Файл: Учебный элемент Трубопроводная арматура.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Слесарь по ремонту технологического оборудования

1. Учебная цель

2. Терминология и классификация

2.1. Основные термины

2.2. Типы арматуры

2.3. Условные, рабочие и пробные давления

2.4. Условные обозначения и маркировка арматуры

2.5. Условные диаметры проходов

2.6. Строительные длины

2.7. Размеры присоединительных элементов

3. Материалы, применяемые для деталей арматуры

3.1. Чугуны

3.2. Стали

3.3. Цветные металлы и сплавы

3.4. Неметаллические конструкционные материалы

3.5. Сплавы для наплавки уплотнительных колец

2.6. Прокладочные материалы

3.7. Набивные материалы

3.8. Смазки

4. Ремонт трубопроводной арматуры

4.1. Термины и определения основных понятий

4.2. Ответственность

4.3. Описание технологического процесса ремонта трубопроводной арматуры

4.4. Общие технические требования

4.5. Технические требования при дефектации деталей и узлов арматуры

4.6. Ремонт деталей арматуры

4.7. Ремонт и ревизия пружинных предохранительных клапанов

5. Техника безопасности при ремонте трубопроводной арматуры

5.1. Общие требования безопасности

5.2. Требования безопасности перед началом работы

5.3. Требования безопасности во время работы

6. Конструкции запорной арматуры

6.1. Клапаны и вентили

6.2. Задвижки

6.3. Краны

7. Конструкции предохранительной арматуры

7.1. Предохранительные клапаны

7.2. Обратные клапаны

8. Резюме

9. Контрольные вопросы

Слайд №1 Строительные длины проходной (L) и угловой (L1) арматуры

Слайд №2 Строительная высота арматуры

Слайд №3 Шпиндель задвижки типа ЗКЛ

Слайд №4 Схемы действия запорной арматуры

Слайд №5 Вентили запорные

Слайд №6 Вентиль запорный прямоточный

Слайд №7 Обводы вентилей

Слайд №8 Вентили с внутренней и наружной ходовой резьбой

Слайд №9 Вентиль сильфонный

Слайд №10 Вентиль с электроприводом

Слайд №11 Клапан бессальниковый и электромагнитным приводом

Слайд №12 Задвижки с симметричным и несимметричным сужением корпуса

Слайд №13 Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем и электроприводом

Слайд №14 Задвижка клиновая с цельным клином

Слайд №15 Задвижка клиновая с червячным редуктором для ручного управления

Слайд №16 Задвижка клиновая с редуктором с конической зубчатой передачей для ручного управления

Слайд №17 Краны проходные

Слайд №18 Кран проходной, сальниковый, фланцевый

Слайд №19 Кран проходной с паровым обогревом

Слайд №20 Краны трехходовые

Слайд №21 Кран с цилиндрической пробкой

Слайд №22 Шаровой кран

Слайд №23 Предохранительный клапан грузовой открытого типа

Слайд №24 Предохранительный клапан грузовой закрытого типа

Слайд №25 Предохранительный клапан грузовой двухрычажный

Слайд №26 Предохранительный клапан пружинный

Слайд №27 Принципиальные схемы действия предохранительных клапанов

Слайд №28 Полноподъемный предохранительный клапан

Слайд №29 Предохранительный клапан с импульсным управлением для пара высоких параметров с фланцевым присоединением и трубопроводу

Слайд №30 Предохранительный клапан с обогревом для вязких нефтяных сред

Слайд №31 Перепускное устройство

Слайд №32 Обратный подъемный клапан муфтовый

Слайд №33 Обратный подъемный клапан фланцевый

Слайд №34 Обратный подъемный клапан с пружиной возврата

Слайд №35 Обратный подъемный клапан с защитной сеткой для водопроводов

Слайд №36 Клапан обратный поворотный с отводом

Слайд №37 Клапан обратный поворотный для вертикальных трубопроводов

Слайд № 38 Клапан обратный поворотный безударный

3.5. Сплавы для наплавки уплотнительных колец


Для улучшения работы арматуры широко применяется наплавка высоколегированных сталей на уплотнительные поверхности колец. Наплавка производится электродуговым методом или с помощью ацетиленового пламени. Если требуется более высокие эксплутационные свойства, применяют сплавы повышенной стойкости. Например, сормайт № 1 для уплотнительных поверхностей задвижек, электроды УОНИ 13/М1-БК для температуры среды до 2000С, электроды ЦН-12, ЦН-12М для температуры среды до 6000С.

2.6. Прокладочные материалы


Для изготовления применяются как неметаллические материалы, так и

металлы. Металлические прокладки используются для ответственных объектов и тяжелых условий работы арматуры (высокой температуры, высокого давления и т.д.), но они требуют значительно больших усилий затяги соединений, чем мягкие прокладки.

