Файл: 1. Общая характеристика двигателя 5 1 Конструктивнокомпоновочная схема двигателя 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от характера движения охлаждающего воздуха лопатки выполняются с продольными, поперечными и смешанными охлаждающими каналами. Типичными конструкциями лопатокс продольными охлаждающими каналами являются рабочие лопатки первых ступеней ТРД «Олимп» и ТРДД «Спей», показанные на рис. 4.13. Охлаждающий воздух входит со стороны замковой части лопатки во все каналы, протекает по продольным каналам и выбрасывается в радиальный зазор. Лопатки данной схемы (см. рис. 4.13, а и б)обеспечивают работу турбины при температурах газа перед турбиной соответственно до 1400 К и 1360 К при расходе охлаждающего воздуха примерно 2% расхода газа через турбину, понижая температуру лопатки вее средней части на 220...260 К.

Основным достоинством продольной схемы охлаждения лопаток является более простая технология их изготовления. Эффективность охлаждения таких лопаток довольно высокая, однако наблюдается значительная неравномерность температурного поля как по высоте, так и по профилю лопатки, которая доходит до 150…200 К и более. При этом наиболее нагретыми оказываются входная и выходная кромки.



Рис. 3.1 – Схемы охлаждения лопаток турбин двигателей:

а - «Олимп»; б - «Спей»

Внешнее охлаждение. Наиболее часто применяют следующие три разновидности этого способа охлаждения.

  1. Теплоотвод в диск от рабочих лопаток.

  2. Парциальное охлаждение, которое можно организовать при наличии двух рабочих тел: газа с высокой температурой, обеспечивающего выработку основной доли полезной работы, и газа (например, циклового воздуха или пара) с более низкой температурой, предназначенного в основном для охлаждения рабочих лопаток

  3. Струйное охлаждение лопаток.

Внутреннее охлаждение. В большинстве случаев этот способ охлаждения реализуется в виде систем открытого типа.

Системы охлаждения открытого типа.

Впервые внутреннее охлаждение рабочих лопаток было использовано на отечественном двигателе РД-20, где охлаждаемая пустотелая лопатка имела внутренний вставной дефлектор. Охлаждающий воздух поступает через хвостовик (ножку) в несколько продольных каналов эллиптического сечения 1, пройдя которые, он выбрасывается в радиальный зазор 2 представленный на рисунке 1. При начальной температуре газа 1070 0С и расходе воздуха gохл = 2 % такая система обеспечивает глубину охлаждения лопаток до 2200С.




Рисунок 3.2 – Рабочая лопатка с продольным течением охладителя: 1 ввод охладителя; 2 вывод охладителя

Более равномерное распределение температуры в лопатке обеспечивается при поперечном движении охладителя, когда входная и выходная кромки профиля могут быть охлаждены более интенсивно. На рисунке 2 схематически показана дефлекторная охлаждаемая рабочая лопатка с поперечным движением охладителя, разработанная под руководством К.В. Туманского. Для снижения температуры выходной кромки в этой лопатке применен струйный обдув, воздух выбрасывается через щели в выходной кромке 2. Эти мероприятия позволяют существенно снизить температуру кромок и выровнять температурное поле лопатки.



Рисунок 3.3 – Дефлекторная охлаждаемая рабочая лопатка с поперечным движением охладителя: 1 – ввод охладителя; 2 – вывод охладителя

Значительные возможности воздействия на распределение температур имеются в лопатках гильзовой конструкции, в которых более нагруженный несущий стержень имеет более низкую температуру. Наружная тонкостенная оболочка крепится к стержню обычно в хвостовой части лопатки и усилия от газовых сил также передает стержню.

Для охлаждения рабочих лопаток используется также пленочное и пористое охлаждение. Так, пленочное охлаждение входной кромки рабочей лопатки применено на авиационном двигателе Т-39 фирмы «Дженерал-Электрик» с начальной температурой газа 1260 0С. Эта лопатка представляет собой многоканальную конструкцию с выпуском воздуха через отверстия на входную кромку

Системы охлаждения закрытого типа

По принципу действия различают одно и двухконтурные системы охлаждения закрытого типа. В одноконтурных системах охладитель отбирает теплоту непосредственно у охлаждаемого элемента, а в двухконтурных – у промежуточного теплоносителя, который циркулирует в охлаждаемом элементе.

Системы охлаждения закрытого типа выполняются с принудительной и естественной циркуляцией, представленной на рисунке 3. В первом случае движение охладителя вызывается главным образом перепадом давлений, создаваемым внешним источником энергии, во втором случае – за счет термосифонного эффекта. Этот эффект создается тем, что к охладителю подводится тепловой поток от охлаждаемого элемента,
который вызывает изменение его плотности, а поле центробежных сил обеспечивает интенсивную циркуляцию



Рисунок 3.4 – Рабочие лопатки с системой охлаждения закрытого типа: а с принудительной циркуляцией; б с естественной циркуляцией:

1 – зона подвода охладителя; 2 – зона отвода охладителя;3 – разделительная перегородка; 4 – охлаждающие каналы
Термосифонный эффект используется также в двухконтурных системах охлаждения лопаток. В этом случае в теле лопатки 1 имеются глухие каналы 2, заполненные теплоносителем первого контура (обычно дистиллированной водой или натрием). В нижней части лопатки размещен радиатор 3, который омывается охладителем второго контура. Во время работы турбины к перу лопатки от горячего газа подводится теплота, а от радиатора она отводится. При этом за счет вращения во внутренних глухих каналах имеет место интенсивная естественная циркуляция охладителя первого контура (термосифонный эффект), которая обеспечивает передачу теплоты от пера лопатки к охладителю второго контура.

