Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме обычных наружных оттяжек, от ноков стрел проводят дополнительные контроттяжки из стального троса и талей. Оттяжку и контроттяжку для предотвра­ щения обрыва следует крепить возможно ближе друг к другу, а слабину выбирать так, чтобы они находились под одной нагрузкой. Опасно, когда оттяжки и контрот­ тяжка одного борта имеют различные нагрузки, так как в случае разрыва одной из них может разорваться

Рис. 77. Схема такелажа грузовых стрел при работе по схеме «те­ лефон»:

/ — стрела, вываленная за

борт; 2 — оттяжка стрелы за

борт;

3 — грузовой

шкентель стрелы;

4 — оттяжка хват-талн; 5 — стрела, установленная над трю­

мом; 6 — оттяжка

стрелы;

7 — оттяжка; 8 — общий грузовой

гак;

9 — грузовые

лебедки; /0 — люк трюма.

317

и вторая. От расстановки оттяжек, зависит безопасность работы стрел.

Расчеты показывают, что если стрела развернута к борту от продольной линии, проходящей через шпорт стрелы, то наименьшее усилие в оттяжке будет тогда, когда она крепится по борту за поперечной линией, про­ ходящей через шпорты спаренных стрел. Усилие в от­ тяжке уменьшается по мере смещения точки ее крепле­ ния назад от шпорта. Опасные натяжения возникают в оттяжках спаренных стрел при перегрузке тяжелых гру­ зов. По мере увеличения угла между грузовыми шкенте­ лями усилие в оттяжках будет увеличиваться, поэтому при смене вооружения стрел обязательно рассчитывают­ ся возможные усилия в установленных оттяжках, что гарантирует безопасность работы.

Вес груза, перемещаемого спаренными стрелами, не должен превышать половины или даже трети рабочей нагрузки одной стрелы с меньшей грузоподъемностью. Величину безопасной нагрузки обязательно сообщают лебедчику перед началом работы.

Угол между грузовыми шкентелями спаренных стрел, укрепленными на грузовом звене, не должен превышать 120°, иначе возникают перенапряжения элементов гру­ зового устройства и может произойти авария. Однако при подъеме груза определить этот угол на глаз очень трудно, поэтому применяют специальное устройство, по­ зволяющее контролировать угол между грузовыми шкен­ телями. Простейшее устройство такого типа представля­ ет собой цепочку, прикрепленную концами к шкентелям

вместе их соединения. Она натягивается, когда угол между шкентелями достигает 120°.

Большую опасность представляют грузовые операции

воткрытом море при перегрузке грузов с промысловых судов на плавбазы. При этом грузовой шкентель испы­ тывал большие динамические нагрузки. Они возникают из-за рывков, связанных с качкой промысловых судов и плавбазы, поэтому от лебедчиков и сигнальщика требу­ ется огромное внимание и исключительная согласован­ ность в работе. Промысловые суда резко меняют свое положение относительно транспортного судна, поднима­ ясь и опускаясь на зыби. При этом, поднимаясь на вол­ не, меньшее судно может догнать груз, поднятый шкен­ телем с его палубы и ударить снизу, что может привести

318


к обрыву и падению груза. При спускании груза удар будет еще сильнее, так как движения груза и судна бу­ дут встречными. Чтобы избежать обрыва груза при уда­ ре, следует отрывать груз от палубы меньшего судна в момент наивысшего его подъема на волне, а шкентели обеих стрел подбирать так, чтобы в момент подъема промыслового судна на гребень волны они не имели почти никакой слабины.

При опускании груза на палубу промыслового судна, наоборот, следует вывести груз за борт и припустить его так, чтобы меньшее судно, поднимаясь на волне, не могло бы его задеть. Затем, дождавшись момента, когда судно начнет опускаться вниз, быстро опустить груз.

Для перегрузки грузов с судов типа БМРТ и РТМ типа «Тропик» на плавбазы и наоборот в зависимости от условий работы иногда используют по одной стреле, с каждого борта судна в каждой точке погрузки или две стрелы с каждого судна одновременно. Такой метод по­ грузки или разгрузки груза наиболее опасен. Грузовые шкентели обоих судов соединяются, как и в предыдущем случае, на один грузовой гак. Чтобы избежать несчаст­ ных случаев при работе таким способом, груз надо пере­ давать на шкентель плавно, избегая рывков и раскачива­ ния, так как это может привести к обрыву оттяжек, шкентелей и падению стрел. Необходимо следить за тем, чтобы шкентели не получали слишком много слабины, так как груз может резко опуститься и удариться о па­ лубу или какие-либо судовые устройства, а при резком вытягивании грузовых шкентелей-— оборвать шкентели или оттяжки стрел.

