Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
длине число оборванных проволок составляет около 10% от общего их числа, а также при наличии на поверхности троса вмятин, срезов, заломов или износа свыше 40% канат бракуют.
Канаты, тросы, цепи и стропы, служащие для подвя зывания грузов, захваты, а также вспомогательные при способления (крюки, траверсы, скобы, серьги) необхо димо испытывать нагрузкой, в 1,25 раза превышающей номинальную грузоподъемность в течение 10 мин, и при креплять к ним бирки с указанием грузоподъемности и номера грузозахватного приспособления,
В процессе эксплуатации все вспомогательные грузо захватные приспособления подвергаются периодическому осмотру не реже чем через каждые 6 месяцев при осмот ре траверс, балансиров и коромысел, через один ме сяц— при осмотре клещей и захватов, через каждые 10 дней — при осмотре чалочных канатов, цепей и тары (стамп). При осмотрах следует обращать особое вни мание на разрывы крюков и гаков, которые часто при водят к авариям. Для этого необходимо один раз в год, а на наиболее ответственных участках работ — не реже одного раза в полугодие, производить ревизию гака или крюка. При этом крюк или гак разбирают, все детали очищают от смазки (промывкой керосином) и протира ют. Затем крюк осматривают через лупу или дефекто скоп. Крюк или гак с трещинами к работе не допу скается.
Для предупреждения излома крюка в опасном сече нии зева рекомендуется производить проверочный расчет опасного сечения и в зависимости от полученного ре зультата решать вопрос о дальнейшей его пригод ности.
Иногда, если износ не превышает 10% первоначаль ной высоты сечения, разрешается восстанавливать зев крюка или гака путем наплавки электросваркой. При восстановлении грузозахватных приспособлений необхо димо строго соблюдать технические требования. Рабочая нагрузка (в Н), допускаемая на все восстановленные га ки, определяется приближенной формулой.
где d — диаметр или большая ось спинки гака, см.
Для крепления к скобам и различным судовым кон струкциям конец каната снабжается коушем, который вводится в самозатягивающий клиновый замок или за ливается цинком в конической полости концевой муфты. Сплесень у коуша на конце стальных тросов должен иметь не менее трех пробивок полной прядью и трех про бивок половиной пряди. Сплесень оклетневывается на длине, равной не менее 12— 15 диаметров троса.
Скобы для грузовых устройств применяются прямые и полукруглые. .Допустимая рабочая нагрузка на них (в Н) может быть определена по приближенной фор муле:
для прямых скоб
Р = 4,8d2ІО3;
для полукруглых скоб
Р = 4d2ІО3,
где d — диаметр скобы, см.
Важное значение для создания безопасных условий работы имеет правильный подбор блоков грузовых уст ройств. Следует иметь в виду, что неправильный их под бор ведет к соскакиванию тросов и аварии грузового устройства. Для стальных тросов необходимо применять только металлические блоки. Они должны иметь приспо собления для предупреждения самопроизвольного вы падания канатов.. Размер блоков определяется по диа метру шкива, а канифас-блоков — по длине оковки.
Пример. Требуется подобрать стальной канат для грузовой ле бедки и определить минимальный диаметр блока, если грузоподъ емность лебедки 5 кН. Режим работы легкий, привод лебедки ме ханический, коэффициент запаса прочности каната для лебедки
k = 5 .
Расчетное разрывное усилие каната Р = 5000-5 = 25кН.
По найденному значению Р выбираем по ГОСТ 3079—55 канат конструкции 6X37X1 диаметром d = 24 мм с временным сопротив
лением разрыву о = 1 3 МПа (130 |
кгс/мм2) |
и разрывным усилием |
|
Р = |
25 кН. |
|
|
|
Наименьший допускаемый диаметр блока определяют по фор |
||
муле D ^ e xezd, |
|
|
|
где |
D — диаметр блока по дну канавки, мм; |
|
|
|
d —диаметр каната, мм; |
от типа |
подъемного устройства |
|
ех— коэффициент, зависящий |
||
|
и режима эксплуатации, значение его для нашего случая |
||
|
равно 16; |
|
|
20—224 |
|
309 |
ez — коэффициент, зависящий от конструкции каната, прини маем ег =1,0,
Подставляя в формулу соответствующие цифровые значения, получим:
D = 16• 1• 24 = 384 м м .
Принимаем диаметр блока по ГОСТу равным 400 мм.
При замене поломанной грузовой стрелы приходится производить приближенный расчет ее диаметра.