За последнее десятилетие разработаны технологии изготовления составных гибридных стержней с использованием тугоплавких металлов, в частности молибдена и его сплавов.

Основные задачи, решение которых нужно было найти при разработке технологии изготовления гибридных стержней, состояли в следующем: – повысить механическую прочность тонкостенных элементов составных стержней, формирующих периферийную систему охлаждения в стенках

лопаток; – увеличить сопротивление термическому удару струи расплава при заливке металла; – получить криволинейные пространственные профили более простой операцией штамповки металлической заготовки вместо прессования керамических масс в сложных пресс-формах с последующим высокотемпературным обжигом. Как и прежде, основные стержни изготавливают из стандартных керамических масс по штатной технологии, а дополнительные стержни – из тугоплавких металлов и их сплавов (молибдена, тантала, ниобия, вольфрама). По сравнению с керамикой тугоплавкие металлы обладают высокой прочностью и достаточной пластичностью, что позволяет относительно просто манипулировать с ними на последующих этапах технологического процесса. Недостатком тугоплавких металлов является низкая жаростойкость. Для защиты от окисления при высокотемпературном обжиге керамических оболочковых форм, а также от эрозионного воздействия
расплава жаропрочного сплава при литье лопаток, на дополнительные стержни из тугоплавких материалов наносят защитные покрытия. Преимущество таких стержней из тугоплавких металлов заключается также в том, что их можно изготавливать из проволоки, прокатанных листов или фольги толщиной от нескольких десятков микрон до 0,3–0,5 мм. Кроме того, такие стержни легко штампуются конформно криволинейному профилю лопатки.

В качестве примера на рис. 8 показано поперечное сечение рабочей лопатки, в которой охлаждение осуществляется в двух контурах. В центральной полости 1 охлаждение происходит по традиционной петлевой (серпантинной) схеме. В периферийных микроконтурах 2 и 3 в стенках лопатки охлаждение также организовано по петлевой схеме. На рис. 9, а дано вертикальное сечение микроконтура со стороны корыта. Охлаждение воздухом микроконтура осуществляется из центральной полости через одно (или несколько) щелевых отверстий в канале. Далее воздушный поток делает петлю и течет по промежуточному каналу, а затем поступает в выходной канал и выбрасывается на поверхность лопатки через одно или несколько отверстий.

Во входном канале можно сформировать интенсификаторы теплообмена в виде штырьков, лунок, полуребер. Аналогичное строение имеет микроконтур со стороны спинки. Движение воздушного потока здесь организовано также по петлевой схеме. Из центральной полости воздух попадает во входной канал через щелевое отверстие. Затем делает две петли и выбрасывается на спинку лопатки через отверстие.



Рисунок 3.5 – Поперечное сечение двустенной лопатки: 1 – центральная полость; 2 и 3 – периферийные микроконтуры



Рисунок 3.6 – Петлевая схема охлаждения в микроконтуре: а – со стороны корыта; б – со стороны спинки; в – молибденовый микростержень

Из анализа различных способов охлаждения элементов газовых турбин (сопловых и рабочих лопаток, дисков) можно сделать следующие выводы:

1. Применение теплоносителей жидкостного типа (жидкий натрий и его сплавы, жидкий водород и др.) эффективно, но эксплуатационная надежность таких систем недостаточна для использования на авиационных ГТД. При этом лопатка сложна в изготовлении и имеет малый ресурс.


2. Наиболее эффективным способом охлаждения является воздушное охлаждение. При этом рабочие и сопловые лопатки должны выполняться многополостными, с дефлекторами и (вихревыми) матрицами с многосторонним движением охлаждающего воздуха.

  1. Эффективным путем улучшения охлаждения элементов газовой турбины является снижение температуры охладителя. При этом может быть использован вторичный воздух камеры сгорания, пропущенный через радиатор. Возможно использование воздуха второго контура с применением подпорных вентиляторов.

  2. Создание керамических теплозащитных покрытий для охлаждаемых рабочих лопаток является одним из актуальных направлений дальнейшего совершенствования газовых турбин. Керамика, как конструкционный материал, чрезвычайно разнообразна по своему химическому составу, физико- механическим свойствам, технологии получения. Целые классы керамических материалов, такие как оксиды, нитриды, карбиды имеют уникальные сочетания конструкционных свойств. Их основным достоинством является: возможность эксплуатации при высоких температурах, небольшая плотность, по сравнению с жаропрочными сплавами, твердость, близкая к твердости алмаза, отличные диэлектрические характеристики, высокая химическая стойкость.

Таким образом, в проектируемой газовой турбине для сопловых и рабочих лопаток применяем вихревую систему охлаждения.

3.2.2 Конструкция проектируемой газовой турбины


Система охлаждения турбины – открытая воздушная, не регулируемая. В качестве охладителя используется вторичный воздух камеры сгорания.

В переднюю полость сопловых лопаток турбины компрессора охлаждающий воздух подводится из наружной полости камеры сгорания по каналам статора турбины.

Этот же воздух используется для охлаждения задней полости сопловых лопаток.