Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щими количество груза (в т), которое в конкретных производственных условиях должно быть выгружено из судна или погружено на него за 1 ч. В общем виде судо­ часовая норма определяется по формуле

М е_ч = т Р *- л ,

(28)

где Л1С_Ч — судо-часовая норма, т/судо-ч;

т— среднее количество механизированных линий, одновре­ менно занятых на протяжении всей погрузки-разгрузки судна;

Ри. л — средняя производительность одной механизированной линии при погрузке-разгрузке соответствующего гру­ за, т/ч.

т для расчета судо-часовых норм определяется про­ изведением коэффициента конструктивной неравномер­

ности трюмов &н.т на количество грузовых люков на судне пл

т = kl. т«л-

Если учесть, что

к _

^ общ

 

kн. т

/1т W макс

(29)

формула (28) после соответствующих подстановок при­ нимает вид:

Мс-ч

Пл

^обш

(30)

лт

й^макс ’

где ит— количество грузовых помещений на судне; Г общ — общая грузовместимость судна, м8; №'макс — грузовместимость наибольшего трюма, м3.

Анализируя формулу (30), можно установить, что судо-часовая норма прямо пропорциональна средней производительности механизированной линии, количест­ ву люков на судне, грузовместимости судна и обратно пропорциональна количеству грузовых помещений на судне и грузовместимости наибольшего трюма. В боль­ шинстве случаев для флота рыбной промышленности пТ = пл и формула (30) принимает вид:

- Р»

Wобщ

(31)

макс

 

 

Однако судо-часовые нормы определяются не только составными элементами формулы (30), на их величину влияют и другие факторы, которые трудно учесть функ­ циональными зависимостями.

111


Судо-часовые нормы погрузки-разгрузки судов ос­ нованы на рациональных организации и технологии гру­ зовых работ и высокой производительности труда порто­ вых рабочих.

Для их установления классифицируют:

рыбные порты и портовые пункты (в зависимости от условий производства грузовых работ и степени их ме­ ханизации) ;

суда (в зависимости от их назначения, типа и конст­ руктивных особенностей);

грузы (по сложности и трудоемкости переработки). Судо-часовые нормы установлены на погрузку-раз­

грузку:

а) крупнотоннажных приемно-транспортных и обра­ батывающих судов, а также добывающих судов типа БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер), БКРТ (большой консервный рыболовный траулер), ПГ1Р (промыслово-производственный рефрижератор), РТМ (рыболовный траулер морозильный), МСТ (морозильносвежьевой траулер), РМС (рыбоморозильное судно) — общие;

б) малотоннажных добывающих судов и приемно­ транспортных судов типа ПТС (приемно-транспортное судно) и ТХС (транспортно-холодильное судно)— общие и специальные. К малотоннажным добывающим судам относятся сейнеры, МРТ (малые рыболовные траулеры), РР (рыболовные рефрижераторы), СРТ (средние рыбо­ ловные траулеры), СРТР (средние рыболовные трауле­ ры рефрижераторные), СРТМ (средние рыболовные тра­ улеры морозильные), РТ (рыболовные траулеры);

в) судов в портах Каспийского бассейна; г) наливных судов.

Классификация портов. Рыбные порты и портовые пункты в зависимости от условий производства грузо­ вых работ и эксплуатационно-технических возможностей портов и портовых пунктов объединены в четыре груп­ пы (А, Б, В, Г). Максимальные судо-часовые нормы установлены для портов группы А. Кроме того, рейдовые и приравненные к ним рыбные порты и портовые пунк­ ты Дальневосточного бассейна выделены в отдельные три группы. В табл. 12 приведены показатели отнесения рыбных портов к той или иной сетке (группе).

112

Т а б л и ц а 12

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ р ы б н ы х п о р т о в

и ПОРТОВЫХ

 

ПУНКТОВ ДЛЯ НОРМИРОВАНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ

 

РАБОТ

 

 

 

 

 

Индекс

Морской

 

 

Основной вид механи­

Среднее коли­

грузооборот

Условия

зации, применяемой при

чество меха­

сетки

по генераль­

низированных

обработк и

погрузке-разгрузке

норм

ным грузам,

линий на

 

 

 

судна

 

тыс. т

 

 

 

судно

 

 

 

 

 

А

Свыше 400 У прича­

Краны портальные

4 и более

Б

101—400

 

ла

 

 

до 3,5

То же

я

»

В

До 100

я

я

Краны

грузовые

ДО 2,5

Г

До 100

Судовые

1--2

 

 

устройства

 

 

 

 

 

 

К сетке А относятся порты Владивостокский, Кали­

нинградский, Мурманский,

Находкинский;

Б — Клай­

педский, Невельский, Петропавловск-Камчатский, Риж­ ский, Севастопольский, Таллинский; В — Вентспилский рыбокомбинат, Ильичевский, Керченский и др.; Г — Архангельский рыбокомбинат, Лиепайская база океани­ ческого рыболовного флота и др.

К л а с с и ф и к а ц и я с у д о в — все суда флота рыб­ ной промышленности в зависимости от своих конструк­ тивных особенностей, влияющих на трудоемкость и ин­ тенсивность грузовых работ, делятся на восемь групп.

Минимальные судо-часовые нормы соответствуют су­ дам нулевой группы, максимальные — судам седьмой группы.