Грузоподъемность грузовой стрелы зависит прежде всего от ее диаметра и угла вылета (угла наклона). Диа метр грузовых стрел (в см) определяется по приближен ной формуле
где Q — грузоподъемность стрелы, Н; I —длина стрелы, см;
Ö—толщина стенки металлической стрелы, см.
Замененную стрелу сначала испытывают статической нагрузкой, а потом (с подвешенным грузом) — в движе нии при наименьшем и наибольшем вылетах стрелы с со ответствующей нагрузкой.
Периодические испытания грузовых стрел произво дятся пробным грузом, который должен превышать ра бочую нагрузку на 25%. Пробный груз поднимается при нормальном вооружении грузоподъемного устройства и наклоне стрелы к горизонту 15°. Если-по каким-либо при чинам опускать стрелу под таким углом невозможно, то пробный груз поднимается под минимально возможным расчетным углом к горизонту. При статическом испыта нии груз поднимают на высоту 100 мм от палубы, при этом необходимо наблюдать за отдельными узлами гру зоподъемного устройства и тросами. Если пробный груз в течение 10 мин не упадет на палубу и стрела ие дефор мировалась, приступают к ее динамическому испытанию. Если стрела деформировалась, продолжать динамиче ские испытания опасно. При динамическом испытании проверяют работу грузовой лебедки, тормозов. Обяза тельным условием является перекладка стрелы с грузом с одного борта на другой. Угол наклона стрелы при пере кладке указывается в сертификате. Результаты испыта ния заносят в специальный журнал, а на стреле делают надпись с указанием ее номера и грузоподъемности.
310
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ УСТАНОВКИ И КРАНЫ
Мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуа тацию кранов, грузовых стрел и лебедок, сводятся к сле дующему. Перед началом работы необходимо проверить исправность грузоподъемного оборудования. К управле нию механизмами допускаются, только лица, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удо стоверение.
Грузовой шкентель должен быть исправным на всей длине, а конец, находящийся на барабане лебедки, проч но закреплен за обух. Вертлюги, обухи грузовых гаков, скобы, кольца, цепи также должны быть в полной ис правности и соответствовать поднимаемому грузу. Шки вы грузовых блоков и блоков оттяжек должны свободно вращаться. Старший и второй помощники капитана, тре тий и четвертый механики не реже одного раза в три месяца обязаны осмотреть все грузовые устройства и механизмы и результаты осмотра занести в журналы технического состояния.
По окончании работы или в перерыве нельзя остав лять груз в подвешенном состоянии; при вынужденных остановках надо груз опустить и отключить питание ле бедки.
Устройство поста управления лебедкой (грузовыми стрелами) должно исключать возможность включения ее посторонними лицами. Все движущиеся части грузо вого устройства ограждаются.
Погрузка и разгрузка штучных грузов производится в специальной таре или контейнерах. При подъеме гру зов с открытых платформ надо оградить их бортами, вы сота которых должна превышать высоту уложенного штучного груза не менее чем на 100 мм. При этом надо следить за тем, чтобы стропы, сетки и другие грузозах ватные средства накладывались на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекрутки, а гак располагался по центру остроповки.
Правилами техники безопасности запрещается под таскивать груз кранами путем косого натяжения каната или поворота стрелы, поскольку это сопряжено с увели чением опрокидывающего момента и часто приводит к аварии. Необходимо помнить, что большой разгон или внезапное торможение механизма поворота, изменение
20* |
311 |
вылета или передвижение стрелы ведет к раскачиванию груза, в результате чего может произойти авария.
Важным условием безопасной работы на грузовой ле бедке является хороший обзор места погрузки. Необхо димо, чтобы лебедчик мог видеть люк трюма, через кото рый производятся грузовые операции, а также путь подъема и перемещения подаваемого груза и место опускания. В тех случаях, когда лебедчик не может ви деть место подачи груза (работа в трюмах), указания сигнальщика должны быть четко переданы промежуточ ным сигнальщиком.
При разгрузке трюмов разрешается брать груз снача ла только с верхних рядов и последовательно выбирать его до самого низа. Выборка грузов подкопом не допус кается. Сепарацию, стойки, приспособления, освободив шиеся при выгрузке, следует немедленно убирать из трюма. Укладывать грузы в трюме следует в обратной последовательности, предупреждая обрушивание шта белей.
При горизонтальном перемещении груз поднимают на высоту не менее 1 м над предметами, встречающимися на пути. Для предупреждения несчастных случаев при выполнении грузовых операций нельзя допускать боль ших скоплений людей в местах погрузки или выгрузки. Опасно также находиться под грузом, в просвете люка трюма, опускаться или подниматься из трюма в момент спуска или подъема груза, поправлять стропы после его подъема. Сигнал к подъему груза подается тогда, когда груз хорошо застропован и обжат,' обеспечена полная безопасность работающих.
