Файл: 1. Общая характеристика двигателя 5 1 Конструктивнокомпоновочная схема двигателя 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Повреждения от действия вибрационных нагрузок встречаются на всех типах ГТД, эксплуатирующихся в разных странах мира. Эти повреждения связаны с повышенным уровнем переменных напряжений, возникающих в деталях при их колебаниях, с качеством изготовления и режимом нагружения. Режим нагружения оказывает влияние как на предел усталости, так и на термоциклическую долговечность.



Рисунок 1.2 ­­– обрыв рабочей лопатки турбины в результате роста усталостной трещины до критического значения


Рисунок 1.3 – обгорание рабочих лопаток ТНД

Изотермические и неизотермические режимы нагружения оказывают существенное влияние на возникновение повреждений малоцикловой усталости. Малоцикловое неизотермическое нагружение деталей горячей части ГТД характеризуется существенной нестационарностью. Эта нестационарность проявляется в изменении нагрузки (размаха напряжений или деформаций), разности температур, длительности цикла и развивающихся деформациях ползучести.

Под действием повышенных динамических нагрузок при наличии концентраторов напряжений, ухудшения физико-механических свойств материала и температурного состояния возникают усталостные повреждения рабочих лопаток турбины. В результате такого воздействия возникают усталостные трещины в пазах замковой части лопаток. В эксплуатации при определённых условиях возможно растрескивание защитного покрытия и создание условий для ускорения коррозии.

    1. Общая характеристика параметров рабочего процесса турбины двигателя

Основными параметрами, характеризующими рабочий процесс в двигателе, являются:

– степень повышения давления воздуха в компрессоре Пк

– температура газов перед турбиной (ТГ)

В основе выбора параметров рабочего процесса лежит полная температура

газов перед турбиной. Увеличение этого значения приводит к росту удельной

мощности двигателя и снижению его удельной массы.

Однако возросшему значению температуры газов должна соответствовать и большая степень повышения полного давления воздуха в двигателе, что приводит к уменьшению удельного расхода топлива, а, следовательно, увеличению экономичности двигателя.


Следует отметить, что для вертолетных ГТД величина степени повышения

давления воздуха в компрессоре находится в пределах 8,5...9,5, а температура

газов перед турбиной — 1150...1250 К.

Наименьшая величина удельного расхода топлива соответствует

экономическому значению степени повышения давления воздуха в компрессоре (πт). Однако наибольшая величина удельной мощности достигается при оптимальном значении степени повышения давления воздуха. Это объясняется особенностями протекания рабочего процесса, изменения

внутреннего и тягового коэффициентов полезного действия,

Следует отметить, что одним из наиболее важных направлений в развитии

газотурбинных двигателей на современном этапе является повышение

максимальной температуры газа перед турбиной. Однако рост температуры

ограничивается прочностью деталей турбины, в основном сопловых и рабочих

лопаток. Наибольшую трудность при этом представляет обеспечение надежности работы лопаток турбины.

Находясь в среде высокотемпературного газа, лопатки испытывают одновременное действие высоких газовых, центробежных и вибрационных сил; от работоспособности лопаток зависит работоспособность и ресурс двигателя.

Проектируемый двигатель ТВ3-117 относится к двигателям третьего поколения. Начальная температура газа в ГТД на этом этапе их развития возрастала на 8-10 градусов в год счет улучшения технологии изготовления существующих и использования новых жаропрочных сплавов.

Широкое распространение получили сопловые, а затем и рабочие лопатки, изготовленные из жаропрочных сплавов методами точного литья. Все это способствовало существенному (до 5-7 тыс. ч) увеличению ресурса ГТД третьего поколения, резкому повышению их надежности и снижению стоимости при относительно небольшом улучшении экономичности и удельной мощности двигателей.



В это же время стало очевидным, что создание новых жаропрочных сплавов, способных длительно работать в газовых турбинах при температурах, больших 1300К, является далеко не столь простым, как это представлялось ранее. Не оправдались и надежды, возлагавшиеся в начале рассматриваемого периода на разработку для газовых турбин новых жаропрочных материалов керамического или металлокерамического типа.

Возросшие требования к экономичности и удельной мощности ГТД, а также практическое исчерпание возможностей улучшения их показателей за счет аэродинамического усовершенствования проточной части компрессоров и турбин, заставили конструкторов искать новые пути увеличения начальной температуры газа и способствовали сосредоточению внимания на разработке и исследованиях систем охлаждения элементов турбин.

При отсутствии жаропрочных материалов, сохраняющих свои свойства при высоких температурах, приходится применять эффективные способы охлаждения, позволяющие улучшить работу газовой турбины.

Проведенные в этой области научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы позволили создать эффективные и надежные системы воздушного охлаждения сопловых и рабочих лопаток.

Одновременно были разработаны и освоены новые технологические приемы их изготовления и обработки. В результате появились двигатели с начальной температурой газа порядка 1350-1450К, имеющие ресурс такой же, как у рассмотренных выше ГТД третьего поколения.

Выводы по разделу:

  1. Проведено обоснование конструктивно-компоновочной схемы двигателя.

  2. Рассмотрены основные неисправности лопаток газовой турбины и их причины. Сделан вывод о том что надо усовершенствовать систему охлаждения турбины .


2. Обоснование параметров рабочего процесса двигателя

2.1 Выбор параметров двигателя


Вертолетный газотурбинный двигатель ТВЗ-117В конструкции С.П. Изотова был создан с учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования, производства и эксплуатации.

Особенностью конструкции турбовального двигателя является наличие свободной турбины. Мощность, вырабатываемая свободной турбиной, передается главному редуктору и составляет эффективную мощность двигателя.

Эта особенность имеет ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ:

• позволяет получать желаемую частоту вращения ротора свободной турбины (вала несущего винта вертолета) независимо от частоты вращения ротора турбокомпрессора двигателя;

• облегчает раскрутку ротора турбокомпрессора при запуске двигателя;

• позволяет получать оптимальные расходы топлива при различных условиях эксплуатации двигателя;

исключает необходимость установки фрикционной муфты в силовой установке вертолета.

Таблица 2.1 - Основные параметры вертолетных ГТД


Параметр

Тип двигателя


ТВ3-117

250-С20

СТ58-140

ТВ-2-117

Т64-6

1ЕТД12

Д-25В

Д-136

DKB, м

0,135

0,125

0,22

0,275

0,31

0,53

0,58

0,68

ZK

12

6+1ц/б

10

10

14

9

9

15

ZKH

-

-

-

-

-

-

-

7

ZTK

2

2

2

2

2

2

1

3

ZTKH

-

-

-

-

-

-

-

1

ZTB

2

2

2

2

2

2

2

2

Взлётный режим, H 0 ,

MH  0 ,МСА:




Nе, кВт

1637

294

1030

1100

2097

2981

4050

8096

T Г, К

1248

1225

1225

1153

1310

1280

1300

1500

K

9,45

7,0

8,4

6,6

12,6

6,5

10,5

16

KH

-

-

-

-

-

-

-

3,9

GB, кг/ с

9,15

1,54

6,2

8,2

11,1

22

36

32,2

.уд.,

кВт скг

178

190

166

134

189

135

112

251

Се , кг

кВт ч

0,278

0,387

0,376

0,361

0,304

0,424

0,348

0,27

nНД, об/ мин

-

-

-

-

-

-

-

10690

n, об/ мин

19537

51000

19500

21400

17800

16000

9950

14900

nTB, об/ мин

15000

28500

14800

11150

13600

9000

7800

9400

е

0,25

0,223

0,229

0,239

0,283

0,203

0,248

0,319