Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
SP — суммарная производительность перегрузочных машин на причале, т/ч;
Асп — время, затраченное на проведение вспомогательных операций по обработке судна, не совмещенных с гру зовыми (швартовка и отшвартовка, открытие и закры тие грузовых люков и т. д.).
Отношение -ур° представляет собой время, в тече
ние которого на причале проводятся грузовые операции. Суммируя это время с временем, затраченным на выпол нение вспомогательных операций, находим общее время занятости причала с момента прибытия судна и до мо мента отправления его в очередной рейс. Разделив D 4a0 на время, в течение которого на причале проводятся грузовые и вспомогательные операции, получим часовую интенсивность обработки судна, а умножив ее на число часов работы порта в сутки, получим суточную пропуск ную способность причала. Формула (18) не учитывает потерь рабочего времени, связанных с изменением ме теорологических условий и несколько снижающих про пускную способность причала. Влияние метеорологиче ских условий учитывается коэффициентом использования рабочего времени причала по метеорологическим факто рам, который может быть найден из выражения
ь |
— Alec А |
(19) |
Лмет — |
|
|
где ^мех— продолжительность действия |
метеорологических факто |
ров в течение месяца, в результате чего становится невозможным проведение судовых погрузочно-разгру зочных работ, ч;
^мес — месячный бюджет времени, ч.
Значение &мет для различных бассейнов страны при ведено в табл. 11.
Среднесуточная пропускная способность причала Япр. с с учетом перерыва в проведении погрузочно-раз грузочных работ по метеорологическим причинам равна:
— |
tcD4a0 |
|
tcD4a0YP |
|
“ "Р-с = |
, , |
мет = |
D 4a0 + |
(20) |
Y P t BCn |
Н*ВСП
Анализируя формулы (18) и (20) видим, что про пускная способность причала зависит от количества ча сов работы причала в сутки; количества груза, погружен ного или выгруженного с судна; производительности пе-
'103
Т а б л и ц а 11
КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПРИЧАЛА ПО МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
|
Штучные и другие грузы, |
Грузы, не боящиеся влаги |
||
|
боящиеся влаги |
|||
|
|
|
||
Бассейны |
весенне-лет осенне-зим |
весенне-лет-~ осенне-зим |
||
|
||||
|
ний период |
ний период |
ний период |
ний период |
Южный . . . . |
0 , 9 0 — 0 , 9 5 |
0 , 8 5 — 0 , 9 0 |
0 , 9 5 , - 1 , 0 0 |
0 , 9 0 — 0 , 9 5 |
Северный |
и |
|
|
|
Западный . . |
. 0 , 9 0 — 0 , 9 5 |
0 , 8 0 — 0 , 8 5 |
0 , 9 5 — 1 ,0 0 |
0 , 8 5 — 0 , 9 0 |
Дальневосточ- |
|
|
|
|
ный . . . . |
. 0 , 8 5 — 0 , 9 0 |
0 , 7 5 — 0 , 8 0 |
0 , 9 0 — 0 , 9 5 |
0 , 8 0 — 0 , 8 5 |
регрузочного оборудования; времени, затрачиваемого на выполнение вспомогательных операций; грузоподъемно сти судна; метеорологических условий.
При определении месячной пропускной способности причала суточную пропускную способность умножают на число дней работы причала в месяц
i cD4a0HP
Лпр.„ —ZVo + EPZBI гмет “ мео |
(21) |
|
где пмес — число дней в месяце.
Аналогично определяется годовая пропускная спо собность причала.
Суточная пропускная способность причала может быть рассчитана также по формуле
П пр.с = |
Pntz, |
|
|
(22) |
где Р — часовая производительность перегрузочной |
машины; |
|
||
п — количество перегрузочных машин на причале; |
|
|||
t — количество часов работы причала в сутки; |
|
собой |
||
г — коэффициент занятости |
причала, |
представляющий |
||
отношение чистого времени, затраченного |
на выполнение |
|||
грузовых работ Ар> к |
общему |
времени |
стоянки |
судна |
у причала |
|
|
|
|
Ар Ар -Ь Асп
Подсчет пропускной способности причала по форму лам (18) и (22) дает одинаковые результаты.
104
Неравномерность грузооборота приводит к недоис пользованию пропускной способности причала в отдель ные периоды.
Отношение грузооборота причала Qnp за определен ный период к его пропускной способности называется коэффициентом использования пропускной способности причала (&пр)
Qnp
В практике проектирования морских рыбных портов &Пр называют коэффициентом занятости причала. Со гласно НТП морских рыбных портов &Пр Для сухогруз ных причалов равен 0,65—0,75 (при расчетном числе су дов в месяц наибольшей нагрузки менее 10) и 0,55— 0,65 (при расчетном числе судов 10 и более).
Если расчет ведется для группы взаимозаменяемых причалов коэффициент занятости принимается с увели чением: при двух причалах на 0,05; при трех причалах на 0,10.
