Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

длине число оборванных проволок составляет около 10% от общего их числа, а также при наличии на поверхности троса вмятин, срезов, заломов или износа свыше 40% канат бракуют.

Канаты, тросы, цепи и стропы, служащие для подвя­ зывания грузов, захваты, а также вспомогательные при­ способления (крюки, траверсы, скобы, серьги) необхо­ димо испытывать нагрузкой, в 1,25 раза превышающей номинальную грузоподъемность в течение 10 мин, и при­ креплять к ним бирки с указанием грузоподъемности и номера грузозахватного приспособления,

В процессе эксплуатации все вспомогательные грузо­ захватные приспособления подвергаются периодическому осмотру не реже чем через каждые 6 месяцев при осмот­ ре траверс, балансиров и коромысел, через один ме­ сяц— при осмотре клещей и захватов, через каждые 10 дней — при осмотре чалочных канатов, цепей и тары (стамп). При осмотрах следует обращать особое вни­ мание на разрывы крюков и гаков, которые часто при­ водят к авариям. Для этого необходимо один раз в год, а на наиболее ответственных участках работ — не реже одного раза в полугодие, производить ревизию гака или крюка. При этом крюк или гак разбирают, все детали очищают от смазки (промывкой керосином) и протира­ ют. Затем крюк осматривают через лупу или дефекто­ скоп. Крюк или гак с трещинами к работе не допу­ скается.

Для предупреждения излома крюка в опасном сече­ нии зева рекомендуется производить проверочный расчет опасного сечения и в зависимости от полученного ре­ зультата решать вопрос о дальнейшей его пригод­ ности.

Иногда, если износ не превышает 10% первоначаль­ ной высоты сечения, разрешается восстанавливать зев крюка или гака путем наплавки электросваркой. При восстановлении грузозахватных приспособлений необхо­ димо строго соблюдать технические требования. Рабочая нагрузка (в Н), допускаемая на все восстановленные га­ ки, определяется приближенной формулой.

где d — диаметр или большая ось спинки гака, см.

Для крепления к скобам и различным судовым кон­ струкциям конец каната снабжается коушем, который вводится в самозатягивающий клиновый замок или за­ ливается цинком в конической полости концевой муфты. Сплесень у коуша на конце стальных тросов должен иметь не менее трех пробивок полной прядью и трех про­ бивок половиной пряди. Сплесень оклетневывается на длине, равной не менее 12— 15 диаметров троса.

Скобы для грузовых устройств применяются прямые и полукруглые. .Допустимая рабочая нагрузка на них (в Н) может быть определена по приближенной фор­ муле:

для прямых скоб

Р = 4,8d2ІО3;

для полукруглых скоб

Р = 4d2ІО3,

где d — диаметр скобы, см.

Важное значение для создания безопасных условий работы имеет правильный подбор блоков грузовых уст­ ройств. Следует иметь в виду, что неправильный их под­ бор ведет к соскакиванию тросов и аварии грузового устройства. Для стальных тросов необходимо применять только металлические блоки. Они должны иметь приспо­ собления для предупреждения самопроизвольного вы­ падания канатов.. Размер блоков определяется по диа­ метру шкива, а канифас-блоков — по длине оковки.

Пример. Требуется подобрать стальной канат для грузовой ле­ бедки и определить минимальный диаметр блока, если грузоподъ­ емность лебедки 5 кН. Режим работы легкий, привод лебедки ме­ ханический, коэффициент запаса прочности каната для лебедки

k = 5 .

Расчетное разрывное усилие каната Р = 5000-5 = 25кН.

По найденному значению Р выбираем по ГОСТ 3079—55 канат конструкции 6X37X1 диаметром d = 24 мм с временным сопротив­

лением разрыву о = 1 3 МПа (130

кгс/мм2)

и разрывным усилием

Р =

25 кН.

 

 

 

Наименьший допускаемый диаметр блока определяют по фор­

муле D ^ e xezd,

 

 

где

D — диаметр блока по дну канавки, мм;

 

 

d —диаметр каната, мм;

от типа

подъемного устройства

 

ех— коэффициент, зависящий

 

и режима эксплуатации, значение его для нашего случая

 

равно 16;

 

 

20—224

 

309


ez — коэффициент, зависящий от конструкции каната, прини­ маем ег =1,0,

Подставляя в формулу соответствующие цифровые значения, получим:

D = 16• 1• 24 = 384 м м .

Принимаем диаметр блока по ГОСТу равным 400 мм.

При замене поломанной грузовой стрелы приходится производить приближенный расчет ее диаметра.

