Файл: 1. Общая характеристика двигателя 5 1 Конструктивнокомпоновочная схема двигателя 5.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Повреждения от действия вибрационных нагрузок встречаются на всех типах ГТД, эксплуатирующихся в разных странах мира. Эти повреждения связаны с повышенным уровнем переменных напряжений, возникающих в деталях при их колебаниях, с качеством изготовления и режимом нагружения. Режим нагружения оказывает влияние как на предел усталости, так и на термоциклическую долговечность.
Рисунок 1.2 – обрыв рабочей лопатки турбины в результате роста усталостной трещины до критического значения
Рисунок 1.3 – обгорание рабочих лопаток ТНД
Изотермические и неизотермические режимы нагружения оказывают существенное влияние на возникновение повреждений малоцикловой усталости. Малоцикловое неизотермическое нагружение деталей горячей части ГТД характеризуется существенной нестационарностью. Эта нестационарность проявляется в изменении нагрузки (размаха напряжений или деформаций), разности температур, длительности цикла и развивающихся деформациях ползучести.
Под действием повышенных динамических нагрузок при наличии концентраторов напряжений, ухудшения физико-механических свойств материала и температурного состояния возникают усталостные повреждения рабочих лопаток турбины. В результате такого воздействия возникают усталостные трещины в пазах замковой части лопаток. В эксплуатации при определённых условиях возможно растрескивание защитного покрытия и создание условий для ускорения коррозии.
-
Общая характеристика параметров рабочего процесса турбины двигателя
Основными параметрами, характеризующими рабочий процесс в двигателе, являются:
– степень повышения давления воздуха в компрессоре Пк
– температура газов перед турбиной (ТГ)
В основе выбора параметров рабочего процесса лежит полная температура
газов перед турбиной. Увеличение этого значения приводит к росту удельной
мощности двигателя и снижению его удельной массы.
Однако возросшему значению температуры газов должна соответствовать и большая степень повышения полного давления воздуха в двигателе, что приводит к уменьшению удельного расхода топлива, а, следовательно, увеличению экономичности двигателя.
Следует отметить, что для вертолетных ГТД величина степени повышения
давления воздуха в компрессоре находится в пределах 8,5...9,5, а температура
газов перед турбиной — 1150...1250 К.
Наименьшая величина удельного расхода топлива соответствует
экономическому значению степени повышения давления воздуха в компрессоре (πт). Однако наибольшая величина удельной мощности достигается при оптимальном значении степени повышения давления воздуха. Это объясняется особенностями протекания рабочего процесса, изменения
внутреннего и тягового коэффициентов полезного действия,
Следует отметить, что одним из наиболее важных направлений в развитии
газотурбинных двигателей на современном этапе является повышение
максимальной температуры газа перед турбиной. Однако рост температуры
ограничивается прочностью деталей турбины, в основном сопловых и рабочих
лопаток. Наибольшую трудность при этом представляет обеспечение надежности работы лопаток турбины.
Находясь в среде высокотемпературного газа, лопатки испытывают одновременное действие высоких газовых, центробежных и вибрационных сил; от работоспособности лопаток зависит работоспособность и ресурс двигателя.
Проектируемый двигатель ТВ3-117 относится к двигателям третьего поколения. Начальная температура газа в ГТД на этом этапе их развития возрастала на 8-10 градусов в год счет улучшения технологии изготовления существующих и использования новых жаропрочных сплавов.
Широкое распространение получили сопловые, а затем и рабочие лопатки, изготовленные из жаропрочных сплавов методами точного литья. Все это способствовало существенному (до 5-7 тыс. ч) увеличению ресурса ГТД третьего поколения, резкому повышению их надежности и снижению стоимости при относительно небольшом улучшении экономичности и удельной мощности двигателей.
В это же время стало очевидным, что создание новых жаропрочных сплавов, способных длительно работать в газовых турбинах при температурах, больших 1300К, является далеко не столь простым, как это представлялось ранее. Не оправдались и надежды, возлагавшиеся в начале рассматриваемого периода на разработку для газовых турбин новых жаропрочных материалов керамического или металлокерамического типа.
