Файл: Рабинович А.Г. Технология производства гидроакустической аппаратуры учеб. для судостроит. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизмы поступательного движения обычно образуются на­ правляющими, имеющими самый разнообразный профиль (форму): плоский или прямоугольный, призматический (треугольный), типа ласточкина хвоста, цилиндрический и др. (рис. 86). Все направ­ ляющие обеспечивают поступательное перемещение подвижных ча­ стей в различных плоскостях (горизонтальной, вертикальной, на­ клонной и т. п.). Поверхности направляющих должны иметь высо­ кий класс чистоты, а материал должен отличаться более высокой твердостью по сравнению с твердостью деталей, скользящих или перемещающихся вдоль направляющих.

Рис.

86. Характерные конструкции направляющих механизмов:

а — с

плоским профилем; б — с треугольным профилем; в — лас­

 

точкин хвост; г — цилиндрические.

Сборка узлов механизмов поступательного движения в основ­ ном сводится к обеспечению плотного сопряжения между непод­ вижной частью направляющего и поступательно-движущимися (пе­ ремещающимися) деталями. Направляющие и сопрягаемые с ними детали скольжения обрабатываются шлифованием, шабрением и притиркой. Обработка направляющих и подвижных элементов при­ тиркой производится главным образом в тех случаях, когда тре­ буется высокая точность сопряжения. Применяются два способа притирки: в одном случае сами сопрягаемые детали непосред­ ственно притираются друг к другу, в другом — притирку осуще­ ствляют при помощи инструмента (притира). Поверхности деталей, подлежащих притирке, должны быть предварительно обработаны шлифованием или шабрением.

Собранные узлы механизмов из направляющих с сопрягаемыми

деталями движения

обычно смазывают тонким слоем

смазки и

в специальной таре передают на операции общей сборки

системы.

К м е х а н и з м а м

п р е о б р а з о в а н и я д в и ж е н и я отно­

сятся винтовые, эксцентриковые (кулачковые), храповые

и коноид-

ные механизмы.

 

 


Элементы винтовой пары должны иметь высокую точность из­ готовления, так как от этого во многом зависит точность собран­ ного механизма. Допуски на элементы резьбы назначаются в за­ висимости от требуемой степени точности перемещения. Проверку точности винтовых пар осуществляют при помощи различных ин­ струментов, обеспечивающих измерение профиля резьбы и шага. Винтовые передачи наряду с высокой точностью изготовления эле­ ментов требуют также высокого класса чистоты обработки поверх­ ности, так как от этого зависит плавность работы механизма.

К о н о и д о м

называется

система

эксцентриковых

кулачков

бесконечно малой толщины, сидящих

на общем валу. Упрощенная

 

 

 

 

схема

коноидного

механизма

 

 

 

 

представлена

на

рис. 87.

Меха­

 

 

 

 

низм состоит из винтовой переда­

 

 

 

 

чи, связанной с коноидом 2, и

 

 

 

 

щупа 5. При вращении винта 1

 

 

 

 

коноид вместе с кареткой 3 будет

 

 

 

 

перемещаться

вдоль оси на вели­

 

 

 

 

чину,

пропорциональную

значе­

 

 

 

 

нию времени. Вращением вала 4

 

 

 

 

поворачивают

коноид

вокруг оси

Рис.

87. Коноидный

механизм.

на некоторый

угол,

пропорцио-

f - в и н т ;

2 - к о н о и д ;

3 -

каретка; 4 -

НЭЛЬНЫЙ

Текущему ЗНЭЧеНИЮ СКО-

 

вал; 5 - щ у п .

 

РОСТИ. В

результате

ЭТИХ

П е р е -

 

 

 

 

мещений

щуп

передвигается

вдоль своей оси пропорционально произведению

скорости на

время, т. е. на величину искомого значения

пути. Движением

щупа

искомая величина передается на измерительную шкалу или устрой­ ство, обеспечивающее ее преобразование в соответствующие ком­ поненты.

В современных приборах широкое применение нашли коноиды

со щупом, совершающим качательные движения

как в плоскости,

перпендикулярной к оси коноида, так и в осевой

плоскости.