При работе спаренными стрелами возможны само­ произвольный подъем и опускание стрел. Это приводит к серьезным авариям. Правила техники безопасности

.требуют, чтобы стрелы были установлены под одним уг­ лом к горизонту и ноки их находились на одной верти­ кальной линии. На практике эти требования иногда на­ рушаются, и спаренные стрелы имеют различную высоту подъема. В этих случаях шкентель, идущий от опущен­ ной стрелы к приподнятой стреле, стремится поднять опущенную стрелу. Стоит только люковой стреле под воздействием внешних сил приподняться, как она пол­ ностью ложится к колонне (мачте), а береговая (мор­ ская) стрела может частично приподняться и при урав­

319

новешивании сил, действующих на стрелу, оттяжку и грузовой шкентель, остановиться с провисшим топе­ нантом.

Самопроизвольный подъем одной стрелы вызывает подъем другой. Для его предупреждения наружную от­ тяжку опущенной стрелы закрепляют у фальшборта, ближе к линии, проходящей через шпорты спаренных стрел. Наружную оттяжку опущенной стрелы ставят так, что если смотреть из точки ее крепления на нок припод­ нятой стрелы, то луч зрения должен проходить ниже опущенной стрелы, несколько впереди ее шпорта. На­ ружная оттяжка, приподнятой стрелы крепится впереди луча зрения, проходящего от башмака шпорта припод­ нятой стрелы. Когда ноки стрел установлены примерно на одной высоте, оттяжки следует крепить в таком по­ ложении, чтобы луч зрения пересекал стрелу в направ­ лении от обуха, к которому крепится оттяжка, к ноку противоположной стрелы.

Спуск, подъем и уборка по-походному судовых гру­ зовых стрел — сложные операции. Даже незначительное отступление от требований правил техники безопаснос­ ти при выполнении этих работ может привести к паде­ нию стрел и несчастным случаям.

Падение стрел в основном происходит из-за резкой отдачи или перегрузки топенанта, приводящей к его об­ рыву. До настоящего времени не разработаны устройст­ ва, предотвращающие падение стрел при обрыве топе­ нанта, поэтому безопасность при работе со стрелами за­ висит от квалификации работающих и соблюдения пра­ вил техники безопасности.

В соответствии с правилами старший помощник ка­ питана отвечает за подъем, спуск, установку в рабочее положение и по-походному грузовых стрел и тяжелове­ сов на судне.

Перед установкой в рабочее положение стрел стар­ ший помощник вместе с боцманом производят тщатель­ ный осмотр топенантов, оттяжек, контроттяжек, блоков, топенант-цепей и скоб, проводят смазку и тировку. Убе­ дившись в полной исправности грузового устройства, старший помощник капитана отдает распоряжение о подъеме (спуске) стрел. Перед подъемом или опуска­ нием стрел вахтенный помощник обязан удалить из опас­ ной зоны всех людей, не участвующих в этой работе.

320



Гла в а XIII

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ РЕМОНТНЫХ РАБОТАХ НА СУДАХ

ГАЗОВАЯ СВАРКА И РЕЗКА МЕТАЛЛОВ

Все газопламенные работы на судах производятся с применением ацетилена.

Ацетилен (С2Н2)‘ представляет собой химическое сое­ динение, состоящее из углерода и водорода. При обыч­ ной температуре и атмосферном давлении химически чистый ацетилен — это бесцветный газ, обладающий сла­ бым эфирным запахом.

Технический ацетилен, применяемый для газовой сварки и резки, из-за присутствия в нем некоторых при­ месей отличается резким неприятным запахом. При ат­ мосферном давлении и температуре ниже —83,6° С аце­ тилен сжижается в бесцветную легкоподвижную жид­ кость. Жидкий ацетилен, охлаждаясь при атмосферном давлении до температуры ниже —85° С, превращается в твердую массу. Как жидкий, так и твердый ацетилен взрывоопасен и поэтому для газосварки не применяется. Ацетилен и в газообразном состоянии относится к числу взрывоопасных газов: взрывается при нагревании до 450—500° С и одновременном повышении давления до 0,15—0,2 МПа (1,5—2 кгс/см2). При этом температура продуктов распада достигает 3000° С, а давление взры­ воопасной волны в 10-—11 раз превышает первоначаль­ ное и абсолютное давление ацетилена. Этот газ взрыво­ опасен и в смеси с воздухом, если в ней содержится от 2,8 до 80% ацетилена по объему. Наиболее взрывоопас­ ны смеси, содержащие от 7 до 13% ацетилена. Взрыв ацетилена может произойти при смешивании его с кис­ лородом, если ацетилена содержится от 2,8 до 93% по объему. Наиболее взрывоопасны смеси аце­ тилена с кислородом, содержащие около 30% аце­ тилена.

