Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный котел, если предохранительный клапан не отрегули­ рован на допустимое давление. Ремонт, уборку и чистку котла следует производить только при отсутствии давле­ ния в его рубашке, при закрытом паровом вентиле и на­

личии

вывешенного плаката:

«Не

включать — чист­

ка!».

 

 

машиной необхо­

Во время работы с закаточной

димо

соблюдать следующие

меры

предосторожно­

сти.

Нельзя поправлять руками неправильно установлен­ ные на патроне станка банки во время работы закаточ­ ной машины, а также снимать смятую или заклиненную банку. Эту работу необходимо выполнять только после полной остановки машины. Удалять банки надо специ­ альными клещами при ручном прокручивании ма­ шины.

Обслуживая полуавтоматическую закаточную маши­ ну, надо следить за тем, чтобы дверки ротора (башни) были закрыты.

Перед пуском полуавтоматической закаточной маши­ ны необходимо убедиться, что над педалями установле­ ны козырьки, предотвращающие случайное включение. Работник, обслуживающий эту машину, обязан работать в головном уборе. Необходимо помнить, что регулиро­ вать, исправлять или смазывать части узлов машины во время ее работы опасно, нельзя также прикасаться ру­ ками к продукту в банке или прислоняться к движущим­ ся частям машины или вращающимся банкам. Во время установки банки на тарелку и удаления ее после закатки нога с педали должна быть убрана.

Во время испытания закатанных банок на герметич­ ность надо следить за тем, чтобы уровень горячей воды в баке не превышал установленного, так как при опуска­ нии и подъеме банок вода может выплескиваться через край. Переворачивать или доставать банки, находящие­ ся под слоем воды, надо специальными шипцами. Во вре­ мя работы на испытательном устройстве не допускается повышать давление воздуха сверх установленного, так как это может вызвать взрыв.

Работы, связанные с ремонтом или регулировкой де­ талей, находящихся под избыточным давлением воздуха, надо производить после снятия давления в системе путем перекрытия запорного крана.

301


АВТОКЛАВЫ

Для стерилизации консервов под давлением выше ат­ мосферного паром или в воде применяются автоклавы. На судах широкое распространение получили вертикаль­ ные автоклавы, покрытые термоизоляцией.

Согласно правилам техники безопасности каждый аппарат, работающий под давлением выше атмосферно­ го, следует подвергать гидравлическому испытанию не реже одного раза в год. Резьба на зажимных болтах ав­ токлавов должна быть исправной и не иметь вмятин; прокладка между крышкой и корпусом автоклава долж­ на обеспечивать герметичность и не пропускать пар или воду. Необходимо следить за тем, чтобы все резьбовые соединения труб и вентилей были собраны не менее чем на пять — семь ниток резьбы.

Перед началом стерилизации необходимо проверить исправность уложенной в паз прокладки, закрыть авто­ клав крышкой и обжать ее болтами. После этого необхо­ димо закрыть сливные канализационные краны н от­ крыть воздушный кран, установленный на крышке.

Во время эксплуатации следует систематически про­ верять у всех вентилей плотность прилегания клапана к гнезду. Манометр проверяется контрольным маномет­ ром ежемесячно; его шкала должна иметь красную, пре­ дельную, черту. Проверяется также исправность блоки­ ровочных устройств.

Предохранительный клапан должен быть отрегулиро­ ван и закрыт кожухом. Продувной краник устанавлива­ ется таким образом, чтобы его отверстие было направле­ но в сторону, противоположную от рабочего места.

Для предотвращения ожогов запрещается открывать крышку автоклава при наличии в нем давления. По этой же причине нельзя производить какие-либо ремонтные работы автоклава, если он находится под давлением. Перед открытием крышки автоклава необходимо убе­ диться в отсутствии давления в котле, для чего надо от­ крыть паровыпускной кран.

При открывании автоклава работающий должен на­ ходиться позади крышки, а если автоклав расположен близко к переборке, — то сбоку от него на безопасном расстоянии во избежание ожога паром.

Загрузку и выгрузку сеток с банками из автоклавов

302

необходимо производить плавно, без толчков. При пере­ мещении груза становиться под ними опасно. В это вре­ мя нужно следить, чтобы крышки автоклавов в откры­ том состоянии были надежно закреплены стопорами, не­ смотря на имеющиеся противовесы.

