Файл: Бизнеспланом развития кфх по выращиванию крс, разработанным компанией "ПитерКонсалт".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.     Маркетинговый анализ.

4.1.         Потребительские предпочтения.

Поскольку крупный рогатый скот распространился практически повсеместно, блюда из говядины были одним из самых популярных источников мяса во многих странах. Английская (и ее наследники - американская и австралийская), французская, русская кухни, а также аргентинская и бразильская базируются на преимущественном употреблении говядины. Английской кухне мы обязаны такими блюдами как бифштекс, ромштекс, ростбиф. Американцы распространили по всему миру стейк и гамбургер. Французская кухня также отдает предпочтение говядине и телятине, за исключением провинций Эльзас и Аквитания, где чаще готовят все-таки из свинины. А лучшей считается говядина из Бургундии. Всем известны такие французские блюда как лангет, филе и антрекот, но существуют, наверное, тысячи иных способов приготовления и подачи разных частей мяса и субпродуктов коровы. И даже из костей готовят коричневый бульон - основу сотен соусов. Аргентинцы, которые занимают первое место в мире по потреблению говядины, обогатили мировую кухню чорисо - громадными кусками жаренной на углях говядины. В этой стране говядина была настолько доступным видом мяса, что в 60-е годы ХХ века в любой мясной лавке предлагали бесплатно любые субпродукты, включая язык и печень, так как их мясом вообще не считали.

Бразильцы же прославились непревзойденным шураско, который делают только из отборной говядины. Шураско - родственник шашлыка и барбекю, так как готовится на открытом огне на шампурах.

В традиционной русской кухне говядина заметно опережала свинину, баранину и птицу. Готовили ее, как правило, крупным куском. Самое известное русское блюдо - щи  - варились  с говяжьей грудинкой, которую затем вынимали и подавали в качестве второго блюда. Кроме того, готовили солонину или жаркое: большой кусок мяса (огузок, кострец) зажаривали на противне в печи. Позднее под влиянием европейской кухни в меню россиян вошли многочисленные изделия из разделанного на небольшие кусочки, а также молотого, рубленого и панированного мяса. Традиции потребления говядины как мяса номер один в России нашли свое отражение и в языке. И по сей день под словом «мясо» мы в первую очередь подразумеваем говядину. Промышленное использование говядины в России и на всем пространстве СНГ также имеет свои традиции: в качестве основного сырья она
входит в рецептуру множества колбас, в наиболее массовых ГОСТовских вареных говядина I сорта составляет 25%. Однако во второй половине ХХ в. во многих странах мира говядина начала сдавать позиции свинине и мясу птицы. Большую роль здесь сыграло развитие технологий производства мяса. Пастбищное животноводство постепенно вытеснялось откормом на основе производства зерна и соевых бобов. Изменилась структура поголовья животных с учетом эффективности откорма: производство говядины требует в среднем 7 кг зерна, свинины - 4 кг, мяса птицы - 2. В конце ХХ в. при существенном общем увеличении производства мяса практически за два десятилетия производство говядины с первого места было оттеснено на третье. Соответственно стоить мясо крупного рогатого скота стало выше в сравнении со свининой и курятиной.

По прогнозам Центральной маркетинговой службы аграрного комплекса Германии, мясо птицы - преимущественно курицы и индейки - будет все больше вытеснять говядину и даже свинину, достигнув уже к 2010 году половины всего производимого мяса во всем мире и оставив на долю говядины всего 19 процентов.

Рынок говядины в настоящее время переживает передел. В США и Австралии рост цен на продукцию и нехватка кормов в первые годы тысячетелия спровоцировали увеличение забоя животных. В Евросоюзе проходит реформа отрасли, сокращаются дотации животноводам и, как следствие, сокращается поголовье скота. Это уже привело к падению доли развитых стран в мировом производстве говядины и к переходу стран Европы и США из разряда ее нетто-экспортеров в разряд нетто-импортеров. Одновременно наблюдается рост поголовья скота в ряде азиатских стран. Форсированное развитие животноводства наблюдается в странах Южной Америки, которые демонстрируют резкий рост экспорта - от 20 до 40 процентов ежегодно. Таким образом, более половины всей говядины сейчас производится в развивающихся странах, а крупнейшими импортерами являются США, Россия, Мексика, Япония и Южная Корея. Страны Евросоюза также стали завозить говядину из Южной Америки.

Цены и спрос на мясо коров и бычков остаются на высоком уровне.

Привычка есть говядину дорога многим, а станет еще дороже. Под влиянием роста цен и снижения объемов производства говядина давно утвердилась в качестве элитного в англоязычных странах. Возможно, на утверждение говядины как деликатесного мяса в ряде стран повлияла и пришедшая из Японии мода на «мраморную» говядину. Этот вид мяса до сих пор окутан тайнами и недомолвками - вполне в восточном стиле. То за мраморную говядину выдается любое мясо, полученное от скота мясных пород, то главный секрет получения такого мяса - выращивание бычков по особой технологии. Причем под особыми технологиями понимается как специальная диета, так и строго регламентированные переводы скота от стойлового к пастбищному содержанию. Ну а согласно легенде изобретателей элитной говядины японцев, настоящее мраморное мясо может быть получено только от бычков породы вагью, которых выращивают под классическую музыку подвешенными на вожжах, отпаивая пивом лучших сортов, а кормят, вероятно, блюдами из лучших ресторанов... Где здесь кончается
технология и начинается рекламный миф, похоже, не знают и сами японцы, но понятно, что мясо вагью не может стоить гроши и подаваться к столу каждый день.

