Файл: 1. Общая характеристика двигателя 5 1 Конструктивнокомпоновочная схема двигателя 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание


Введение 3

1.Общая характеристика двигателя 5

1.1 Конструктивно-компоновочная схема двигателя 5

1.2Общая характеристика отказов 6

1.3 Общая характеристика параметров рабочего процесса турбины двигателя 10

2. Обоснование параметров рабочего процесса двигателя 14

2.1 Выбор параметров двигателя 14

Задаём скорость воздуха на выходе из компрессора: м/с 21

Определение диаметральных размеров на выходе из турбины компрессора 23

2.4Определение количества ступеней компрессора 24

3. Разработка мероприятий по усовершенствованию системы охлаждения турбины высокого давления вертолетного двигателя 35

3.1 Анализ способов охлаждения газовых турбин 35

3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности охлаждения 38

3.2.1 Реализация различных схем охлаждения 38

3.2.2 Конструкция проектируемой газовой турбины 48

3.2.3Оценка конструктивного совершенства предлагаемой конструкции рабочей лопатки и эффективности охлаждения 52

4. Безопасность полетов 56

4.1 Общие сведения 56

4.2Опыт эксплуатации вертолетных ГТД 59

4.3 Оценка влияния предлагаемых мероприятий на безопасность полётов 60

5.Экономическое обоснование предлагаемых технических решений 62

5.1Общая характеристика работы 62

5.2 Определение инвестиций для реализации проекта 62

6. Безопасность и экологичность разработанных технических решений 68

6.1 Охрана труда 68

6.1.2 Мероприятия по уменьшению воздействия опасных и вредных производственных факторов 71

6.1.3 Анализ пожароопасности и мероприятий по её уменьшению 72

6.2 Экологичность 74

6.2.1 Анализ экологичности 74

6.2.2 Мероприятия по обеспечению экологичности 75

Заключение 77

Список литературы 78


Введение


Вертолетный сегмент является важной частью авиатранспортного рынка. Особые летно-технические возможности вертолетов обеспечивают им существенные преимущества по сравнению с самолетами, а также с наземными технологиями при выполнении целого ряда работ. Особенно эти преимущества проявляются в труднодоступной местности, при отсутствии аэродромов и оборудования. При этом технологии с применением вертолетов мобильны по времени организации, зачастую требуют меньших ресурсов. Объемы применения вертолетов в России до 1990 г. были значительны и составляли около 1,8 млн. летных часов. После падения в 1990-е гг. сформировалась положительная динамика объемов применения вертолетов в России, хотя общий налет часов вертолетами пока в 4 раза меньше уровня, достигнутого до распада СССР.


Активная роль применения вертолетов в развития нефтегазового комплекса страны и других отраслей экономики позволяет оптимистически оценивать тенденции роста спроса на вертолетные услуги по мере преодоления в стране экономического кризиса. В то же время ряд негативных тенденций, проблемных вопросов не позволяют в полной мере реализовать потенциал этого перспективного рынка воздушного транспорта.

В этой связи чрезвычайно важно экономически гармонизировать рынок применения вертолетов, имея в виду обеспечить согласованность предложений авиакомпаний по вертолетным услугам и спроса на эти услуги - в целях повышения эффективности и развития этого важного сегмента авиатранспортного рынка.

Поиск путей совершенствования вертолетных двигателей и их систем должен исходить из анализа особенностей эксплуатации и увязываться с решаемыми полетными задачами и характером применения вертолетов. Для вертолетов в целом характерна достаточно большая наработка в эксплуатации и, следовательно, необходим учет особенностей, связанных с понятием длительной эксплуатации двигателей, которая вносит определенную специфику в проведение исследования.

Длительная эксплуатация СУ осуществляется в тяжелых условиях, особенно при взлете и посадке вертолетов и при активном использовании вертолетов с неподготовленных площадок.

Особенности длительного пребывания в эксплуатации каждого из вертолетных двигателей, как показывает статистика, обусловливают в целом рост числа отказов и неисправностей силовой установки.

Величина мощности вертолетного двигателя во многом зависит от таких параметров рабочего процесса, как степень повышения давления воздуха в компрессоре и температура газов перед турбиной. Максимальное значение температуры газов перед турбиной определяется надежностью элементов турбины, особенно сопловых и рабочих лопаток. При использовании углеводородного топлива может быть получена температура 2500...2800 К. В то же время турбинные лопатки из материалов на основе никеля и кобальта могут работать при температуре не выше 1250 К. Обеспечить работоспособность
деталей турбины при больших температурах и повысить надежность горячей части двигателя можно только с помощью охлаждения.

Исходя из всего вышесказанного, в выпускной квалификационной работе ставится задача по усовершенствованию системы охлаждения газовой турбины двигателя.