Во время подъема сеток с банками, чтобы не полу­ чить ожоги, нельзя 'прикасаться к ним не защищенными руками, если они не остыли до 40° С. Не следует пода­ вать пар к автоклаву, минуя редукционный клапан. Опасно также затягивать и освобождать «барашки» или гайки крышек на автоклаве, если он находится под дав­ лением, так как это может привести к прорыву пара и травмированию работающих.

Гла в а XII

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ В ПОРТАХ И ОТКРЫТОМ МОРЕ

Комплексная механизация и автоматизация погрузоч­ но-разгрузочных операций на судах — необходимое ус­ ловие снижения производственного травматизма и улуч­ шения условий труда работающих. Хотя за последние годы уровень механизации этих операций на. судах зна­ чительно возрос, многие виды работ до сих пор выпол­ няются вручную.

Трудовое законодательство возлагает на капитанов судов ответственность за выбор максимально безопасных способов погрузки, разгрузки и перемещения грузов. Все лица, непосредственно занятые грузовыми работами, должны носить защитные каски. К перемещению груза массой более 50 кг (на расстояние до 60 м по горизон­ тальному пути или по наклонным сходням с уклоном не более 7з на высоту до 3 м) допускаются мужчины стар­ ше 18 лет. Переносить такие грузы одному рабочему раз­ решается только при условии, если подъем груза на спину и снятие его производятся с помощью других грузчиков. Для перемещения грузов массой более 80 кг необходимо применять тачки, грузовые тележки и дру­ гие средства механизации.

Как показывает практика, основными причинами травматизма при грузовых операциях являются: неис­

303


правность оборудования; неудовлетворительное содер­ жание рабочих мест (плохое освещение, загроможденность, скользкие трапы, крутой подъем); отсутствие пре­ дохранительных ограждений у механизмов или у опас­ ных мест; нарушение безопасных приемов работ на от­ дельных грузовых операциях или выполнение их при большом ветре, и волнении моря; несогласованность в действиях отдельных рабочих в бригаде (при сбрасыва­ нии тяжестей, работе кранов, грузовых стрел); отсутст­ вие необходимого инструктажа, руководства и контроля на производстве. Для предотвращения несчастных слу­ чаев перед началом погрузочно-разгрузочных работ не­ обходимо тщательно проверить исправность средств ме­ ханизации и их устойчивость. Производить грузовые ра­ боты краном или стрелой разрешается, если сила ветра не превышает 6, а волнение моря 5 баллов. В ночное время места погрузки и разгрузки должны быть хорошо освещены.

При перемещении различных грузов кранами или гру­ зовыми стрелами правилами техники безопасности за­ прещается находиться в радиусе поворота стрелы с гру­ зом.

ТРЕБОВАНИЯ К КАНАТАМ, ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ И СТРЕЛАМ

В настоящее время на флоте рыбной промышленно­ сти для подъемных и тяговых операций с помощью ма­ шин в основном применяются стальные канаты. Широко распространены и найлоновые канаты.

Канаты, применяемые в судовых грузовых и тяговых устройствах, делятся на грузовые, стреловые, вантовые, чалочные и тяговые. В кранах, грузовых стрелах, лебед­ ках всех типов применяются грузовые канаты, а в мачто­ вых подъемниках для спаривания грузовых стрел — ван­ товые. Самые распространенные канаты — стропы — слу­ жат для подвешивания груза к крюку грузоподъемного механизма.

Свивка каната может быть крестовой, односторонней (параллельной) и комбинированной (рис. 75,а, б, в). Проволоки в пряди и. пряди в канате могут иметь раз­ ное направление свивки и одинаковое, при комбиниро­ ванной свивке направление проволок в прядях чередует-

304

ся. Канаты односторонней (параллельной) свивки более гибки, имеют сравнительно гладкую поверхность, лучше сопротивляются истиранию и выдерживают примерно в 1,5 раза большее число прогибов на блоках с полукруг-

о

Рис. 75. Конструкция стальных канатов.

лой канавкой, чем канаты крестовой свивки в особенно­ сти при больших отношениях D / d (D — диаметр блока; d — диаметр каната). Однако они значительно больше

скручиваются под действием растягивающих сил и хуже сопротивляются поперечному сжатию (например, при многослойной навивке на барабан), чем канаты с кресто­ вой свивкой, поэтому канаты с односторонней свивкой рационально применять только в тех случаях, когда пе­ ремещаемый груз движется в направляющих (крано­ вые стрелы, тележки, подъемники). Следует иметь в ви­ ду, что канаты односторонней свивки требуют особой осторожности при подвешивании груза, так как при этом часто образуются петли и узлы. Для подъема грузов стрелами со свободной подвеской применяются канаты исключительно крестовой свивки.

