих движений);

удобное и быстрое производство погрузочно-разгру­ зочных работ;

сохранность груза и безопасность грузовых работ; простоту в эксплуатации и многократность исполь­

зования; минимальные расходы на изготовление и содержание.

В зависимости от выбранных грузозахватных устройств, типа судна, рода груза устанавливаются спо­ соб укладки и масса одного подъема.

Установив тип перегрузочных машин, рассчитывают производительность механизированной линии, представ­ ляющей собой совокупность различных технических средств, с помощью которых рабочие проводят переме­ щение грузов по заданному варианту. Производитель­ ность механизированной линии устанавливается равной выработке, достигнутой передовыми бригадами при пе­ реработке рассматриваемого груза, или комплексной норме выработки, взятой из единых бассейновых комп­ лексных или местных норм выработки.

Производительность механизированной линии может быть определена и расчетным путем. Для этого устанав­

95

ливают интенсивность грузовых работ в наиболее произ­ водительном звене перегрузочного процесса, которым обычно является основная перегрузочная машина, и стремятся к тому, чтобы производительность на других операциях (в трюме, в вагоне, на складе) соответствова­ ла или была выше производительности основной пере­ грузочной машины. Если такой интенсивности во всех звеньях добиться невозможно, то производительность ме­ ханизированной линии определяется производитель­ ностью лимитирующего звена.

Производительность перегрузочных машин может быть рассчитана по формулам (6), (7), (8).

Продолжительность цикла работы перегрузочной ма­ шины рассчитывают по данным хронометражных наблю­ дений.

Если же производительность основной перегрузочной машины определяется комплексной нормой выработки или выработкой, достигнутой передовыми бригадами, то количество циклов работы крана в смену определяется из отношения:

где Яц— количество циклов работы крана; Р — комплексная норма выработки или достигнутая выработка,

т в смену;

q — масса одного подъема груза, т.

Продолжительность одного цикла работы крана рав­ на отношению оперативного времени в смену к количе­ ству циклов работы крана за смену

Выбирая погрузчики, исходят из их грузоподъемно­ сти, производительности, габаритов и массы. Например, в трюмах и вагонах используют электропогрузчики не­ больших габаритов и массы; учитывается при этом и со­ ответствие удельного давления состоянию полов вагонов и пайолов судовых грузовых помещений. Собственная масса трюмных электропогрузчиков не должна превы­ шать грузоподъемность портального крана. Иначе пере­ мещение электропогрузчика с причала в трюм и обрат­ но будет осложнено.

96


Критерием оценки при выборе машин внутрипортового транспорта может служить экономическая целесооб­ разность использования их при перемещении грузов на определенное расстояние.

Потребное количество машин малой механизации и внутрипортового транспорта пм определяется с учетом обеспечения непрерывной работы основной перегрузоч­ ной машины

где Р п— производительность

основной

перегрузочной машины,

т/ч;

 

 

 

Р м— производительность

машины

малой

механизации или

внутрипортового транспорта, т/ч.

 

Определив количество

машин

малой

механизации и

внутрипортового транспорта, приступают к расчету необ­ ходимого числа портовых рабочих. Численность бригады портовых рабочих и норма их выработки должны обес­ печить наибольшую в данных условиях производитель­ ность основной перегрузочной машины. Нормы выработ­ ки каждого звена рабочих должны быть равны между собой и соответствовать производительности основной пе­ регрузочной машины, так как портовые рабочие комп­ лексной бригады участвуют в нескольких операциях пе­ регрузочного процесса и распределяются соответственно на отдельные звенья.

Численность портовых рабочих рассчитывают по от­ дельным операциям технологического процесса: судовой, вагонной, складской и т. д. Трудоемкость выполнения отдельных операций в человеко-минутах устанавливается на основе хронометражных наблюдений рабочего дня или по нормативам на погрузочно-разгрузочные работы. Например, для рыбных портов Западного бассейна про­ должительность отдельных операций можно определить по сборнику «Единые комплексные нормы времени и вы­ работки на погрузочно-разгрузочные работы, выполняе­ мые в морских рыбных портах Западного бассейна», где приведены нормативы на элементы операции технологи­ ческого процесса в человеко-секундах.

Количество портовых рабочих для выполнения судо­ вой операции при разгрузке определяют следующим об­ разом.

4 Зак. 626

97