Неметаллические материалы. Резина является наиболее пригодным материалом для уплотнения разъемных соединений. Она эластична, требует небольших усилий затяга уплотнений, практически непроницаемы для жидкостей и газов. Резина применяется до температуры + 500С, а теплостойкая резина – до + 1400С.

Для прокладок обычно применяется листовая техническая резинка по ГОСТ 7338-65 без тканевых прослоек, так как при наличии прослоек иногда создается протечка среза через волокна прослойки. По твердости резину подразделяют на мягкую, средней твердости и твердую. Существуют пять типов резины: маслобензостойкая (марки А,Б и В, в зависимости от степени стойкости), кислотощелочестойкостая, теплостойкая и пищевая.

Прокладки из целлюлозного прокладочного картона используются в арматуре для пара низкого давления и воды при рабочей температуре t < 120 0С и рабочем давлении Рр до 6 кгс/см2 , для масла tр< 80 0С и Рр до 40 кгс/см2 и в других случаях. Применяется картон водонепроницаемый и прокладочный (пропитанный), последний используется и для нефтепродуктов при t < 850С и Рр<6 кгс/см2. Для высоких температур целлюлозный картон не пригоден, так как обугливается.

Фибра листовая
(ФЛАК) представляет собой бумагу или целлюлозу, обработанную цинком и затем каландрированную. Применяется для прокладок в арматуре при температуре до 1000С. Используется при работе на керосине, бензине, смазочном масле, кислороде и углекислоте.

Асбест в качестве прокладочного материала используется в арматуре при повышенных и высоких температурах. Материал минерального происхождения, в технике используется после переработки в виде листового картона или шнура. При 5000С прочность асбеста снижается на 33%, а при 6000С – на 77%. К щелочам асбест достаточно хорошо устойчив, к кислотам наиболее устойчив антофиллит - асбест.

Асбестовый непропитанный картон имеет рыхлое строение, низкую прочность, но высокую жаростойкость, используется для арматуры, работающей при температуре до 6000С, задвижек для горячего дутья, генераторных и дымовых газов и для другой арматуры, не работающей на жидкости. Пропитанный натуральной олифой асбестовый картон может быть использован для нефтепродуктов при давлении до 6 кгс/см2 и температуре до 1800С, однако замена его при смене прокладок или ремонте арматуры затруднена, так как он принимает к металлическим поверхностям. Для уплотнения средних фланцев газовых больших задвижек используется также асбестовый шнур, который укладывается спирально на поверхности фланца, предварительно смазанной , предварительно смазанной техническим вазелином.

Листовой паронит (ГОСТ 481-71) изготовляется из смеси асбестовых волокон (60-70%), растворителя, каучука (12-15%), минеральных наполнителей (15-18%) и серы (1,5-2,0%) путем вулканизации и вальцевания под большим давлением. Теплостойкость паронита зависит от количества в нем резины. Паронит является универсальным прокладочным материалом и используется в арматуре для насыщенного и перегретого пара, горячих газов и воздуха, растворов щелочей и слабых растворов кислот, аммиака, масел и нефтепродуктов при температуре до 4500С. Чтобы улучшить плотность и увеличить сопротивление распору прокладки средой, на уплотняющих поверхностях соединения обычно создают две-три узкие канавки треугольного сечения, в котором паронит вдавливается под действием усилия затяга. Такие навыки делаются и при использовании других неметаллических прокладок. Листы паронита изготавливаются толщиной до 7,5 мм. Прокладку целесообразно применять возможно более тонкую, о толщина ее должна быть достаточной для уплотнения при данной шероховатости обработанных поверхностей и площади уплотнения.


Согласно ГОСТ 481-71 паронит листовой выпускается четырех марок : ПОН (паронит общего назначения), ПМБ (паронит маслобензостойкий), ПА (паронит, армированный сеткой), ПЭ (паронит электролизерный). Первые три марки используют для уплотнения соединений типов: «гладкие» с давлением рабочей среды не более 40 кгс/см2; «щит-паз»; «выступ-впадина».

Листы паронита имеют размеры от 0,3х0,4 до 1,5х3,0 м , толщина листов от 0,4 до 7,5 мм. Условия применения паронита для различных сред и предельных рабочих параметров среды приведены в ГОСТе.

Пластмассы для прокладок применяются в арматуре, работающей при невысоких температурах. Пластикат полихлорвиниловый по эластичности наиболее близко подходит к резхине, используется для арматуры в химическом производстве при сравнительно низком интервале температур (от -15 до + 40 0С). Полиэтилен в качестве прокладок может использоваться при температуре среды от – 60 до +500С. Фторопласт-4 и фторопластовый уплотнительный материал (ФУМ), выпускаемый в виде шнуров различных профилей и сечений, применяются для температур от –195 до +2000С. Винипласт как прокладочный материал используется ограниченно.