Грузоподъемность грузовой стрелы зависит прежде всего от ее диаметра и угла вылета (угла наклона). Диа­ метр грузовых стрел (в см) определяется по приближен­ ной формуле

где Q — грузоподъемность стрелы, Н; I —длина стрелы, см;

Ö—толщина стенки металлической стрелы, см.

Замененную стрелу сначала испытывают статической нагрузкой, а потом (с подвешенным грузом) — в движе­ нии при наименьшем и наибольшем вылетах стрелы с со­ ответствующей нагрузкой.

Периодические испытания грузовых стрел произво­ дятся пробным грузом, который должен превышать ра­ бочую нагрузку на 25%. Пробный груз поднимается при нормальном вооружении грузоподъемного устройства и наклоне стрелы к горизонту 15°. Если-по каким-либо при­ чинам опускать стрелу под таким углом невозможно, то пробный груз поднимается под минимально возможным расчетным углом к горизонту. При статическом испыта­ нии груз поднимают на высоту 100 мм от палубы, при этом необходимо наблюдать за отдельными узлами гру­ зоподъемного устройства и тросами. Если пробный груз в течение 10 мин не упадет на палубу и стрела ие дефор­ мировалась, приступают к ее динамическому испытанию. Если стрела деформировалась, продолжать динамиче­ ские испытания опасно. При динамическом испытании проверяют работу грузовой лебедки, тормозов. Обяза­ тельным условием является перекладка стрелы с грузом с одного борта на другой. Угол наклона стрелы при пере­ кладке указывается в сертификате. Результаты испыта­ ния заносят в специальный журнал, а на стреле делают надпись с указанием ее номера и грузоподъемности.

310


ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ УСТАНОВКИ И КРАНЫ

Мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуа­ тацию кранов, грузовых стрел и лебедок, сводятся к сле­ дующему. Перед началом работы необходимо проверить исправность грузоподъемного оборудования. К управле­ нию механизмами допускаются, только лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удо­ стоверение.

Грузовой шкентель должен быть исправным на всей длине, а конец, находящийся на барабане лебедки, проч­ но закреплен за обух. Вертлюги, обухи грузовых гаков, скобы, кольца, цепи также должны быть в полной ис­ правности и соответствовать поднимаемому грузу. Шки­ вы грузовых блоков и блоков оттяжек должны свободно вращаться. Старший и второй помощники капитана, тре­ тий и четвертый механики не реже одного раза в три месяца обязаны осмотреть все грузовые устройства и механизмы и результаты осмотра занести в журналы технического состояния.

По окончании работы или в перерыве нельзя остав­ лять груз в подвешенном состоянии; при вынужденных остановках надо груз опустить и отключить питание ле­ бедки.

Устройство поста управления лебедкой (грузовыми стрелами) должно исключать возможность включения ее посторонними лицами. Все движущиеся части грузо­ вого устройства ограждаются.

Погрузка и разгрузка штучных грузов производится в специальной таре или контейнерах. При подъеме гру­ зов с открытых платформ надо оградить их бортами, вы­ сота которых должна превышать высоту уложенного штучного груза не менее чем на 100 мм. При этом надо следить за тем, чтобы стропы, сетки и другие грузозах­ ватные средства накладывались на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекрутки, а гак располагался по центру остроповки.

Правилами техники безопасности запрещается под­ таскивать груз кранами путем косого натяжения каната или поворота стрелы, поскольку это сопряжено с увели­ чением опрокидывающего момента и часто приводит к аварии. Необходимо помнить, что большой разгон или внезапное торможение механизма поворота, изменение

20*

311

вылета или передвижение стрелы ведет к раскачиванию груза, в результате чего может произойти авария.

Важным условием безопасной работы на грузовой ле­ бедке является хороший обзор места погрузки. Необхо­ димо, чтобы лебедчик мог видеть люк трюма, через кото­ рый производятся грузовые операции, а также путь подъема и перемещения подаваемого груза и место опускания. В тех случаях, когда лебедчик не может ви­ деть место подачи груза (работа в трюмах), указания сигнальщика должны быть четко переданы промежуточ­ ным сигнальщиком.

При разгрузке трюмов разрешается брать груз снача­ ла только с верхних рядов и последовательно выбирать его до самого низа. Выборка грузов подкопом не допус­ кается. Сепарацию, стойки, приспособления, освободив­ шиеся при выгрузке, следует немедленно убирать из трюма. Укладывать грузы в трюме следует в обратной последовательности, предупреждая обрушивание шта­ белей.

При горизонтальном перемещении груз поднимают на высоту не менее 1 м над предметами, встречающимися на пути. Для предупреждения несчастных случаев при выполнении грузовых операций нельзя допускать боль­ ших скоплений людей в местах погрузки или выгрузки. Опасно также находиться под грузом, в просвете люка трюма, опускаться или подниматься из трюма в момент спуска или подъема груза, поправлять стропы после его подъема. Сигнал к подъему груза подается тогда, когда груз хорошо застропован и обжат,' обеспечена полная безопасность работающих.