' При длительном контакте ацетилена с красной ме­ дью и серебром образуется ацетиленистая медь и ацетиленистое серебро, которые при нагревании до 100— 120° С или при сильном ударе взрываются, поэтому для изготовления ацетиленовой аппаратуры запрещается ис­

321

пользовать красную медь, допускаются только сплавы, содержащие не более 70% меди.

Сжатый ацетилен, ацетиленовоздушные и ацетилено­ кислородные смеси взрываются при наличии искры, от­ крытого пламени, нагретой поверхности и др. Пределы взрываемости ацетиленовоздушных и ацетиленокисло­ родных смесей шире, чем смесей других горючих газов с воздухом и кислородом. При воспламенении таких смесей давление взрыва значительно выше.

Взрываемость ацетилена в значительной степени за­ висит от размеров (диаметра) сосуда, в котором он на­ ходится. При размещении газа в капиллярных (очень тонких) каналах способность его к взрыву сильно пони­ жается. Этим свойством пользуются при наполнении баллонов под давлением.

Ацетилен легче кислорода и водорода. Плотность его по отношению к воздуху составляет 0,9, а по отношению к кислороду 0,8. Он хорошо растворяется во многих жид­ костях, что также используют при наполнении баллонов.

Для понижения давления газа, хранящегося в балло­ нах, до рабочего для использования его в газовом инст­ рументе применяются специальные приборы-редукторы, которые позволяют поддерживать рабочее давление кис­

лорода в пределах от 0,1 до 1,8 МПа

(1— 18 кгс/см2), а

для ацетилена — от 0,02 до 1,5 МПа

(0,2— 15 кгс/см2).

Ацетиленовые редукторы подобны кислородным и от­ личаются от них только тем, что вместо накидной гай­ ки для присоединения к баллону у них имеется специ­ альный хомут, которым редуктор прикрепляется к вен­ тилю.

Для подачи газа от баллонов к газовой горелке при­ меняются резиновые шланги, длина которых не должна превышать 20 м.

Разорвавшийся шланг нельзя соединять обматыва­ нием изоляционной лентой. Поврежденное место нужно вырезать и соединить концы двусторонним ниппелем, обязательно закрепив его хомутиком или проволокой. При срыве, разрыве или воспламенении шланга надо прежде всего погасить пламя горелки или резака, а за­ тем прекратить приток ацетилена из баллона; при вос­ пламенении кислородного шланга в первую очередь пре­ кращают подачу кислорода из баллона, вывернув регу­ лирующий виит редуктора или закрыв вентиль баллона.

322


Перегибать шланг для прекращения подачи кислорода не рекомендуется во избежание ожогов. Во время рабо­ ты размещать шланги следует так, чтобы па них не по­ падали искры и брызги металла и шлака, а также сле­ дить за тем, чтобы они не соприкасались с токоведущи­ ми и нагретыми предметами.

Приступая к выполнению газосварочных работ, осо­ бенно в условиях промысла (на судах в открытом море), необходимо надежно закрепить баллоны в вертикаль­ ном положении и проверить герметичность всех соедине­ ний. Нельзя забывать, что при малейшей негерметичнос­ ти баллонов может образоваться взрывоопасная смесь. Правилами запрещается подходить к баллонам с горя­ щей горелкой или резаком в руках, даже если пламя не направлено непосредственно в сторону баллонов, так как при изменении направления ветра или по другой причине пламя может оказаться направленным на бал­ лоны.

Во избежание попадания на баллоны искр надо раз­ мещать их на расстоянии не менее 5 м от места произ­ водства работ. Пользоваться газом из баллонов без ре­ дуктор-a правилами запрещается. Перед началом отбора кислорода из баллона необходимо тщательно осмотреть баллон, убедиться в отсутствии следов масла или мазу­ та. Если при наружном осмотре никаких недостатков в баллоне не выявлено, то перед присоединением редук­ тора нужно продуть запорный вентиль, открывая его на ’А оборота в течение 1—2 с. При продувке рабочий дол­ жен стоять сбокуот вентиля.

Для выпуска кислорода из баллона запорный вен­ тиль надо открывать медленно и следить, чтобы не было утечки газа через неплотности в соединениях, так как при быстром открывании запорного вентиля газ устрем­ ляется в камеру высокого давления редуктора, где про­ исходит его сжатие. В результате сжатия резко повыша­ ется температура газа, что иногда приводит к вспышке эбонита в клапане редуктора. Для предупреждения вы­ горания клапана редуктора ставят теплогасители в виде медных сеток или шайб с отверстиями.

При большом' расходе газа и работе в холодное вре­

мя года на открытом воздухе температура

в вентиле

и редукторе понижается и они

замерзают.

Замерзание

особенно часто происходит в

кислородных

баллонах.

323