Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
Кроме обычных наружных оттяжек, от ноков стрел проводят дополнительные контроттяжки из стального троса и талей. Оттяжку и контроттяжку для предотвра щения обрыва следует крепить возможно ближе друг к другу, а слабину выбирать так, чтобы они находились под одной нагрузкой. Опасно, когда оттяжки и контрот тяжка одного борта имеют различные нагрузки, так как в случае разрыва одной из них может разорваться
Рис. 77. Схема такелажа грузовых стрел при работе по схеме «те лефон»:
/ — стрела, вываленная за |
борт; 2 — оттяжка стрелы за |
борт; |
3 — грузовой |
|
шкентель стрелы; |
4 — оттяжка хват-талн; 5 — стрела, установленная над трю |
|||
мом; 6 — оттяжка |
стрелы; |
7 — оттяжка; 8 — общий грузовой |
гак; |
9 — грузовые |
лебедки; /0 — люк трюма.
317
и вторая. От расстановки оттяжек, зависит безопасность работы стрел.
Расчеты показывают, что если стрела развернута к борту от продольной линии, проходящей через шпорт стрелы, то наименьшее усилие в оттяжке будет тогда, когда она крепится по борту за поперечной линией, про ходящей через шпорты спаренных стрел. Усилие в от тяжке уменьшается по мере смещения точки ее крепле ния назад от шпорта. Опасные натяжения возникают в оттяжках спаренных стрел при перегрузке тяжелых гру зов. По мере увеличения угла между грузовыми шкенте лями усилие в оттяжках будет увеличиваться, поэтому при смене вооружения стрел обязательно рассчитывают ся возможные усилия в установленных оттяжках, что гарантирует безопасность работы.
Вес груза, перемещаемого спаренными стрелами, не должен превышать половины или даже трети рабочей нагрузки одной стрелы с меньшей грузоподъемностью. Величину безопасной нагрузки обязательно сообщают лебедчику перед началом работы.
Угол между грузовыми шкентелями спаренных стрел, укрепленными на грузовом звене, не должен превышать 120°, иначе возникают перенапряжения элементов гру зового устройства и может произойти авария. Однако при подъеме груза определить этот угол на глаз очень трудно, поэтому применяют специальное устройство, по зволяющее контролировать угол между грузовыми шкен телями. Простейшее устройство такого типа представля ет собой цепочку, прикрепленную концами к шкентелям
вместе их соединения. Она натягивается, когда угол между шкентелями достигает 120°.
Большую опасность представляют грузовые операции
воткрытом море при перегрузке грузов с промысловых судов на плавбазы. При этом грузовой шкентель испы тывал большие динамические нагрузки. Они возникают из-за рывков, связанных с качкой промысловых судов и плавбазы, поэтому от лебедчиков и сигнальщика требу ется огромное внимание и исключительная согласован ность в работе. Промысловые суда резко меняют свое положение относительно транспортного судна, поднима ясь и опускаясь на зыби. При этом, поднимаясь на вол не, меньшее судно может догнать груз, поднятый шкен телем с его палубы и ударить снизу, что может привести
318
к обрыву и падению груза. При спускании груза удар будет еще сильнее, так как движения груза и судна бу дут встречными. Чтобы избежать обрыва груза при уда ре, следует отрывать груз от палубы меньшего судна в момент наивысшего его подъема на волне, а шкентели обеих стрел подбирать так, чтобы в момент подъема промыслового судна на гребень волны они не имели почти никакой слабины.
При опускании груза на палубу промыслового судна, наоборот, следует вывести груз за борт и припустить его так, чтобы меньшее судно, поднимаясь на волне, не могло бы его задеть. Затем, дождавшись момента, когда судно начнет опускаться вниз, быстро опустить груз.
Для перегрузки грузов с судов типа БМРТ и РТМ типа «Тропик» на плавбазы и наоборот в зависимости от условий работы иногда используют по одной стреле, с каждого борта судна в каждой точке погрузки или две стрелы с каждого судна одновременно. Такой метод по грузки или разгрузки груза наиболее опасен. Грузовые шкентели обоих судов соединяются, как и в предыдущем случае, на один грузовой гак. Чтобы избежать несчаст ных случаев при работе таким способом, груз надо пере давать на шкентель плавно, избегая рывков и раскачива ния, так как это может привести к обрыву оттяжек, шкентелей и падению стрел. Необходимо следить за тем, чтобы шкентели не получали слишком много слабины, так как груз может резко опуститься и удариться о па лубу или какие-либо судовые устройства, а при резком вытягивании грузовых шкентелей-— оборвать шкентели или оттяжки стрел.