Замену грузового шкентеля на стреле следует произ­ водить, когда стрела опущена на палубу. Намотку шкен­ теля на барабан или его перемотку разрешается произ­ водить только вдвоем. При сматывании шкентеля с бара­ бана слабина его должна подбираться на палубе в сто­ роне от лебедки. Нельзя производить смазку подъемных средств во время их работы, а также разговаривать и отвлекаться во время подъема (спуска) груза.

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ В ПОРТУ

Для предотвращения травматизма при грузовых опе­ рациях в порту судно, поставленное под погрузку или выгрузку, должно быть надежно ошвартовано.

312


Капитан и вахтенный помощник несут ответствен­ ность за безопасность экипажа в течение всего времени производства грузовых работ, а ответственность за без­ опасную работу портовых грузчиков несет стевидор. В случае нарушения правил техники безопасности, воз­ никновения опасности для жизни или здоровья людей погрузочно-разгрузочные работы должны быть немед­ ленно приостановлены.

Лебедчик и крановщик должны уметь определять по внешним признакам пригодность стальных тросов к ра­ боте, знать нормы: браковки и способы их тировки.

Прежде чем включить привод электрической лебед­ ки, следует убедиться в том, что рукоятка контроллера стоит в нужном положении, а масса поднимаемого гру­ за не превышает грузоподъемности лебедки (крана). Если-масса груза близка к грузоподъемности механизма, необходимо сначала приподнять его на 100—200 мм, проверить действие тормозов, правильность застропки и только после этого продолжать подъем.

При подъеме груза следят за тем, чтобы грузозахват­ ное приспособление не доходило до верхнего грузового блока на 0,5 м; а при спуске грузозахватного устройства в самое нижнее положение на барабане лебедки должно оставаться не менее полутора витков троса. Трос на гру­ зовой барабан должен ложиться ровными рядами, без слабины. Во время работы грузового устройства опасно направлять руками трос. Работая с ходовым концом троса, надо находиться или держать руки на расстоянии более 1 м от барабана или турачки лебедки. Опасно также находиться на линии натяжения и вблизи сильно натянутых тросов.

Лебедчик (крановщик) обязан прекратить работу, если занятые на погрузочно-разгрузочных работах пор­ товые рабочие или члены экипажа не выполняют требо­ ваний техники безопасности, например не уходят с про­ света люка при подъеме или опускании груза, развора­ чивают грузы не с помощью багров и оттяжек, а руками, применяют опасные приемы работы и т. п. О наруше­ нии правил следует доложить администрации судна или производителю работ (если лебедчик из порта).

Открывая трюмы, люковые крышки нужно начать снимать с середины трюма. Складывать их надо после­ довательно, аккуратно, по номерам, устойчиво, ровными

313

штабелями вплотную к фальшборту, противоположному причалу; при этом должен быть оставлен безопасный свободный проход шириной не менее 1 м.

Бнмсы, снятые с люков, укладывают на палубе устой­ чиво, они не должны мешать проходу людей и выполне­ нию грузовых работ. Оставшиеся на местах бимсы проч­ но закрепляют в гнездах; при укладке бимсов в гнезда опасно брать их руками за торцовые края.

Во время закрытия трюмов укладку люковых кры­ шек следует начинать от комингсов к середине люка. Правилами по технике безопасности при закрытии и от­ крытии трюмов запрещается: находиться в трюме у про­ света люков; снимать (ставить) съемные бимсы при помощи стропов, не предназначенных специально для этого; вырывать их лебедкой при заедании в гнездах или

завале грузом; снимать (ставить)

бимсы

без оттяжек

при крене судна;

направлять бимсы при

их заводке

в гнезда руками;

устанавливать

(даже

на

короткий

срок) лючины поверх гребешков бимсов.

Открывать следует только те трюмы, в которых будут производиться погрузочно-разгрузочные работы. На суд­ не, где высота комингса люка составляет менее 0,75 м, старший помощник капитана обязан немедленно после открытия люка установить ограждение высотой не ме­ нее 1 м. Опасно находиться в зоне телескопического дви­ жения люковых крышек, поставленных на стопор, в мо­ мент производства грузовых работ.

Раскантовку груза на весу следует производить с по­ мощью багров и оттяжек только после того, как груз остановлен и находится не выше 1 м от места укладки.

Освобождать груз от стропов или захватных приспо­ соблений можно только тогда, когда он остановлен и опущен на палубу. Если строп зажало, его следует осво­ бождать осторожно во избежание развала штабеля. Нельзя выдергивать строп или гак, зажатый грузом, ле­ бедкой или краном — это опасно.