§ 42. Общая сборка аппаратуры

 

Общая сборка состоит из предварительной и окончательной сборки. Характер и объем этих работ зависит от конструкции

аппарата и вида

производства.

 

В единичном

производстве при изготовлении опытных

образцов

наибольший объем составляет п р е д в а р и т е л ь н а я

с б о р к а .

Она включает в себя разметку крепежных отверстий, установку механизмов, согласование и соединение выходных звеньев меха­ низмов, сверление крепежных отверстий, нарезание резьбы и штифтование механизмов. После выполнения этих операций устройство разбирают, очищают от загрязнения и производят покрытие дета­ лей, подвергнутых доработке. При окончательной сборке произво­

дят установку

и

крепление механизмов, согласование

их работы

в соответствии

с

кинематической схемой, установку

указателей,


проверку качества и точности сборки. Перед общей сборкой про­ веряют наличие всех необходимых механизмов, узлов и деталей и раскладывают их на рабочем месте в порядке, обеспечивающем удобство сборки.

В серийном производстве объем предварительной сборки не­ значителен и заключается в размещении механизмов и установке стопоров. Пригоночные работы при этом сведены до минимума. Общую сборку начинают с подготовки корпуса: его очищают от потеков краски и шпаклевки, резьбовые отверстия прочищают ка­ либровочными метчиками и затем продувают корпус сжатым воз­ духом, очищая его от загрязнений.

Качество сопряжения плоскостей механизмов и корпуса прове­ ряют «на краску». Если не обусловлена заданная точность сопря­ жения, то плоскости пришабривают. При сборке механизмов не­ обходимо обеспечить легкость хода. Если в аппарате имеются устройства передачи движения, то производят их прикатку. После прикатки выполняют штифтовку.

При окончательной сборке все механизмы и узлы должны хо­ рошо садиться на свои места. После сборки осуществляют про­ верку согласно техническим требованиям и конструкторской до­ кументации.

§ 43. Особенности сборки электронных приборов аппаратуры

Электронная аппаратура гидроакустических систем, как пра­ вило, близка по своей конструкции к обычным радиотехническим устройствам. Поэтому принято считать, что процессы их сборки строятся идентично. Лишь отдельные конструкции электронной аппаратуры представляют собой сочетание электрических и меха­ нических узлов. Процесс сборки таких конструкций носит не­ сколько специфический характер.

Процесс механической сборки элементов, узлов и деталей ра­ диоэлектронной аппаратуры включает в себя три технологических этапа: сборку шасси, сборку элементов внешнего оформления и общую сборку аппарата (блока).

В сложных схемах электронной аппаратуры отдельные функ­ циональные каскады обычно выделяются в самостоятельные узлы. Такие узлы собирают и монтируют на отдельных панелях, назы­

ваемых субпанелями или

линейками. Последние устанавливают

на шасси при выполнении

заключительных операций сборочного

процесса.

 

В технологический процесс сборки шасси входят следующие операции: а) сборка узловых частей, в том числе субпанелей или линеек, лицевых панелей и т. п.; б) общая сборка шасси с суб­ панелями (линейками), лицевой панелью и всеми прочими дета­ лями, входящими в комплектацию устройства.

Сборка лицевых панелей состоит из ряда последовательных операций по установке и креплению проволочных и непроволоч­ ных потенциометров, малополюсных и галетных переключателей,


арматуры ламп сигнализации, измерительных приборов и обрам­ лений к ним и т. д. Потенциометры и переключатели крепятся с фиксацией установленных положений, которые определяются по западанню их стопоров в специальных отверстиях шасси или па­ нели. При креплении галетных переключателей не допускается чрезмерное затягивание гайки, так как это может вызвать замет­ ное нарушение четкости фиксации положений при переключениях. Заключительной операцией сборки лицевой панели является уста­ новка и закрепление на осях ручек управления.

Общая сборка шасси со всеми деталями комплектации произ­ водится в следующем порядке. Сначала на шасси устанавливают лепестки заземления и крепят их на заклепках или пистонах. Ко­ личество переходов при этом определяется количеством лепестков. Затем на шасси закрепляют развальцовкой различные колонки, стойки, самоконтрящие гайки для крепления субпанелей и изоли­

рующие контактные лепестки. В первую очередь

закрепляют де­

тали сравнительно небольшого веса

и лишь по мере приближения

к окончанию сборочного процесса

устанавливают

такие детали,

как трансформаторы, дроссели и др.