При работе спаренными стрелами возможны само произвольный подъем и опускание стрел. Это приводит к серьезным авариям. Правила техники безопасности
.требуют, чтобы стрелы были установлены под одним уг лом к горизонту и ноки их находились на одной верти кальной линии. На практике эти требования иногда на рушаются, и спаренные стрелы имеют различную высоту подъема. В этих случаях шкентель, идущий от опущен ной стрелы к приподнятой стреле, стремится поднять опущенную стрелу. Стоит только люковой стреле под воздействием внешних сил приподняться, как она пол ностью ложится к колонне (мачте), а береговая (мор ская) стрела может частично приподняться и при урав
319
новешивании сил, действующих на стрелу, оттяжку и грузовой шкентель, остановиться с провисшим топе нантом.
Самопроизвольный подъем одной стрелы вызывает подъем другой. Для его предупреждения наружную от тяжку опущенной стрелы закрепляют у фальшборта, ближе к линии, проходящей через шпорты спаренных стрел. Наружную оттяжку опущенной стрелы ставят так, что если смотреть из точки ее крепления на нок припод нятой стрелы, то луч зрения должен проходить ниже опущенной стрелы, несколько впереди ее шпорта. На ружная оттяжка, приподнятой стрелы крепится впереди луча зрения, проходящего от башмака шпорта припод нятой стрелы. Когда ноки стрел установлены примерно на одной высоте, оттяжки следует крепить в таком по ложении, чтобы луч зрения пересекал стрелу в направ лении от обуха, к которому крепится оттяжка, к ноку противоположной стрелы.
Спуск, подъем и уборка по-походному судовых гру зовых стрел — сложные операции. Даже незначительное отступление от требований правил техники безопаснос ти при выполнении этих работ может привести к паде нию стрел и несчастным случаям.
Падение стрел в основном происходит из-за резкой отдачи или перегрузки топенанта, приводящей к его об рыву. До настоящего времени не разработаны устройст ва, предотвращающие падение стрел при обрыве топе нанта, поэтому безопасность при работе со стрелами за висит от квалификации работающих и соблюдения пра вил техники безопасности.
В соответствии с правилами старший помощник ка питана отвечает за подъем, спуск, установку в рабочее положение и по-походному грузовых стрел и тяжелове сов на судне.
Перед установкой в рабочее положение стрел стар ший помощник вместе с боцманом производят тщатель ный осмотр топенантов, оттяжек, контроттяжек, блоков, топенант-цепей и скоб, проводят смазку и тировку. Убе дившись в полной исправности грузового устройства, старший помощник капитана отдает распоряжение о подъеме (спуске) стрел. Перед подъемом или опуска нием стрел вахтенный помощник обязан удалить из опас ной зоны всех людей, не участвующих в этой работе.
320
Гла в а XIII
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ РЕМОНТНЫХ РАБОТАХ НА СУДАХ
ГАЗОВАЯ СВАРКА И РЕЗКА МЕТАЛЛОВ
Все газопламенные работы на судах производятся с применением ацетилена.
Ацетилен (С2Н2)‘ представляет собой химическое сое динение, состоящее из углерода и водорода. При обыч ной температуре и атмосферном давлении химически чистый ацетилен — это бесцветный газ, обладающий сла бым эфирным запахом.
Технический ацетилен, применяемый для газовой сварки и резки, из-за присутствия в нем некоторых при месей отличается резким неприятным запахом. При ат мосферном давлении и температуре ниже —83,6° С аце тилен сжижается в бесцветную легкоподвижную жид кость. Жидкий ацетилен, охлаждаясь при атмосферном давлении до температуры ниже —85° С, превращается в твердую массу. Как жидкий, так и твердый ацетилен взрывоопасен и поэтому для газосварки не применяется. Ацетилен и в газообразном состоянии относится к числу взрывоопасных газов: взрывается при нагревании до 450—500° С и одновременном повышении давления до 0,15—0,2 МПа (1,5—2 кгс/см2). При этом температура продуктов распада достигает 3000° С, а давление взры воопасной волны в 10-—11 раз превышает первоначаль ное и абсолютное давление ацетилена. Этот газ взрыво опасен и в смеси с воздухом, если в ней содержится от 2,8 до 80% ацетилена по объему. Наиболее взрывоопас ны смеси, содержащие от 7 до 13% ацетилена. Взрыв ацетилена может произойти при смешивании его с кис лородом, если ацетилена содержится от 2,8 до 93% по объему. Наиболее взрывоопасны смеси аце тилена с кислородом, содержащие около 30% аце тилена.