Стальные канаты для подъема различных грузов под­ бирают по диаметру в зависимости от величины разрыв­ ного усилия. Коэффициент запаса прочности при переме­ щении деталей механизмов, двигателейѴю горизонтальной плоскости должен быть равен 3, при подъеме и опус­ кании деталей и механизмов на палубах, в машинно-ко­

305


тельных отделениях или других отсеках и помещениях судна с помощью ручной лебедки —4, при подъеме и опускании деталей и механизмов с помощью приводной механической лебедки —5, при подвешивании

деталей

и

механизмов

(без

обвязки)

палоч­

ными

канатами,

снаб­

женными

 

крюками,

серьгами

или

петля­

ми — 6,

при обвязке

(строповке)

деталей .и

механизмов

для

подъ­

ема и

опускания— 12.

На рис. 76 показана схема строповки груза.

Величину

допускае­

мого натяжения палоч­

ных стропов 5

(в Н) в

зависимости

 

от

угла

наклона их к вертика­

ли а

определяют

по

формуле

 

 

 

Рис. 76. Схема строповки груза.

1

Q

 

Q

S =

------

п

 

п

где Q — груз, подвешенный к крюку, Н;

cos а

 

 

 

 

 

п — число ветвей чалочного каната или цепи;

 

к вертика­

а — угол наклона каждой ветви чалочного каната

ли, град;

т— коэффициент, имеющий следующие значения при угле на­ клона:

а ,

град. . . .

О

30

45

60

т

. . .

1

1,15

1,42

2

Например, необходимо рассчитать стальной строп для подъема груза, если вес его Q= 10 кН, число ветвей стропа п = 4, угол стро­ па с вертикалью а=30°. Коэффициент запаса прочности £=10.

Усилие в ветви стропа при четырех ветвях

І О 4

S = 1,15---- = 2875Н. 4

Расчетное разрывное усилие

Р = S k = 2875-10 = 28750Н.

Принимаем трое диаметром 24 мм с временным сопротивлени­

306


ем разрыву матерлала проволок 16 МПа (ГОСТ 2688—55). Этот трос имеет разрывное усилие 30 кН, что близко к требуемому. Фор­ мула для заказа каната (троса) записывается следующим образом:

канат 24-Н-160-1-ЖС, ГОСТ 2688-55, где 24 — диаметр каната, мм;

Н —нераскручивающийся; 160 — расчетный предел прочности проволоки, МПа;

1 — первой марки; >КС— оцинкованный правый, крестовой свивки.

На практике часто приходится решать и такие задачи. Напри­ мер, подобрать и рассчитать канат для грузовой лебедки. Произ­ вести проверку фактического запаса прочности выбранного каната, если известно усилие, действующее на лебедку Р — 2 кН. Диаметр барабана лебедки 0 = 500 мм, коэффициент запаса прочности кана­ та А = 5.

По таблице ГОСТ 3071—55 выбираем канат конструкции 6Х

Х37Х1 с разрывным усилием

14 кН. Наиболее близкий по значе­

нию—канат с разрывным усилием 13,7 кН,

диаметром 17,5 мм.

Временное его сопротивление

сгв=150

МПа.

Диаметр

проволоки

0,8 мм, число проволок 222.

напряжение (в

Па) в

выбранном

Определим действительное

канате по следующей формуле:

 

 

 

 

Р

3

6

 

 

СТд_ ітб2 + 8 Е D '

------і

4

где Р — действующее усилие, Н; б — диаметр одной проволоки, м;

і—число проволок в канате;

Е— модуль упругости стали, равный 2,1-ІО11 Па; 3/8— постоянный коэффициент (коэффициент Баха).

Подставив в эту формулу цифровые значения, получим:

2000

3

, 8-ІО-4

3,14-6,4-10-8-222

2,1- 10й--------= 3 0 ,6 МПа.

8

0,5

4

 

 

Действительный коэффициент запаса прочности при временном сопротивлении 150 МПа

яд =

ов

150

---- = -

„ = 4,9, т. е. около 5.

А

Стд

30,6

Это подтверждает правильность выбора троса.

За состоянием тросов необходим постоянный конт­ роль. Изношенный трос, вовремя не замененный, может стать причиной падения стрелы, груза и травмирования людей. Предельно допустимый износ тросов определяют по количеству оборванных проволок на шаг свивки на длине, равной восьми диаметрам троса. Если на этой

307