  1. Общая характеристика двигателя

1.1 Конструктивно-компоновочная схема двигателя

Конструктивно – компоновочная схема двигателя включает в себя входное устройство, компрессор, камеру сгорания, турбину компрессора, свободную турбину и выходное устройств

Рисунок 1.1 – Конструктивно-компоновочная схема двигателя ТВ3-117

Входное устройство – часть фюзеляжа вертолета, образующая плавный канал для подвода воздуха из атмосферы в компрессор с минимальными гидравлическими потерями. Входное устройство предназначено для подвода воздуха из атмосферы к компрессору с заданными параметрами. Во входном устройстве двигателя происходит ускорение воздушного потока до требуемой скорости за счет разряжения, создаваемого компрессором при его работе.

Компрессор двигателя – осевой, двенадцатиступенчатый, высоконапорный, высокомеханизированный с поворотными лопатками входного направляющего аппарата и направляющих аппаратов первых четырех ступеней компрессора, а также с двумя управляемыми клапанами перепуска воздуха из-за седьмой ступени компрессора.

Компрессор служит для повышения давления воздуха за счет механической работы, подводимой от турбины компрессора.

Камера сгорания – кольцевая, прямоточная. Камера сгорания предназначена для организации процесса горения топлива и подвода выделяющейся при этом теплоты к рабочему телу − воздуху. В камере сгорания происходит изменение химического состава рабочего тела. Воздух превращается в газ, представляющий собой смесь воздуха с продуктами сгорания.

Турбина компрессора – реактивная, двухступенчатая осевая. Турбина компрессора предназначена для преобразования части энтальпии газа в механическую работу для привода компрессора и агрегатов двигателя

Свободная турбина – реактивная, двухступенчатая, осевая. Свободная турбина представляет собой преобразователь энергии газового потока в механическую работу для создания мощности, передаваемой через трансмиссию и редуктор на вращение несущего и рулевого винтов вертолета, а также агрегатов установленных на главном редукторе.


Выходное устройство двигателя - выполнено в виде расширяющегося овального патрубка, снижающего скорость газового потока и отводящего его в сторону от оси двигателя с таким расчетом, чтобы исключить попадание горячих газов на элементы конструкции вертолета.

    1. Общая характеристика отказов

Основной причиной инцидентов во все годы является "человеческий фактор", на который в среднем приходится 57,6 % от всех отказов. На инциденты, связанные с отказом авиационной техники, приходится 37,6 %. Причиной оставшихся инцидентов является воздействие внешних непрогнозируемых факторов. Из всех инцидентов по "человеческому фактору" 37,3 % связано с "фактором экипажа". Ошибочные действия летного состава стали следствием недисциплинированности или непрофессиональных действий. Самым распространенным проявлением внешнего неблагоприятного фактора стало попадание во входное устройство двигателей птиц, которое, как правило, приводит к досрочному съему двигателей с эксплуатации. Анализ статистических данных по отказам АТ показал, что, несмотря на уменьшение общего налета и числа инцидентов по парку вертолетов, доля инцидентов из-за отказов авиационной техники увеличивается. Для вертолетов Ми-24 и Ми-8 больше всего отказов приходится на силовую установку вертолета (для Ми-24 - 29,4 %, для Ми- 8 - 37 %) .

Большая часть отказов, приводящих к досрочному съему двигателей ТВ3- 117, приходится на компрессор из-за повреждений лопаток компрессора. Причиной большинства досрочно снятых двигателей ТВ3-117А стали отказы, обнаруженные на земле
(повышенный расход масла, негерметичность опор двигателя) - 68,4%. При этом данные отказы двигателей проявляются при наработке более 2000 ч с начала эксплуатации. Таким образом, причинами отказов СУ являются конструктивно-производственные недостатки, нарушения и ошибочные действия при эксплуатации, а также воздействие внешних факторов. Следовательно, для обеспечения эксплуатационной надежности СУ необходимы совершенствование форм и методов контроля технического состояния СУ, специальная подготовка летного состава к работе при возникновении ОС в полете, учет условий использования двигателей.

Проанализируем наиболее характерные отказы и неисправности турбины

Рабочие лопатки турбины современных ГТД, работая в условиях сложного совместного действия статических, термоциклических и динамических нагрузок, подвергаются неизотермическому нагружению при достижении экстремальных температур в цикле нагружения. Это способствует появлению в материале обширных областей, охваченных циклическими пластическими деформациями, в которых исходные деформационные и прочностные свойства материала претерпевают значимые изменения. Этим во многом объясняются повреждения, переходящие в трещины и разрушения колёс и лопаток турбины. Основными причинами повреждений являются:

– высокий уровень температурных нагрузок;
– высокий уровень вибрационных нагрузок;

– высокий уровень изотермических и неизотермических нагрузок;

– высокий уровень динамических нагрузок;

– длительные статические нагрузки.
Под влиянием повышенных термических напряжений и повышенных температур, по сравнению с номинальными значениями, в определённых условиях возникают следующие термические повреждения: перегрев материала элементов конструкции; обгорание пера лопатки; вытяжка рабочих лопаток турбины; трещины ползучести; повышенная степень окисления; растрескивание и прогар кромок лопаток