Возросшие требования к экономичности и удельной мощности ГТД, а также практическое исчерпание возможностей улучшения их показателей за счет аэродинамического усовершенствования проточной части компрессоров и турбин, заставили конструкторов искать новые пути увеличения начальной температуры газа и способствовали сосредоточению внимания на разработке и исследованиях систем охлаждения элементов турбин.
При отсутствии жаропрочных материалов, сохраняющих свои свойства при высоких температурах, приходится применять эффективные способы охлаждения, позволяющие улучшить работу газовой турбины.
Проведенные в этой области научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы позволили создать эффективные и надежные системы воздушного охлаждения сопловых и рабочих лопаток.
Одновременно были разработаны и освоены новые технологические приемы их изготовления и обработки. В результате появились двигатели с начальной температурой газа порядка 1350-1450К, имеющие ресурс такой же, как у рассмотренных выше ГТД третьего поколения.
Выводы по разделу:
-
Проведено обоснование конструктивно-компоновочной схемы двигателя. -
Рассмотрены основные неисправности лопаток газовой турбины и их причины. Сделан вывод о том что надо усовершенствовать систему охлаждения турбины .
2. Обоснование параметров рабочего процесса двигателя
2.1 Выбор параметров двигателя
Вертолетный газотурбинный двигатель ТВЗ-117В конструкции С.П. Изотова был создан с учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования, производства и эксплуатации.
Особенностью конструкции турбовального двигателя является наличие свободной турбины. Мощность, вырабатываемая свободной турбиной, передается главному редуктору и составляет эффективную мощность двигателя.
Эта особенность имеет ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ:
• позволяет получать желаемую частоту вращения ротора свободной турбины (вала несущего винта вертолета) независимо от частоты вращения ротора турбокомпрессора двигателя;
• облегчает раскрутку ротора турбокомпрессора при запуске двигателя;
• позволяет получать оптимальные расходы топлива при различных условиях эксплуатации двигателя;
исключает необходимость установки фрикционной муфты в силовой установке вертолета.
Таблица 2.1 - Основные параметры вертолетных ГТД
Параметр | Тип двигателя | |||||||
ТВ3-117 | 250-С20 | СТ58-140 | ТВ-2-117 | Т64-6 | 1ЕТД12 | Д-25В | Д-136 | |
DKB, м | 0,135 | 0,125 | 0,22 | 0,275 | 0,31 | 0,53 | 0,58 | 0,68 |
ZK | 12 | 6+1ц/б | 10 | 10 | 14 | 9 | 9 | 15 |
ZKH | - | - | - | - | - | - | - | 7 |
ZTK | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
ZTKH | - | - | - | - | - | - | - | 1 |
ZTB | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Взлётный режим, H 0 , MH 0 ,МСА: | | |||||||
Nе, кВт | 1637 | 294 | 1030 | 1100 | 2097 | 2981 | 4050 | 8096 |
T Г, К | 1248 | 1225 | 1225 | 1153 | 1310 | 1280 | 1300 | 1500 |
K | 9,45 | 7,0 | 8,4 | 6,6 | 12,6 | 6,5 | 10,5 | 16 |
KH | - | - | - | - | - | - | - | 3,9 |
GB, кг/ с | 9,15 | 1,54 | 6,2 | 8,2 | 11,1 | 22 | 36 | 32,2 |
Nе.уд., кВт скг | 178 | 190 | 166 | 134 | 189 | 135 | 112 | 251 |
Се , кг кВт ч | 0,278 | 0,387 | 0,376 | 0,361 | 0,304 | 0,424 | 0,348 | 0,27 |
nНД, об/ мин | - | - | - | - | - | - | - | 10690 |
nBД, об/ мин | 19537 | 51000 | 19500 | 21400 | 17800 | 16000 | 9950 | 14900 |
nTB, об/ мин | 15000 | 28500 | 14800 | 11150 | 13600 | 9000 | 7800 | 9400 |
е | 0,25 | 0,223 | 0,229 | 0,239 | 0,283 | 0,203 | 0,248 | 0,319 |