Классификация крупнотоннажных судов приемо­ транспортного, обрабатывающего и добывающего флота для расчета судо-часовых норм производится в зависи­ мости от: количества фронтальных грузовых люков на судне; коэффициента конструктивной неравномерности судов; класса грузовых помещений судна.

Количество люков определяет количество механизи­ рованных линий, которое можно установить на конкрет­ ном судне для его грузовой обработки. Однако в ходе погрузки-разгрузки судна количество механизированных линий меняется. Это объясняется конструктивной нерав­ номерностью грузовых помещений, которая оценивается коэффициентом конструктивной неравномерности. Чем меньше коэффициент конструктивной неравномерности, тем сложнее организация грузовых работ на судне.

113


Именно это обстоятельство и учитывается при установ­ лении группы судна для расчета судо-часовых норм.

К л а с с и ф и к а ц и я г р у з о в ы х п о м е щ е н и й судна проводится в зависимости от размеров грузового люка и протяженности подпалубного пространства от комингса люка до поперечной переборки или бортов (учитывается большее по длине плечо). По мере уве­ личения подпалубного пространства возрастает трудо­ емкость грузовых работ.

Степень трудоемкости грузовых работ определяется коэффициентом лючности, который представляет собой отношение площади люка ко всей площади трюма. Чем больше коэффициент лючности, тем удобнее проводить грузовые работы, так как увеличивается раскрытие па­ лубы и уменьшаются внутритрюмные перемещения груза.

Класс грузового помещения определяется по табл. 13 на основании эксплуатационно-грузовых свидетельств судов.

Для сквозных грузовых помещений с двумя или бо­ лее люками класс определяется раздельно для каждого

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

 

Класс

Размеры люка

 

Расстояние от комингса

 

 

 

 

люка до ближайшей

грузового

длина и ширина,

площадь, м3

поперечной переборки или

помещения

м

 

бортов (учитывается большее

 

 

 

 

 

по длине плечо), м

Первый

9,0x6,0 и более

54,0

и более

До 2,0 (до 2,5 если

 

 

 

 

 

среднеарифметическое

 

 

 

 

 

Всех плеч подпалубного

 

 

 

 

 

пространства меньше

Второй

9,0X6,0 и более

54,0

и более

или равное 2)

2,3

и более

Третий

от 5,0x4,0

до

20,0—53,9

 

До 4,0

Четвер­

8,0X6,0

до

20,0-53,9

4,5

и более

от 5,0x4,0

тый

8,0X6,0

 

6,0—19,9

 

До'4,0

Пятый

от 2,5 x 2 ,5 до

 

Шестой

4,5X4,0

 

6,0—19,9

4,5

и более

от 2,5 x 2 ,5 до

Седьмой

4,5X4,0

 

ДО 5,9

 

Любое

до 2,4 x 2 ,4

 

114


люка, условная линия раздела грузового помещения принимается проходящей по середине между комингсами смежных люков. Если грузовые помещения на судне разного класса, то для определения группы судна рас­ считывается средневзвешенный по грузовместимости класс. Параметры для подразделения судов на группы приведены в табл. 14.

Суда высшей группы приспособлены для интенсивно­ го осуществления погрузочно-разгрузочных работ и имеют соответственно более высокую судо-часовую норму. К ну­ левой группе, например, относится большинство БМРТ типа «Лесков», «Маяковский», РТМ типа «Атлантик», «Тропик» и др., к пятой — транспортные рефрижераторы типа «Остров Русский», «Прибой», плавбазы типа «Се­ веродвинск», «Рига» и др.

Т а б л и ц а 14

I Количество фрон­ тальных люков (линий передачи груза)

ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СУДОВ НА ГРУППЫ

 

Труп пы судо

°

овыми

 

 

П омещениаао25я-,as^сса

Коэффициент конструктивной

 

 

о

 

 

О о

1

 

с_

неравномерности грузовых помещений

 

1

 

о о

пятогошестого

о

 

С Ш

н т

J

 

о о

о о.

 

S

 

и

с-

Ао»

 

о

 

о:

О-

 

£

 

О . О

ь »

 

 

£ и

 

■=(

 

rJн

 

О)

 

 

 

О . о;

 

 

1

1,С0

I

I

0

0

2

до 0,70 ухудшенный...................

II

I

0

0

3

0,71—1,00 нормальный...............

III

и

I

0

до 0,67 ухудшенный...................

III

II

I

0

 

0,68—0,90 нормальный...............

IV

III

II

I

4

0,91—1,00 улучшенный...............

IV

IV

III

до 0,69 ухудшенный...................

IV

III

II

 

0,70—0,68 нормальный...............

V

IV

III

---

5

0,89—1,00 улучшенный...............

V

V

IV

до 0,70 ухудшенный...................

V

IV

III

 

0,71—0,86 нормальный...............

VI

V

IV

6

0,87—1,00 улучшенный...............

VII

VI

V

до 0,72 ухудшенный...................

VI

V

IV

 

0,73—0,84 нормальный...............

VII

VI

V

7

0,85—1,0 улучшенный...............

VIII

VII

VI

до 0,72 ухудшенный...................

VII

VI

V

 

0,73—0,85 нормальный...............

VIII

VII

VI

 

0,86—1,00 улучшенный...............

IX

VIII

VII

 

115