Однако в любом случае &пр не должен приниматься более 0,8.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ СКЛАДОВ
Пропускная способность складов и погрузоч но-разгрузочных железнодорожных путей рассчитывает ся для установления ее соответствия пропускной способ ности причального фронта.
Пропускная способность склада это максимальное ко личество груза, которое может быть пропущено через склад за определенный промежуток времени (год, квар тал, месяц, сутки) при рациональном использовании его площади и емкости, минимальных сроках хранения гру за, передовой технологии складских работ и обеспечении
сохранности груза. |
Я ск можно опреде |
Пропускную способность склада |
|
лить по формуле |
|
Яск = Ескп0, |
(24) |
где п0— число оборотов склада за расчетный период времени; Е ск — емкость склада, т.
105
Число оборотов склада за расчетный период находят из выражения
|
|
Т |
|
(25) |
|
no = f ~ , |
|
||
|
|
г хр |
|
|
где |
Т — расчетный период, для |
которого определяется пропускная |
||
_ |
способность склада, сутки; |
на складе, который опреде |
||
txp— средний срок хранения |
груза |
|||
|
ляется по формуле (4), сутки. |
|
|
|
По формуле (5) |
|
|
|
|
|
ЕС К |
p k a F СК ■ |
|
|
Подставив в формулу |
(24) |
значения |
п0 и Еск по |
|
лучим: |
|
|
|
|
|
Пск ~ pknFcK Y |
1■ |
(26) |
|
|
|
‘ Х р |
|
При расчете пропускной способности складов в каче стве эксплуатационной нагрузки р следует принимать меньшую из двух величин — техническую норму нагрузки рт или удельную норму р7. Техническая норма нагрузки определяется конструкцией склада, его состоянием и за носится в технический паспорт. Удельная нагрузка определяется из выражения
Яш
Ру и
где Нш— допустимая высота штабелирования груза, м; и — удельный погрузочный объем груз, м3/т.
Допустимая высота штабелирования зависит от фи зико-химических свойств груза, прочности тары, высоты склада, требований техники безопасности, а также высо ты подъема груза и вида имеющихся в порту перегрузоч ных механизмов.
За расчетную принимают наименьшую величину Нш, выбранную с учетом всех ограничительных признаков.
Полезная площадь склада Еск включает площадь, не посредственно занятую грузом, и площадь, необходимую для устройства проездов между штабелями, обеспечи вающих передвижение средств складской механизации и противопожарную безопасность. £ Ск можно рассчитать, если вычесть из строительной площади склада площадь, занятую строительными конструкциями, служебными по мещениями и стационарным оборудованием.
106
Средние эксплуатационные нагрузки на пол складов и коэффициенты использования полезной площади скла дов могут быть определены из НТП морских рыбных портов.
Для обеспечения складирования грузов пропускная способность склада должна быть равна или больше гру зооборота склада.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ
За последние годы флот рыбной промышлен ности в значительной степени пополнился качественно но выми типами промысловых и транспортных судов. Эти суда имеют на борту технологическое оборудование и хо лодильные установки, позволяющие им обрабатывать улов, находясь в плавании, и доставлять на берег гото вую рыбную продукцию или полуфабрикат. В связи с этим в рыбных портах возрастают объем транзитной перевалки рыбной продукции с судов на железнодорож ный транспорт с частичным складированием ее в холо дильниках и охлаждаемых складах и потребность в раз ветвленной сети погрузочно-разгрузочных железнодо рожных фронтов.
На каждом причале должно быть не менее двух пу тей, что позволяет во время погрузки-разгрузки вагонов, стоящих на одном пути, осуществлять маневровые рабо ты на другом, убирая обработанные вагоны и ставя под обработку следующие. Количество прикордонных желез нодорожных путей определяется назначением причалов, интенсивностью грузовых работ, длиной и количеством смежных причалов по НТП морских рыбных портов.
Для обеспечения перегрузки грузов по прямому ва рианту пропускная способность погрузочно-разгрузочных железнодорожных путей причала должна быть, по край ней мере, равна пропускной способности причала.
Пропускная способность перегрузочного железнодо рожного пути измеряется количеством вагонов, которое может быть обработано на этом пути в единицу времени при минимальных сроках выполнения грузовых и манев ровых операций, связанных с погрузкой-разгрузкой же лезнодорожного подвижного состава.
107
В практике эксплуатации рыбных портов пропускную способность железнодорожных путей характеризуют наи большим количеством тонн груза, которое может быть погружено в вагоны или выгружено из них в единицу времени при условии применения передовой организации и технологии грузовых работ и выполнения вспомога тельных операций, обеспечивающих минимальные сроки обработки вагонов.