Замену грузового шкентеля на стреле следует произ водить, когда стрела опущена на палубу. Намотку шкен теля на барабан или его перемотку разрешается произ водить только вдвоем. При сматывании шкентеля с бара бана слабина его должна подбираться на палубе в сто роне от лебедки. Нельзя производить смазку подъемных средств во время их работы, а также разговаривать и отвлекаться во время подъема (спуска) груза.
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ В ПОРТУ
Для предотвращения травматизма при грузовых опе рациях в порту судно, поставленное под погрузку или выгрузку, должно быть надежно ошвартовано.
312
Капитан и вахтенный помощник несут ответствен ность за безопасность экипажа в течение всего времени производства грузовых работ, а ответственность за без опасную работу портовых грузчиков несет стевидор. В случае нарушения правил техники безопасности, воз никновения опасности для жизни или здоровья людей погрузочно-разгрузочные работы должны быть немед ленно приостановлены.
Лебедчик и крановщик должны уметь определять по внешним признакам пригодность стальных тросов к ра боте, знать нормы: браковки и способы их тировки.
Прежде чем включить привод электрической лебед ки, следует убедиться в том, что рукоятка контроллера стоит в нужном положении, а масса поднимаемого гру за не превышает грузоподъемности лебедки (крана). Если-масса груза близка к грузоподъемности механизма, необходимо сначала приподнять его на 100—200 мм, проверить действие тормозов, правильность застропки и только после этого продолжать подъем.
При подъеме груза следят за тем, чтобы грузозахват ное приспособление не доходило до верхнего грузового блока на 0,5 м; а при спуске грузозахватного устройства в самое нижнее положение на барабане лебедки должно оставаться не менее полутора витков троса. Трос на гру зовой барабан должен ложиться ровными рядами, без слабины. Во время работы грузового устройства опасно направлять руками трос. Работая с ходовым концом троса, надо находиться или держать руки на расстоянии более 1 м от барабана или турачки лебедки. Опасно также находиться на линии натяжения и вблизи сильно натянутых тросов.
Лебедчик (крановщик) обязан прекратить работу, если занятые на погрузочно-разгрузочных работах пор товые рабочие или члены экипажа не выполняют требо ваний техники безопасности, например не уходят с про света люка при подъеме или опускании груза, развора чивают грузы не с помощью багров и оттяжек, а руками, применяют опасные приемы работы и т. п. О наруше нии правил следует доложить администрации судна или производителю работ (если лебедчик из порта).
Открывая трюмы, люковые крышки нужно начать снимать с середины трюма. Складывать их надо после довательно, аккуратно, по номерам, устойчиво, ровными
313
штабелями вплотную к фальшборту, противоположному причалу; при этом должен быть оставлен безопасный свободный проход шириной не менее 1 м.
Бнмсы, снятые с люков, укладывают на палубе устой чиво, они не должны мешать проходу людей и выполне нию грузовых работ. Оставшиеся на местах бимсы проч но закрепляют в гнездах; при укладке бимсов в гнезда опасно брать их руками за торцовые края.
Во время закрытия трюмов укладку люковых кры шек следует начинать от комингсов к середине люка. Правилами по технике безопасности при закрытии и от крытии трюмов запрещается: находиться в трюме у про света люков; снимать (ставить) съемные бимсы при помощи стропов, не предназначенных специально для этого; вырывать их лебедкой при заедании в гнездах или
завале грузом; снимать (ставить) |
бимсы |
без оттяжек |
||
при крене судна; |
направлять бимсы при |
их заводке |
||
в гнезда руками; |
устанавливать |
(даже |
на |
короткий |
срок) лючины поверх гребешков бимсов.
Открывать следует только те трюмы, в которых будут производиться погрузочно-разгрузочные работы. На суд не, где высота комингса люка составляет менее 0,75 м, старший помощник капитана обязан немедленно после открытия люка установить ограждение высотой не ме нее 1 м. Опасно находиться в зоне телескопического дви жения люковых крышек, поставленных на стопор, в мо мент производства грузовых работ.
Раскантовку груза на весу следует производить с по мощью багров и оттяжек только после того, как груз остановлен и находится не выше 1 м от места укладки.
Освобождать груз от стропов или захватных приспо соблений можно только тогда, когда он остановлен и опущен на палубу. Если строп зажало, его следует осво бождать осторожно во избежание развала штабеля. Нельзя выдергивать строп или гак, зажатый грузом, ле бедкой или краном — это опасно.