' При длительном контакте ацетилена с красной ме дью и серебром образуется ацетиленистая медь и ацетиленистое серебро, которые при нагревании до 100— 120° С или при сильном ударе взрываются, поэтому для изготовления ацетиленовой аппаратуры запрещается ис
321
пользовать красную медь, допускаются только сплавы, содержащие не более 70% меди.
Сжатый ацетилен, ацетиленовоздушные и ацетилено кислородные смеси взрываются при наличии искры, от крытого пламени, нагретой поверхности и др. Пределы взрываемости ацетиленовоздушных и ацетиленокисло родных смесей шире, чем смесей других горючих газов с воздухом и кислородом. При воспламенении таких смесей давление взрыва значительно выше.
Взрываемость ацетилена в значительной степени за висит от размеров (диаметра) сосуда, в котором он на ходится. При размещении газа в капиллярных (очень тонких) каналах способность его к взрыву сильно пони жается. Этим свойством пользуются при наполнении баллонов под давлением.
Ацетилен легче кислорода и водорода. Плотность его по отношению к воздуху составляет 0,9, а по отношению к кислороду 0,8. Он хорошо растворяется во многих жид костях, что также используют при наполнении баллонов.
Для понижения давления газа, хранящегося в балло нах, до рабочего для использования его в газовом инст рументе применяются специальные приборы-редукторы, которые позволяют поддерживать рабочее давление кис
лорода в пределах от 0,1 до 1,8 МПа |
(1— 18 кгс/см2), а |
для ацетилена — от 0,02 до 1,5 МПа |
(0,2— 15 кгс/см2). |
Ацетиленовые редукторы подобны кислородным и от личаются от них только тем, что вместо накидной гай ки для присоединения к баллону у них имеется специ альный хомут, которым редуктор прикрепляется к вен тилю.
Для подачи газа от баллонов к газовой горелке при меняются резиновые шланги, длина которых не должна превышать 20 м.
Разорвавшийся шланг нельзя соединять обматыва нием изоляционной лентой. Поврежденное место нужно вырезать и соединить концы двусторонним ниппелем, обязательно закрепив его хомутиком или проволокой. При срыве, разрыве или воспламенении шланга надо прежде всего погасить пламя горелки или резака, а за тем прекратить приток ацетилена из баллона; при вос пламенении кислородного шланга в первую очередь пре кращают подачу кислорода из баллона, вывернув регу лирующий виит редуктора или закрыв вентиль баллона.
322
Перегибать шланг для прекращения подачи кислорода не рекомендуется во избежание ожогов. Во время рабо ты размещать шланги следует так, чтобы па них не по падали искры и брызги металла и шлака, а также сле дить за тем, чтобы они не соприкасались с токоведущи ми и нагретыми предметами.
Приступая к выполнению газосварочных работ, осо бенно в условиях промысла (на судах в открытом море), необходимо надежно закрепить баллоны в вертикаль ном положении и проверить герметичность всех соедине ний. Нельзя забывать, что при малейшей негерметичнос ти баллонов может образоваться взрывоопасная смесь. Правилами запрещается подходить к баллонам с горя щей горелкой или резаком в руках, даже если пламя не направлено непосредственно в сторону баллонов, так как при изменении направления ветра или по другой причине пламя может оказаться направленным на бал лоны.
Во избежание попадания на баллоны искр надо раз мещать их на расстоянии не менее 5 м от места произ водства работ. Пользоваться газом из баллонов без ре дуктор-a правилами запрещается. Перед началом отбора кислорода из баллона необходимо тщательно осмотреть баллон, убедиться в отсутствии следов масла или мазу та. Если при наружном осмотре никаких недостатков в баллоне не выявлено, то перед присоединением редук тора нужно продуть запорный вентиль, открывая его на ’А оборота в течение 1—2 с. При продувке рабочий дол жен стоять сбокуот вентиля.
Для выпуска кислорода из баллона запорный вен тиль надо открывать медленно и следить, чтобы не было утечки газа через неплотности в соединениях, так как при быстром открывании запорного вентиля газ устрем ляется в камеру высокого давления редуктора, где про исходит его сжатие. В результате сжатия резко повыша ется температура газа, что иногда приводит к вспышке эбонита в клапане редуктора. Для предупреждения вы горания клапана редуктора ставят теплогасители в виде медных сеток или шайб с отверстиями.
При большом' расходе газа и работе в холодное вре
мя года на открытом воздухе температура |
в вентиле |
|
и редукторе понижается и они |
замерзают. |
Замерзание |
особенно часто происходит в |
кислородных |
баллонах. |
323