Файл: 1. Общая характеристика двигателя 5 1 Конструктивнокомпоновочная схема двигателя 5.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перегрузки, связанные с указанными выше факторами, вызывают утомление и переутомление человека. Утомление организма обычно происходит после короткого отдыха. Частые переутомления могут вызвать заболевания и травматизм.
3) Физические вредные факторы. Физическими, вредными производственными факторами являются: производственные метеоусловия, создающие дискомфорт работающему; инфра- и ультразвуки; инфракрасное и ионизирующее излучение и др.
Отклонение параметров метеоусловий от комфортных (как при низких, так и при высоких температурах) может привести к переохлаждению или даже к обморожению и к тепловому удару.
Шум создаётся работающими АД, агрегатами, потоками воздуха и газов. Шум снижает остроту слуха, приводит к появлению беспокойства, ухудшению ориентировки и координации движений.
Согласно санитарным нормам, уровень шума не должен превышать 80 дБ. Ограничения по шуму для рабочих мест, на стоянках ЛА, на перроне АТБ, урваны в ГОСТ 12, 1 050-86.
Существенно влияет на человека инфра- и ультразвук, т. е. низкочастотные (7-11 Гц) и высокочастотные (более 20 тыс. Гц) колебания воздушной среды. Эти колебания генерируются потоком воздуха во входном и выходном устройствах двигателя.
Вибрации возникают при вращении ротора АД, а также роторов агрегатов в случае их разбалансировки. Вибрация мешает работе экипажа ЛА в полете, при значительной вибрации возможны разрушения элементов конструкции.
Ионизирующие излучения могут вызвать лучевую болезнь. Высокочастотные и сверхвысокочастотные излучения воздействуют на нервную систему и зрение.
6.1.2 Мероприятия по уменьшению воздействия опасных и вредных производственных факторов
Чтобы исключить случаи травм и вредного воздействия тех или иных производственных факторов на человека должно быть правильно организованно рабочее место, а используемое оборудование должно соответствовать требованиям безопасности.
В тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов и другими техническими решениями, тогда принимают средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ).
К СИЗ относятся: средства нормализации воздушной среды и освещенности производственных помещений и рабочих мест; средства защиты от воздействия ионизирующих, ультразвуковых, электромагнитных и других излучений; защиты от шума, вибрации и других опасных и вредных факторов.
СИЗ предназначены для защиты одного работающего. Они подразделяются на изолирующие костюмы, специальную одежду и обувь; средства защиты органов дыхания, слуха, рук, головы, глаз; защитные дерматологические средства и др.
Наибольшее распространение в качестве средств защиты на производстве получили различные оградительные, предупредительные, тормозные, блокировочные устройства.
Работа обслуживающего персонала при эксплуатации, ТОиР AT организуется по специальной документации, в которой указываются характерные положения по охране труда, пожарной и взрывной безопасности и БП. Невыполнение требований по производству полётов, ТЭ и ремонту ЛА, пожарной охране приводит к лётным и чрезвычайным происшествиям, тяжёлым травмам, гибели людей, поломкам и уничтожению дорогостоящей АТ.
6.1.3 Анализ пожароопасности и мероприятий по её уменьшению
Под пожарной безопасностью (взрывобезопасностью) понимается состояние объекта или производственного процесса, при котором исключается возможность пожара (взрыва), а в случае их возникновения предотвращается воздействием людей, появляющихся при этом опасных и вредных факторов, и обеспечивается сохранением AT, оборудования и других материальных ценностей.
Причины появления пожаров
Пожары (взрывы) на ЛА могут возникать как на земле при ТО и хранении, так и в полёте. Пожар (взрыв) возникает при условии, когда возможно образование горючей (взрывоопасной) среды и возникновение или внесение источников зажигания или инициирования взрыва, повышения температуры и давления горючей среды выше максимально допустимой по горючести.
Такие условия создаются в следующих случаях:
1 при отказе работающего двигателя, приводящем к разрушению самого двигателя, топливной или маслиной систем;
2 при запуске двигателя в случае наличия разлитого топлива и масла;
3 при запуске двигателя на незаземлённом ЛА;
4 при заправке ЛА с работающим двигателем;
5 при неосторожном и пренебрежительном обращении с огнём;
6 при неисправности топливной или масляной систем;
7 при нарушении электропроводки;
8 при скоплении паров топлива или масла в мотогондолле;
9 при повторном запуске.
Опасные и вредные факторы, возникающие при пожаре (взрыве) К числу опасных и вредных факторов, возникающих при пожарах, относятся:
1 открытый огонь, искры;
2 дым и токсичные продукты горения;
3 повышенная температура газов в КС или за турбиной;
4 снижение концентрации кислорода;
5 повышение температуры элементов конструкции;
6 повреждение конструкции АД, агрегатов, трубопроводов;
Опасными факторами взрыва являются:
1 ударная волна, перепад давлений, превышающий допустимое значение;
2 пламя;
3 обрушение конструкции, оборудования и их различных частей.
Мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов)
Общие требования по предупреждению пожаров (взрывопредупреждению) и пожарной защиты (взрывозащиты) регламентируются госстандартами системы стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.1.004-85) и специальной нормативно технической документацией. Пожарная безопасность на АД обеспечивается проведением следующих мероприятий:
1 максимально возможным применением не горючих и трудно воспламеняющихся материалов;
2 изоляцией горючей среды;
3 предотвращением распространения пожара за пределы очага пожара установкой специальных противопожарных перегородок;
4 применение средств пожарной сигнализации и пожаротушения, работающих как в автоматическом, так и в ручном режимах;
Взрывная безопасность обеспечивается:
1 установкой минимального количества взрывчатых веществ;
2 применение огнепреградителей;
3 применение систем активного подавления взрыва.
6.2 Экологичность
6.2.1 Анализ экологичности
При работе ТРДД основными факторами, воздействующими на окружающую среду, является шум и эмиссия вредных веществ в атмосферу.
Авиационный шум
Шум, создаваемый авиационным ГТД, представляет собой беспорядочные колебания воздуха, состоящие из простых колебаний различной интенсивности и частоты. Он порождается следующими основными источниками:
1 винтом;
2 компрессором;
3 турбиной;
4 реактивной струёй.
Составляющие общего шума двигателя от каждого из указанных источников сильно различаются у АД различных типов и зависят от положения двигателя, так как изучение шума характеризуется ярко выраженной направленностью.
Главным источником шума в ТРД является реактивная струя, а на режимах пониженной тяги − турбина. Шум от компрессора играет несущественную роль. У большинства двигателей основным источником шума становится компрессор. Шум от реактивной струи и турбины существенно ниже.
Шум очень сильно воздействует на органы слуха и нервную систему человека. Особенно, когда это воздействие является длительным или постоянным. Известны данные, говорящие о том, что шум снижает продолжительность жизни человека на 5−10 лет.
При длительном воздействии шума ослабляется внимание и память работающих, что приводит к росту производственного травматизма. Допустимые уровни шума определены ГОСТ 17 228-78 (применительно к пассажирским и транспортным ЛА).
Вредные выбросы в атмосферу при работе ТРДД
Процесс горения топлива в камере сгорания ТРДД сопровождается образованием продуктов сгорания, которые, совершив работу в газовой турбине и реактивном сопле, истекают в окружающую среду, изменяя её естественный состав, а поэтому рассматриваются как загрязнители окружающей среды. Газообразные продукты, истекающие из АД, содержат различные химические вещества.
Среди них кислород, пары воды и азот не относятся к опасным продуктам. Опасными для человека являются окись углерода, метан, этан, ацетилен, окись азота, окиси серы.
6.2.2 Мероприятия по обеспечению экологичности
С шумом, как с опасным явлением, ведут борьбу. Для этого, с одной стороны, добиваются снижения уровня шума в источнике шума, а с другой - принимают меры по уменьшению воздействия шума на обслуживающий персонал и население.
Снизить уровень шума в источнике звука можно:
1 правильным выбором конструктивной схемы узлов и АД в целом;
2 выборов расчётных параметров;
3 специальным регулированием АД;
4 использованием шумопоглощающей (акустической) облицовки, которой обкладываются внутренние поверхности ВЗ и выхлопных каналов мотогондолл.
В качестве мер, уменьшающих степень воздействия шума на человека, предусматривают:
1 сокращение времени работы АД на земле после ТО путём совершенствования методов ТО и методов контроля исправности АД, а также при выполнении запуска, прогрева двигателей и руления ЛА;
2 использование при взлёте режимов максимальной скороподъемности;
3 разделение жилых массивов и района аэропорта лесными насаждениями, которые являются поглотителями шума, а также и пыли;
4 строительством аэропортов в местах, отдалённых от населённых пунктов на расстояние 25−30 км.
В процессе эксплуатации принимают меры по уменьшению выброса вредных веществ в окружающую среду. Это может быть достигнуто следующими путями:
1. более точным выходом вертолета на схему аэродрома при заходе на посадку с целью уменьшения шума на местности и сокращения времени работы АД, а, следовательно, уменьшения выброса вредных веществ в районе аэродрома;
2. уменьшением вредного воздействия авиационных ГСМ на окружающую среду за счёт более рационального их использования.
Выводы по разделу:
1 Проведен анализ опасных и вредных производственных факторов.
2 Проведен анализ экологичности.
Заключение
В результате выполнения выпускной квалификационной работы разработаны мероприятия по усовершенствованию системы охлаждения газовой турбины.
Разработанная в дипломном проекте газовая турбина имеет более эффективное охлаждение сопловых и рабочих лопаток. При этом снизился
тепловой поток в системе лопатки на 1,8%.
Проведенные расчеты показывают