 

 

Механически собранное шасси после технического контроля по­ ступает на электрический монтаж и регулировочно-настроечные операции.

Сборка элементов внешнего оформления включает работы по установке на кожух замков крепления, кожуха на шасси, марки­ ровочных шильдиков, ручек для переноски аппарата и т. п. Такие крепления выполняют путем развальцовки пустотелых заклепок или постановки обычных заклепок с потайной или сферической го­ ловкой.

Общая сборка электронного блока производится после завер­ шения регулировочно-настроечных операций. При этом на блок устанавливают защитный кожух и крепят его способом, предусмот­

ренным

конструкцией устройства.

 

 

 

 

§ 44. Организация процесса и технического контроля

 

 

 

сборочных работ

 

 

 

Организационными формами сборочных

процессов могут

быть

стационарная или подвижная сборка.

 

 

 

При

с т а ц и о н а р н о й с б о р к е собираемый объект

разме­

щается

на специальном стенде (площадке)

и неподвижен

в

тече­

ние всего цикла. К данному объекту поступают все детали и узлы, и сборщики производят все необходимые сборочные операции. Та­ ким образом, при стационарной сборке центром является собирае­ мый объект, к которому все стекается.

К стационарной сборке прибегают в случае больших по габа­

риту

и весу

аппаратов (комплексная сборка станции). Такая

сборка

требует

малого количества транспортных средств.

П о д в и ж н а я с б о р к а характеризуется тем, что собираемый объект перемещается от одного рабочего места к другому. При


этом центром сборки является рабочее место, к которому посту­ пают все необходимые для сборки детали и узлы.

Наиболее совершенной формой организации сборочного про­ цесса является сборка на конвейере, при которой процесс сборки расчленен на простейшие операции.

Контроль в сборочных цехах осуществляется как в процессе узловой сборки на отдельных промежуточных операциях, так и по окончании сборки. Основными методами контроля при сборке яв­ ляется визуальный осмотр собранного изделия, проверка мери­ тельными инструментами и специальными приспособлениями и проверка взаимодействия отдельных частей механизмов или эле­ ментов сопряжения.

При наружном осмотре определяют состояние поверхностей де­ талей, отсутствие рисок, царапин, забоин, коррозии и т. п., пра­ вильность и качество сборки по чертежу.

С помощью мерительных инструментов и приспособлений кон­ тролируют различные зазоры в сочленениях, проверяют биения, мертвые хода в зацеплениях и осевые люфты на валиках, парал­ лельность и перпендикулярность осей и т. п. Проверкой взаимо­ действия отдельных частей механизмов определяют их работоспо­ собность и соответствие требованиям технических условий.

Особое внимание уделяют также проверке прочности крепле­ ний деталей и узлов и надежности их стопорения (контровки).

Контрольные вопросы

1. Какое место занимают сборочные работы в процессе изготовления аппа­ ратуры?

2.Что такое размерная цепь?

3.Каковы основные свойства размерной цепи?

4.Какие методы сборки обусловливаются решением размерных цепей и каковы их характеристики?

5.Какие соединения называются неразъемными?

6.Какие соединения называются разъемными?

7.Какова особенность склепывания сплошными заклепками?

8.Как осуществляется склепывание трубчатыми заклепками?

9.Какие способы сварки наиболее применимы в производстве аппаратуры и какое при этом применяется оборудование?

10.Как производится пайка?

11.В чем заключается особенность пайки алюминия?

12.Как производится склеивание?

13.Как осуществляется резьбовое соединение?

14.Как производится штифтование коническими штифтами?

15.Какие работы выполняются для подготовки деталей к сборке?

16. Как производится сборка подшипников скольжения и качения?

17.Как производится сборка зубчатых передач?

18.Как производится сборка механизмов поступательного движения?

19.Каковы особенности сборки коноидов?

20.Как производится общая сборка аппаратуры в единичном и серийном произ­ водстве?

21.В чем состоит особенность сборки электронных приборов?

22.Что такое стационарная и подвижная сборка?

23.Как осуществляется контроль сборочных работ?