При перевозке палубных грузов (бочек с рыбой, та ры и т. п.) должны соблюдаться следующие правила. Крепление палубных грузов производится под непосред ственным руководством капитана или его помощников. Крепить бочки следует мягким стальным тросом. Опас но раскреплять груз растительным или жестким сталь ным тросом, который не обеспечивает прочного крепле
314
ния груза нз-за невозможности надежного оттягивания. Во время укладки палубного груза должны быть ос тавлены безопасные проходы для экипажа. Нельзя за громождать грузом подходы к лебедкам и шлюпкам. Опасно оставлять отдельные грузы, лежащие в неустой
чивом положении.
При выполнении некоторых операций вручную необ ходимо применять средства малой механизации.— бло ки, тали, тележки и т. п., при этом обязательно обращать внимание на их исправность.
Во время ручных перегрузочных работ принимаются все меры безопасности: при переноске штучных грузов на спине или плече рекомендуется пользоваться мягки ми наплечниками, нельзя брать груз в плохой таре (упаковке). Поднимая с земли груз, следует присесть, а не нагибаться. При групповой переноске длинномерных грузов (труб, бревен, брусьев) необходимо располагать ся по росту, брать груз и Опускать его одновременно по команде впереди идущего. Опасно перекладывать, а так же сбрасывать груз через голову. Кантовать грузы рука-- ми, ногами или случайными предметами правилами за прещается.
ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В ОТКРЫТОМ МОРЕ
При грузовых работах одной стрелой следует обра щать внимание на угол ее наклона и опасные зоны. Стрела опускается под таким углом, чтобы груз мог свободно перемещаться над палубой на безопасном рас стоянии от комингса люка, фальшборта или леерного ог раждения, надстроек и других элементов судна. Оттяж ки стрелы разносят так, чтобы они не мешали перегруз ке груза и обеспечивали необходимый плавный поворот стрелы.
Требование правил техники безопасности о необходи мости работать грузовой стрелой только при вертикаль ном натяжении грузового шкентеля должно строго со блюдаться. На практике иногда грузовой шкентель от клоняется от вертикального направления из-за крена и дифферента или качки судна в открытом море, а также при работе спаренными стрелами. При косом натяжении возникают силы, которые меняют характер усилий в то пенанте и оттяжках. В некоторых случаях эти силызна-
315
чительны, поэтому нужно предотвращать раскачивание груза с помощью оттяжек. Нельзя подтягивать груз гру зовым шкентелем, так как возникающие в это время усилия могут разрушить грузовое устройство. При под тягивании груза из точки, лежащей за пределами окруж ности, описанной ноком стрелы, усилия в топенанте воз растают. Если же подтягиваемый груз расположен меж ду мачтой и отвесной линией, проходящей через нок стрелы, то усилия увеличиваются также и в стреле.
На практике иногда стрела используется для разбор ки трала, сетей, груза, поданного в трюм, или для пере мещения груза внутри трюма. В этом случае грузовой шкентель, проходящий через грузовой блок, надо про пустить через канифас-блок, закрепленный в трюме. Для предохранения троса от разрыва во время подтягивания груза на просвет люка или под палубу без применения канифас-блока непосредственно с барабана лебедки не обходимо крепить к комингсу люка направляющие роли ки. Работающий на стреле обязан во всех случаях сле дить за натяжением тросов, не допускать нагрузок, спо собных привести к их разрыву.
Работа спаренными стрелами по схеме «телефон» позволяет ускорить процесс перегрузки. Этот способ за ключается в том, что с помощью двух неподвижно уста новленных стрел груз перемещается в вертикальном и горизонтальном направлениях. Для этого перед началом перегрузки нок одной стрелы разворачивается (вывали вается) за борт, а нок второй — размещается над грузо вым люком. Первая стрела называется береговой, или морской (в зависимости от того, где и как производится перегрузка), в вторая—люковой, или трюмной (рис.77).
Внутренние оттяжки загромождают рабочее место, поэтому рациональнее применять хват-тали, соединяю щие ноки стрел. При нормальной работе стрел внутрен ние оттяжки не испытывают больших усилий и исполь зование хват-тали обеспечивает необходимую безопас ность.
Наружные оттяжки испытывают наибольшие нагруз ки, возникающие во время поперечного перемещения груза или остановки его на весу где-либо между ноками стрел. Безопасность в этом случае зависит от соответст вия оттяжек грузоподъемностям стрел и правильной их расстановки.
316