При перевозке палубных грузов (бочек с рыбой, та­ ры и т. п.) должны соблюдаться следующие правила. Крепление палубных грузов производится под непосред­ ственным руководством капитана или его помощников. Крепить бочки следует мягким стальным тросом. Опас­ но раскреплять груз растительным или жестким сталь­ ным тросом, который не обеспечивает прочного крепле­

314


ния груза нз-за невозможности надежного оттягивания. Во время укладки палубного груза должны быть ос­ тавлены безопасные проходы для экипажа. Нельзя за­ громождать грузом подходы к лебедкам и шлюпкам. Опасно оставлять отдельные грузы, лежащие в неустой­

чивом положении.

При выполнении некоторых операций вручную необ­ ходимо применять средства малой механизации.— бло­ ки, тали, тележки и т. п., при этом обязательно обращать внимание на их исправность.

Во время ручных перегрузочных работ принимаются все меры безопасности: при переноске штучных грузов на спине или плече рекомендуется пользоваться мягки­ ми наплечниками, нельзя брать груз в плохой таре (упаковке). Поднимая с земли груз, следует присесть, а не нагибаться. При групповой переноске длинномерных грузов (труб, бревен, брусьев) необходимо располагать­ ся по росту, брать груз и Опускать его одновременно по команде впереди идущего. Опасно перекладывать, а так­ же сбрасывать груз через голову. Кантовать грузы рука-- ми, ногами или случайными предметами правилами за­ прещается.

ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОТКРЫТОМ МОРЕ

При грузовых работах одной стрелой следует обра­ щать внимание на угол ее наклона и опасные зоны. Стрела опускается под таким углом, чтобы груз мог свободно перемещаться над палубой на безопасном рас­ стоянии от комингса люка, фальшборта или леерного ог­ раждения, надстроек и других элементов судна. Оттяж­ ки стрелы разносят так, чтобы они не мешали перегруз­ ке груза и обеспечивали необходимый плавный поворот стрелы.

Требование правил техники безопасности о необходи­ мости работать грузовой стрелой только при вертикаль­ ном натяжении грузового шкентеля должно строго со­ блюдаться. На практике иногда грузовой шкентель от­ клоняется от вертикального направления из-за крена и дифферента или качки судна в открытом море, а также при работе спаренными стрелами. При косом натяжении возникают силы, которые меняют характер усилий в то­ пенанте и оттяжках. В некоторых случаях эти силызна-

315

чительны, поэтому нужно предотвращать раскачивание груза с помощью оттяжек. Нельзя подтягивать груз гру­ зовым шкентелем, так как возникающие в это время усилия могут разрушить грузовое устройство. При под­ тягивании груза из точки, лежащей за пределами окруж­ ности, описанной ноком стрелы, усилия в топенанте воз­ растают. Если же подтягиваемый груз расположен меж­ ду мачтой и отвесной линией, проходящей через нок стрелы, то усилия увеличиваются также и в стреле.

На практике иногда стрела используется для разбор­ ки трала, сетей, груза, поданного в трюм, или для пере­ мещения груза внутри трюма. В этом случае грузовой шкентель, проходящий через грузовой блок, надо про­ пустить через канифас-блок, закрепленный в трюме. Для предохранения троса от разрыва во время подтягивания груза на просвет люка или под палубу без применения канифас-блока непосредственно с барабана лебедки не­ обходимо крепить к комингсу люка направляющие роли­ ки. Работающий на стреле обязан во всех случаях сле­ дить за натяжением тросов, не допускать нагрузок, спо­ собных привести к их разрыву.

Работа спаренными стрелами по схеме «телефон» позволяет ускорить процесс перегрузки. Этот способ за­ ключается в том, что с помощью двух неподвижно уста­ новленных стрел груз перемещается в вертикальном и горизонтальном направлениях. Для этого перед началом перегрузки нок одной стрелы разворачивается (вывали­ вается) за борт, а нок второй — размещается над грузо­ вым люком. Первая стрела называется береговой, или морской (в зависимости от того, где и как производится перегрузка), в вторая—люковой, или трюмной (рис.77).

Внутренние оттяжки загромождают рабочее место, поэтому рациональнее применять хват-тали, соединяю­ щие ноки стрел. При нормальной работе стрел внутрен­ ние оттяжки не испытывают больших усилий и исполь­ зование хват-тали обеспечивает необходимую безопас­ ность.

Наружные оттяжки испытывают наибольшие нагруз­ ки, возникающие во время поперечного перемещения груза или остановки его на весу где-либо между ноками стрел. Безопасность в этом случае зависит от соответст­ вия оттяжек грузоподъемностям стрел и правильной их расстановки.

316