Металлические материалы. Металлические прокладки изготовляются в виде плоских колец прямоугольного сечения из листового материала или в виде колец фасонного сечения из труб или поковок. Помимо этого изготовляются комбинированные прокладки, состоящие из мягкой сердцевины (асбест или паронита), облицованной листовым материалом из алюминия, малоуглеродистой стали или коррозионностойкой стали Х18Н9 или Х18Н10Т.

Достоинства металлических прокладок: достаточная плотность при высоких давлениях и температурах среды, коэффициент линейного расширения близок к коэффициенту линейного расширения материал фланца и шпилек или болтов, они могут быть использованы несколько раз после ремонта. К недостаткам следует отнести: необходимость создания больших усилий для обеспечения плотности соединения, относительно низкие упругие свойства.

6>

3.7. Набивные материалы


Материалы для сальниковой набивки должны иметь высокую упругость, физическую стойкость при рабочей температуре, химическую стойкость против действия рабочей среды и возможно малый коэффициент трения. В качестве набивочных материалов в основном применяются: хлопчатобумажные материалы, пенька, асбестовый шнур, асбест, графит, тальк, стекловолокно и фторопласт. Наиболее часто используется асбест в виде плетенного шнура квадратного или круглого сечения, но могут быть использованы в скатанные шнуры без плетения или чесания волокна (пенька и др.). Наиболее целесообразно применение набивки из заранее приготовленных и отформованных колец.

С учетом ГОСТ 5152-66 основные типы сальниковой набивки, часто применяемые в нашем производстве: плетенные асбестовые типа АП (пропитанная), ставится для рабочей среды воздух, нефтепродукты, слабокислотные растворы, газы и пары агрессивные. Пределы применения – температура до 3000С, рабочее давление до 45 кгс/см2.

Плетеные асбестовые типа АПР (асбестопроволочная), ставится на промышленную воду, нефтепродукты, слабокислые масла. Пределы применения – температура до 3000С., рабочее давление до 45 кгс/см2.

Плетенные асбестовые типа АПП (прорезиненная, пропитанная), ставится на нефтепродукты, нефтяные газы, пар насыщенный и нагретый. Пределы применения – температура до 2000С, рабочее давление до 325 кгс/см2.

3.8. Смазки


Смазывающие материалы должны подбираться таким образом, чтобы они в рассматриваемых условиях работы обеспечивали сохранение жидкой прослойки, не выдавливались , были бы физически и химически стабильными.

Смазки подразделяются на следующие группы:

А) по основному назначению: антифрикционные, защитные и уплотняющие;

Б) по основным свойствам: низко-, средне-, тугоплавкие (с температурой каплепадения соответственно до 65,100 и свыше 1000С); водостойкие ( не растворяющиеся в воде); морозостойкие (сохраняющие работоспособность при температуре ниже – 300С); активированные ( для особо высоких нагрузок); защитные от коррозии. Не растворяющие резинку и кислотоупорные.

Для различных деталей арматуры используются следующие смазочные материалы:


Для редукторов приводов (подшипники, зубчатые и червячные передачи и др.) применяются индивидуальные масла, широко используемые в машиностроении, или автол 6.

Для резьбовых пар шпинделей- ходовая гайка смазка должна удовлетворять следующим требованиям: не стекать после нанесения на резьбу, выдерживать большие контактные давления, по возможности не растворяться в атмосферных осадках, быть стойкой при заданной температуре. При нормальной температуре для этой цели подходит также солидол, состоящий в основном из вязкого минерального масла, загущенного кальциевым мылом жирных кислот. Он предназначен для работы при больших нагрузках, небольших скоростях скольжения и температурах следует применять более тугоплавкие смазки.

При высоких температурах в состав смазки обычно вводится в качестве компонента чешуйчатый или коллоидный графит, оказывающий хорошее смазывающее действие в трудящихся парах, однако в присутствии кислорода и воды графит работает как абразив. Кроме того, на ацетенитных сталях и стали 3х13, где много хрома, графит при высокой температуре образует карбиды хрома и создает точечную (язвенную) коррозию. Карандашный мелкозернистый графит с малой зольностью для смазок лучше чешуйчатого, а наилучшим является дисперсный графит, оба они не дают язвенной коррозии.

Для узлов трения без воды при температуре до 1150С широко применяется универсальная тугоплавкая смазка УТ-1 по ГОСТ 1957-73 (консталин жировой), а при температуре до 1350С- смазка УТ-2.

Для уплотнительных поверхностей чугунных газовых кранов используется специальная кальциевая смазка на касторовом масле, применяемая при температурах от –30 до +600С. Уплотнительные поверхности кранов из цветных сплавов (бронзы и латуни) смазываются смазкой «Карбюр», пригодной для температур от –30 до +500С.

Для уплотнительных поверхностей чугунных и стальных задвижек применяется синтетическая смазка типа 1-13С. Смазка пригодна для температур от –30 до +1000С.

При консервации деталей арматуры на время складского хранения наилучшую защиту обеспечивает пушечная смазка УНЗ по ГОСТ 3005-51, она, как правило , используется лишь для ответственных объектов.