Суточная пропускная способность погрузочно-разгру зочных железнодорожных путей Я ж.д.с определяется по формуле
Я ж. д. с — nBqBmnnyT, |
(27) |
где п3—-количество вагонов, устанавливаемых |
на погрузочно-раз |
грузочном пути причала в одной подаче; qB— норма загрузки вагона, т;
т —-количество подач вагонов к причалу за сутки; «пут — количество погрузочно-разгрузочных железнодорожных
путей на причале.
Наибольшее количество вагонов в одной подаче опре деляется по формуле
7-пр
|
«в = ~ Г ’ |
|
|
где Lnр— длина причала, м; |
|
|
|
1а — длина |
вагона между |
осями |
сцепления (1В изотермиче |
ского |
четырехосного |
вагона |
грузоподъемностью 49 т |
равна 18,07 м). |
|
|
Максимальное число подач вагонов в сутки зависит от скорости обработки этих вагонов и может быть опре делено по формуле
|
|
24 |
|
|
|
т = t |
4- t |
'■ |
|
где t Tр— время, |
затрачиваемое |
на погрузку или |
выгрузку одной |
|
подачи; |
затрачиваемое |
на |
маневровые |
работы (уборка |
tM— время, |
и подача вагонов), ч.
При проектировании и строительстве, а также при ре конструкции и развитии рыбных портов рассчитывают соразмерность пропускных способностей причального фронта, складов и прикордонных железнодорожных пу тей во избежание их диспропорции и излишних затрат средств.
108
Глава VII. НОРМЫ ОБРАБОТКИ СУДОВ В ПОРТУ
ЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ОБРАБОТКИ СУДОВ
В системе технико-экономического нормирова ния работы флота особое место занимает нормирование обработки судов в морских рыбных портах и портовых пунктах. От уровня норм обработки судов в портах и портовых пунктах зависит стояночное время судов, кото рое является составной частью рейсооборота.
Нормы |
обработки |
судов |
имеют огромное |
значение |
для планирования и |
организации работы как |
рыбных |
||
портов, так |
и судов |
флота |
рыбной промышленности. |
Нормы стоянки судов в порту используются при расчете продолжительности рейса и оборачиваемости судна; они оказывают прямое влияние на провозную способность приемно-транспортного флота, на величину уловов про мысловых судов, так как чем выше нормы обработки су дов в порту, тем большую долю в общем бюджете време ни судна занимает время нахождения его в море.
Для порта нормы обработки судов являются органи зующим началом эксплуатационной работы и критерием оценки эффективности грузовых работ; они определяют производственный ритм порта, эффективность использо вания причального фронта и в конечном счете служат основой планирования производственной деятельности.
Стоянка судна в порту включает следующие основные операции: оформление прихода портовыми властями и таможней; открытие и закрытие трюмов; разгрузку; за чистку трюмов после разгрузки; погрузку; бункеровку топливом; водоснабжение; маневровые работы — перешвартовку, перетяжку; оформление грузовых докумен тов; санитарную обработку судна; материально-техниче ское снабжение; межрейсовый ремонт; простои судна по метеорологическим причинам, ожидание вхождения в норму одновременной обработки; ожидание распоряже ний вышестоящих организаций и др. На все перечислен ные операции, за исключением простоев, устанавливают ся нормы, которыми руководствуется порт в процессе об
109
служивания судна. Стоянка судна может включать не все перечисленные операции: их состав определяется ти пом судна, характером рейса и пр.
Каждый порт имеет определенное крличество прича лов, которые обычно в некоторой степени специализи руются на переработке того или иного груза. В связи с этим порт может принять к одновременной обработке определенное количество судов как в целом, так и по отдельным типам судов. Это количество судов опреде ляется нормой одновременной обработки (НОО). Суда, которые придут в порт сверх установленной нормы, вы нуждены ожидать вхождения в норму.
НОО судов в портах играют важную роль в эксплуа тации флота рыбной промышленности. Работники баз флота, производственных управлений, бассейновых глав ных управлений рыбной промышленности при планиро вании работы и руководстве флотом должны учитывать НОО судов в портах во избежание пачкообразного под хода судов и их простоев в ожидании вхождения в НОО. Таким образом, нормы обработки судов в рыбных портах можно разделить на три группы: нормы погрузки-раз грузки судов; нормы на выполнение вспомогательных операций; нормы одновременной обработки судов.
НОО утверждаются бассейновыми главными управ лениями рыбной промышленности, нормы погрузки-раз грузки судов, нормы на вспомогательные операции — Министерством рыбного хозяйства СССР и приводятся в приложении к приказу министра «О нормах обработки судов в морских рыбных портах и портопунктах».
В морских рыбных портах производственные условия непрерывно улучшаются: увеличивается длина причаль ного фронта, растет уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствуется техно логия перегрузки грузов. В связи с этим нормы обработ ки судов периодически пересматриваются и приводятся в соответствие с уровнем производительности труда и производственными мощностями портов.
НОРМЫ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ СУДОВ
Стояночное время судов в морских рыбных портах СССР под погрузочно-разгрузочными работами регламентируется судо-часовыми нормами, определяю
110