Впрочем, такие неимоверные требования к условиям содержания элитных бычков не мешают японцам импортировать мраморную говядину из Австралии, где к подобным ухищрениям и не думают прибегать.

В противоположность жирной мраморной говядине французы выращивают бычков, дающих диетическую постную говядину. Наиболее известные породы - кремово-белый шаролезский и темно-палевый лимузинский скот. Итальянцы гордятся коровами породы кьянина, мясо которых отличается неповторимым вкусом и ароматом, а готовить его позволено только высококлассным поварам.

Поэтому неудивительно, что животные специальных пород, которые долго растут и дают небольшой приплод, имеют дорогое деликатесное мясо. Вот и в России развивается производство свинины и курятины, а производство говядины даже сокращается, хотя, как уверяют эксперты АПК, молочное животноводство у нас в стране имеет неплохие перспективы, а вот мясное - не очень. Поэтому говядина, которой мы довольствуемся и будем довольствоваться в обозримом будущем, останется побочным продуктом высокорентабельного молочного животноводства.

В то же время мясной скот везут в Россию пароходами, везут много, и на внутреннем рынке, как только появилась слабая поддержка животноводства, цена племенной коровы отечественного разведения поднялась практически до европейского уровня. Однако начальная точка роста находится почти на нулевой отметке, и для достижения успехов в мясном скотоводстве нужны инвестиции, «длинные» кредиты (требование даже не экономическое, а биологическое), знания и подготовленные кадры. А еще нужны соответствующая аграрная политика, на которую могли бы ориентироваться инвесторы, и время, которое, как известно, всех рассудит.

Пока можно сказать, что некоторые регионы России опровергают прогнозы. Прежде всего, это Калмыкия, где поголовье мясного скота калмыцкой породы за прошлый год выросло, по данным республиканского Минсельхоза, на 20%. Конечно, не везде мясное скотоводство имеет такие глубокие исторические корни, как у народа этой республики, да и молока на засушливых пастбищах коровы не много нагуляют. Может быть, это лишь исключение, подтверждающее правило, выведенное экспертным сообществом из сегодняшних реалий. Эксперты тоже не едины во взглядах на будущее мясного скотоводства и рыночные перспективы говядины. Только в одном, по всей видимости, можно не сомневаться - говядина будет дорожать. Впрочем, как и все остальное.


4.2.         Анализ рынка говядины в России в 2004-2008 годах и  краткосрочный прогноз.

Поголовье крупного рогатого скота и производство говядины в России ежегодно сокращается. Выращивание мясного КРС в России менее рентабельно, чем производство свинины или птицы. Баланс предложения стабилизируется импортом дешевой мороженой говядины из стран Южной Америки. В 2008 г из 2921 тыс. т говядины, предложенной на внутреннем рынке, 1178,6 составил импорт. Более половины всех поставок мороженой говядины в Россию приходится на Бразилию. Важным фактором стабилизации рынка являются частные хозяйства населения, которые содержат больше скота и заготавливают больше говядины, чем сельхозпредприятия. В 2008 г частные хозяйства заготовили 865 тыс. т говядины, из которых 273 тыс. т были проданы на рынке, а 592 тыс. т использованы для личного потребления. В частных хозяйствах основными видом заготовки мяса является замораживание и консервирование. В промышленном секторе говядина в основном идет на производство сложных мясопродуктов, таких как колбасы, мороженные полуфабрикаты и

консервы. В 2009 г стабилизация рынка говядины произойдет в секторах промышленных и государственных закупок. Пищевая промышленность закупит 1066 тыс. т говядины, чтобы увеличить производство вареных колбас из говядины и замороженных полуфабрикатов, таких как пельмени или блины с мясом. Государственные закупки продуктов из говядины для нужд Министерства обороны, МЧС и милиции составят 111,6 тыс. т, из которых порядка 75 тыс. т придется на говяжью тушенку.

Сектора общественного питания и розничной торговли продолжат сокращать закупки продуктов из говядины, из-за чего рынок говядины в целом продолжит падать. Потребление продуктов из говядины в стране снизится с 2704 тыс. т в 2008 г до 2639 тыс. т в 2009 г. Складские остатки говядины сократятся с 207 тыс. т до 127 тыс. т. Предложение говядины на российском рынке неуклонно падало с 2004 по 2008 гг, в среднем на 1% в год. К 2008 г предложение достигло 2921,6 тыс т, что на 103,9 тыс т ниже показателя 2004 г.Рынок говядины испытывает значительное влияние экономического кризиса. Говядина и ранее являлась менее рентабельным для производства продуктом, чем свинина и птица. Предложение говядины на рынке оставалось стабильным лишь благодаря относительно дешевому импорту. В 2009 и 2010 гг импортная говядина подорожает, и объем предложения говядины на внутреннем рынке продолжит сокращаться.